На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

История  
Версия для печати

Откуда пошла Вера Русская

Очерк

Возвращение Крыма – древней Тавриды в родные пенаты – это исправление исторического недоразумения. Для России оно имеет важное геополитическое значение. В духовном смысле оно возвращает русский народ, включая крымчан, к истокам христианской проповеди и крещения нашего любезного Отечества.

Благовествование Христова учения началось в наших пределах с апостольских времён. Святому апостолу Андрею Первозванному выпал жребий проповедовать северным народам. Во времена Римской империи это были земли Причерноморья, Тавриды и Кавказа. Апостол Андрей предпринял несколько миссионерских путешествий по городам греческих колоний Крыма, а также в Абхазии и Алании (Осетии). Он обратил к Вере Христианской правительницу Сванетии. «Повесть временных лет» сообщает о прохождении апостола Андрея вверх по Днепру, где он благовестил о предстоящем проявлении Славы Божией на Киевских горах, и последующей проповеди в Новгородских землях.

Некоторые учёные подвергают сомнению факт Андреева путешествия, не найдя тому весомых подтверждений. Однако, добросовестные исследователи (и церковные и светские) такие подтверждения (письменные и материальные) всё же обнаружили. Наиболее полно эти свидетельства собраны в труде митрополита Макария (Булгакова) «История Русской Церкви». Первый том его истории целиком посвящён апостольской проповеди и крещению Руси. В результате глубоких и всесторонних исследований митрополит Макарий подтвердил реальность апостольского служения в Причерноморье и сделал однозначный вывод о том, что: «нет основания отвергать безусловно или принимать за одну идею» путешествие Андрея Первозванного в русских землях.

Надо иметь в виду, что нашими «доброжелателями» подвергаются сомнению практически все важнейшие ключевые события нашей истории. Причём, если не удаётся их «научно» опровергнуть, то применяются домыслы, «сомнение в достоверности», или откровенная ложь. В то же время легенда об основании Рима братьями, вскормленными волчицей, принимается благосклонно. А «легенда» о происхождении человека от обезьяны и вовсе принята «цивилизованным миром» за научную аксиому.

Оставив сомнения будем опираться на принятые нашей Церковью писания, придания, духовные изыскания и документальные свидетельства.

Проповедование апостола Андрея в Причерноморье, Тавриде и на Кавказе подробно описали ещё во III веке Ориген и Ипполит Пертуенский, получавшие информацию из «вторых уст», то есть от учеников самих апостолов. Согласно апокрифическим рукописям (подтверждённым светскими учёными) в Тавриде и Причерноморье проповедовали апостолы Петр, Матфей, Иуда и Симон Зилот. Апостолы Андрей и Варфоломей благовествовали на Кавказе. Здесь святой апостол Варфоломей принял свой мученический венец.

Писания и предания признают Андрея Первозванного, именуемого в апокрифах «просветителем южных, восточных и северных берегов Черного моря», «апостолом Севера».

Апостольская проповедь положила начало христианизации этих земель. Священномученик Климент, апостол от 70-ти, епископ Римский, ученик апостола Петра, сосланный в Херсонес Таврический, нашёл здесь до ста церквей (в основном катакомбных). Ссыльный Климент работал на Инкерманских каменоломнях не оставляя проповеди, и крестил множество херсонесцев. Разгневанный император Траян приказал его утопить. Святой Климент был первым в сонме крымских мучеников. В первые века здесь совершили свой подвиг за Веру херсонесские епископы священномученики Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон. Здесь же приняли венец мученичества Мартин исповедник и Параскева Римская. В XIX веке на месте её кончины был основан Топловский монастырь во имя святой мученицы Параскевы.

 Апостольская проповедь и кровь мучеников укрепили основание Церкви Христовой в Северном Причерноморье и на Кавказе. В первые века Христианства были образованы Херсонесская, Боспорская, Готская и Сугдейская епархии в Тавриде и Скифская (самая ранняя) на Дунае. Паству этих епархий в основном составляли православные греки, жители древнегреческих городов, а к тому времени Византийской провинции, а также наши предки славяне.

С IV века в Тавриде началось строительство православных монастырей. Одним из первых был вырублен в скалах недалеко от Херсонеса Инкерманский Климентовский, где первоначально хранились мощи Климента. Пещерный монастырь в Качи-Кальоне был основан в VI веке, Успенский (пещерный) в урочище Мариам-Дерей в VIII, Балаклавский Георгиевский в IX веке.

Не удивительно, что многие называют Крым – русским Афоном.

Особое место в истории Православной Церкви в наших землях занимает Боспорская епархия. Пантикапей – один из древнейших городов мира, основанный в VII веке до Рождества Христова, в годы римского правления назывался Боспор. Он и стал ядром епархии, которая объединяла земли восточного Крыма и Тамани. В IX-XII веках эти земли входили в состав Древнерусского Тмутараканского княжества. Таким образом город Керчь – Тмутаракань (Таматарха) – Боспор – Пантикапей является преемником Древнерусского Мира, раннехристианской Церкви, античной цивилизации и доисторических времён. Здесь обнаружены неолитические стоянки 5 тысячелетия до н.э.

Кстати, на Таманском полуострове находится и древний город Фанагорея (V век до н.э.) откуда и были фанагорейцы – любимые солдаты А.В. Суворова.

Старинная Готская епархия, основанная ещё в IV веке, во время турецкого владычества, спасаясь от преследований мусульман, почти в полном составе переселилась в Мариуполь в XVIII веке. И, соответственно, тоже передала Русской Земле раннехристианские традиции.

Древнюю историю имеет и Феодосия, основанная в VI веке до Р.Х. (в средние века это был крупный генуэзский город-порт Каффа) и Судак-Сурож-Сугдея. Несколько веков Сугдея была центром Сугдейской (Сурожской) епархии. Отсюда можно начинать отсчёт русских правителей, принявших Святое Крещение. В житии Стефана Сурожского приводится рассказ о походе князя Русов Бравлина в конце VIII века, который завоевал многие греческие города и после десятидневной осады захватил и Сурож, в Софийском соборе которого находились мощи святого Стефана. Когда князь попытался разорить могилу святого, чтобы отыскать клад, то лицо его «обратилось назад». Князь Бравлин вернул всё награбленное, но только после крещения исцелился. Это было первое зафиксированное крещение русского правителя и его присных. В 866 году состоялось крещение русских князей Аскольда и Дира. Поход на Византию завершился гибелью киевского флота и принятием крещения обоими князьями со «болярами».

Примерно в то же время в Крыму проповедовали братья Кирилл и Мефодий. На обратном пути из Хазарии Кирилл остановился в Корсуне-Херсонесе. Здесь он обрёл мощи священномученика Климента. Здесь же обнаружил «Евангелие и Псалтирь, русьскими письмены писана», а также человека, говорившего на том же языке. Об этих письменах тоже ведутся споры не одну сотню лет. Мы не станем вступать в эти споры. Они требуют специального рассмотрения. Оставим так как они записаны черноризцем Храбром «русские письмена».

Священное Писание, переведённое на славянский язык равноапостольными Кириллом и Мефодием, было представлено папе Римскому Адриану II вместе с мощами священномученика Климента. Адриан благословил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских церквях.

Следующей важной вехой просвещения Руси Светом Христовым было крещение правительницы Древней Руси княгини Ольги и её приближённых. Будет уместным вспомнить, что крещение последней русской правительницы Императрицы Александры Фёдоровной было совершено в Крестовоздвиженской церкви Ливадийского дворца.

Многовековое созревание Веры в русском народе привело к общенародному крещению при князе Владимире. И вновь важное событие нашей истории было связано с благословенной Крымской землёй. В очередной раз русами был совершён поход на византийские владения. На этот раз в Корсуне-Херсонесе Владимира ждала военная победа и ослепление. С чем пришло исцеление? Опять с крещением! Таинство Крещения Великого князя Владимира совершил митрополит херсонесский в сослужении цареградских священников. Вслед за князем крестилась и его дружина. По слову преподобного Нестора Летописца Владимир «крестился в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг». Таким образом, в Херсонесе Русь приняла Свет Христовой Веры из одного апостольского корня. От проповеди самого апостола Андрея Первозванного и от Византийской Церкви, им же созданной.

Здесь же в Херсонесе Владимир венчался с Византийской Царевной Анной. С Православной Верой Русь восприняла от Византии и высокий Имперский Дух в период её расцвета. Вера Христова и Имперский Дух навсегда определили судьбу Руси как Православной Вселенской Державы. В этом заключается Промысел Божий о России.

 «После всего этого, – продолжает летописец, – Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города; стоит церковь та и доныне… Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев».

Многовековое духовное восхождение подготовило народ к принятию Веры Христовой. Во святые дни 988 года от Рождества Христова произошло завершение многотрудного духовного пути Крещением Русского Народа. Вот почему крещение киевлян и всей Руси происходило в основном мирно и вдохновенно. Несмотря на болезненность такой духовной «операции» она проходила почти безкровно. Столкновения, неизбежные при таких жизненно важных эпохальных изменениях, не имели массового характера. Скорее происходило воодушевление. Величественные, и при этом изящные соборы, выстроенные тогда в Киеве, Новгороде, Чернигове, Пскове, Ростове, Суздале, Полоцке, Смоленске и по всей Земле Русской, как неподкупные свидетели тех благословенных дней, подтверждают это своим несказанным небесным видом. Они светлы и жизнерадостны.

За что мы и воздаём славу и благодарение Спасителю и Просветителю нашему Иисусу Христу.

 

Литература:

Макарий (Булгаков). «История Русской Церкви». М., Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.

Манкуни Н. В. Соборный храм святого Владимира в Херсонесе. Краткий исторический очерк. Севастополь, изд. «Сигнал», 1998.

Владимир Святой // Православная Богословская Энциклопедия. Том 3. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за1902 г.

Гильфердинг А. Ф. Неизданное свидетельство современника о Владимире Святом и Болеславе Храбром. — М.: Тип. Александра Семёна, 1856. — 39 с.

Древняя Русь в свете зарубежных источников./ под редакцией Е. А. Мельниковой. — М.: Логос, 1999.

Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII в. СПб., 1913.

Федотов Г. П. Канонизация Святого Владимира. Владимирский сборник. Белград, 1938.

Алексеев С. В. Крещение Руси: Источники против интерпретаций // Историческое обозрение. — М.: ИПО, 2004. — Вып. 5. — С. 20 – 33.

Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. — Мн.: Харвест, 2007. 

Кузьмин А. Г. Крещение Руси: концепции и проблемы] // Вопросы религии и религиоведения. — М., 2009. — Вып. 1 Часть 2. — С. 11-48.

Лев (Лебедев), прот. Крещение Руси. — М.: Издание Московской Патриархии, 1987.

Г. Л-ий. Христианство в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Назаренко А. В. Русская Церковь в Х — 1-й трети XV века // Православная энциклопедия: В 25-ти тт. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. «Русская Православная Церковь». — 38-60 с.

Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси. — М.: Алгоритм, 2007.

Владимир Анищенков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"