На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Русская Голгофа  
Версия для печати

Во дни смуты

По поводу Патриаршего послания

ПО ПОВОДУ ПАТРИАРШЕГО ПОСЛАНИЯ***

 

«Мы прослушали послание Святейшего Патриарха. Считаем долгом сказать вам по поводу его еще несколько слов. Пред нами сегодня во главе нашего молитвенного собрания – Преосвященный епископ Ефрем из Сибири****. Его два раза выслал из епархиального города местный Революционный Комитет, и оба раза без всякого основания и без всякого обвинения, только потому, что около Преосвященного собирается верующее общество, а это будто бы опасно для Республики… В первый раз его оправдал Св. Синод и возвратил в Читу уже чрез полгода после ареста и высылки. Но враги не унялись. По возвращении, чрез месяц, Преосвященного снова арестовали, отправили чрез всю Сибирь в Петроград в Смольный, к правительству большевиков, в сопровождении солдат, которые, кстати сказать, дорогой занимались спекуляцией по торговле мясом… Знаете ли, кто был во главе Революционного Комитета, и кто лично арестовал архиерея? Вы не поверите: это был священник, некий Комаров!

В Смольном сначала решили бросить Епископа в тюрьму, хотя буквально не представили и не имели против него ровно никаких обвинений. После протеста Преосвященного, его отпустили в Лавру Петроградскую, ныне захваченную и ограбленную большевиками, а затем вынуждены были и совершенно отпустить, предоставив свободное жительство везде в России, кроме только Читы, т. е. именно того города, где Владыка совершает пастырское служение. И это называется свободой вероисповеданий, свободой, объявленной новыми правителями! Мы не слышим об арестах мулл и еврейских раввинов, языческих жрецов и инославного духовенства: зато православных архиереев арестовывают десятками, священников расстреливают. По поводу ограбления Лавры и нападения на безоружных богомольцев сегодня социалистическая газета пишет, что красногвардейцы стреляли там вверх: однако, протоиерею Скипетрову выстрелили в рот, ранили женщину и двух детей, которые едва ли были где-то вверху…

Можно сказать, что еще не высохли чернила того обращения, с которым обратились большевистские правители к «народам Востока» после расстрела Кремля, обещая мусульманам охрану… мечетей. Почему-то Лавры, монастыри и храмы православные никак не могут дождаться равенства с мечетями и охраны со стороны новых правителей России, напротив, подвергаются ограблению и обращаются в «народное достояние», как будто бы храмы и их имущество не народом созданы, как будто не составляют и теперь тоже народного достояния? И почему это духовенство служит не народу, а красногвардейцы – народу, и при этом первые – излишни, а вторые необходимы? И почему мечети, капища и синагоги не подлежат ограблению и составляют народное достояние, а православные храмы и монастыри безцеремонно захватываются красногвардейцами?

Газеты социалистические, разбирая сегодня Послание Патриаршее, совсем не опровергают тех фактов кровавых насилий, убийств и грабежей, о которых говорит Святейший Патриарх, потому что опровергнуть их никак нельзя, – и только отвечают наглыми насмешками и ругательствами, издеваясь над тем, что Церковь-де тогда заговорила, когда коснулись ее денег. Можно подумать, что комиссары и красногвардейцы совершенно ничего не получают и безплатно служат революции. Можно подумать, далее, что Церковь не содержит ни училищ, ни больниц, ни священнослужителей. Газеты, далее, упрекают Церковь, что она не говорила ничего смелого при монархии. Забывают, однако, что тогда, если и держали часто Церковь в угнетении, то во всяком случае никто не похвалялся, что всем дана свобода слова и что свободному народу дана свободная Церковь. Новый строй все это возвестил и обещал. В чем же свобода? Если эта свобода Церкви заключается в расстрелах, грабежах и в том, что комиссар, явившись в главный храм Петроградской Лавры, стоял там в шапке, митрополита же выгнал из его помещения, причем к мечети Петроградской и буддийскому капищу ничего подобного не применялось, то ясно, сколько лицемерия в таких обещаниях свободы, которая обращается в прямое и открытое гонение на Церковь.

Тем не менее, – обратите внимание, – послание Святейшего Патриарха прежде всего не имеет никакого политического характера. Оно – исключительно пастырское. Пусть поэтому и пред нами стоит только дело церковное, пусть и нам представляется одна обязанность: бороться за духовную свободу Святой Церкви, за ее право свойственными для Церкви способами воспитывать в вере христианские души, которые добровольно и свободно сами идут к ее руководству.

Далее, обратите внимание, Святейший Патриарх зовет нас страдать вместе с собой: он сам становится во главу крестного и мученического подвига и готов претерпеть за народ церковный все, что ему уготовают современные Каины и насильники. Пусть поэтому пред нами станет в совести вопрос: можно ли нам оставить нашего отца одиноким. За пастырем идут овцы, за отцом – дети, за учителем – ученики.

Наконец, третье, о чем говорит Патриаршее Послание, это – приглашение только тех, кто добровольно и сознательно хочет отдать себя на подвиг борьбы за веру и Церковь. Невольник – не богомольник, невольник – не пособник, не все овцы одинаковы, не одинаковы все дети и

ученики. Поэтому пусть решаются идти на подвиг борьбы только те, у кого властно говорит о сем сердце, пусть отойдут боязливые и робкие.

Те, которые согласны на это, пусть сегодня после службы останутся во храме, и мы предложим им решение, вытекающее из Патриаршего Послания».

 

***

 

После службы собравшимися было постановлено:

«21 января 1918 года.

Мы, постоянные богомольцы Покровского и св. Василия Блаженного Собора, выслушав сегодня Послание Святейшего Патриарха всея России и отца нашего Тихона, единогласно постановили:

1. Выразить чувства священной преданности и глубокой благодарности Его Святейшеству за его твердое слово, исполнившее нас духа крепости и бодрости;

2. Заявить отцу нашему, Святейшему Патриарху, что мы не оставим его одиноким в священной борьбе за духовную свободу нашей Матери – Церкви Христовой, готовы идти за ним, куда он укажет, выполнять все его указания, советы и предначертания;

3. Просить Святейшего Патриарха разрешить нам в каждый воскресный день, в 5 часов вечера, когда позволит погода, и не помешают какие-либо чрезвычайные обстоятельства, выходить для общественной молитвы к Лобному месту, где и выслушивать поучения пастырей, составлять те или другие решения по поводу текущих церковных событий, – приглашая к тому верующих сынов Церкви, во главе с архипастырями и пастырями, со всей Москвы посредством публикаций и иными способами, исключительно на основе совершенно добровольного согласия на участие вместе с нами в молитвенных наших собраниях;

4. Безусловно теперь предоставить разрешение этой нашей просьбы только на волю и усмотрение Святейшего Патриарха, и прекратить наши собрания временно или окончательно по первому его слову.

Молимся все единым сердцем Господа сил, да укрепит Он, всемогущий Глава Церкви, Святейшего Патриарха и нашего отца в крепости духа и тела в его священномученическом и всенародном подвиге.

 

*****Церковность. № 348. 11 февраля 1918 г.

***Обращение к богомольцам Собора св. Василия Блаженного после вечерни 21 января 1918 г. по прочтении Патриаршего послания 19 января 1918 года.

****Ефрем(Кузнецов) – епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии, член Священного Собора. Арестован и расстрелян вместе с Иоанном Восторговым. Канонизирован 20.08.2000 г.

 

 

Публикация Виктора Калугина

 

* Заявки на первое издание книги свмч. Иоанна Восторгова «Пастырский голос во дни смуты. Часть II» принимаются по адресу: SvatayaRus@yandex. ru

Священномученик Иоанн Восторгов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"