На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Экономика и промышленность   
Версия для печати

Как не надо управлять

К 250-летию И.А.Крылова

Басни Крылова сохранили свое значение, свою жизненность и в наше время. Их народная мудрость, беспощадное осмеяние пороков и дурных свойств людей, привитых собственническим, эксплуататорским обществом, являются и поныне действенным оружием против пережитков старого, омертвевшего, мешающего движению вперед.  (Н.Степанов. Из предисловия к книге: И.А. Крылов. Сочинения в двух  томах.Т.1.Библиотека «Огонек», изд-во «Правда», М.,1969. )

О том, как надо руководить организациями, написано много, а  вот о том, как не надо управлять, сказано мало.  В этой статье мы решили поделиться  соображениями на эту тему,  ссылаясь на советы  великого баснописца.

  1. «Кадры решают все», – сказано давно, еще в советское время. Но для чего подбирают кадры руководители? Правильнее и дальновиднее всего – для полезного для компании и народа дела. А если задача решается  для личных целей: ну, например, чтобы руководителю комфортно жилось,  и не было боязни за свое положение. Тогда лучше выбирать помощников по принципу  тупой бритвы:  не режет, но и не  опасна. И.А. Крылов («Бритвы»): «Не так ли многие, хоть стыдно им признаться, с умом людей - боятся, и терпят при себе охотней дураков». 
  2.  Однако и набранные кадры (пусть дураки) должны как-то согласовывать свои действия.  Например,  у финансистов свои планы, у специалистов   по так называемому экономическому развитию– совершенно другие стратегии, а главный  банк –вообще  против любого национального развития (чтобы не было инфляции). В результате наш воз (то бишь экономика) застрял в яме  по  И.А. Крылову («Лебедь, Щука и Рак»): «Лебедь, Рак да Щука из кожи  лезут вон, а возу все нету  ходу».
  3.  Народ  видит и ощущает, что экономика   давно на дне  и никак не может  «оттолкнуться», чтобы  начать рост. Для придания видимости  перемен руководитель проводит совещания, дает указания тем же  «тупобритвенным»  кадрам (см.1), «перетасовывает» их, как карты, но результатов не видно. И.А. Крылов («Квартет»): «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
  4. Для успеха организации в условиях капитализма нужна правовая защита, нужны честные судьи. Но судьи – тоже люди, с их слабостями. Например, в 1-м веке до н.э.  некто Клодий совратил жену Цезаря,  но судьи оправдалинегодника, который перед заседанием снял для  правоведов целый публичный дом.  И, конечно, нужен институт независимых профессионалов, а не команда из двух Ослов, двух Кляч, двух или трех Козлов, которые  под руководством прокурора Лисы осудили Щуку за злоупотребления в пруду: «Чтоб было всем плутам и страшно и опасно – так утопить ее в реке» (И.А. Крылов, «Щука»).
  5.  В условиях конкуренции  всегда кто-то мешает успешной организации: соперники или  просто нехорошие  люди. Как с ними поступать?  Льву в басне «Пестрые овцы» не нравились пестрые овцы: «Видеть пеструю овцу терпенья нет!».  Медведь советовал «без дальних сборов овец передушить, кому о них жалеть?». Но возобладало мнение хитрой  Лисицы: «Дай повеленье   ты луга им отвести…, а так как в пастухах у нас здесь недостаток, то прикажи овец волкам пасти…, и род их сам переведется».  «И Лисицы мнение в совете силу взяло, и  так  удачно в ход пошло, что, наконец, не только пестрых там овец – и гладких стало мало». Конечно, опыт зверей опасно  переводить  в цивилизованное общество, но сам принцип, когда  «Лев хорош, да  все злодеи волки», иногда  используют  недальновидные руководители. А потом, после банкротства, они сами становятся «пестрыми овцами».
  6. Организация процветает, когда ей удается набрать   хорошую нравственную молодежь. Но в какой социальной и культурной среде вырастает эта молодежь, какие учителя ее учат? Речь не только о школе, но и о писателях, пишущих развращающие книги и сценарии  «черных» фильмов, о режиссерах, показывающих на сцене   непристойных героев, даже разврат?  В басне «Сочинитель и Разбойник» И.А. Крылов поясняет, почему Сочинитель получает больший срок, чем Разбойник, виновный в убийстве, и от имени судьи обрушивается на Сочинителя: « Не ты ль в приманчивый , в прелестный вид облек и страсти и порок? И вон опоена твоим ученьем, там целая страна полна убийствами и грабежами,  раздорами и мятежами и до погибели доведена тобой! …А сколько впредь еще родится от книг твоих на свете зол!»
  7.  Каждый руководитель крупной компании (и страны в целом) должен озаботиться подготовкой преемника. В басне «Воспитание Льва»  Лев пересматривает возможных учителей для Львенка (Лиса, Крот, Барс, Слон) и останавливается на Орле, который сам предложил «образовательную услугу» (термин современный). И вот после 2-х летнего («магистерского») образования  Львенок сообщает Отцу и всему народу: «Когда ж намерен ты правленье мне вручить, то я тотчас начну зверей учить вить гнезда». Результат на первый взгляд абсурден и в чистом виде не соответствует нашим реалиям, но, когда наши местные Львы посылают своих детей к заграничным Орлам, то они действительно научаются  вить гнезда за границей для себя и  своей семьи – и ничего более.  В конце басни следует гениальное заключение: «Важнейшая наука для царей: знать свойства своего народа и выгоды земли своей». Некоторые наши руководители (цари) свойства своего народа не знают, выгоды земли своей не сознают, а в остальном действуют абсолютно успешно.

Геннадий Ванюрихин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"