На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Экономика и промышленность   
Версия для печати

История промышленности Новосибирска

Проект, аналогов которому в современной России еще не было.

"История промышленности Новосибирска" – это научно-популярное издание в пяти томах. Каждый том включает в себя биографии промышленных предприятий, основанных в определенный исторический период, и прослеживает их развитие до настоящего времени.

Вы раскрыли первую книгу многотомной «Истории промышленности Новосибирска». Труд профессиональных историков, писателей, журналистов. Проект, аналогов которому в современной России еще не было.

Но читателю эти книги будут интересны не только полнотой изложения событий и фактов, скрупулезно отобранных из более, чем вековой истории промышленности нашего города.

Убежден, что непростые проблемы современности можно понять, только осмыслив опыт прошлого, ибо прошлое – это фундамент, на котором строится настоящее и будущее.

Рубеж, столетний обычно отмечает тот момент, когда прошлое смыкается с настоящим и перетекает в будущее. Еще свежо в памяти то, что происходило совсем недавно, но' время не стоит на месте, и вчерашние события уже во власти истории. Однако откуда бы ни задували ветра самых различных перестроек, существуют понятия, которые должны оставаться незыблемыми в сознании каждого: наш народ, наша история, наш промышленный потенциал.

Наглядным символом этой вековой взаимосвязи созданного и создаваемого может служить железнодорожный мост через Обь, с которого, собственно говоря, и началась история нашего города. В моем представлении именно он олицетворяет собой сочетание незыблемых основ жизни нашего общества.

За десятилетия эксплуатации износились, пришли в негодность несущие конструкции моста. Причин тому много: коррозия, износ, усталость металла – явления обычные в инженерной практике. Но он славно поработал этот, трудяга мост, образец русского инженерного искусства, надежный и красивый.

Экспедиции и исследования, великолепные по смелости и воплощению проекты, невиданные в истории темпы строительства, эшелоны с переселенцами и солдатами, освоение грандиозных пространств, строительство десятков поселков, станций, разъездов – это только с начала века до семнадцатого года. Новые города, заводы, целинные земли, новые тысячи километров рельсов и шпал, бесчисленные составы с лесом, углем, хлебом, рудой, техникой, людьми – это то, что после семнадцатого и до наших дней. Страна все эти годы строила, воевала, осваивала, разрушала сделанное и снова принималась за строительство. Все это каждодневно указывалось на напряженном ритме жизни нашего города, ритме её главной артерии – железной дороги.

Теперь мост сохранился лишь на старых фотографиях и в кадрах кинохроники. Отработавшие свой век металлоконструкции заменены новыми, но уложены они все на те же каменные опоры-быки, которым и сносу нет. А одна из ферм старого моста установлена на набережной Оби, где открыт парк «Городское начало». Со временем здесь разместится историко-мемориалъный комплекс «Железнодорожный мост», будет сооружен памятник основателям города.

Нам все дорого: и этот мост, и наша железная дорога, и огромный город, выросший на берегах Оби за невиданно короткие сроки, и его уникальная промышленность, которой мы всегда по праву гордились. Поэтому «История промышленности Новосибирска» включает в себя не только фактологию возникновения и работы десятков предприятий, но и осмысление тенденций каждой исторической эпохи.

А. В. Целько,

Начальник Западно-Сибирской железной дороги

 

Том 1. Начало 1893-1917 гг.

Новосибирск своим возникновением и стремительным ростом обязан в первую очередь Транссибирской магистрали. Поэтому значительный объем первого тома посвящен истории Западно-Сибирской железной дороги – от ее строительства до наших дней. В разделе «Гудки над Обью» идет рассказ о полуторавековом развитии Обского пароходства.

В первом томе также представлены старожилы Новониколаевска-Новосибирска, предприятия традиционно базисных отраслей: мукомольное производство, механический завод «Труд» – самый первый завод города; деревообрабатывающий завод «Большевик».

«Территория связи» осваивается с 1896 года – с момента открытия Кривощековской почтово-телеграфной конторы. История «Новосибирскэнерго» начинается с 1912 года, когда в Новониколаевске была запущена в эксплуатацию первая электростанция.

Зарождение крупных промышленных производств также прослеживается в этот период, но как будущие значимые предприятия они оформляются несколько позже.

Том 2. Время, вперед! 1918-1940 гг.

Время образования промышленных гигантов, вложивших весомый вклад в экономику города, а также предприятий легкой промышленности, развившихся из кустарных промыслов.

Гиганты – известные не только в стране, но и во всем мире заводы им. Чкалова, НВА, «Станкосиб», «Сибсельмаш», «Химфармзавод»...

Легкая промышленность представлена на примерах истории обувного объединения «Коре», швейного объединения «Синар», кожга-лантерейной и мебельной фабрик, а пищевая – историей «ВИНАП», хлебного и жирового комбинатов, мясокомбината, шоколадной и макаронной фабрик, молокозавода.

Том 3. Второй фронт 1941-1945 гг.

Военные годы изменили промышленный облик города – сюда перемещались многие эвакуированные предприятия и прямо с колес начинали производство необходимой фронту продукции.

К военному периоду относится возникновение или второе рождение на сибирской земле таких заводов как «Сиблитмаш», завод им. Коминтерна, «Электроагрегат», «Электросигнал», «Искра», «ЭЛСИБ», «Химпласт», металлургический завод им. Кузьмина, Оловокомбинат и др.

Том 4. Запас прочности 1946-1985 гг.

В этот период закладываются основы новым предприятиям, определившим научно-технический прогресс страны и поставившим СССР в ряд промышленно развитых стран мира. Это – предприятия электронной и радиотехнической промышленности, оборонного комплекса, наукоемкие производства.

Сюда войдут исторические очерки, посвященные таким предприятиям как завод «Трансмаш», БФК, «Вектор»,«Сибтекстильмаш», фабрика «Сибирячка» и др.

Том 5. Продиктовано временем 1986-2005 гг.

Эти предприятия рождаются у нас на глазах, но уже имеют свою историю. Через десятилетия процесс их становления, возможно, будет восприниматься так же, как история самых первых сибирских заводов и фабрик. Это «Акор», «Сибит», «Вестфалика», Завод пластмасс и многие другие.

История промышленности будет неполной без рассказа о крупных заводах в Бердске, Искитиме, Куйбышеве и др. Все они будут представлены в отдельном разделе последнего, пятого тома.

Соб.инф


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"