На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Славянское братство  
Версия для печати

Личность-общество-государство:

социальное пространство и его безопасность

23-24 марта в стенах Луганского национального университета имени Владимира Даля по инициативе Кафедры мировой философии и теологии ЛНУ состоялась Международная научно-практическая конференция: «Личность-общество-государство: социальное пространство и его безопасность.»

В работе конференции приняли участие: Министерство образования и науки ЛНР, Министерство государственной безопасности ЛНР, Луганский национальный университет имени Владимира Даля, Кафедра мировой философии и теологии ЛНУ, Кафедра социально-гуманитарных дисциплин Донецкого педагогического университета (ДНР), Социально-теологический факультет имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) НИУ «БелГУ», Кафедра государственного и муниципального управления Регионального института бизнеса и управления (Рязань). От Луганской писательской организации им. В.И. Даля Союза писателей России в работе конференции принял участие профессор Луганского национального университета имени Владимира Даля Ю.П. Фесенко.

 

* * *

Открывая конференцию, с приветственным словом к участникам форума обратился ректор университета имени В. Даля? доктор технических наук, профессор В.Д. Рябичев.

Первым докладчиком пленарного заседания стал человек, трудами которого была создана кафедра мировой философии и теологии ЛНУ – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой мировой философии и теологии ЛНУ им. В.Даля, почетный профессор университета Исаев В.Д. С большим вниманием был встречен его доклад на тему: «Слово как угроза и безопасность личности в цивилизационно-культурном пространстве.»

Перед собравшимися с докладами выступали: Муза Д.Е., доктор философских наук, профессор, член-корреспондент КАН, начальник научного отдела Донецкого педагогического института; Яковенко А.В., доктор социологических наук, профессор кафедры социологии ЛНУ им. В.Даля; Фролов К. А, зав.отделом по связям с РПЦ Института стран СНГ, Глава Ассоциации православных экспертов; Липич Т.И., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и теологии Белгородского государственного национального исследовательского университета; Протоиерей Александр Пономарев, настоятель храма иконы Божией Матери «Умиление» (г. Луганск), ст. преподаватель кафедры мировой философии и теологии ЛНУ им. В. Даля; Носков В.А., профессор кафедры философии и теологии Белгородского государственного национального исследовательского университета; протоиерей Сергий Воронкин, доктор богословия.

Второй день работы конференции был посвящен работе секций сразу по трём направлениям. Секция № 1 рассматривала вопрос: «Секулярный мир и постсекулярность: проблемы укрепления духовно-нравственной безопасности человека, общества, государства.» Руководителем секции стал Звонок Н.С – кандидат философских наук доцент кафедры мировой философии и теологии ЛНУ им. В. Даля. Секция № 2 рассматривала вопросы на тему: «Политические аспекты укрепления безопасности личности, государства, общества.» Возглавил работу секции Кобылкин Д.С, кандидат философских наук, доцент кафедры мировой философии и теологии ЛНУ им. В. Даля. Секция № 3 была посвящена теме: «Укрепление Русского мира и социокультурной безопасности человека. Цивилизационные и глобализационные вызовы, и угрозы ХХI века.» Руководил работой секции – Деревянко К.В., кандидат философских наук, доцент кафедры мировой философии и теологии ЛНУ им. В. Даля.

Более 50-ти ученых ЛНР, ДНР, России и Беларуси в качестве докладчиков приняли участие в работе Международной научно-практической конференции «Личность-общество-государство: социальное пространство и его безопасность» в Луганске. 24 марта в Конференц-зале ЛНУ им. В.И. Даля состоялось заключительное заседание, где были подведены итоги работы двух дней работы. В результате прослушанных докладов, выступлений, дискуссий был выработаны итоговые рекомендации, которые единогласно были приняты участниками конференции:

 «Сегодня особенно актуальными являются слова Патриарха Кирилла на встрече с молодежью в рамках XIII ВРНС о том, что сегодня весь мир потрясает не только экономический, а всеобщий системный кризис, и «первопричина тому — это кризис человеческой личности, это кризис нравственного чувства, это кризис потери ценностей». Все, что способствует этому кризису составляет главную угрозу безопасности народам Русского мира, государствам и Православию.

Мы исходим из того, что культура безопасности – это организация жизни и деятельности человека и общества с целью защиты жизненно важных интересов с учетом вероятных внутренних и внешних угроз. Считаем, что работа по обеспечению всех составляющих безопасности должна приобрести более системный, продуманный, профессиональный и системный характер в первую очередь в работе с подрастающим поколением, детьми и молодежью.

Глава республики И.В. Плотницкий в интервью телеканалу «Луганск-24» 3 февраля 2017 г. подчеркнул, что «Русский мир – наш дом», в который мы возвращаемся и обязательно возвратимся.» А Русский мир – это, в первую очередь, Россия и Православие.«Русский мир – от киевской купели крещения», - отметил Патриарх Кирилл, – «Русский мир – это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами – и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную», – говорил предстоятель РПЦ.

Таким образом духовное образование и воспитание, основанное на православном учении как основе существования Русского мира и фактора, во многом определяющем судьбу нашего отечества, должно постоянно совершенствоваться совместными усилиями всех граждан республики, государственными и общественными организациями всех уровней. Именно эта работа во многом судьбоносна для нашей республики, для каждого из нас.

Для этого предлагаем:

1. Просить Председателя Народного Совета Луганской Народной Республики ускорить работу по принятию Закона «О свободе совести и религиозных объединениях».

2. Просить Председателя Совета министров ЛНР, оставив в оперативном управлении Министерства культуры, спорта и молодежи отдел по делам религиозных организаций и духовности, по стратегическому планированию и руководству подчинить его заместителю Председателя Совета Министров по гуманитарным вопросам с целью усиления координационной работы этого отдела и повышению его роли в духовном образовании и воспитании в ЛНР.

3. Просить Главу Республики образовать при Совете Министров ЛНР общественный совет по духовному воспитанию и образованию из представителей государственных, религиозных и общественных деятелей, молодежных и профсоюзных организаций, ученых республики. Образовать при этом Совете на базе кафедры мировой философии и теологии Луганского национального университета имени Владимира Даля государственную научно-исследовательскую лабораторию по проблеме исследования состояния и путей повышения духовной безопасности молодежи в ЛНР «Духовное образование и воспитание в ЛНР».

4. Просить Министерство образования и науки, митрополита Луганского и Алчевского Митрофана и архиепископа Ровеньковского и Свердловского Пантелеимона утвердитьПоложение «О кураторе духовно-нравственного образования и воспитания – духовнике образовательного учреждения».Организовать специальные курсы для таких священников.

5. Просить Министерство образования и науки включить в образовательный стандарт всех учебных дисциплин читаемых в вузах«Религиоведение»в качестве обязательной базовой дисциплины, которая бы завершала курс «Основ религиозной (православной) культуры, читаемой в школах, техникумах и колледжах. Предусмотреть в программе курса «Религиоведение» обязательный раздел «Основы духовной безопасности в современном социуме».

6. Просить архиерея Луганской и Алчевской епархии митрополита Митрофана и архиерея Ровеньковской и Свердловской епархии архиепископа Пантелеимона образовать единое университетское благочиние, которое направляло и координировало бы работу приходов и храмов, имеющих статус университетских.»

Далее свод содержит еще 7 пунктов рекомендаций, читая которые, удивляешься цельности видения учеными и духовенством проблем общества, на первое место ставящими духовно-нравственное и Духовно-патриотическое воспитание молодежи.

Центральным понятием, энергийным центром духовного патриотического воспитания по нашему мнению является конструкт Русская земля. Вот как говорит об этом патриарх Кирилл: «Откройте «Повесть временных лет», в самом начале этого произведения есть слова «откуда пошла русская земля». Там нет упоминания Украины, России, Белоруссии, — там есть Русская земля». Поэтому первой задачей является внедрение в сознание всех людей представления о том, что ЛНР, Луганская земля есть РУССКАЯ ЗЕМЛЯ. Об этом в разных контекстах следует ежедневно подчеркивать в средствах массовой информации, политических выступлениях, в проповедях и миссионерской работе Церкви.

Границы идеи русского мира совпадают с границами планеты, а если бы человечество жило и за пределами Земли, то идея русского мира вышла бы вместе с ним за планетарные пределы, потому что носителями этой идеи являются люди, которые объединены верой во Христа, отечество и будущее как будущее свободолюбивого народа.

В условиях обострённой социально-политической обстановки на Украине, вызванной государственным переворотом в Киеве в феврале 2014 года, воссоединения Крыма с Россией и началом проведения карательной операции на Донбассе (т.н. «АТО»), со стороны украинских властей, СМИ и общественных организаций наблюдается комплексная пропагандистская кампания по дерусификации населения Украины, формированию деструктивно-агрессивного антироссийского общественного мнения и созданию политической идеологемы России как «государства-агрессора». Данные процессы создают угрозу национальной безопасности России на стратегическом юго-западном направлении, нашей стране и Русскому миру, которая заключена в возможности потери пророссийской ориентации части украинского населения. Формирование национально-антагонистического образа России осуществляется, в частности, посредством использования духовно-религиозных методов воздействия, что актуализирует необходимость системного анализа религиозных процессов как на Украине, в особенности – в наибольшей по численности и значимости религии Украины – православии, так и в ЛНР и ДНР.

Важнейшим направлением упрочения государства вокруг идеи русского мира является наука и образование. Как мы наблюдаем, в XI веке не нашёл подтверждения тезис о том, что позитивная наука способна стать полноценной альтернативой религиозному мировоззрению и доказательно опровергнуть бытие Бога. Напротив, совокупность научных открытий, полученных к концу ХХ – началу XXI веков, противоречит позитивистскому представлению о мире как о вечном и бесконечном поле случайной игры природных сил. Следовательно образовавшуюся пустоту в мировоззрении внутреннего человека необходимо восполнить духовным мировоззрением в виде соответствующих предметов в школах и вузах, которые в образовательный стандарт должны войти в качестве обязательных, формировании у внутреннего человека потребности жить по Заповедям Христа.

В наше время, вывернув свободу в либерализм, лавочник стал свободен в том смысле, что он теперь определяет, что есть добро и что есть зло, используя логику цивилизации и отвергая логику культуры как враждебную свободе и как искажающую подлинные с его точки зрения ценности. Мир, т.е. социум оказался вывернутым наизнанку: что было добром, теперь зло, зло стало добром, а цивилизация единственной реальностью, которой и подчинен дискурс современного человека. Суть такого дискурса цинично выразил один американский миллиардер: «Деньги – это альфа и омега! Это домкрат, поднимающий дух». Понятно КАКОЙ дух поднимается таким домкратом. В этом случае нарастает опасность трансформации культуры в ЯКОБЫ-культуру, в квазикультуру, а это, в свою очередь, ставит под угрозу существование человека как личности. Спасительное «да будет!» заменяется «ЯКОБЫ да будет», сослагательное наклонение реальности оплодотворяет цивилизацию и рождают уродов-якобы-людей. Между тем культурное пространство требует и одновременно порождает иной дискурс, его уже давно сформулировал авва Дорофей. Говоря про устроение человека, он вместил суть этого дискурса буквально в одну строчку псалма: уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и. – Не твори злого, сотвори доброе, ищи мира и преследуй его, т.е. следуй этому правилу. Бог Каину говорил: если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4: 6-7). Господствовать над грехом, т.е. оставаться человеком, личностью. Быть свободным по отношению ко злу означает отказаться от искусительного дискурса оправдания зла.

Это возможно через коренное изменение (осмысление) роли культуры в укоренении Русского мира в сознании народа. Не только многочисленные, но чаще всего демонстративные, мероприятия, участие в которых не формирует потребности ощущать себя частью русского мира и активно участвовать в его социальном строительстве. И здесь очень важным моментом должно быть понимание того, что, даже находясь в культуре, а не в квазикультуре, внутренний человек по обе стороны линии разграничения в большей или меньшей степени находится во внутренней оккупации, под ежедневной социальной угрозой в виде слухов, сплетен, цивилизационных соблазнов, событий криминального свойства и т.п., вплоть до предательства. Действенными средствами борьбы с внутренней оккупацией является Церковь, слово божье, слово специалистов по контрпропаганде, воспитание в рамках культуры совести, потребности в справедливости, правде, красоте вместо квазисовести и квазикрасоты.

Считаем, что работа по духовному воспитанию и образованию должна приобрести более системный, продуманный, профессиональный и системный характер в первую очередь в работе с подрастающим поколением, детьми и молодежью в рамках и на основе Русского мира.»

По завершению работы конференции был представлен сборник "Антропос: Логос и Теос", содержащий научные разработки ученых.

Светлана Тишкина (г. Луганск)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"