На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Славянское братство  
Версия для печати

Праздник первоучителей словенских Кирилла и Мефодия

Репортаж

День славянской письменности по обыкновению начинается Божественной литургией, после которой Святейший Патриарх Московский и всея Руси обратился к народу с проповедью: «…выдающихся равноапостольных мужей мы сегодня и вспоминаем молитвенно — святых Кирилла и Мефодия.Они вышли на проповедь в IX веке. Уже много столетий минуло со времен апостольской проповеди, но значительная часть Европы всё еще не была просвещена светом Христовой истины. И мы знаем, что особо выдающуюся роль в распространении веры Христовой в Восточной Европе имели святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, два образованных мужа. Старший, Мефодий, впоследствии ставший епископом, и младший, Кирилл, человек особенно одаренный, занимавший высокое положение при византийском императорском дворе, — именно они были призваны к тому, чтобы принести свет Христовой истины на север, с тем чтобы ко Христу обратились славяне. Святые равноапостольные мужи совершили этот подвиг, и потому мы называем святых Кирилла и Мефодия просветителями славян, а значит, и наших предков…»

На Славянской площади у памятника создателям славянской письменности, равноапостольным Кириллу и Мефодию был отслужен благодарственный молебен. Богослужение возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност.

В молебне приняли участие благочинный Иверского округа Московской городской епархии протоиерей Андрей Речицкий, столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря г. Москвы под управлением протоиерея Андрея Нефедова.

В архипастырском слове по окончании молебна митрополит Феогност отметил, что просвещение и проповедь слова Божия и в наше время остаются актуальными среди всех славянских народов. От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиерей поздравил собравшихся с днем памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, просветителей славянских народов. Митрополит Феогност поздравил с днем тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла и пожелал Его Святейшеству многая лета.

Молебен проводился в строгом соответствии с требованиями и ограничениями Роспотребнадзора к организаторам праздничного мероприятия.

После молебна делегации от Посольств славянских государств, Всемирного Русского Народного Собора, Союза писателей России, Фонда славянской письменности и культуры возложили цветы к подножию памятника святым равноапостольным солунским братьям Кириллу и Мефодию, первоучителям словенским.

Эта традиция в Москве существует с 1992 года, когда славянские страны, независимо от политических и экономических разногласий, вместе возлагают цветы к подножию памятника, звучат гимны всех славянских стран. Эта акция имеет огромный международный резонанс, т.к. проводится только в России, в Москве.

Начинает Болгария, а за ней идут Белоруссия, Венгрия, Босния и Герцеговина Республика Сербска, Греция, Македония, Польша, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия, Черногория… Увы, Чехия в этом году с нами не шла…

В дореволюционной России Праздник славянской письменности проводился один раз в 1863 году. Побудителем тогда стал 1862-й год, когда отмечались две великих даты: 1000-летие России и 1000-летие славянского перевода Библии. Известный историк И.В. Платонов в том же 1862 году в журнале «Духовный вестник» писал: «Мы, по-видимому, хорошо бы поступили, если бы с народным торжеством по поводу тысячелетия России придумали как-нибудь соединить и празднование благословенной памяти первоучителей славян...» Ему вторил другой историк И. Беляев: «В наших современных святцах, печатающихся кириллицею, тою самою азбукою, которую изобрел Кирилл, нету и помину о Кирилле и Мефодии, просветителях славянских... Неужели воспоминание о постройке константинопольских стен и дворцов для нас дороже, чем память о начале нашего просвещения и о первых просветителях?» Славянские комитеты тоже ставили вопрос о торжественном праздновании юбилея славянской письменности.

Праздник славянской письменности в Новгороде органично вписался в программу торжеств, посвященных 1000-летию России, но в Москве празднование ограничилось лишь службой в университетском храме.

«Как ни скромно было торжество 11 мая, – писал тогда Иван Аксаков, – оно все же было выражением не одной пробудившейся поздней признательности к творцам Славянской письменности, но и возникшей в нашем общественном сознании идеи Славянства. Это празднество служит залогом будущего духовного воссоединения всех Славян, звеном, связующим разрозненных братьев».

А в издаваемой Аксаковым газете «День» было высказано и пожелание, чтобы в будущем празднование «установилось по всей России, от Успенского собора в Москве до сельской церкви в самом глухом захолустье».

В 1863 году праздник отмечался уже сам по себе, и достаточно широко. Божественная литургия была совершена в Успенском соборе и еще в сорока храмах Москвы. А кроме Москвы торжества прошли также в Петербурге и Киеве, Харькове и Полтаве, Белгороде и Петрозаводске. Постепенно границы праздника расширялись…

Но после 1863 года в России больше это День славянской письменности не праздновался. Лишь в 1963 году у нас было отмечено столетие первого Праздника письменности научной конференцией, посвященной 1100-летию создания славянской азбуки…

Праздник славянской письменности вернулся в конце прошлого века. Начало ежегодных торжеств пошло из Мурманска – май 1986 года, но если учесть, что год ушел на его подготовку, то истоком все же следует считать 1985 год. Идея «учреждения» праздника, подготовка к проведению принадлежит писателям Виталию Маслову и Семёну Шуртакову.

***

В Мэрии Москвы провели Круглый стол, посвященный памяти словенских просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия, под председательством руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталия Сучкова. В ходе дискуссии выступили председатель Международной общественной организации «Союз православных женщин», член Бюро Всемирного Русского Народного Собора Н.Б. Жукова, председатель учреждённого Ассамблеей народов России Комитета по этнокультурному развитию русского народа И.Э. Круговых, главный редактор журнала «О Русская земля» М.В. Ганичева, поэт И.В. Ушакова, сопредседатель Союза писателей России С.И. Котькало, академик Сербской Академии наук и искусств, доктор исторических наук Е.Ю. Гуськова,  главный редактор журнала «Славянка» С.В. Тимченко и мн.др.

***

Завершились торжества в Большом театре. В юбилейный год 800-летия со дня рождения благоверного князя Александра Невского классический блок концерта начался с исполнения фрагментов кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева: «Вставайте, люди русские», «Мертвое поле», фрагмент эпизода «Въезд Александра Невского во Псков». Далее были исполнены произведения П. Чайковского, А. Бородина, С. Рахманинова, И. Стравинского. Концерт завершился композицией «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за Царя».

В торжественном концерте приняли участие: художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра, народный артист РФ Валерий Гергиев; пианист-виртуоз, народный артист РФ Денис Мацуев; солистка Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, народная артистка РФ Хибла Герзмава (сопрано); лауреат международных конкурсов, приглашенный солист Большого театра России Василий Ладюк (баритон); лауреат международных конкурсов Дмитрий Корчак (тенор); лауреат международных конкурсов Василиса Бержанская (меццо-сопрано); солистка Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова Полина Шамаева (меццо-сопрано); Российский национальный молодежный симфонический оркестр и сводный хор.

В состав сводного хора вошли: Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Радио «Орфей», художественный руководитель и дирижер Лев Конторович; Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова, художественный руководитель и дирижер Геннадий Дмитряк; Московский Синодальный хор, художественный руководитель и дирижер Алексей Пузаков; Камерный хор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, художественный руководитель и дирижер Александр Соловьев; Хор студентов Академии хорового искусства имени В.С. Попова, художественный руководитель и дирижер Алексей Петров; Государственная капелла Москвы имени Вадима Судакова, художественный руководитель и дирижер Анатолий Судаков. Главный хормейстер — народный артист РФ Лев Конторович.

Главный режиссер концерта — Сергей Цветков.

Телезрители имели возможность посмотреть концерт в эфире телеканала «Россия — Культура». 

Соб.информ.


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"