На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Славянское братство  
Версия для печати

Вернёмся к славяно-русской проблематике

О языковом союзе

В нынешнем году Русский мир, мировое славянское сообщество отметит 80-летний юбилей выдающегося русского лингвиста, этимолога, лексикографа, специалиста по сравнительно-историческому языкознанию, академика Олега Николаевича Трубачёва (23.10.1930 – 9.3.2002).

Трубачёв – личность в нашей культуре сколь яркая, столь и недооценённая, даже и намеренно, кажется, приглушённая. И это несмотря на то, что Российская Академия наук проводит научные чтения его памяти. Имя академика Трубачёва в некоторых кругах ощущается неудобным. Неудобство это имеет, кажется, там ту же природу, что и вообще от присутствия русских на Земном шаре; он неудобен в том же смысле, в каком бывает неудобна правда.

В канун Дня святых равноапостольных Кирилла и Мефодия вспомнить Олега Николаевича Трубачёва более чем уместно: он стоял у истока установления Праздника Дней славянской письменности и культуры, которые берут начало в год тысячелетия Крещения Руси, в 1988 году, в Новгороде Великом.

***

У Олега Трубачёва есть небольшая, но очень содержательная книга – сборник научно-популярных очерков «В поисках единства. Взгляд филолога на проблему истоков Руси». Книга эта неоднократно переиздавалась и остаётся по-прежнему актуальной. О.Н. Трубачёв подчёркнуто корректный, честный учёный, он разъясняет, говоря о своих изысканиях: «…тут нет какой-то предвзятости идеи единства (речь о славянском единстве. – О.С.), мне как исследователю подобная идея чужда и неинтересна… Хочу напомнить о своём постоянном стремлении не упрощать, как бы это ни казалось заманчиво, обсуждаемые категории, в том числе категорию единства, а наоборот видеть её во всей вскрывающейся сложности».

Тем с большим интересом сегодня мы можем перечитывать его суждения по неизменно актуальной теме в канун Дня славянской письменности, о Русском языковом союзе. Обнародованы эти суждения были вскоре после крушения Советского Союза. Академик Трубачёв пишет: «… Я говорю о языковом союзе в границах старой России – союзе, который не признаёт новых лоскутных границ, потому что считаю важным сказать об этом именно сегодня, вижу в этом нечто, в чём можно черпать уверенность, что не всё ещё пошатнулось и пошло в распыл. Сейчас ведь совсем мало осталось того, что способно вселять уверенность в прочности нашей страны и её будущего. Жизнь серьёзно испытывает нас…»

Он приводит поразившее его когда-то наблюдение, что «в самую, казалось, безнадёжную годину дробления Древней Руси на княжества, а княжеств ещё на более мелкие уделы, именно в эту пору, а не в пору минувшего расцвета – началось сложение древнерусской народности».

Так и есть, уверенность в нас вселяет историческая память: Русь всегда поднималась после распыла, обретала силу в самых жесточайших испытаниях. До ХХI века это было так. Академик Трубачёв видит в русском языковом союзе гарантию сохранения единства и в грядущем…

При прочтении книги, на фоне по-змеиному шипящей и грохочущей истории последних 20-ти лет, соображения могут возникать различные и естественно выходить за поля книги. 20 лет мы видели, какую бешеную борьбу со всем русским, в том числе с языком и историей, вели власти во всех пределах, заключённых в «лоскутные границы». Нам есть что с чем сравнить.

В ХХ веке объединившие Европу немцы отучали русских детей в прибалтийском детском концлагере говорить на родном языке так: за каждое русское слово били палкой по голове. Для деток трёх-пяти лет такое отучение было, говорят, очень эффективным. Понятно, предполагалось, в будущем, коль выживут, эти дети, из которых выбито знание родного языка, получат об истории своих предков более чем превратное представление. Судилось иначе. В ту Европу приехали русские солдаты на красивых танках, спасли детей.

Принято думать, что Европа переменилась. Внешне да, вряд ли по сути. В новейшей истории, на этот раз, до изъятия детей и физического их битья палкой, кажется, дело не дошло. Во всяком случае, пока. Современные дерусификаторы мира сублимировали свою русофобию в более гуманные методы. Впрочем, как мы понимаем, в чудовищно иезуитские. Не исключено, этим они преследовали цель не столько «следовать европейским стандартам ХХI-го века», сколько понимая опасность дразнить русского медведя, которого решили обрить и, коль получится, разделать на котлеты, пока тот спит. Но, похоже, и на этот раз судилось иначе. На этот раз не русские танки, а русский язык, неимоверная энергия, заложенная в него нашей историей и культурой, оказался способным противостоять агрессивной мощи русофобских государственных новообразований. Во всяком случае, события на Украине-2010 дают основания так думать. Несмотря на испытания, которые, вероятно, уготовлены нам в будущем, мы можем сейчас констатировать, что русский язык (худо-бедно, не без потерь) выдержал тяжелейшие испытания последнего 20-летия, в условиях разделенного Русского мира. Таким образом, в суждениях академика Трубачёва о русском языковом союзе, мы можем видеть и сбывшееся пророчество, что заставляет нас с большим вниманием всматриваться в его изыскания и суждения.

Например в такое (из книги «Заветное слово»): «образцом национального образования государства была и остаётся Российская империя. В ней нехудо жилось не только титульной нации, но и доброй сотне других народов. Запущенный в своё время миф «Россия – тюрьма народов» живуч, кому-то по-прежнему нужен, но оттого не менее гнусен…»

***

Представляется не бесполезным вспомнить здесь ещё один миф - о «русификации», который Трубачёв называет злонамеренным и очень изобретательным. Академик пишет: «ни один из мировых языков не удостоился подобного специального «ассимиляторского» термина, а ведь история любого большого языка знает и освоение новых пространств». То есть в мире не существует таких понятий и, соответственно, терминов как «англофикация», «германофикация» и пр. Трубачёв отмечает: «тут проглядывает очень нарочитое стремление особо обвинить именно русский язык. А между тем русский языковой союз не направлен против других языков региона…» И действительно, это все прекрасно знают. Русский язык способствовал развитию всех языков и всех культур, которые с ним соприкасались, инициировал появление письменности у тех народов, которые её не имели.

***

В одном из очерков книги «В поисках единства» приводится высказывание польского слависта Александра Брюкнера: «Тот, кто удачно объяснит название Руси, овладеет ключом к решению начал её истории». Эти слова в известном смысле могли бы стать эпиграфом к одной из тем книги.

Поиски истоков единства приводят нас вслед за академиком Трубачёвым к осознанию того, как происходило расширение Руси. Из Киева – на север. Маршрут обозначен метками топонимов и показывает как и куда «шёл Киев»: «на Украине Киев один, а в Белоруссии можно насчитать уже добрый пяток малых Киевов и ещё больше их дальше на сквер, на Верхней Волге, в Псковской и в Новгородской земле».

В связи с тем, что на Украине в последнее время в националистических кругах русофобия обретает новое качество (они, как утверждают, готовят революцию «по сравнению с которой оранжевые события покажутся детской игрой»), вновь актуальным видится разъяснение названий «Великая Русь» и «Малая Русь». Вновь то и дело стал слышаться лозунг: «Мы не малороссы, мы – украинцы!» Древнее название Малая Русь вновь умышленно сплющено, искажено националистами так, трактуется как оскорбление.

Академик Трубачёв показал: «Именно киевские земли и другие южнорусские земли были тем, что беллетристы наших дней называют «Русь изначальная». Возникновение названия Великая Русь следует из логики названий северо-русских городов: Новгород Великий, Ростов Великий, Великий Владимир на Клязьме, в отличие от меньших городов на русском юге – Новгорода Северского и Новгородка Литовского, Ростовца (под Киевом), Владимира Волынского. «Очень существенна при этом, - подчёркивает Трубачёв, - не величина, а как бы точка ориентации». Логика здесь та же, что и в паре «Бретань - Великобритания». Бретань, расположенная на материке, Великобритания – на островах. «Название, - пишет Трубачёв об этой паре, - предельно точно документирует, что расселение шло в направлении с континента на острова». Таким образом, название Великая Русь «надлежит понимать единственно как «Русь дальняя, вновь освоенная». Трубачёв показывает, что название Малая Русь впервые возникает в документах XIV века, поэтому «тем, кто в наши дни утверждает, будто «украинцы в царской России уничижительно стали именоваться малороссами, а их язык малорусским наречием» (это цитата. – О.С.), следует указать на недостойность подобной постфактумной политизации и идеологизации. Это столь же недобросовестно, как и утверждение, будто великороссы «шовинистическое название, возникшее в XIX веке… Название Великая Россия встречается в грамоте византийского императора в 1347 года»…

***

Изыскания, суждения Олега Трубачёва порой не просто остаются актуальными, но становятся таковыми.

Книги его – живые книги.

Олег Слепынин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"