На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Славянское братство  
Версия для печати

Теперь я узрел Бога Истинного!

Выступление на секции XV ВРНС «Восточно-славянская цивилизация. Наследие князя Владимира»

Так по преданию воскликнул князь Владимир, когда после Святаго Крещения вместе с возвращением телесного зрения открылось в его душе зрение духовное. Вместе с душой князя возрадовалась и душа всех славянских племен, которым промыслом Божьим было определено слиться в единый славный и великий русский народ - создателя великой православной цивилизации.

Князь Владимир крестился в 988 г. и был наименован Василием. Исполнилось желание благочестивой княгини Ольги, и Русь, где уже более ста лет мало-помалу укоренялось христианство, наконец, вся и с великим торжеством признала над собой благое иго Христово, отметая прочь иго языческих идолов и суеверий.

В завоеванном древнем Херсонесе (Корсуни) князь не только принял Крещение, но и породнился с Императорами Византийскими, взяв в жены царевну Анну. На Русь вместе с царевной Анной со свитой, клиром и многими святынями прибыл (посвященный святым патриархом Николаем II Хризовергом на Киевскую кафедру) митрополит Михаил, положив начало в ряду святых архиереев земли Русской.

Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Князь Владимир ниспровергнуть языческие капища, иссечь истуканов, а на месте их рубить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы. Храмы Божий вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «из варяг в греки» - словно путеводные знаки, светочи народной святости.

Народ, совершив своё духовное самоопределение к православию, начал интенсивно развивать на этой основе культуру, отражая в ней и свойства характера души славян, и географические особенности русской земли, уже простиравшейся с юга на север и с запада на восток на тысячи километров. Наречия славянских племен, способные развиться в различные несходные между собой диалекты, могущие стать причиной обособления и вражды, были объединены единым языком, выражающим православное миропонимание и раскрывающим сакральные смыслы бытия, ценности и идеалы жизни. Этот язык, охарактеризованный И. С. Тургеневым как «великий, могучий, правдивый и свободный», стал языком русской литературы, давшей миру «Слово о полку Игореве», поучения Владимира Мономаха, «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, русские летописи, произведения Н. В.Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского. Миросозерцание, передаваемое этим языком, нашло своё отражение в народных песнопениях и у великих русских композиторов, выражавших в гармонии музыки смысл глубоких духовных процессов русской души. Архитектура, именуемая «застывшей музыкой», на века запечатлевала устремленность к небесной красоте горнего мира, к которому куполами возведенных и благоукрашенных храмов и церквей горела душа русского народа.

Крещение Руси, воспринятое от православной Византии, явилось важнейшим шагом ее государственного самоопределения. Объединение славянских земель и оформление государственных границ Русского Царства происходило в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами, большинство из которых, приняв католичество, ислам, или оставаясь язычниками, были враждебно настроены и к православному русскому народу и к его государству.

Только недалекий человек может думать, что государство создается правителями, и что по воле правителей может быть изменено духовное начало государства. Государство строится народом, главной целью которого является полнота и свобода реализации религиозных устремлений, проецируемых затем и в государственные порядки, в культурную и экономическую жизнь общества. Русское государство на всем протяжении своего тысячелетнего существования, никогда не мыслилось вне Православной веры. Только единая вера способна объединить народ для нелёгкого труда - создания своей собственной государственности! Истинная же Вера - Православие - как воплощение слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия, и вся сия приложится вам», - способна творить чудеса, что и отразилось в появлении такого феномена как Святая Русь, географически расположившуюся на одной шестой части суши, а в сакральном смысле ставшей центром вселенской Православной Цивилизации.

Можно без преувеличения сказать, что история России - это, прежде всего история Святой Руси, ибо судьба нашего Отечества самым непосредственным образом всегда зависела от нравственного состояния народа, от его преданности Богу и Его Святой Церкви.

Только великое отступление народа от своей Веры явилось причиной революции и атеистического мрака в XX в. Вслед за духовным падением, произошла деградация культуры, проявившаяся в разрушении храмов, в примитивности литературы, искусства и архитектуры т. н. «социалистического реализма», в деформациях системы образования и воспитания, в отношении к природе, в бытовом пьянстве и сквернословии.

Однако уже Второе Крещение Руси, весьма символично начавшееся от празднования Тысячелетия Крещения Руси, показало, что даже 70-летнее атеистическое иго и последовавшая за ним духовная агрессия со стороны богоборческих сил, не сломили дух нашего народа. Не отринул нас Бог сказавший: «На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя...» (Ис.54:7-9).

Свидетельством милости Божьей к нам явилось отмеченное Святейшим Патриархом Кириллом на состоявшемся 3 декабря 2010 г. в храме Христа Спасителя заседании Патриаршего совета по культуре, чудо восстановления попранных святынь: «За эти 20 лет восстановлено 23 тыс. храмов. Ничего подобного не происходило ни в одной стране, никогда в истории... Мир должен увидеть, на что оказалась способной Русь православная - на великий подвиг воссоздания из небытия всего, что было разрушено». Все это вселяет веру и дает нам надежду, что духовное возрождение Святой Руси необратимо, но при условии нашего единения с Богом. Мне думается, что опыт истории Руси, имеющий начало от святого равноапостольного великого князя Владимира, должен быть стимулом и добрым уроком для нас и будущих поколений нашего Отечества.

«С нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших» (2Пар.32:8).

Павел, архиепископ Рязанский и Касимовский


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"