На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Славянское братство  
Версия для печати

Наш Патриарх – Кирилл!

Заметки на полях

Возгласом «Наш патриарх  –  Кирилл!» православный люд приветствовал своего патриарха на Владимирской горке 27 июля, скандировал многоголосо и твёрдо. То же было и на следующий день – в Киево-Печерской лавре, в кульминационный день празднования 1025-летия Крещения Руси. Этот возглас-лозунг являет собой не только лишь выражение поддержки патриарху Кириллу и знак одобрения его исповеднического подвига в стоянии за единство Церкви, но слова обращены и к политическому руководству Украины. Собственно, главным образом к нему, к политическому руководству, потому что православный народ подозревает политиков в измене.

Как бы то ни было, великолепные киевские торжества завершены. Можно подвести предварительные итоги.

 

Секьюрити

 

Начав с конца, итог первый. Праздничные мероприятия прошли без сколько-нибудь заметных происшествий. Поэтому об организации безопасности следует заметить – лучшего, видимо, и желать не нужно. Какие-то неудобства (перекрытие проездов, рамки, задержки в движении) пустяковы и вполне оправданны. Киев принимал делегации 15 Поместных Церквей, а также трёх президентов – России, Сербии, Молдавии. На некоторые мероприятия, что ранее оговаривалось, вход был по пригласительным. Организаторы этим отсекли бесноватых «руховцев»-«свободовцев» с их хамскими плакатиками, как и эксгибиционисток-фэмэнш. Таким образом, брюзжание наших по-осеннему оранжеватых СМИ на «не пустили» носило явно недобросовестный характер. Автор этих заметок безо всяких аккредитаций, пропусков и пригласительных побывал, где пожелал. А пожелал: поклониться кресту апостола Андрея Первозванного, помолиться на вечерней службе в Киево-Печерской лавре и на утренней – Вселенской, вместе со своим патриархом. Людей с такими желаниями было немало, тысячи. Ко кресту люди шли и ночью, очередь текла неспешной рекой. А кому ночевать было негде, мог безо всяких согласований поспать в храме, в непосредственной близости от креста Андрея Первозванного, под охраной святых.

А теперь к началу. К смыслам.

 

Меж трёх океанов

 

Любое юбилейное празднование, по большому счёту, это противостояние беспамятству, а то и агрессивному беспамятству, то бишь безумию, чем порой страдает украинская доктрина ориентации на современные европейские «ценности». Юбилей – это и обретение новых высоких смыслов. Вспомнить же в связи с 1025-летием Крещения нам есть что.

Подготовка к торжественному дню началась в конце мая за многие тысячи километров от Киева, на берегу Тихого океана. Смысл сказанного несложно понять. Крестный ход с мощами Владимира Крестителя, доставленными во Владивосток из Успенского собора Московского Кремля, местами символически, местами фактически очертил Святую Русь в тех пределах, которые она обрела, просвещённая светом христианства. Из Владивостока, от берега Японского моря крестный ход осенил собою гигантские пространства Дальнего Востока, Сибири, Урала, прошёл над великими сибирскими реками, впадающими в Северный Ледовитый. Далее ковчег с мощами перешёл в область бассейна океана Атлантического, прикоснулся к балтийским пескам, а затем – к черноморской волне.

Святая Русь, крещёная Владимиром, распространила свет христианства на двух континентах, на трёх океанах. В этом духовном поле родилась великая история, великая культура. Над водами славной бухты неслось славословие великому князю… Знаете, мысленным слухом мы можем услышать перекличку этого славословия с другим берегом Атлантики! В США главные торжества, посвящённые 1025-летию Крещения Руси, прошли во Владимирском храме города Джексон, что в штате Нью-Джерси, на берегу Атлантического океана. За Божественной Литургией Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Илариону сослужили представители исторической Руси: Великой – архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, Малой – викарий Черновицкой епархии епископ Хотинский Мелетий, Белой – архимандрит Никодим и игумен Ермоген. К слову сказать, в г. Джексоне упокоен архиепископ Григорий (Афонский), уроженец Киева, который в 1970-х годах стал новым просветителем Аляски, возродив многие приходы там, где проповедовал и крестил за 200 лет до него Герман Аляскинский, принёсший свет православия в Русскую Америку – на другой берег Тихого океана.

В преддверии праздника был начат и особый крестный ход, ставший теперь знаменитым. Из греческого города Патры в Петербург, а оттуда в Подмосковье и далее в Москву, Киев и Минск проделал путь крест, на котором язычники в I веке распяли ученика Иисуса Христа. Миссию апостола Андрея, пришедшего сюда через Херсонес, на берегах Днепра иногда называют первым крещением Руси.

«"Видите ли горы эти? – сказал Андрей. – На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошёл вверх по Днепру. И пришёл к славянам, где нынче стоит Новгород», – передаёт нам преподобный Нестор Летописец.

В Севастополе, на Херсонесе, недалеко от кафедрального Владимирского собора Андрей Первозванный, отлитый в бронзе, приветствовал «владивостокский» крестный ход. Севастопольский священник в проповеди произнёс: «Князь Владимир своими стопами обходит ту землю, которую он крестил, и зрит плоды своих трудов...» Земные пути апостола Андрея и равного апостолам Владимира здесь вновь зримо пересеклись.

Император Николай II в память о приуготовителях Крещения сделал в 1911 году городу Киеву подарок. В качестве дара он преподнёс беломраморный памятник, называемый в путеводителях «памятник княгине Ольге, Апостолу Андрею, Кириллу и Мефодию». Этот памятник – рассказ о людях, ставших на Руси равными апостолам Христа, рассказ о тех исключительных условиях, которые лишь и могли подвести князя Владимира к крещению личному, а затем и крещению своих подданных. Памятник на Михайловской площади был разрушен в год 935-летия Крещения Руси. Установили на его месте революционного Шевченко. Не прижился. Памятник святым восстановлен на излёте ХХ века.

Но теперь в него закладывалась иная идеология. Акцент делался на то, что крещение приняла «Киевская Русь». Причём ударным явилось слово «Киевская», мол, пусть и Русь, но Киевская! И в этом, конечно, ложь. Впервые это выражение как наименование государства было придумано лишь в ХIХ веке, причём придумано историками «освободительного направления» якобы лишь для указания на домонгольский период русской истории. По сути, идеология, заложенная в искусственный топоним «Киевская Русь», подразумевает, что древнее государство не является прародителем государства, которое расширилось на пространстве между трёх океанов. Вылилось теперь это в то, что плакаты в праздничном Киеве, так сказать, баннеры, с изображением Владимира Крестителя поздравляют народ и гостей с крещением «Киевской Руси». Когда какой-то шутник на фейсбуке предложил выражение «крещение Киевской Украины», в административных верхах ещё не был рождён перл про «Украинскую Русь». Но процесс уже был запущен, в том числе и на подсознательном уровне. При этом как в «Киевской», так и в «Украинской Руси» – реверанс властей перед доморощенными националистами, кое у кого при слове «Русь» («Святая Русь», «Русский мир»), как некогда у гитлеровцев при слове «культура», рука тянется в шаровары за пистолетом.

Мы видим, празднование 1025-летия Крещения Руси стало и битвой за правду истории, идеологической битвой.

 

Результаты и угрозы

 

Крестные ходы, в которых Владимир Креститель и Андрей Первозванный обошли своими стопами наши пространства, всколыхнули миллионы людей. Как-то совершенно ясно стало, что та Святая Русь, которая живёт в наших сердцах, действительно существует, она сокровенна, как на дне моря базальтовая скала, которой не могут повредить ни доморощенные ураганы, ни глобальные торнадо. В эти дни отхлынули воды, и явила себя миру лучезарная Святая Русь.

В Киево-Печерской лавре соединились крестные ходы Андрея и Владимира, соединились здесь, куда приводят все дороги – улицы и проулки, проспекты и бульвары. Здесь, на этой единой русской улице, мы видим Нестора Летописца, говорящего о красоте православного богослужения, и Серафима Саровского, который видел в каждом черты образа Божия и радовался сокровенной красоте каждого, и Фёдора Достоевского, сказавшего: «Красота спасёт мир».

Православным Украины очень важно было услышать своего патриарха именно в Киево-Печерской лавре. Та твёрдость, с какой было им говорено о церковном единстве, также является одной из главных целей и результатов торжеств.

Хотелось ли большего? Нам сложно не дойти до края. Но патриарх, вынеся в сноски оставленную проблему «драбинковщины», к краю и не приблизился. Оно, наверное, и мудро – не приметить человечка, тюкающего зубами базальтовый монолит. Наоборот, патриарх поблагодарил украинское священноначалие: «Хотел бы выразить благодарность Блаженнейшему владыке митрополиту Владимиру за его мужественное и мудрое служение Церкви Христовой на земле украинской. Мы сохраняем единство нашей Поместной Русской Православной Церкви…»

Но реально существующая угроза очередного раскола, который упорно готовят «европейские» политики и оранжевое лобби внутри УПЦ, особо и не скрывалась. От этого в проповеди Святейшего десять раз и было употреблено слово «единство». Ясно, что об устроении готовящегося раскола, называемом «созданием канонической Поместной УПЦ», властями Украины (со времён Ющенко) ведутся переговоры с главами одной-двух Поместных Церквей. От этого и в слове, обращённом к предстоятелям и представителям Поместных Православных Церквей, патриарх Кирилл напоминал: «Все мы представляем одну единую Святую Соборную Апостольскую Церковь… Именно поэтому мы должны блюсти как зеницу ока наше единство, преодолевая разумом и любовью все те проблемы, которые возникают на пути нашего общего исторического паломничества… Судьба Русской Церкви, поелику это самая большая Церковь, отражается на судьбе других Церквей. Совершенно очевидно: то, что происходит на просторах Святой Руси, отражается в жизни других православных стран. Это еще одна причина, почему Церковь наша должна особым образом хранить свое единство. А если разрушим свое единство, то это будет катастрофой не только для нас – это будет катастрофой для всего Православия…»

Нет сомнений, нападки на Церковь после праздника усилятся. Многообразные акции, трактовки событий, заявления русофобского и «кириллофобского» характера – явления на Украине, к сожалению, постоянные. При этом противодействие им эпизодично. Буквально по праздникам. В этом главная проблема.

Олег Миклашевский (Киев)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"