На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Славянское братство  
Версия для печати

Не подниму руки на брата своего…

Украинские хроники: в Переяслав-Хмельницком отметили 1000-летие мученической кончины благоверного князя Бориса

Есть на Руси малые реки, которые протекают через нашу историю, петляют, то мелеют и заболачиваются, то вновь наполняются водами... В западной части Переяславля (Переяслав Русь, Переяславль-Русский, с 1943 Переяслав-Хмельницкий), одного из древнейших наших городов, есть поселение, называемое Борисовка. По преданию, здесь, на берегу реки Альта, 6 августа (24 июля по церковному календарю) 1015 года был убит князь Борис, любимый сын Владимира Святославича, Крестителя Руси.

Злодеяние было совершено на девятый день после смерти великого князя. На протяжении столетий это место так или иначе оставалось памятно людям и отмечено – то крестом, то столбом и колодцем, то часовенкой–«божницей». В ХVII веке на месте пролития крови страстотерпца был установлен каменный крест, в ХIХ – возведён храм. В конце ХХ века в дни памяти князей Бориса и Глеба в Переяславле возобновлена традиция проведения крестных ходов в Борисовку, к Борисоглебскому храму.

6 августа 2015-го, в день тысячелетия убиения Бориса в Борисоглебской церкви митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич) совершил торжественную литургию. Владыка в иерархии УПЦ, вероятно, может считаться вторым лицом после митрополита Онуфрия. Митрополит Антоний – ректор Киевских духовных академии и семинарии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Его встречали, как и принято встречать правящего архиерея, выражая свою любовь, колокольным звоном, цветочной дорожкой. Владыке сослужили колоритнейшие переяславский благочинный архимандрит Нил и настоятель Борисоглебского храма протоиерей Анатолий, а также клирики из Киева, Переяслава и других благочиний УПЦ, всего более 20 священнослужителей. Во время литургии настоятель храма о. Анатолий за многолетнюю (20-летнюю) усердную службу был награждён правом ношения митры. «Аксиос!» (Достоин!) – возгласил архиерей, и это слово многократно и многоголосо повторили молящиеся и пропел хор. Во время литургии был рукоположен в иерея дьякон благочиния о. Владимир. Вновь под куполом храма разнеслось: «Аксиос!..».

Живой портрет князя Бориса начертан словом в древнем сочинении «Сказание страстей и похвала об убиении святых мучеников Бориса и Глеба»: «Сей благоверный Борис был потомок благого рода, послушлив отцу, всем покорен, телом был прекрасен, высок, широк в плечах, тонок в поясе, лицо у него было круглое, веселое, глаза добрые, борода и усы небольшие, ибо был он еще юн. По-царски сиял он, был украшен как цвет цветущей юностью своей. На рати был он храбр, в совете мудр и разумен, благодать Божия цвела в нем». Владимир умер, Святополк пожелал княжить. Боярам и войску нужна была определённость. Когда Борис сказал боевой дружине своего отца, которой командовал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца», – воины разошлись от него: он отказался от власти. С Борисом осталась его небольшая дружина, а Святополк, как сказано в летописи, «исполнившись беззакония, воспринял мысль Каинову» и отправил на Альту убийц.

История сохранила имена убийц, бояр вышгородских, среди которых мгновенно запоминается – Ляшко. «А отец им всем сатана», – говорит Нестор летописец и разъясняет: «Ибо такие слуги подобны бесам: бесы ведь посылаются на злое, ангелы же посылаются для добрых дел».

Сохранила история и имя верного слуги Бориса, который пытался прикрыть своего князя от копий: Георгий, родом – венгр.

…После литургии владыка Антоний в церковном саду совершил чин освящения величественного поклонного креста, который уставлен в память 1000-летия успения первых русских святых Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида. Высота дубового креста грандиозна…

Убив Бориса, Святополк стал думать об устранении остальных потенциальных соперников: Глеба, Ярослава… Летописец говорит: «Святополк же окаянный стал думать: "Вот убил я Бориса; как бы убить Глеба?».

В саду и у колодца новые кресты. В храме – старинный. Гранитный крест, который после постройки церкви в 1839-1841 годы оказался в левом приделе, с возобновлением богослужений в конце ХХ века начал мироточить. Вначале на кресте появилось небольшое масленичное пятно величиной с куриное яйцо. Женщины, которые впервые это увидели, подумали, что кто-то пролил масло из лампадки и принялись выводить пятно утюгом через бумагу. Пятно с годами расширялось, растекалось. И через несколько лет дотекло до самого основания, начертав как бы арабскую цифру «1». Некоторые видят в этом начертании фигуру молящегося человека. Полоса расширяется и вверх. На кресте 350 лет назад был выбит текст, а с обратной стороны – гербовный щит с литерами «Г» и «Б». В 1845 Тарас Шевченко в качестве штатного художника, выполняя государственную работу в Археографической комиссии при Киевском университете, сделал описание этого креста: «Сей крестъ здЂ на мЂстЂ семь убіенно святаго страстотерпца Христова Бориса великого князя російськаго, водрузи Григорій Бутовичъ протопопъ переяславскій споспЂшествовалъ во ономъ Селивана Кириловича Билого, головы стрЂлецкого, лЂта отъ сотворенія міра ≠зро̃а (7171) отъ Р.Х. ≠ахξ̃а (1661) маія в̃ (2) дня». На обороте указан авторский коллектив: «а дЂлалъ крестъ сей Харько безпалчій мельникъ съ товарищемъ своимъ Мартыномъ».

Вспоминают, что в первые годы после Чернобыльской катастрофы, в конце 1980-х, в 1990-е церковь была полна народа. В Борисовке две площадки, на которых построены дома для переселенцев из Чернобыля. Живут обособленно. Местные их плохо встретили. Звучало и такое: «Чего приехали!». Разные менталитеты. Объясняют: люди в Полесье привыкли много работать – в поле, на огороде, в лесу. Здесь – степь. Чернобыльцы хоть и землю брали больше местных, но зимой-то им делать было нечего. Мужчин из Зоны смерть здесь как косой косила. Потом говорили, что если бы на родине, в Полесье остались, где свои вода, почва и воздух, приспособились бы и жили. Здесь же – как косой. Местные не разрешали и хоронить на «своём» кладбище. В обиде были: чернобыльцам внимание, деньги, детям фрукты – бананы, апельсины. «А наши смотрят, тоже хотят. Как им объяснить?». Обособленность до сих пор осталась.

Митрополит Антоний за время торжеств произнёс три проповеди. Все они для нынешней Украины исключительно актуальны. Он говорил о любви. О том, что когда возникает вопрос – действовать по любви или по правде, нужно действовать по любви.

Правда у каждого своя и не всегда эта правда согласуется с Божественной правдой, с истиной. Владыка напомнил, что у человека может быть лишь одно достоинство – хранить в себе образ Божий. Говорил он и о том, что ненависть, которая теперь так обыкновенна стала на Украине, в первую очередь разрушает самого ненавидящего, его душу. Поэтому в наше время даже желательно, говорит владыка, ограничивать себя в получении негативной информации.

В день 6 августа в Борисовке происходили разные праздничные события. С утра под перезвон колоколов Борисоглебской церкви встречали крестный ход, пришедший из Троицкого храма Переяслава. В это же время у колодца на берегу реки Альта, под особым крестом, совершался чин освящения воды. Белые цапли сидят на засохших деревьях на той стороне болотистой альты, словно прислушиваются... Вода, 1000 лет назад взявшая в себя мученическую кровь князя Бориса, почитается как целебная. В этот же день, но уже после праздничного обеда, по заведённому обычаю верующие обливались, не снимая одежд, колодезной водой из вёдер. День был жаркий и одежда, даже и после трёх вёдер, медленно вылитых на макушку и за шиворот рубах и платьев, высыхала достаточно быстро.

Проповедь одного из священников, произнесённая во время торжеств, утверждала мысль, что убийцы, совершившие 1000 лет назад политическое убийство, навеки несут на себе каинову печать. Но убитые, исполнившие заповедь Христа, снискали мученический венец и жизнь вечную.

Переяслав – «город музеев», в нём 27 музеев! Самые замечательные: «Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины» и археологический подземный в Михайловском монастыре, на территории древнего «детинца» и резиденции первых русских епископов. За крепостными валами здесь смыкались реки Альта и Трубеж…

В 1019 году на Альте Ярослав Мудрый окончательно разбил дружину Святополка Окаянного, убийцу святых братьев.

«Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле», – сказал Господь Каину. И вот как по писанному: Святополк, потерпев поражение, в безумии начал свой бег. Бежал на запад. «Гонится ли кто за нами? – вопрошал он своих слуг. – Вот уже гонятся, ой, гонятся, бегите!» Нестор передаёт нам: «Не мог он вытерпеть на одном месте, и пробежал он через Польскую землю, гонимый Божиим гневом, и прибежал в пустынное место между Польшей и Чехией, и там бедственно окончил жизнь свою… Есть могила его в том пустынном месте и до сего дня. Исходит же из неё смрад ужасен».

Переяслав разбросан во времени. Во времени и в пространстве. Буквально: расстояния здесь значительные, пешком не находишься, а с городским транспортом туго (знать кому-то это нужно). Ездят на такси. Такова особенность города.

Захолустный Переяслав в нашей истории время от времени приобретает исключительное значение. Так бывало во времена древней Руси, так бывало и в средневековье. Гетман Богдан Хмельницкий здесь провёл в 1654 году знаменитую казацкую Раду.

Здесь, перед лицом посольства Москвы была принесена присяга на верность русскому царю и состоялось воссоединение русского народа… Ныне площадь с величественным памятником тому славному событию пустынна. Рядом стоит разграбленная громоздкая руина недостроенного музейного комплекса. Пустынно вокруг. Лишь кто-то фотографирует огромный Успенский храм с пятью высокими куполами, в крестах которых когда-то были стёкла, да вот какая-то неопрятная собачка деловито пробежала мимо скамеек, свежевыкрашенных в цвета украинского флага.

* Специально для Столетия

Олег Мономах


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"