На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Славянское братство  
Версия для печати

Духовные традиции в живописи молодых художников

Выступление на секции "Искусство слышать и видеть в современном мире" XXI ВРНС

(Работы студентов кафедры изобразительного искусства Института славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина)

 

Современное искусство, в контексте которого формируется мастерство и эстетическое образование современных студентов-живописцев, представляет собой сложное и разнородное явление. В настоящее время в художественной практике утвердился основной принцип: в искусстве возможно все, художник может выражать свое ощущение окружающего мира в любом виде.

Большинство из современных направлений можно связать с современными технологиями: художники получили доступ к новым средствам создания своего искусства. В формальном отношении это способствовало смешению стилей разных эпох и отказу от привычных изобразительных средств, что вылилось в проведение различных «перформансов», «акций» и «хеппенингов».

Однако современное искусство нельзя назвать бессодержательным. Часто в произведениях присутствует смысловой подтекст: ирония над потребительскими ценностями современного мира, банальностью жизненных устремлений, протест против запретов и рамок, которые ставит творчеству бездуховное общество. Искусство XXI века чутко отзывается на вызовы окружающей жизни: стремительную динамику и постоянную изменчивость современности, нервные ритмы мегаполиса. Одной из характерных черт современного искусства является также более активное вовлечение зрителя в диалог, сотворчество художнику.

На фоне, казалось бы, полного разрушении формы, исчезновения традиционного понимания картины, возникает стремление к сохранению русской классической школы живописи и рисунка. Многие художники и

искусствоведы говорят о том, что система академического художественного образования, основанная на строгой последовательности в овладении профессиональными навыками: формировании у художника точного видения натуры, безупречного рисунка, крепкости и точности линии, воспитание чувства цвета, ритма, пластики, развитие композиционного мышления и т.д., является органической ценностью российской культуры.

Несмотря на внешние различия современного авангардного (в широком смысле этого термина) и классического искусства, они, по сути, не противоречат друг другу. Искусство авангарда – искусство, открывающее новые приемы, новое видение мира, экспериментирующее с формой, цветом и пространством, ради более глубокого эмоционального постижения окружающего мира, тем более, что современная наука показала – многое из явлений окружающего мира человек не может воспринимать своими чувствами, а только с помощью специальных приборов.

В таком случае преемственность между классическим и авангардным искусством возможна, но при утверждении единой системы нравственных, этических и культурно-исторических ценностей, которые в России сохраняются уже более тысячи лет. Ценности русской культуры сформированы или непосредственно православием, или через его опосредованное влияние. Поэтому, наряду с воспитанием профессионального мастерства, приоритетной задачей современного художественного образования является формирование целостного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей, сохранение духовной связи с многовековым культурно-историческим наследием России.

Чувство благоговения к святыне, почтения к родителям, уважения к ближним, ко всем людям, и ко всему живому, чувство удивления перед величием и таинственностью окружающего нас мира и забота об этом мире, духовное осмысление жизненных явлений, следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке, чувства милосердия, сострадания, жертвенной готовности оказать помощь ближнему и, наконец, чувство ответственности перед минувшими и грядущими поколениями – вот те нравственные основы, которые воспитывались в предшествующих поколениях русских художников, и которые должны быть сохранены и сейчас в нашем сложном современном мире.

Несмотря на преобладание светского направления, утверждавшегося с начала XVIII века, в отечественном искусстве до 1917 года можно выделить характерную для всего этого периода черту – отсутствие разрыва между светским и сакральным началами. Это предопределило, прежде всего, духовное осмысление жизненных явлений и следование духовным и нравственным представлениям о человеке.

Подобная направленность русского искусства требовала тесного соединения профессионального образования, духовного и нравственного воспитания будущих художников. Это реализовывалось в образовательной системе первого художественного учебного заведения в России – Академии художеств, основанной в 1757 году в Петербурге по проекту И.И. Шувалова, а также в Московском училище живописи, ваяния, зодчества, основанном в начале XIX века.

Эти же традиции художественного образования являются основополагающими в творческой и преподавательской деятельности кафедры изобразительного искусства Института славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина.

Учебный план, по которому занимаются студенты, построен на основе базового стандарта, выполнение которого необходимо при подготовке специалистов-художников, но имеет свою специфику. Она связана с общим направлением образовательной программы Института славянской культуры, ориентированной на изучение русской и славянской культуры в контексте культуры мира.

В связи с этим, темами работ художников часто становятся русские пейзажи, виды монастырей, храмов, старинных русских городов, исторические центры и святыни Украины, Беларуси, Болгарии, Сербии, Черногории, Чехии и других славянских стран, в которых удалось побывать нашим студентам.

Наиболее ответственным для выпускников является выбор темы дипломного проекта, в котором должен быть подведен итог творческой работы студента. Здесь важно все: и художественное исполнение, и содержание, отражающее размышления о смысле жизни, о своем назначении в жизни, о своих духовных истоках.

Одним из самых сложных жанров живописи является портрет. Работа с портретом предъявляет очень высокие требования и к профессиональному мастерству художника и к его внутреннему миру. Передачи лишь внешнего сходства здесь недостаточно. В своем произведении художник создаёт образ портретируемого. Но только художник с развитым духовным миром в состоянии увидеть проявления духовности в модели. И чтобы передать средствами живописи психологию изображаемого человека, выразив в портрете также и свое отношение к нему, художник должен обладать глубокой проницательностью. Для молодых художников, имеющих еще очень небольшой духовный опыт, создание психологического портрета представляет большую трудность, но среди дипломных работ выпускников кафедры есть несколько портретов, о которых можно говорить как о подлинных произведениях искусства.

Знаменательно, что молодые художники, подводя в своей дипломной работе итог периоду ученичества, обращаются к созданию портретов своих родителей, или своих первых наставников в профессии, в духовной жизни. Очень теплый по настроению портрет своей мамы написала художница Анна Опря. Кузнецова Дарья создала выразительный и интеллектуальный портрет своего отца. В дипломной работе «Художник Юсуф Садыкович Талыбов в мастерской» Исакова Анна обратилась к созданию образа своего первого учителя живописи, благодаря которому она выбрала свою будущую специальность. Особенно важно отметить работу Киселевой Екатерины «Портрет Народного артиста России В.В. Селивохина», сумевшей создать глубокий одухотворенный образ выдающегося пианиста, декана факультета музыкально-исполнительского искусства Государственной академии славянской культуры. Тема музыки в живописи, затронутая в этой работе, нашла отражение и в триптихе Марины Кухтиной «Музыка», где в его центральной части изображен величественный, сияющий разными красками орган, на фоне которого играет симфонический оркестр. Вдохновенный мир музыки и танца воссоздан также в работе Елены Цезарь «За кулисами».

Одним из любимых жанров живописи, который выбирают студенты для своих дипломных работ, является пейзаж. По слову святого Григория Богослова, «небо, земля, море, словом весь этот мир есть великая и преславная книга Божия».[1] Именно таким являлся пейзаж в русской живописи, в лучших произведениях С. Щедрина, Ф.А. Васильева, И.И. Левитана, А.А. Иванова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова и др.

В контексте развития общей русской пейзажной традиции, пейзажи в дипломных работах пронизаны ощущением полноты жизни, передают величие и мощь мира – Божьего творения, передают красоту мирозданья, наполнены духом мирным, выраженным через умиротворённость природы. В гармоническом единстве с окружающим миром находится тематически включенный в картину человек. Таким предстает диптих Михаила Полякова «Зима» и «Осень». Философским размышлением о жизни человека, о его духовном восхождении наполнены диптих Ирины Левиной «Осень» и «Весна» и живописное полотно Игоря Шмелева «Солнечный день». Гармоничный образ русской провинции воссоздан в дипломной работе Дениса Редченко «Русская провинция».

 Епископ Порфирий (Успенский) писал, что «мир есть загадка, предложенная Творцом человеку на удивление, изучение и для изощрения ума»[2]. Таким изучением окружающего мира является часто избираемая для дипломных работ тема города, городской жизни. Эта тема близка нашим выпускникам – они учатся в таком сложном мегаполисе как Москва, и если даже не являются москвичами, то в течение шести лет обучения погружаются в атмосферу города и знакомятся с его проблемами изнутри. В дипломных работах этого цикла в центре композиционного решения также оказывается человек, образ которого раскрывается либо в контексте слияния с пространством и ритмами города, либо в противостоянии им.

Гармоничная композиция архитектурного образа Москвы, ее стилевого многообразия как отражения сложной исторической жизни города смоделирована Ириной Бычковой в живописном панно «Город». В картине Алексея Аникеева «Рыбаки» московская новостройка предстает как тихий, наполненный состоянием умиротворения район города, а в работе Александра Лаврененко вечно спешащие озабоченные москвичи изображены под благословляющей сенью величественного храма Св. Климента. Праздничная атмосфера современной ярмарки в работе Александра Хазова «У стен Ивановского монастыря» перекликается с ярмаркой в картине Елизаветы Трофимовой «Москва купеческая.XVII век», изображенной на фоне празднично сияющих золотых куполов и крестов кремлевских соборов.

Часто в своих дипломных работах студенты обращаются к изображению традиционных народных праздников. Так в картине Царенковой Кристины «Где любовь да согласие, там и двор красен» изображена ее собственная свадьба, сыгранная в народных традициях, где в хоровод участников, одетых в национальные костюмы, органично вписываются и современные девушки и юноши. Воспоминанием о народных праздниках является дипломная работа Ксении Жабиной «Северный хоровод», где в исторический контекст также включена современная молодежь. Обе картины красноречиво свидетельствуют о том, что молодые художники не отделяют себя от народных традиций, считая их частью своей жизни.

Историческая ретроспектива древнего русского города Торопца правдиво воссоздана в картинах Ивановой Елены «Торопец» и Лещева Вячеслава «Древнерусский город».

Отдельная группа работ связана с размышлениями молодых художников о судьбе России, путях ее возрождения, которое они не видят без возрождения церковной жизни. Это работы Лобовой Елены «Возрождение Руси», Фаворовой Василисы «Возрождение», Сучковой Екатерины «Церковь».

Дипломные работы художников – выпускников, нельзя в полной мере считать самостоятельными. Значительную роль здесь играют руководители – преподаватели кафедры изобразительного искусства. Это Гусева Виктория Евгеньевна, Казило Андрей Ильич, Ленникова Ирина Александровна и ныне уже ушедшие из жизни Анатолий Владимирович Кузнецов и Владимир Кириллович Петров-Кириллов. Этим замечательным коллективом художников-профессионалов в течение многих лет руководит заслуженный художник России, профессор Овасапов Игорь Тигранович.

Воспитание молодого поколения на основе непреходящих нравственных ценностей, в лучших традициях русской культуры, раскрытие творческого потенциала молодежи, ее стремления обрести себя, выявление духовных основ творчества в контексте национальной художественной традиции, наряду с обучением профессиональному мастерству на основе академической школы живописи – вот приоритетные задачи, которыми руководствуются в своей педагогической деятельности художники кафедры изобразительного искусства Института славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина.



[1] Цит. по кн.: Цветник духовный. Репринтное издание. М.,1909.С.7.

[2] Архимандрит Порфирий Успенский. Путешествие по Египту и в монастыри св. Антония Великого и преподобного Павла Фивейского в 1850 году. СПб, 1856. С.27.

А.К. Коненкова, зав. кафедрой общего и славянского искусствознания Института славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"