На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Славянское братство  
Версия для печати

Большие идеи вырабатываются на фронтире

Репортаж

В Воронеже состоялся Круглый стол экспертов общественно-интеллектуального объединения «Юг России». В его работе приняли участие представители интеллектуальной, политической и академической общественности Воронежа, Донецка, Луганска, Одессы и Ростова-на-Дону.

 

Большой Юг един

 

Инициатором создания объединения «Юг России» является общественно-политический деятель, создатель общественного движения «Донецкая республика» и бывший спикер Народного совета Донецкой народной республики Андрей Пургин. Впервые о новой политической инициативе героя Русской весны рассказал политолог Станислав Смагин в статье «Объединенные ватники Юга России», опубликованной январе 2016 года в газете «Известия». Как указывает автор статьи, инициатива является своеобразным ответом на ту ситуацию, которая сложилась на сегодня в ДНР и ЛНР. Своеобразно мотивированное попечение РФ приводит к созданию в республиках сугубо технократического, сосредоточенного на узком спектре материально-хозяйственных проблем и подчеркнуто безыдейного государственного строя.

В результате управленческий аппарат все больше и больше наполняется бывшими украинскими чиновниками и функционерами Партии регионов, многие из которых прибывают на донбасскую землю с территорий по ту сторону фронта.

У простых жителей Донбасса представления о будущем в идейном и житейском разрезе отличаются небывалой пестротой. Нет единообразия во мнениях, присоединяться к России или обустраиваться в союзе с ней, но самим, объединять республики или оставлять порознь, так уж ли жизненно необходим выход к административным границам Донецкой и Луганской областей либо можно неопределенное время потерпеть. В результате, когда наличествует великое множество идейных векторов, на выходе нет ни одного. Но вот его как раз и предлагает поискать Пургин.

Предложив создать неформальное общественно-интеллектуальное движение Юга России, причем Юг России понимается максимально широко, от Измаила до Воронежа. В процесс планируется вовлечь и южно-украинские земли за пределами Донбасса пока в формате «правительства в изгнании». Скажем, в Крыму сейчас находятся несколько видных интеллектуалов из Одессы, мнение которых в их родном городе, несмотря на все препоны СБУ и украинской пропагандистской машины, по-прежнему авторитетно. Идеи и Смыслы, «выкованные» в Севастополе, Донецке, Ростове и Краснодаре, будут затем транслироваться в Херсон, Одессу, Николаев, рождая питательную почву для будущей реинтеграции в Русский Мир.

Пургин считает подобный региональный базис оптимальным для практической реализации идеи Русского Мира, тем паче регион, назовем его Большим Югом, охватывает огромные пространства и входит в число ключевых для русской цивилизации. По мнению Андрея Евгеньевича, сильная региональная идентичность не ослабляет, а укрепляет нацию и государство, если не выходит за пределы общего культурно– цивилизационного поля.

Движение мыслилось с самого начала максимально пестрым не только в плане широкого перечня городов и областей, но и с точки зрения идеологии. Выработка общих позиций и ориентиров будет осуществляться в жарких спорах сразу по двум линиям: территория ведет диалог с территорией и политическая платформа с политической платформой.

Правые и консервативные силы призваны сформулировать, почему Большой Юг един, с исторической и духовно-метафизической точки зрения, а левые, более материалистичные и экономоцентричные, обоснуют его социально-экономическое и логистическо-инфраструктурное единство.

 

Станислав Смагин, автор статьи в «Известиях», вспоминал на круглом столе в Воронеже, что с самого начала инициаторы старались четко продекларировать, что движение не будет носить политический характер и выдвигать претензии на часть политической власти, но если оно станет заметным и громким, властные элиты и чиновники сами начнут прислушиваться к его повестке, подверстывая под нее свои действия.

Точка сборки большого русского народа

Смагин также заявил, что «Юг России» как государственнический проект может и должен потеснить либеральные трактовки гуманитарного дискурса.

Сам Андрей Пургин в одном из интервью так обозначил цель объединения «Юг России»: «Вытащить умных, способных принести пользу Русскому Миру людей из их провинциального мирка, точнее мирков. Сейчас, если попросить ученых Ростова-на-Дону, Луганска и Донецка написать по учебнику истории, учебники получатся ну о-очень разными. Надо ломать перегородки, объединяться, создавать точку сборки русского будущего. Здоровая нация и государство начинаются со здоровой региональной интеграции». В Воронеже Андрей Пургин уточнил задачу объединения: «Мы хотим на базе маленьких родин получить как идеологические, так и экономические концепты. И важно, что это происходит в том месте, где болит и чешется. На фронтире, где происходит противостояние, в котором вырабатываются большие идеи, которые потом руководят большими пространствами».

Нынешний круглый стол в Воронеже – уже второй по счету. Аналогичное мероприятие проходило в столице Черноземья 29 апреля 2016 года на базе воронежского филиала Российского экономического университета имени Георгия Плеханова. В апреле состоялся круглый стол «Проблемные государственности на постсоветском пространстве. Их интеграция в состав России». Круглые столы также уже проводились в Донецке и Ростове-на-Дону. И вот состоялась новая встреча в Воронеже в конференц-зале гостиницы «Азимут» – «Брно». Модератором круглого стола выступил доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра по изучению консерватизма при Воронежском госуниверситете Аркадий Минаков.

Во вступительном слове он затронул очень болезненные для русского общества вопросы: «Во имя чего погибают русские люди на Донбассе?.. Ради сохранения неделимой, пусть и федеративной Украины? Ради интересов олигархата? Есть ли у современного политического класса ответы? Есть ли внятно сформулированная идеология, которая дает ответ на эти вопросы?» Отмечая процесс русификации правящей элиты, он отметил ее нерешительность и невнятность в вопросах объединения Русского Мира. На этом фоне собравшиеся на круглом столе могут себе позволить «роскошь быть ястребами».

– Мы, вслед за крымской речью Путина, – заявил Аркадий Юрьевич, –  будем говорить о разделенном положении русского народа и настаивать на его воссоединении и поддерживать все меры, которые к этому ведут.

Мы будем делать все, чтобы формировать и усиливать русскую идентичность. Прежде всего, здесь, в Центре России. Это главное условие того, что процесс воссоединения русских будет носить необратимый характер.

Как формируется идентичность? Есть несколько центральных элементов идентичности: язык, общее видение истории, культурная традиция и религия.

Мы должны отстоять русский язык, созданный русским народом и «ограненный» нашими величайшими национальными гениями. Его пытаются убить по-разному: «мовой», ЕГЭ, матом, англицизмами, уголовной лексикой и т.д. Навязывание нового языка – средство раскола Большого русского народа, как это мы видим на Украине.

Мы должны создать национальную версию русской истории, пантеон русских исторических деятелей и событий, вызывающих гордость и патриотизм, пробуждающих стремление к новому историческому творчеству. Историческое сознание – это то, что формирует нацию. Нам необходимы талантливые школьные и университетские учебники, яркое и всепронизывающее историческое просвещение, очищенные от русофобии и национального пораженчества.

Мы должны отстоять и творчески развить традиционную русскую культуру. Гениальные творения Пушкина и Гоголя, Толстого и Достоевского были и останутся одним из основных факторов формирования русской идентичности, в этом же ряду стоят русская живопись, русская музыка, русская архитектура, русская наука и техника, русское воинское искусство – все это не музейное наследие, все это подлежит актуализации и развитию. Это то, что формирует наши базовые представления о смысле жизни, добре и зле, отношение к труду, богатству, природе, смерти и т.д.

Ценностное ядро культуры, даже секулярной, – религия, вера. Православие, заимствованное нами от Византии, в течение веков оформило нашу душу, наш культурный код, нашу цивилизационную самобытность. Наша миссия – вновь отрыть обществу Бога, повернуть русский народ к Вере и Церкви. Осуществить то, что делали наши предшественники – славянофилы, Данилевский, Леонтьев, Достоевский, Тихомиров, деятели русского религиозно-философского возрождения, в первую очередь Ильин.

Это задачи, которые никогда не могут быть исчерпаны и до конца осуществлены. Но их надо непрерывно решать. Они могут решаться на «молекулярном» уровне, через наше сетевое сообщество, университет, школу, масс-медиа. Дальше – через все открывающиеся возможности. Лишь став хозяевами дискурса, мы можем создать творческую консервативную силу, которая сможет эффективно противостоять беспочвенным либералам, глобалистам и национал-сепаратистам. Только в этом случае традиции Святой Руси – Третьего Рима – Великой России будут продолжены в осознающей. Минаков считает, что объединение «Юг России» должно выдвинуть концепт большого русского народа. По факту русские сегодня разделенный народ, и ученый верит, что процесс объединения должен закончиться денонсацией беловежского сговора, новым воссоединением русских в большой народ. « Большой русский народ и союзные ему народы воссоединятся. И верю, что мы еще окажемся свидетелями подписания Акта о воссоединении в Беловежской Пуще, в Вискулях!» – такими словами закончил свою речь модератор круглого стола.

Основная война XXI века

На встрече прозвучали и сугубо академические доклады. Так, доктор политических наук Дмитрий Нечаев представил научный доклад, посвященный проблематике ирредентизма. Сама дефиниция восходит к итальянскому словосочетанию «Terra Irredenta» (невозвращенная земля), возникшая во второй половине ХIХ века в отношении территорий с италоговорящим населением, входивших в состав Австро-Венгрии, Швейцарии. Научный подход к проблеме ирредентизма базировался на работах Д. Хоровица, А. Гераклайдса, Д. Ландау, Д. Конверси, Н. Чейзен и др. Базовым концептом стала триада Роджерса Брубейкера. Он считает, что ирредентизм представляется конфликтом с участием трех сторон (посмотрите на примере Украины): 1) государства, в котором сильны тенденции к национализму (правящий киевский режим); 2) этнического меньшинства, исповедующего принцип национального самоопределения (ДНР и ЛНР); 3) внешнего государства (РФ), меньшинство которого (в Луганске и Донецке) считает своей Родиной, а себя полагает этнически сопричастным ему.

Наряду с научными докладами звучали и выступления, в которых, что называется, иногда прорывался крик души. Представители Донецка и Луганска очень конкретно ставили вопрос о своем будущем и настаивали на том, что «Донбасс – сердце России» (этот слоган, оказывается, родился еще при советской власти и имеет под собой веские геополитические основания») и болезни этого самого главного органа неминуемо отражаются на самочувствии всего организма русской государственности.

Президент общества русско-сербско-черногорской дружбы «Славянский мост» Любомир Радинович, кстати, вспомнил слова попавшего под Гаагский трибунал президента Милошевича. В 2000 году Слободан Милошевич предупредил русских, белорусов и украинцев, чтобы помнили пример Югославии и не разделялись внутри себя. Иначе «Запад, бешеная собака, вцепится вам в горло». Несчастье жителей Донбасса Любомир Миланович сравнил с тем, что испытали его соотечественники, проживающие некогда в Сербской Краине. А профессор Донецкого университета управления, член-корреспондент Крымской Академии наук Дмитрий Муза в рамках доклада «Проект Юга России в контексте геополитик» сослался на книгу политолога Фридмана, в которой заявлено, что основная война XXI века началась, и она началась на Украине.

Отдельной болезненной темой на круглом столе прозвучала тема диалога с украинцами. Но освещение ее требует отдельного разговора.

Святослав Иванов (Воронеж)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"