На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Славянское братство  
Версия для печати

Высший подвиг в терпеньи, любви и мольбе…

Великие рязанцы

Основоположник славянофильства Алексей Степанович Хомяков родился 1(13) мая 1804 года в Москве, в старинной дворянской семье, владевшей также имением в селе Ивановское Данковского уезда Рязанской губернии.

Будущий философ, публицист и поэт получил прекрасное домашнее образование, в 1821 году выдержал при Московском университете экзамен на звание кандидата математических наук. Тогда же Алексей Хомяков впервые выступил в печати, разместив перевод сочинения Тацита "О нравах и положении Германии" на страницах "Трудов Общества любителей российской словесности". Кстати, в конце своей жизни, в 1858—1860 годах, Алексей Степанович являлся председателем этого авторитетного литературного содружества.
Произведения А.С. Хомякова публиковались в журналах "Московский вестник", "Московский наблюдатель", "Московские сборники", "Москвитянин", "Европеец", "Телескоп", "Русская беседа", выходили и отдельными изданиями.
Это "Несколько слов православного христианина о западных верованиях", где автор подчёркивал, что только в Православии живёт "истинный христианский дух". Это статья "О возможностях русской художественной школы", где Хомяков говорил "об отрыве литературы от народной почвы" и "преклонении перед жизнью и культурой Западной Европы». Это распространявшаяся в списках статья "О старом и новом", в которой излагались славянофильские идеи. Это, наконец, объёмный труд "Записки о всемирной истории", являющийся обзором "всей мировой истории с точки зрения славянофильского учения».

Основатель славянофильства принимал активное участие в Русско-турецкой войне, был в своё время близок московскому кружку "любомудров", являлся сторонником отмены крепостного права путём реформирования не только в экономической, но и политической областях общественной жизни, то есть созыве Земского собора, отмены смертной казни, утверждения гласности.

Выпускались в свет и литературные сочинения А.С. Хомякова: исторические драмы "Ермак" и "Дмитрий Самозванец", поэтический сборник "24 стихотворения". В ряде своих произведений Алексей Степанович выступал за единение славянских народов под русской самодержавной короной. В программном стихотворении "России" (1854) Хомяков призывал:

 

Вставай, страна моя родная,

За братьев! Бог тебя зовёт

Чрез волны гневного Дуная,

Туда, где, землю огибая,

Шумят струи Эгейских вод.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

О, недостойная избранья,

Ты избрана! Скорей омой

Себя водою покаянья,

Да гром двойного наказанья

Не грянет над твоей главой!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

И встань потом, верна призванью,

И бросься в пыл кровавых сеч!

Борись за братьев крепкой бранью,

Держи стяг Божий крепкой дланью,

Рази мечом — то Божий меч!


Впечатления от пребывания на Рязанщине нашли отражение в творчестве Алексея Степановича.

Им была начата драма "Прокофий Ляпунов". От неё до нас дошла только "Сцена в Рязани", где говорится о сборах Первого народного ополчения. Оно именовалось рязанским и готовилось в Смутное лихолетье выступить против иноземных захватчиков.

Земной путь Алексей Хомяков завершил в своём имении Ивановское. Бывая здесь, он старался внедрять в жизнь собственные хозяйственные проекты, занимался и лечением крестьян. Последнее, увы, стало причиной заражения холерой Алексеем Степановичем и привело к его безвременной кончине.  
Похоронен А.С. Хомяков был в Москве, на кладбище Данилова монастыря (перезахоронен на Новодевичьем кладбище). На надгробии выдающегося деятеля отечественной культуры высечена надпись: "Блаженны алчущие и жаждущие правды».

И всё же, думается, что эпиграфом к жизни и творчеству поэта-славянофила можно поставить стихотворные строки, написанные им незадолго до его ухода:

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе;

Высший подвиг в терпеньи,

      Любви и мольбе.

Владимир Хомяков (город Сасово)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"