На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Славянское братство  
Версия для печати

На службе нераздельному народу

К юбилею академика Петра Петровича Толочко

Событие

 

Исполнилось 80 лет главному историку современной Украины Петру Петровичу Толочко. Он автор книг «Древняя Русь», «Древний Киев», «Владимир Святой – Ярослав Мудрый», «Летописи Киевской Руси» и других.

Родился 21 февраля 1938 года в селе Пристромы Киевской области.

«Мой отец умер перед приходом в село гитлеровцев, – вспоминал взрослым его сын. – Он был убеждённым сторонником Советской власти, в Гражданскую войну воевал в рядах Красной армии. В селе работал председателем сельсовета и колхоза».

В 1950-е годы студент Киевского университета Пётр Толочко попадает в экспедицию под началом академика Бориса Александровича Рыбакова в Черниговскую область на археологические раскопки Любеча, одного из первых городов Киевской Руси: «Под впечатлением личности академика я пошёл по его стопам – занялся изучением истории Киевской Руси».

П.П. Толочко – доктор исторических наук, профессор, академик.

Исторические взгляды и позиция учёного нынче не в чести у власти. Погромом и скандалом завершилась премьера его новой книги «Откуда пошла Русская земля». Отморозки призывают расправиться с человеком, чьи заслуги признаны во всём мире и который десятилетиями в своих трудах прославлял Украину. Академик покинул пост главы Института археологии Национальной Академии Наук Украины и должность главного редактора журнала «Археология».

«Даже сегодня, в условиях довольно противоречивого времени Вы, дорогой Пётр Петрович, – пишет слово признательности Валерий Николаевич Ганичев, председатель Высшего творческого совета Союза писателей России, – продолжаете дело своих товарищей-современников и особенно Бориса Олейника, которые делом и мастерством служили нашему нераздельному народу!

…В какой-то особенной чуткости и нежности неповторимой атмосферы Древней Киевской Руси, да и всей творческой жизни в ваших книгах рождаются дивные образы, характеры и лица простых славян – русичей, их естественная верность традиционному укладу, их сопротивление несправедливости, неисчерпаемость их душевных сил... Все это у вас передано нервом сердца».

 

В Воронеже и Острогожске: «Достойно оценим Костомарова»

 

В мае 1992 года исполнилось 175 лет со дня рождения Николая Ивановича Костомарова. Воронежцы отдавали дань уважения своему выдающемуся сыну.

Вспомнили о Костомарове, прежде всего, на его малой и милой родине в селе Юрасовка Ольховатского района на празднике памяти знаменитого земляка. А в Воронеже и Острогожске состоялась научная конференция «Николай Иванович Костомаров и его творческое наследие». В ней приняли участие учёные России и Украины. Доклады-речи утверждали высказанную давно и не однажды мысль о том, что история есть наука о прошлом, обращённая как в настоящее, так и в будущее.

 

Открыл же конференцию Пётр Петрович Толочко, академик, Киев:

– То, что сделал в науке Николай Иванович Костомаров, для одной человеческой жизни слишком много. Крупнейший отечественный историк. Многим он неудобен из-за нетрадиционности своих взглядов. Украинцам казалось, что Костомаров недостаточно «украинец» в научных исследованиях. Русские же не хотели понимать, о какой южнорусской ветви он толкует. А нынче подтверждается, что учёный предвидел ход истории...

Народничество Костомарова оказало большое влияние на всю украинскую историческую школу второй половины XIX – начала XX столетия, хотя самому учёному принесло немало неприятностей. Он явно отличался от представителей официальной исторической науки России своим демократизмом, высоким чувством обязанности перед правдой истории, незаёмными взглядами.

...Отмечая 175-летний юбилей Николая Ивановича Костомарова, необходимо признать, что он и его творчество по праву принадлежит двум народам: украинскому и русскому. Беда только, что до этого времени мы не смогли должным образом оценить его подвижническую работу, сделать достоянием наших народов его величайшее творческое наследие, достойно увековечить память о нём.

 

В Минске: «Поклонимся за тот великий бой»

 

Из выступления академика Петра Толочко на конференции «Великая Победа, одержанная единством» в мае 2016 года.

– Выдающемуся русскому историографу Н.М.Карамзину принадлежат изумительные по своему гуманистическому смыслу слова: «Пепел мёртвых не имеет других защитников, кроме нашей совести». Они приходят на ум всякий раз, когда знакомишься с «новой» правдой о Великой Отечественной войне. Пишут её национал-патриоты, либералы, демократы всех мастей. Ссылаются на какие-то архивные документы, ранее неизвестные или недоступные для изучения, на право людей знать всё, как оно было в действительности, а не только то, что содержится в советской историографии. При этом уверяют, что делают это из лучших побуждений, из желания доискаться до истины. В действительности, занимаются откровенным очернительством великого подвига советского народа, сумевшего победить в страшной войне, освободить себя и народы Европы от фашистского порабощения.

Особых масштабов деформация памяти о Великой Отечественной войне достигла после развала Советского Союза, но вполне определилась уже на заключительном этапе его существования, в годы так называемой перестройки. Началось всё с обвинений И.Сталина и его окружения в преступных просчетах перед войной. Продолжилось поношением полководческих способностей советских военачальников, в том числе и маршала победы Г.Жукова, которые будто бы воевали «не умением, а числом». А закончилось официальным извинением за пакт Молотова-Риббентропа.

В суверенной Украине это трагическое и великое событие было объявлено войной России с Германией или Сталина с Гитлером. Название «Великая Отечественная» стало запретным. Жертва и её палач уравнены в ответственности. Герои-победители унижены реабилитацией и героизацией людей, сотрудничавших с гитлеровскими головорезами, послевоенное мироустройство объявлено порабощением народов Европы Советским Союзом. К числу оккупированных национал-идеологи отнесли и саму Украину, что совершенно немыслимо. Ведь она была составной частью страны победительницы и, по определению, не могла сама себя оккупировать.

…Совершенно по-новому освещается теперь и националистическое движение в Западной Украине в годы Второй мировой войны. Из учебников по истории ученики средних школ и студенты узнают, что истинными освободителями Украины являются не Советская Армия и советские партизаны, а вояки УПА. В знак особой благодарности «оранжевая» власть учредила в их честь общенациональный праздник, а «вождям» присвоила звания героев Украины. Чуткие на социальную конъюнктуру историки оперативно переписали учебники.

И, разумеется, никакой объективности, сплошная апологетика. Практически ничего не говорится о непримиримых противоречиях между отдельными националистическими течениями, сопровождавшихся междоусобной братоубийственной войной. Ничего о жестоком терроре по отношению к мирному населению, в первую очередь к национальным меньшинствам (полякам, евреям, русским), а также к так называемым схиднякам – украинцам из Центральной и Восточной Украины. Ничего о борьбе с советскими партизанами и, конечно же, ни слова о тесном сотрудничестве с фашистами, которое началось ещё тогда, когда Германия готовилась к войне с Советским Союзом и создавала собственную «пятую колонну». Как известно, командное звено УПА получило выучку в немецких военных школах, а многие из руководителей националистического движения имели военные звания вермахта.

Мне привелось участвовать в работе международной конференции в Париже, где обсуждалась тема сотрудничества с фашизмом. Причем, не только в Украине, но и в других европейских странах, поскольку это постыдное явление имело место в годы Второй мировой войны в каждой оккупированной немцами стране. И даже в России. Но, что характерно, ни в одной из них оно не было оправдано. Прощено, да, но не героизировано. Коллаборационизм осуждён на Нюрнбергском процессе и в демократических обществах считается неприличным подвергать этот юридический и нравственный императив пересмотру. По крайней мере, так было раньше.

…К сожалению, перелицовка истории Великой Отечественной войны имеет место и в российской историографии. На этом поприще много трудятся известные «болотные» демократы-либералы. Они вполне солидаризуются с украинскими коллегами. Для них победа в той войне не была Великой, поскольку одержана слишком большой кровью. Мне довелось услышать, как об этом кощунствовали на российском телевидении Н. Сванидзе и А. Ципко. Правда, при этом они не уточнили, сколько же надо было пролить крови, чтобы победа могла считаться великой, как и не объяснили, почему меряют её лишь числом жертв, а не их подвигом и тем историческим значением, которое она имела для всей спасённой от фашистской чумы Европы?

Недавно, из передачи известного российского публициста К.Сёмина, стало известно, что в Петербургском Институте истории РАН была защищена докторская диссертация, посвящённая Российской Освободительной Армии генерала А.Власова. Её автор, К.Александров предложил Учёному совету целиком апологетическое исследование, основное содержание которого сводится к тому, что в появлении такого движения виноват сталинский режим. А сражалось оно не столько против Советской Армии, сколько против преступной коммунистической системы. Таким образом, стараниями дипломированного историка, генерал Власов и его воинство из предателей, изменивших присяге своему народу, переведены в разряд героев, борцов за европейское будущее России.

…В удивительной песне А. Пахмутовой и М. Львова, посвященной подвигу советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войнах, есть такие слова: «Всем миром, всем народом, всей землей поклонимся за тот великий бой». Они – обращение к той самой человеческой совести, которая, по определению историка, одна только и может быть защитницей «пепла мёртвых». К великому сожалению, сегодня мы не можем сказать, что поклонение «славным командирам и бойцам», павшим на кровавой войне имеет всенародный, а тем более, всемирный характер. С каждым годом уменьшается число памятных мест, увенчанных мемориальными монументами, куда десятилетиями приходили люди, возлагали цветы и склоняли головы. Особенно масштабное корчевание исторической памяти происходит в Украине. Её примеру активно следуют страны Прибалтики и Польши. В названных странах сносятся не только памятники советским воинам, но, нередко, оскверняются и их могилы.

…В заключение немного о моём личном удивлении тем, как реагирует на поведение своих новых членов и кандидатов просвещённая Европа. По существу, никак. У «чужих» она замечает и соломинку в глазу, у «своих» не видит и бревна. Но ведь снос памятников воинам Советской Армии это не просто вандализм, это результат смены идеологии. В некоторых из названных выше стран она определенно обретает национал-социалистическое содержание. Публичная солидаризация с ней демонстрируется фашистскими символами на касках и нарукавных шевронах, маршами по центральным улицам столиц в военной форме Вермахта или ночными факельными шествиями, напоминающими гитлеровские.

Эпическое спокойствие Европы невольно создаёт впечатление, что это для неё приемлемо, как некий реванш за поражение во Второй мировой войне. Всё хорошо, что плохо для России, как правопреемника Советского Союза. Но ведь точно также она вела себя и в конце 30-х годов ХХ века, когда в Германии и некоторых других странах утверждалась фашистская идеология. Известно, к чему это привело.

* Поле слободское. Выпуск № 208

Татьяна Малютина, Пётр Чалый


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"