На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Славянское братство  
Версия для печати

Хождение в Киев

Очерк

Чем дольше живёшь в Киеве – тем труднее уезжать. Так думаю не только я, но и многие мои знакомые. В чем причина? Однозначно ответить сложно.

Несомненно, притягивает доброжелательность, гостеприимство, радушие местных жителей; уникальная архитектура улиц и улочек, причудливо овивающих холмы; уютные набережные, утопающие в зеленой тиши каштанов и клёнов; величественный Днепр, до середины которого долетит «редкая птица»... Для себя особо выделяю духовные, исторические святыни – Киево-Печерскую Лавру, собор святой Софии, комплекс парка Великой Отечественной войны…

Известный писатель-славянофил XIX века Иван Аксаков писал о Киеве: «Здесь больше, чем где-либо, чувствуешь себя русским, слышишь свою связь с прошедшим, видишь себя членом общерусской семьи, ощущаешь своё родство со всеми её разрозненными членами, с малороссом, белорусцем и прочими».

В Киеве неосознанно пробуждается генетическая память, заложенная в тебя предками. Душа словно оживает, впитывая «предания старины глубокой», сокрытые в камне старинной мостовой, в куполе, кресте древнего храма, в неохватном вековом дереве… Остро чувствуешь, что вот она твоя историческая Родина, вот откуда «есть и пошла вся Русская земля».

***

Еду в поезде Воронеж-Киев. В вагоне в основном родители с детишками. Расходившихся шалунов еле угомонили за полночь. А ранним утром вот она – граница России и Украины. Проводница будит сонный вагон. Готовим паспорта.

Каменистая насыпь, забор, колючая проволока. Все пугающе-серьёзно. А за оградой деревушка, где, пользуясь утренней прохладой, огородничают крестьяне, в палисадниках пышно цветут пионы, по-хозяйски заливисто кричат петухи.

Вроде и бояться нечего, но как-то не по себе. Российские пограничники идут с ноутбуками, сноровисто быстро вбивают в свой компьютер паспортные данные, интересуются, что в багаже. После 40-минутной стоянки и пожеланий счастливого пути – за окном Украина. Точнее, украинская таможня. Она мало чем отличается от российской. Разве что формой пограничников и тем, что после остановки поезда по радио минут пять по-украински разъясняли, как следует оформлять таможенную декларацию и что нельзя с собой провозить. Поняли далеко не все. Документы же оформили заранее. Выручили образцы заполнения, которые есть в каждом вагоне. Интересно, что графы, которые надо заполнять, подписаны только по-украински и по-английски. Я не сразу догадалась, что в графе «стать» надо указать «женский» пол, соседка долго ломала голову над словом «мета».

Не обошлось без легкого конфуза. Шестилетняя Мирослава всё шёпотом допытывалась у папы, когда же мы поедем дальше, что ищут дяди-пограничники. Тот в шутку тихо ответил: «сало» - и, как мог, утихомирил шустрое чадо. А когда пограничники заглянули в наше купе, Мирослава на весь вагон выдала: «Дяди, а сала у нас нет. Колбасу с хлебом будете?»

***     

  Пересекая российско-украинскую границу, всегда вспоминаю любимого актёра Леонида Быкова в фильме «В бой идут одни старики». Его герой капитан Титаренко спрашивает вернувшихся с очередного боевого вылета товарищей, заметили ли они что-нибудь. Недоумевающим летчикам объясняет, что солнце стало ярче, небо голубее, травы зеленее, ведь летали они уже над его родной Украиной.

Днями позже в Киеве увижу памятник рано ушедшему актёру. В форме капитана эскадрильи, застыл Леонид Васильевич, сжимая шлем. У его ног бронзовый кузнечик на кленовом резном листе и надпись-девиз «Будем жить!». А за спиной капитана несет свои воды Днепр, высятся новостройки левобережья…

***

Невозможен Киев без храмов. Святых храмов, православных.

У каждого народа есть собирательный образ Отечества: «добрая старая Англия», «сладостная Италия», «прекрасная Франция»… Для наших предков Родина – «Святая Русь».

Неповторимый символ Киева – белокаменный собор Святой Софии, построенный в XI веке. Тринадцатиглавый, с золотыми и зелеными куполами, храм потрясает своей мощью и величием. В нём сохранились старинные фрески и мозаики. Одна из самых известных – изображение Богоматери в алтаре с воздетыми к небу руками.

В храме сейчас музей. За вход положена плата. Кстати, немалая. Отдельно – за вход на территорию, отдельно за осмотр храма и колокольни.

Для нас, воронежцев, особенно памятно и дорого, что в Святой Софии могила известного земляка – Евфимия Алексеевича Болховитинова, жившего на рубеже XVIII-XIX веков.

Он окончил Воронежскую духовную семинарию, Славяно-греко-латинскую академию в Москве, слушал лекции в Московском университете. Стал почетным членом Академии Наук, членом многих научных обществ. После смерти жены и детей принял монашество с именем Евгений. Был епископом в Вологде и Калуге, архиепископом Псковским, митрополитом Киевским и Галицким…

Болховитинов выступил инициатором создания губернской типографии в Воронеже. Издал жизнеописание святителя Тихона Задонского. Составил первое светское и церковное исследование по истории края «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», несколько раз переиздававшееся.

Многое сделал для нашего края этот выдающийся человек. Помним, знаем…

***

  Украинские власти в последнее время прилагают все усилия для создания самостоятельной поместной церкви. Для них это необходимый атрибут независимой государственности, её идеологическая база, основа проведения новой внутренней и внешней политики. Плоды этих усилий в Киеве уже налицо. В части храмов служба идет на украинской мове, в массовом порядке издаются переведённые молитвословы, разрабатываются каноны богослужебного пения с новыми текстами. Об интересах простых людей, верующих, судя по всему, никто не думает.

История же учит, что разделение и взаимная рознь, борьба православных между собою всегда были и остаются выгодны врагам православия. Извечный принцип «разделяй и властвуй» и сейчас не сдаёт своих позиций.

Митрополит Антоний Сурожский пишет прямо: «Политика Рима – это захват. Обращение всего некатолического мира в католический. Рим думает только о «погашении» Православия. Богословские встречи и «сближение» на текстах никуда не ведут, ибо за ними стоит твердая решимость Ватикана поглотить Православную Церковь». Проще это делать частями. Почему бы не начать с Украины, которая стоит на пороге раскола…

Отлученный от церкви «патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет» не скрывает, что «возможно объединение греко-католиков и православных, если на Украине будет единая поместная православная церковь, независимая от Московского Патриархата».

Только в XX веке это уже третья попытка её создания. Первая «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ) была создана в 1921 году. Никто из архиереев не поддержал раскольников. Тогда они сами себя рукоположили в сан. Отсюда второе название автокефалистов – «самосвяты». УАПЦ была вынуждена самоликвидироваться в 1930 году. Вторая УАПЦ возникла в 1942 году при поддержке германских нацистов, которые надеялись использовать церковный раскол для того, чтобы облегчить установление своей власти на оккупированной Украине. В 1945 году сбежавшие вместе с фашистами автокефальные «епископы» обратились с посланием к Папе Римскому Пию XII с просьбой о принятии УАПЦ в лоно католической церкви. Это послание было переведено на несколько языков и использовалось для пропаганды католичества в среде украинских эмигрантов.

Схиархимандрит Зосима (Сокур) объясняет: «И сейчас эти католики, папы римские, не успокаиваются, лишь бы добиться своего, сеять на Руси у нас ересь католическую, униатство своё, лишь бы подчинить папе.

Папа римский хотел захватить русскую землю при Крещении Руси, но не получилось; Владимир святой отверг католические притязания.

И сколько на колы сажали, на кострах сжигали, сколько казачества истребляли эти католики и паны польские, служители папские, – они у нас истребляли веру православную.

В Киеве, святом граде, святой князь Владимир – его памятник с крестом – куда он смотрит? На Москву, на Восток смотрит – его надежда, взор княжеский; там спасение, от града Москвы; а от Запада не будет спасения. Богдан Хмельницкий – в Киеве памятник, – куда он булавой указывает? На Москву, на Третий Рим, а четвёртому не бывать, там спасение наше».

Преподобный Лаврентий Черниговский писал: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, это Един Бог, так и нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь».

Не перестают появляться деятели, какие только и мечтают, чтоб мы, славяне, об этом забыли…

***

Поразили в Киеве и яркие плакаты западных проповедников и «учителей», не поленившихся в юбилейный год Крещения Руси приехать в историческое сердце православного мира, чтобы научить нас новой, «настоящей» вере, открыть «свет истины разума», начертать свой «путь спасения». Как же дико и неуместно это! Больно видеть, больно понимать…

***

Посещая Киев, обязательно захожу в Лавру.

Киево-Печерская лавра – первый монастырь Киевской Руси, сердце и дух отечественного иночества. Вот как характеризует обитель Нестор Летописец: «Пошел монастырь от благословения Святой Горы Афонской, поставлен не от богатства, а слезами, пощением, молитвою, бдением, и превзошел славою монастыри, построенные князьями и боярами с богатством серебра и золота».

За свою тысячелетнюю историю Лавра неоднократно подвергалась захватам и разграблению иноверцами, униатами, атеистами, раскольниками. Но выстояла. И сегодня является зримым воплощением единства православной церкви.

Её возрождение для современного мира имеет не меньшее значение, чем её возникновение для Киевской Руси.

С XII века началось почитание Печерских угодников Божиих, рассказы о подвигах и чудотворениях которых передавались изустно, а затем были записаны Нестором Летописцем. В XIII веке был составлен Печерский Патерик. В 1762 году Печерские святые были признаны общерусскими, собор Печерских святых включает 45 преподобных, почивающих в Дальних пещерах обители и 73 – в Ближних.

В их числе основатели обители святые преподобные Антоний и Феодосий, иконописец Алипий, целебник Агапит, затворники Никита и Федор, прогонитель злых духов Григорий, священномученики Кукша и Лукиан, Моисей Угрин, Иоанн Многострадальный…

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Бог оставил нам мощи святых для того, чтоб как рукой, привести нас к той ревности, какая была в них, и даровать нам некоторую пристань и надежное врачевство против зол, отовсюду нас окружающих».

В XX веке ученые неоднократно пытались установить истинные причины нетленности мощей. В пещерах был проведен ряд исследований. В результате установили, что среднесуточные показатели температуры в пещерах изменяются в пределах 7-9 градусов, а относительная влажность составляет 79-99 процентов. Эти условия крайне неблагоприятны для сохранности каких-либо органических веществ. В конечном итоге учёные пришли к выводу, что останки святых, возраст которых исчисляется сотнями лет, не истлели, но «сохранились без использования бальзамирующих веществ удивительным, не объяснимым наукой образом».

В Дальних пещерах в глубокой нише в стеклянных и металлических сосудах хранятся мироточивые главы, о которых в «Патерике Печерском» сказано: «нам неизвестно, каких они людей, но что они принадлежат святым угодникам Божиим, мы должны тому верить по следующим причинам. Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром». Ещё в древности началось изучение этого чуда. Главы мироточат не одновременно, и состав их мира неодинаков. Химический анализ мира обнаружил наличие в нем высокого содержания белка, что характерно только для живых организмов. Феномен мироточивых глав учёные тоже объяснить не могут. Для верующих – это чудо и действие Божией благодати.

***

В Ближних Антониевых пещерах лавры обретаются мощи Нестора, Летописца Российского. В Киево-Печерском патерике о нем сказано: «Всякое событие, если оно не будет записано, может с течением времени быть забытым и неизвестным… Господь явил преподобного Нестора, который написал нам о начале и первом устроении русской земли, не только внешнем, но больше всего внутреннем».

Что может быть интересного в жизни монаха? Он не ходит в военные походы, не путешествует, не охотится на диких зверей. Один его день похож на другой. События жизни за монастырской стеной его почти никогда не касаются… Он просто молится – за себя, за ближних своих, за Отечество, за православную веру.

Дни монаха Нестора, а жил он в XI столетии, были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: по благословению настоятеля он писал историю Руси.

Нестор работал в своей монастырской келье – келье, вместившей мир. Он был высокообразованным человеком – детально знал Священное Писание, греческий и латинский языки, философию и литературу античности, византийские сборники хроник и сказаний, монастырские записи, исторические сборники, был знаком с воспоминаниями торговцев, воинов и путешественников. Всё это он осмысливал с единственной целью – показать историю Руси как неотъемлемую часть мирового исторического процесса.

Из-под пера Нестора вышли «Житие святых князей Бориса и Глеба; во святом крещении Романа и Давида», «Житие преподобного Феодосия Печерского».  

Дело всей его жизни – летопись «Повесть временных лет». Она охватывает не какой-то малый период истории, а целую эпоху. Летопись Нестора это не просто перечисление ярких событий в истории государства. Это глубокое размышление. «Откуда мы?», «Чем прекрасны?», «Чем отличаемся от других народов?» – вот вопросы, которые стояли перед   монахом-исследователем.

Всюду он называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». Человек, достигший высот смирения, видит в себе мельчайшие прегрешения.

Нестор завещал печерским инокам продолжать его дело. Его завет был исполнен. Люди верующие почитают Нестора Летописца как писателя и как молитвенника.

***

Там же – в Ближних пещерах находятся и мощи былинного богатыря и монаха Ильи Муромца. Уроженец муромского села Карачарово верой и правдой послужил князьям киевским, оберегал Святую Русь от недругов.

В традициях Руси было посвящать остаток жизни Богу, когда физические силы оставляли тело. Многие богатыри принимали монашество. Монахом был и богатырь Александр Пересвет, начавший Куликовскую битву.

Известно, что перед уходом в Киево-Печерскую лавру святой Илия раздал все свое имущество на украшение храмов, на помощь бедным и сиротам.

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу святых мощей Илии Муромца. Применялась сверхточная аппаратура. Определили возраст: 40-55 лет, дефекты позвоночника в детском и юношеском возрасте (ведь Илия «сиднем сидел на печи тридцать лет и три года»). Рост богатыря превышал средний на голову. Кисть левой руки была пронзена копьем. В области грудной клетки тоже была рана. Видимо богатырь, защищаясь от удара, прижал левую руку к сердцу.

Пальцы его правой руки сложены в троеперстии, как принято у православных: три пальца вместе, изображающие Святую Троицу, и два пригнуты к ладони – означая земное и небесное естество Сына Божия.

Сказатели былин искренне и с любовью говорили об Илие Муромце как о святом: «Прилетела невидимая сила ангельская и взимала то его с добра коня и заносила в пещеры во Киевски, и тут старый преставился, и поныне там его мощи нетленные».

Специалисты в области народного творчества уже давно обратили внимание, что в раннехристианских германских памятниках письменности высится во весь рост легендарная личность богатыря и монаха Илии Русского. Скорее всего, речь идет об Илье Муромце. Богатыре – воине, стоящем на страже Русской земли. Богатыре духа – молитвеннике за неё.

  ***

Лавра утопает в розах. Такой красоты мне раньше видеть не доводилось. В нижней части Лавры святые источники. Пьём родниковую воду, наслаждаемся ароматом цветов. Неожиданно со стороны Днепра надвигается грозовая туча. Хлынувший дождь заставляет укрыться под деревом. Позже перебегаем в небольшую часовенку над источником. Тут много людей спасается от непогоды. Но места под крышей хватило и нам. Прислушиваюсь к разговорам. Пожилая киевлянка рассказывает кому-то о своих «хворобах», говорит, что посещение Лавры для неё лучшее лекарство: «Раз в неделю сюда прихожу – и на всю неделю словно силами запасаюсь». Мужчина из России поддерживает беседу: «Здесь же примерно треть мощей православных святых обретается. Подобного места на земле больше нет. Жил бы в Киеве, кажется, и не уходил бы отсюда. При любой возможности стараюсь приехать в Киев…»

Шум дождя, раскаты грома заглушают слова. Позже узнаю, что в этот день молния попала в купол храма верхней части Лавры. В нём находится лаврская библиотека. Но книги спасти удалось, никто не пострадал.

***

Неподалеку от Лавры Свято-Введенский мужской монастырь. Уголок душевного покоя в оживленной уличной суете. Обитель «киевского чуда».

Главная святыня монастыря – чудотворная икона Божией матери «Призри на смирение», написанная примерно в конце XIX века. Размер иконы значителен (110×72 см). Отличает образ удивительно тонкая красота, почти классическая правильность пропорций, высокая духовность и гармония.

Христос, прикоснувшись к щеке Богородицы, как бы говорит Ей: «Призри на смирение тех, кто обращается к тебе. Посмотри, согрей своей теплотой, даруй радость и покой, исцели, пожалей и принеси их молитвы ко Мне, и Я помилую и спасу их».

Своей необычайной красотой икона всегда привлекала внимание верующих. А летом 1993 года произошло событие, которое взволновало не только прихожан, но и всю общественность Киева.

Настоятель Введенской общины, игумен Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов. 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, рама со стеклом была снята. Оказалось, что цвет красок на иконе не изменился, но на стекле с обратной стороны явился серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца.

Сотрудники Института судебной экспертизы, Политехнического и других научных институтов Киева в течение года тщательно изучали икону и отпечаток на стекле. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир дал благословение на проведение исследовательских работ. Учеными высказывалось много гипотез, однако, было установлено, что «светло-серого цвета отпечаток изображения на стекле органического происхождения и является нерукотворным отражением Лика Богоматери и Младенца. Произошедший процесс наука пока что не может ни объяснить, ни воспроизвести».

Киевское чудо сравнивают со знаменитой Туринской плащаницей, сохранившей точный отпечаток тела Христа.

Стою у святого образа. Непроизвольно сравниваю его с отпечатком на стекле. И вдруг почти физически чувствую на себе взгляд Богородицы. Взгляд, проникающий в душу. Взгляд, от которого ничего нельзя утаить… Не заметила даже, как сказала об этом вслух. Стоявшая рядом женщина не удивилась: «Видит Заступница всех, в какой бы части храма не стояли. Я к Ней как к матери иду со всеми бедами и радостями. Бывает, строго и серьёзно глянет – усовестит, а чаще с таким пониманием и участием, что слёз сдержать не могу».

***

Уезжаем в субботу 14 июня – накануне святого для всех православных христиан праздника Святой Троицы. В этот день на главной площади Киева Майдане Незалежности прошел грандиозный концерт Пола Маккартни. Сам концерт не слышали, но при нас испытывали аппаратуру, установленную на площади (около 80 тонн её завезли ради заграничного гостя). Рёв и грохот практически сбивал с ног. Пришлось менять планы и спасаться в метро.

***

И опять в поезде. Под мостом неспешно катит свои воды могучий Днепр. Экскурсионный катер открывает тайны киевских набережных новым паломникам…

Тают в зелени лаврские купола, скрылась, словно растворилась в облаках Родина-Мать. До последнего провожаю их взглядом, боюсь оторваться, боюсь потерять навсегда…

Татьяна Чалая


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"