На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Славянское братство  
Версия для печати

Дабы имя русское…

К 360-летию Переяславской рады

Избирательна детская память… Почему-то ни один праздник я, третьеклассник, не запомнил так ярко, как 300-летие воссоединения Украины с Россией. Какие торжества были целый год, какие утренники в школе, постановки на сценах, фильм «Богдан Хмельницкий», снятый в 1941 году, в кинотеатрах крутили, а по радио песни под бандуру спивали. Тогда и малые граждане знали предысторию этого события и значение его для великого Союза. Теперь приходится объяснять взрослым недорослям, что в 1648 году в малороссийских землях, находившихся тогда под польским владычеством, вспыхнуло казацкое восстание под водительством гетмана Запорожского Войска Богдана Хмельницкого, направленное, прежде всего, против притеснений православной веры, ну и повсеместного гнета панов.

Украинских простолюдинов польская шляхта считала «быдлом», «лайдаками», «пся крев», а украинская шляхта, за редким исключением, перенимала польские язык и культуру, католическую веру. Даже свидомые украинцы признают, что национальное движение на Украине исторически зародилось как антипольское. Изгнание поляков из Левобережья и ослабление их власти на Правобережье было одной из причин упадка Польши, что кончилось ее разделом и утратой государственности к концу ХVIII века. Вспомним гневный текст Тараса Шевченко в адрес национал-патриотической публики его времени: «Впала Польща та й вас придавила!». Но польская знать сохранила экономические позиции на Правобережье в российской Украине, а тем более австрийской Галичине: поляки по большей части оставались «панами», украинские крестьяне «холопами». Иногда поляки вспоминали о родстве с украинцами. Например, во время польских восстаний 1830 и 1863 годов против русского царизма мятежная польская шляхта пыталась поднять украинских крестьян, для чего был выдвинут знаменитый лозунг «За вашу и нашу свободу!», который так любили советские диссиденты-полонофилы. Но украинские и даже польские крестьяне восстание не поддержали, посчитав их «лукавой затеей панов». А вот Раду 8 января 1654 года единодушно поддержали!

Даже украинские националисты признают, что в Малороссии соединение с Москвой приветствовали рьяно всегда три слоя: низшее духовенство, озлобленное предшествующими гонениями со стороны католиков и уний и выше всего ставившее религиозные интересы; горожане, искавшие исключительно спокойствия, благоприятного для развития промышленности и торговли, и понимавшие, что от Речи Посполитой они его не дождутся; и наконец, сельское население, возлагавшее на московского царя упования относительно улучшения своего экономического положения. (Впрочем, малоосновательные ввиду тех экономических процессов, которые совершались в самом Московском государстве.) Как видим – самые широкие слои населения, на ком и держалась вся эта многострадальная земля. Против подчинения Малороссии Москве стояла лишь южнорусская якобы аристократия (включая, что стало привычным, и высшее духовенство), свыкшаяся с польским строем и желавшая лишь, чтобы права и привилегии шляхты были распространены на нее, а когда не удалось этого добиться от Польши, то закрались надежды осуществить свои вожделения руками Москвы. Разумеется, не все встретили подчинение России с восторгом. Вот слова, не вошедшие в современный гимн Украины: «Ой, Богдане, Богдане, славний наш гетьмане, Нащо оддав Україну ворогам поганим?!». В другом варианте – «москалям поганым».

Недавно я сдал в издательство рукопись книги «100 великих славян», где есть, конечно, глава и про Богдана Хмельницкого. Перечитал много литературы и на украинские сайты заходил. Так вот, на самых русофобских из них почему-то особенно смакуются и одобряются все колебания и метания Богдана, его заигрывания с Польшей и королем, тайно готовившиеся измены договоренностям с русскими. Достаточно прочитать описания конца жизни гетмана. В начале 1657 года, мол, Хмельницкий заболел. Будучи стариком и сознавая возможность близкой смерти, он в конце апреля в Чигирине устроил выборы в наказные гетманы сына своего Юрия. Тогда Хмельницкий через три года после Рады хлопотал уже об устройстве федеративного союза из Малой России и княжеств Молдавии, Валахии и Трансильвании под протекторатом польского короля. Такие планы должны были привести Хмельницкого к войне с Московским государством. Он, дескать, и готовился к ней, укрепляя города по московскому рубежу, но затем окончательно слег в постель. Но и больной Хмельницкий продолжал вести переговоры с Польшей о союзе и почти привел их к результатам, в то же время уверяя московских послов о своей верности царю, критикуя его новую политику, основанную на союзе с Польшей, и предсказывая ей неуспех. Договаривался он и с Крымом, запутываясь в политических отношениях все более и более. В разгар этих событий Богдан Хмельницкий скончался…

Знакомая песня. В австрийской Галиции власти рекомендовали галицким украинофилам решительно отказаться от причисления Богдана Хмельницкого к украинским героям, каковыми следовало считать только такие личности, как Мазепа, Выговский и им подобные, действовавшие враждебно по отношению к России. В духе этих рекомендаций оценивают Переяславскую раду и нынешние «национально-свидомые» украинские деятели, изо всех сил старающиеся вбить в головы жителей Украины идеологические стереотипы, скроенные по австро-польским шаблонам XIX – начала XX века. В современных украинских публикациях, посвященных Переяславским соглашениям 1654 года, можно прочитать о том, что Украина выступала как самостоятельное государство, что между Украиной и Москвой был заключен только лишь временный военный союз, что Украина и Москва заключили договор как равноправные стороны, а затем Москва якобы коварно нарушила этот договор и захватила Украину, лишив ее независимости. Следует заметить, что подобные версии выдуманы не нынешними авторами, а получили хождение с подачи отдельных украинских историков еще в начале прошлого века. Так, например, историк Липинский в своей работе «Україна на переломi», вышедшей первым изданием в 1920 году, писал, что «его [Хмельницкого] соглашение с Москвой в 1654 г. было таким же самым случайным союзом, направленным против Польши, какими были все его предыдущие такие же самые союзы с Крымом, а прежде всего с Турцией». Но ведь есть подлинные исторические документы! Первый – донесение в оригинале, по-старославянски. Вчитайтесь в него – опубликовано вначале.

«...Уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей...» – сказано гетманом.

Вот что нельзя было терпеть: попрание веры и «чтобы имя русское забылось в земле нашей». Неужели не ясно? Или это политиканское лицемерие, которым просто упиваются «свидомые украинцы», делая из гетмана лжеца и подлюку, если употребить выражение Гоголя, выведшего, к слову, образы тех казаков в «Тарасе Бульбе», которые и встали стеной за союз с православной Россией. Если это «союз равных», то откуда верноподданическая подпись под документом, отправленном царю лично Хмельницким: «С Чигирина 21-го марта року Божияго 1654-го. A под тем припись: тебе, великому государю нашему твоему царскому величеству, прямые и верные слуги и подданные, Богдан Хмельницкий, гетман с Войском вашего царского величества Запорожским».

А вот как незамысловато обосновывается неприязнь Хмельницкого к католичеству: «Чигиринский подстароста – поляк Чаплинский, приятель Хмельницкого, жил с какою-то женщиною, православною и довольно молодою (такою ее называют лица, видевшие ее в 1649 г.); Хмельницкий, овдовевший в середине 40-х гг., переманил ее к себе (по другим известиям, она и раньше жила у Хмельницкого в качестве няньки при детях); из-за этого случилась ссора; кажется, по распоряжению Чаплинского забрали у Хмельницкого коня. Не довольствуясь этим, Чаплинский захотел отнять у Хмельницкого само имение Субботово, документы на владение которым были не совсем в порядке. Не найдя защиты в местном уряде, Хмельницкий отправился в Варшаву и в июле 1646 г. получил от короля привилегию на потомственное владение Субботовым в качестве шляхтича. Тогда Чаплинский, по практиковавшемуся в Польше между панами обыкновению, решил не добиваться получения Субботова законным путем, а, наплевав на королевскую привилегию, воспользовался тем, что весною 1647 г. Хмельницкий снова ушел в степь в отряде князя Иеремии Вишневецкого-Конецпольского, преследовавшем набежавший татарский загон. Чаплинский, напав на Субботово, занял там пасеку и гумно с 400 копен хлеба, зажег мельницу и захватил любовницу Хмельницкого, с которою и обвенчался, по-видимому, с ее согласия, обратив ее предварительно в католическую веру». Как же, мол, после этого не возненавидеть католиков и не полюбить православие?

После Переяславской рады представители русского посольства побывали в 177 городах и селениях Западной Руси (Запорожского войска) для принятия присяги от населения на верность царю. Отказалось присягать высшее православное духовенство в Киеве. Часть мещан Переяслава, Киева и Чернобыля были насильно принуждены к присяге казаками. Состоялись выступления против присяги в отдельных поселениях Брацлавского, Уманского, Полтавского и Кропивнянского полков. Тем не менее, согласно данным русского посольства, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян (женщины и холопы к присяге не приводились).

***

Нынешний мэр Харькова Геннадий Кернес с выразительным отчеством Адольфович подводил итоги года и проводил совещание (есть много записей в интернете!) в таком духе: «Сучий пес, ты как работаешь? Кандауров, ты слышишь меня? Скажи громко, что слышишь! Если не исправишься, я тебя на ноль умножу! Понял?!» Вот оно, торжество «европейской демократии». И даже польская кличка «пся крев» – меркнет. А ведь Харьков – столичный город. Не раз на этих страницах я рассказывал о Неделе русского языка, которая в начале зимы проходит в центре Слобожанщины. В этом году писатели России и Украины будут отмечать 360-летие Рады в соседнем Белгороде 16–17 января.

Профессор Киево-Могилянской академии – центра русофобии (здесь даже в туалетах нельзя говорить по-русски – студенты доносят на преподавателей) – доктор исторических наук Юрий Мыцык составил своеобразный реестр Переяславских мифологем и первую же обозначил так: «1. Украинцы и русские никогда между собой не враждовали». О, тут профессор сел на своего любимого конька и принялся с упоением перечислять: «Во-первых, за всю историю украинско-российских отношений, начиная со времен Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского, насчитывается около двух десятков войн, причем половина из них приходится на период до 1648 года. Москва пыталась завоевать Великое княжество Литовское, а украинцы и белорусы в составе его армии давали достойный ответ. Стоит вспомнить блестящую победу над московским войском под Оршей (1514), походы Сагайдачного и Михайла Дорошенко на Москву, за Урал и до берегов Северного Ледовитого океана в начале XVII века. Пикантный факт: гетман Богдан Хмельницкий отличился в Смоленской войне против Московии, за что король Владислав IV наградил его почетным оружием. Иван Богун со своими казаками доходил аж до Мордовии». И так далее. А читал ли он историю других стран, лепя свою историю Украины? Как создавалось германское государство, какие войны между княжествами и землями велись, что сталось с пруссами и полабскими славянами? Нельзя же мыслить на уровне начальной школы с картинками-пугалками. Кстати, в России поют про того же Сагайдачного и Дорошенко: было да быльем поросло, в баллады отлилось и по степи разнеслось. Кстати, в центре пушкинско-гончаровского села Ярополец находится могила гетмана Правобережной Украины Петра Дорошенко. Может, кто не знает такого предшественника Мазепы? В 1669 году он заключил с турецким султаном унизительный договор о подданстве, в результате чего на Украину вошла Русская армия. В 1676 году в Чигирине гетман сдался войскам воеводы Ромодановского. Принял присягу и был отправлен в Москву. В 1679 году назначен воеводой в Вятку, но в 1685-м его пожалели и даровали во владение село Ярополче, где отступник умер в 1698 году. Так что ж теперь, разрушать усыпальницу, беря пример с майданутых варваров, которые памятник Ленину свалили?

На Николу зимнего, 19 декабря 2013 года, в Доме ученых Харькова состоялась конференция «510 лет единства», посвященная вхождению Северских и Слобожанских земель в состав России. В ней приняли участие историки, деятели русских патриотических организаций Харьковщины, преподаватели вузов, представители учреждений культуры, студенты. Конференцию вел Сергей Моисеев – руководитель Харьковской областной общественной организации «Русь Триединая». Идея конференции была предложена Владимиром Алексеевым, народным депутатом Верховной рады Украины двух созывов, а ныне депутатом Харьковского областного совета. Идея возникла на основе его исторических изысканий и размышлений. С доклада «Предтеча Переяславской рады» и начались на конференции творческие выступления. «Тот, кто интересуется историей отечества, знает, – подчеркнул докладчик, – что в январе 2014 года исполнится 360 лет Переяславской раде. В советское время это историческое событие имело памятное определение – «воссоединение Украины с Россией», а прежде его называли даже «воссоединение Руси». Духовно неразделимый народ, населяющий Слобожанщину (сегодня это Харьковская, Белгородская и частично Сумская и Воронежская области), ежегодно празднует день Переяславской рады. Но сегодня следует сделать также некоторые принципиальные уточнения как по духу, так и по датам». В частности, исследователь Алексеев, как и многие историки,  утверждает, что следует сломать стереотип, гласящий, что в 1654 году произошло «воссоединение Украины с Россией», а не переход Войска Запорожского из подданства польского короля в подданство русского царя. Участники конференции предложили вести воссоединительный отсчет от даты более давней, отделенной от нас полутысячелетием.

По решению Переяславской рады и высоких делегаций в состав Русского государства вошли земли, находившиеся под контролем гетмана Богдана-Зиновия Хмельницкого, а это лишь 10–12 процентов от территории нынешней Украины – часть территорий нынешних Полтавской, Сумской, Киевской и Черниговской областей. Вся остальная территория Украины – это, без преувеличений, плоды побед российского оружия, искусства российской дипломатии, а также, как говорится, подарки «старшего брата» в советский период отечественной истории. Если говорить конкретно, то при Екатерине II Правобережье Днепра было освобождено от власти Речи Посполитой, а Северное Причерноморье (Новороссия) отвоевано у турок и татар. Не забудем также, что Донецко-Криворожская республика была ликвидирована благодаря Ленину, вследствие чего промышленные регионы Донбасса и Приднепровья стали частью Украины; большевики понимали, что без пролетариата аграрной Украине будет очень трудно. А Сталин, как известно, «подарил» УССР Галицию, Волынь, Закарпатье, Северную Буковину и Южную Бессарабию, ну а Хрущёв прирезал не только Крым с городом особого статуса – Севастополем, но и Путивль оторвал от Курской области.

Факты свидетельствуют, что территория нынешней Харьковщины юридически стала частью Русского государства еще в самом начале XVI века, а именно в 1503 году. После разорения разрозненных русских княжеств Батыем они стали добычей Литвы, которая усилилась как государство Европы. «Но, пребывая на довольно низком уровне культурного развития, – говорит исследователь, – Литва впитала в себя культурные достижения покоренной Руси, так что некоторые историки считают, что на определенном этапе существовало две Руси – Московская и Литовская». Вследствие католической экспансии на рубеже XV иXVI веков в Литве усилились гонения на православных. Религиозные противоречия стали одной из причин обострения отношений между Русским государством и Литвой. В этих условиях князья Симеон Черниговский, владевший Черниговом (неслучайно герб Чернигова – двуглавый орел), Стародубом, Гомелем и Любечем, и Василий Рыльский, в чьем владении находились Рыльск и Новгород-Северский (включая земли нынешней Харьковщины), убоявшись окатоличивания, обратились к Великому князю Ивану III с просьбой избавить их от литовского ига, принять с вотчинами в состав Русского государства. В результате Иван III начал войну с Литвой, которая продолжалась несколько лет и завершилась в 1503 году. Московская Русь отвоевала ряд земель, среди них – Северские земли (включая Путивль и Гомель), в общей сложности 19 городов, 70 волостей, 22 городища, 13 сел.

Исследователь подчеркивает: за прошедшие пять веков фактически трижды предпринимались попытки Запада оторвать Харьковщину от Русского Мiра, изгнать отсюда русский язык и культуру, и всегда такие действия осуществлялись под иностранным патронатом, ввергая харьковчан в пучину бедствий и лишений. И неизменно заканчивались провалом как при попытках кайзера в 1918 году, так и фюрера в 1941–1943 годах. Наверняка провалится и нынешняя…

***

Вспоминается в эти январские дни, как еще на 325-летие Переясловской рады мне довелось выступать в Переяславле-Хмельницком вместе с украинскими поэтами, которые, вроде Дмитра Павляычко, писали такие барабанные стихи про Ленина и дружбу народов, что неловко слушать было. А ведь в городе – от истории дух захватывало! Переяславль Русский впервые упомянут в 907 году в договоре Олега с Византией. Имя города означает «перенял славу». По легенде, в IX веке на месте города русское войско одержало победу над печенегами, после того как безымянный киевский кожемяка сразил в поединке знаменитого печенежского богатыря и этим «переял его славу».

При возникновении Переяславля (Преслава) к нему перешла роль религиозного центра Среднего Поднепровья, потому что резиденцией первых митрополитов Руси был не Киев, а Переяславль. Да, это был удивительный город – маленький (31 тысяча жителей), очень чистый, музейно-игрушечный. Сейчас померкшему городу уже больше 1100 лет, это один из древнейших городов Руси. Город-музей – такое звание Переяслав-Хмельницкому присвоено не зря: там 27 музеев! Городок любил и работал в нем Тарас Шевченко, в Переяславе родился и жил архитектор В.И. Заболотный, спроектировавший здание Верховной рады Украины в Киеве, где сегодня парализована работа парламента. В Переяславе несколько лет жил и работал Григорий Саввич Сковорода, которого так перевели на украинскую мову, что он себя самого не уразумел бы. Наконец, тут родился и учился кумир еврейского мира писатель Шолом-Алейхем (Соломон Рабинович). Скажите мне, Христа ради, кем бы все эти люди были без русского мира, без русского языка?

Политик Виктор Березка («Украинский выбор») заявил: «На днях я планирую побывать в Переяслав-Хмельницком и встретиться с руководством города по поводу того, что им известно о возможных событиях к этой дате. Хотя, естественно, основные обязательства по проведению этого мероприятия надо уже сейчас возлагать на киевские (города и области) структуры движения «Украинский выбор». Сама история нам велит использовать эту дату для оглашения отношения к этому событию перед всей Украиной, руководство которой несет своей деятельностью, неожиданно сменившейся ориентацией, отпечаток игнорирования уроков давней истории. Но следует помнить, что всегда, как только Украина пыталась в лице своих недальновидных правителей оторваться от русского мира, ее ожидали не лучшие времена… Не исключено, что ультранационалисты попытаются провести определенный шабаш в этом некогда славном, ныне провинциальном хиреющем городке, в котором все вокруг хранит печать исторических событий не только 360-летия, но еще и более древних. Здесь в первые годы после 1991 года депутатом Черноволом проводилась акция расторжения договора о дружбе с российским народом».

Вот что такое демократия по-украински! Кто тогда уполномочил Черновола? За Хмельницким-то стояло казацкое реальное войско, православные горожане, старшина, а за популистом – только оголтелые сторонники «Руха». То же самое происходит на майдане. Кто и как выдвигал этих сторонников евровыбора – западенцев-халявщиков, политиканов-горлопанов?

Майдан в Киеве должен оставаться до президентских выборов 2015 года, считает изможденный (одни зубы и очки остались) лидер парламентской фракции «Батькiвщина» Арсений Яценюк. «Майдан должен оставаться в центре Киева как сердце украинской свободы, как определенный мобилизационный пункт. Но мы сможем победить только тогда, когда Майданом станет вся Украина – от Запада до Востока». А вот что написал о «сердце свободы» известный писатель Олег Бузина в памфлете «Болотные кикиморы майдана»: «Ведь изначально это место, через которое в Киев ворвался по замерзшей трясине в 1240 году Батый, называлось КОЗЬИМ БОЛОТОМ. В майдан его переименовали только в 1991 году в честь украинской независимости. В очередной раз я подивился сказочной символике происходящих событий. Коза – животное дьявольское. Недаром у черта козьи рожки. Ну а раз есть БОЛОТО и КОЗЫ – значит, и КИКИМОРЫ должны быть где-то рядом...

Первая кикимора обнаружилась прямо на сцене Евромайдана. Ее звали певица Руслана. Она отплясывала свои «Дикие танцы» и обещала сжечь себя, если Майдан закончится неудачей. Хитрая бестия! Не для того голосовал я за НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ в 1991 году, чтобы житель Евросоюза безграмотный матерщинник Кличко вместе с конфетным лавочником и отставным львовским фельдшером сдали ее в рабство с потрохами европейским кобылам и пидорам – эштонам и вестервелле. Мы – потомки Руси. Такие же, как русские и белорусы. Русь никому не кланялась. Русь сама все брала, что плохо лежало. А Украина лежит, КАК НАДО. Как раз между Евросоюзом и Российской Федерацией».

Да, лежит пока, почесываясь от грязи майдана. Но накануне Рождества наконец-то выпал снег и скрасил безобразия матерщинника, лавочника и бывшего фельдшера. Даже стихи написались:

Завидую всем коллегам

Из Киева,

               где светло:

Майдан засыпает снегом,

Летящим под Рождество.

 

С извечным восторгом русским

Я слушаю снежный хруст,

И стал горнолыжным спуском

Андреевский славный спуск.

 

Я, помню, ушел, заплакав,

Увидев как страшный сон,

Что дом, где рожден Булгаков,

Был краскою осквернен.

 

Как много на свете дурней,

Не ведающих о том,

Что нет ничего культурней,

Чем Гоголь, Вернадский, Патон.

Пустите таких в Европу –

Они ей покажут, блин!

 

Я выпью в Сочельник стопку

За славу родных равнин,

За то, чтобы вровень с веком

Пройти нам над злой чертой…

 

Майдан засыпает снегом –

Славянскою чистотой.

 

Вспомним и справим юбилей объединительной Переяславской рады, дабы имя русское не померкло в веках и не заляпалось грязью или, не дай Бог, кровью.

Александр Бобров


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"