На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Великодворский праведник

О св. праведном протоиерее Петре Великодворском (Чeльцoве)

Св. прав. ПетрЮбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 13-16 августа 2000 года, прославил в Соборе новомучеников и исповедников Российских великого исповедника, праведного протоиерея Петра Великодворского (Чeльцoвa) /I888 — I972/.

Из шестидесятилетнего пастырского служения более пятнадцати лет отец Петр провел в заключении и ссылке.

Высокообразованный пастырь и ревностный служитель Церкви, отец Петр предвидел тяжкие испытания, которые «терновым венцом обовьют многострадальное чело Родины». В «Слове нa прославлении святителя Иоанна, митрополита Тобольского», отец Петр предупреждал, что «Россия... будет стоять дотех пор, пока не изменит апостольскому завету: «Бога бойтеся, Царя чтите».

Готовя себя и паству к исповедническомy подвигу, он читает лекции на публичных религиозно-нравственных чтениях. В «Смоленских Епархиальных Ведомостях» приводится краткий конспект лекций: «... Христианский взгляд на страдания.... Страдания как неизбежный путь развития добра в земных условиях. Страдания как смысл жизни. Радость страданий»....

6 апреля l922 года протоиерей Петр был арестован по подозрению в оказании сопротивления при изъятии церковных ценностей. Этим арестом начался исповед-нический путь праведного, будущего Великодворского святого. Продержав под арестом два месяца, батюшку выпустили «за неимением состава преступления».

В 1924 году, в связи с проходящим в Смоленске съездом обновленческого духовенства, отца Петра, как ревностного последователя Святейшего Патриарха Тихона, заключили под стражу на десять дней.

В книге прот. Михаила Польского «Новые мученики Российские», в разделе «Страдальцы города Смоленска» читаем: «В это время (1920-е годы) еще устраивались диспуты. Приехал из Москвы в Смоленск бывший священник, оставивший свой сан и выступавший на стороне большевиков. Диспут был устроен в здании Губисполкома. Противная сторона вызвала местное духовенство. Явились о. Анатолий и о. Петр – священник Ильинской церкви. Бывший иерей, ставший атеистом, понес тяжкое поражение. Два победителя выходили из зала под гром аплодисментов. В этот день все обошлось благополучно, но через месяц о. Петра арестовали...»

20 июня 1927 года протоиерея Петра арестовали, обвинив в групповой антисоветской деятельности и распространении контрреволюционной монархической литературы. Приговорен к трем годам заключения. Срок отбывал на Соловках.

Из лагеря отец Петр прислал Марии Ивановне, матушке и верной спутнице всей жизни (матушка пережила батюшку на несколько месяцев), фотографию со стихами:

«На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь,

И снегом скрипучим

Одета, как pизoй, она.

 

И снится ей все,

Что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет. — Это стихотворение лучше всего выражает мое положение и мое настроение. И лучшего я не мог придумать, чтобы написать вам. С.Л.О.Н. 2 июля 1928 г.»

Матушка Мария шила, вышивала и продавала свои изделия, а на вырученные деньги собирала посылки отцу Петру. Она даже ездила кнему на Соловки. Мария Ивановна рассказывала трогательную историю, когда, получив свидание, принесла пирожков, поставила у пенечка, Пока на радостях разговаривали, кто-то подошел сзади и съел пирожки.

24 октября 1929 года отца Петра досрочно освободили из лагеря и сослали на три года в г. Кадников Вологодской области, где он работал сапожником. Три года ссылки прошли, но…

7 марта 1933 года протоиерей Петр снова арестован. Его обвинили в том, что он являлся участником антисоветской группы из числа ссыльных. На этот раз срок пришлось отбывать в Коноше в И.Т.К.

В апреле 1936 г. по освобождении был определен священником села Нарма Курловского района Влади-мирской области. В апреле 1941 г. отец Петp арестован за неуплату налогов и приговорен к 1 году заключения в исправительно-трудовом лагере.

В 1943 году архиепископ Иоанн (Соколов), управляющий Владимирской епархии, назначил протоиерея Петра в xpaм Рождества Христова в с. Заколпье.

18 июня I949 года опять арест за антисоветские выступления и хранение монархической литературы. При обыске конфискованы 46 книг, два портрета Государя Императора Николая ІІ и его семьи, личная переписка. На этот раз — 10 лет заключения в исправительно-трудовом лагере. 28 ноября 1955 года батюшку, кaк престарелого уже инвалида 2-и группы, освободили и он выехал в с. Заколпье под опеку матушки Марии, у которой предварительно стребовали подписку о согласии взять на иждивение престарелого супруга-инвалида.

В декабре 1955 г. о. Петр поселился на месте своего последнего пристанища в Великодворье, с. Пятницу. Блаженная раба Божия по фамилии Романова, посетив батюшку, стала говорить всем: «Потекут в Пятницу ключи...» И действительно потекли одушевленные ключи в это небольшое село; из разных концов Руси стали приезжать к старцу люди. Простолюдины и высокопоставленные лица, архиереи и духовенство ехали за благословением на дальнейшую жизнь, за утешением, за исцелением недугов.

13 декабря 1955 года епископ Онисим (Фестипатов), получив прошение старца: «Имея искреннее намерение до конца дней своих служить Христовой Церкви, почтительнейше прошу Ваше Преосвященство назначить меня на священническое место к Пятницкому храму с. Пятницы Курловского района», — тут же подписал его.

Через два месяца прихожане Пятницкой церкви обратились к епископу Онисиму со следующим письмом: «За два месяца служения отца Петра мы, церковные люди нашего прихода, оценили его настроение и усердие, и смеем открыто заявить, что вступление отца Петра в наш храм вызвало у всех прихожан умиление и духовную радость. В чувстве этой радости мы приносим Вашему Преосвященству глубокую благодарность за это назначение и, как простые, но верующие люди, позволяем обратиться к Вам, Владыко, с общей сердечной просьбой прихожан: благословите отца Петра, как близкого нашим сердцам пастыря, быть священнослужителем нашего храма до конца его жизни».

Слух с добром пастыре разлетелся далеко за пределы епархии. Схимонахиня Харитина говорила: «Люди к нему будто крестным ходом ходили...».

День батюшки протекал так: в три часа ночи он просыпался на домашнюю молитву. В половине пятого был в храме — совершал исповедь, принимал людей. Затем служил Божественную Литургию, водосвятный молебен с акафистом и панихиду, молился он горячо со слезами.

Службы отца Петра были великолепно торжественны. Причащающихся было очень много. Владыка Онисим обратился в Хоз. Упр. Московской Патриархии с просьбой изготовить для отца Петра большой потир, так как существующий не вмещал частицы, вынутые на проскомидии, а еще необходимо причастить 400-500 исповедников.

Зная образование отца Петра, владыка (с 1956 года архиепископ) Высокопреосвященнейший Онисим неоднократно советовался с ним по Богословским вопросам. А в 1967 году он поручил отцу Петру написать воспоминания о Священном Соборе Православной Российской Церкви 1917- l918 годов, делегатом которого тот был.

29 октября 1961 года архиепископ Онисим поздравил протоиерея Петра с пятидесятилетием пастырского служения Церкви Христовой: «Ваша жизнь была полна до краев всякого рода лишений, неприятностей и других житейских невзгод и очень мало давала радостей. Ваша крепкая вера в промысел Божий, пламенная любовь ко Христу, нашему Пастыреначальнику, давала Вам силы и укрепляла Baш дух, который в соединении с благодатью Божией помогал Вам превозмогать эти житейские невзгоды и с терпением нести свой жизненный крест».

Протоиерей Петр ответил на это поздравление замечательным письмом: «Ваше Высокопреосвященство, милостивый Владыко и Отец, благословите! …Служение священническое есть крестоношение, и каждый священник страдает со Христом, и во священнике страдает Христос. На Голгофе сатана устами преданных ему людей давал свой льстивый совет: «Снииди со креста!...» — «Снииди со Креста!» — и мне влагает в сердечные уши враг: «Снииди со креста» — ведь ты более, чем достаточно, потрудился!...

«Снииди со креста!» — говорит и власть имущий... — «Снииди со креста!» — говорят сгущающиеся на церковной горизонте мрачные тучи, наводящие страх и трепет на душу всякого верующего человека....

Что же? …Оставить ли мне Христа и сложить крест, возложенный на мои плечи Господом?! Правда, я — человек грешный, силы мои слабы; — однако апостол и меня недостойного, как священника, называет «соработником Христу»... — Уйду ли я от Того, Кто «имеет глаголы вечной жизни?!» — Да не сбудет! Буду я и дальше работать в вертограде Христовом, уповая, что и мой старческий труд «не тщетен перед Богом»!

 

Весьма полезно послушать воспоминания современников о святом праведном отце Петре.

Архимандрит Авель, наместник Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии, с отроческих лет воспринял почитание отца Петра и его матушки Марии от своих земляков-рязанцев. А когда отцу Авелю предстояла поездка на Афон, рязанцы со скорбью сообщили об этом отцу Петру. Батюшка улыбнулся и сказал: «Какая же это скорбь? Это скорее для вас радость и милость Божия, что за вас будет на Афоне молитвенник и предстатель перед Матерью Божией». — «Да нам жалко отца Авеля, ему там будет тяжело». — А он опять с улыбкой сказал: «Он у вас ведь сейчас блаженствует, a тaм — царствовать будет. Ему здесь было хорошо, и тaм будет хорошо». — Все исполнилось по слову батюшки.

В I961 году архиепископ Meлхиседек (Лебедев), тогда еще священник Василий, служил в Орехово-Зуево. Случилась у него большая скорбь. Вместе с отцом Авелем они поехали к отцу Петру. Зима. Рано стемнело. Друзья приехали в село Пятница поздно и думали, что батюшка отдыхает. Но он их ждал. Велел лежанку натопить, самовар поставить. Напоив гостей чаем, до утра беседовал с ними за столом, а на прощанье сказал: «Братцы, я вас очень прошу, живите благочестиво и целомудренно, один из вас скоро будет архиереем». — В 1963 году отец Василий поступил в Троице-Сергиеву Лавру, был пострижен в монашество, а 17 июня 1965 года хиротонисан во епископа.

«Отца Петра отличала необычайная простота и приветливость, — вспоминает архиепископ Мелхиседек. — Для каждого обратившегося к нему он находил время и ласковое слово, особенно для приезжавших издалека. Приезжали к нему из разных мест: из Москвы, Петербурга, Смоленска и других городов. Он проводил общие исповеди, но не типовые, а особенные. Батюшка глубоко знал душу человеческую, умел coстрадать немощам человеческим, помогал людям бороться с грехом. Я не встречал священника, который бы молился так проникновенно, как отец Петр. А Божественную Литургию он всегда совершал со слезами. Люди чувствовали силу его молитв. Например, очень многие издалека приезжали за освященной им водой: сначала батюшка освящал небольшой сосуд, а потом потребовался целый бак.

Обладал даром прозорливости. Так одна прихожанка вознамеривалась что-то привезти, а потом пожалела. Приезжает. Батюшка принимает гостинцы и спрашивает: « А где то-то?» — «Простите, забыла...» — «Не надо забывать...»

Любил шутить. Спросит кто-нибудь: «Батюшка, как спалось?» — «Ой, плохо». — «Что такое?» — «Да ночь коротка...»

Несмотря на все смуты времени, отец Петр всегда оставался верным Московской Патриархии.

Я приезжал к немy для духовного общения. Кроме бесед, батюшка разрешал пользоваться его библиотекой. Матушка его была тоже замечательная, всех нас привечала, но и воспитывала. Чтобы даром хлеб не ели, пошлет в лес за дровами. Когда я поступал в семинарию, они меня приодели, так как я был в нищенском состоянии. Потом отец Петр помогал мне материально.

Когда я был у него за несколько дней до кончины, батюшкасказал, что перед этим исповедывался у посетившего его архимандрита Кирилла (Павлова), но пожелал исповедоваться и у меня — я тогда был уже в архиерейском сане.

Об отце Кирилле отец Петр отозвался очень высоко, особенно отметил его скромность и смирение.

Надо сказать, что и до тяжелой болезни отец Петр обычно исповедывался у приезжавших к нeмy священников, так как в Муром кокружному духовнику ему очень трудно было добираться».

«Отца Петра Чельцова мне пришлось видеть два раза, — вспоминает архимандрит Кирилл (Павлов), — Один раз мы приезжали к нему, — я у него исповедывался. Потом мы приезжали его соборовать, а третий раз приехали уже на похороны. Осталось о нем впечатление как о человеке высокой духовной жизни, любвеобильной, доброй души, такой уважительной. У него была старая христианская закваска, сугубо православный священник был. Народ его очень почитал. Когда мы приезжали, у него было очень много посетителей. Все шли к нему за утешением и с вопросами, взять благословение и исповедываться. Когда он Литургию служил, всегда народ старался попасть на его службу. Перед смертью батюшка был в твердой памяти, говорил близким, что испытывает большую болезнь, скорбь, но спокойно все переносил, говорил, что уповает только на милость Божию».

Из проповеди на исповеди отца Петра Чельцова: «...Если ты до того расслабел грехом, что потерял самое произволение к добру; если прокажен, глух и слеп душею; если ты столько повиновался диаволу, что поступил совершенно во власть его, и, действуемый насилием врага, сходствуешь с беснующимися: то и тогда не посумнись приступить к покаянию и услышишь: «Отпущаются тебе греси твои!»

Создатель твой есть Создатель и сердца, и ума твоего, и воли твоея. Ты расстроил, растлил их грехом? Создатель может воссоздать сердце чистое из сердца оскверненного. Он может страждущую и изнемогающую волю твою под насилием греха утвердить в добре, и воля твоя может укрепиться и победить грех....

Мертвый по нечувствию и ожесточенной жизни, которая всецело приносится в жертву плоти, греху к тлению! Спящий глубоким сном нерадения и совершенного небрежения о спасении! Господь, видя, что ты провел все дни жизни твоей бесплодно, вновь дарует тебе день для беструдного спасения, в которой искреннею исповедью пред духовным отцом ты можешь свергнуть с себя все бремя грехов своих./..../

Полное невнимание к Евангельским заповедям, как бы к нравоучению, которое можно и не исполнять, влечет за собой решительную погибель.

Займемся своим спасением! Не сочти какого-либо поступка маловажным, извинительным! Обвини себя, чтобы получить обильное оправдание от Бога! Решись обнажить с откровенностию язвы перед отцом духовным! Не оставляй в сердце тайной дружбы, тайной связи со грехом, скрывая его, отлагая открытие до будущего времени! Иначе твое покаяние будет не истинные, лицемерным, в душе твоей будет оставаться залог, причина к продолжению жизни греховной. С решительностью возненавидь грех! Измени ему обнаружением его, — и он убежит от тебя. Обличи его, как врага, — и примешь Свыше силу сопротивляться ему, побеждать его!

Тягчайший из грехов – невнимание к словам Спасителя, пренебрежение Спасителем. А Спаситель говорит нам: «Покайтеся! Измените жизнь греховную на жизнь Евангельскую».

Зачем вы гибнете, христиане, вечною смертию от грехов ваших?..

От того окончательно гибнут христиане, гибнут вечною смертию, что во все времена жизни земной занимаются одним нарушением обетов крещения, одним служением греху, они гибнут от того, что не удостаивают ни малейшего внимания Слова Божия, возвещающее им о покаянии. В самые предсмертные минуты они не умеют воспользоваться всемогущею силою покаяния. И это потому, что в душах наших угасло совершенно чувство сознания своей греховности и желание освободиться от нее. Умерщвленные грехом yм и сердце всецело обратились к земле, служат раболепно тленным пожеланиям плоти; эта плоть не способна к общению с Богом. Ты захотел сделаться яко Бог и от этого сделался по душе подобно диаволу, по телу подобным зверям и скотам».

К прославлению новомучеников


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"