На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Poсa защищения

Произведения

Радуйся, варварского избавляя служения!
Акафист, икос 5

 

Чудо второе

 

Святитель Димитрий РостовскийВ том же 1662 году, в коем плакала икона Богородичная, сарацины, попущением Божиим за грехи наши, тихо подкравшись, множество весей окрест Чернигова полонили. Иноки того Ильинского монастыря, не ведая о нашествии варварском, в обители своей сидели, и в одну из ночей возвещено было им о татарах.

Тогда все они вошли в церковь и в пещере Преподобного Отца нашего Антония сокрылись.

В полуночи же напали татары на монастырь и, ворвавшись в церковь, где стояла чудотворная Пресвятой Богородицы икона, серебряными табличками по обычаю украшенная, много безбожные сотворили пакости: все иконы с мест своих на землю повергли, всю утварь церковную забрали...

Иконы же Богородичной, на наместном месте стоящей, и серебряных на ней табличек -- не коснулись. Знать, как некогда за Пророка Елисея, так и здесь поганых поразил Господь Бог слепотою: чтобы, слепые будучи душевными очами, и телесными не взглянули на икону Матери Божией, на которую взирая, видим мы истинную Богородицу.

Воспретила им сила Божия: да не коснутся недостойными руками Киота Мысленного.

И не только не тронули икону неверные, но и в пещеру войти к скрывавшимся там инокам не смогли, хоть и многажды покушались, с возжженною лучиною и обнаженными мечами, однако, будто кем-то отбрасываемые, возвращались изгнанные. То Пречистой Девы сила, защищающая иноков, сарацинам вход в пещеру возбранила.

 

БЕСЕДА

 

Многи раны грешному, грозит Псалмопевец

[Пс. 30:10].

 

Не только в нынешнем, но и в будущем веке безчисленным грешник подлежит ранам:

не бывает грех без наказания. От начала грехи казнены были: Адамов изгнанием, Евин печалями, грехи исполинов потопом, содомлян огнем, египтян многими смертями, грех израильтян рабским трудом наказан.

Согрешаем и мы, и сколь много казни на себя влечем: междуусобные брани, смертоносные раны, нашествия иноплеменников... И что сотворим, грешные? -- Примем добрый совет Исаии Пророка: «укройтесь ненадолго, доколе не пройдет гнев Господень» [Ис. 26:20].

Но где можем сокрытися от находящих на нас многих ран? - Под тем кровом, под которым скрывался Давид: «укрыл меня в крове Своем в день бедствия моего, скрыл меня в потаенном месте селения Своего» [Пс. 26:6].

И где сей добрый покров обрящем? -- У Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. В этом-то покрове Давид сокрылся, когда, гоним Авессаломом, восхождаше восходом на гору Елеонскую [2Цар. 15:30], что прообразом явилась Премилосердной Госпожи нашей.

И если только тень Марии могла в день зол сокрыть Давида, кольми паче Она Сама, если к Ней прибегнем, сокроет нас в крове Своем. Так глаголет о Себе устами Духа Святаго у Иисуса Сираха: Азъ яко мгла покрыхъ землю [Сир. 24:3].

Но, о Дражайшая Госпожа! почто столь худой вещи, мгле, уподобляешь Себя? Нет ли Тебе солнца, луны и звезд в именование? Мгла же что за красоту имеет, что ею зваться не гнушаешься?

Когда мгла над землею умножится и покроет ее, тогда все звери от ловцов целы: никто их поймать не может. Не здесь ли тайна, отчего Дева мглою нареклась? -- От ловящих прячет нас, ибо мы, грешные, из-за безчеловечия нашего -- как скоты, как звери, по Златоустову рассуждению: «чреву угождаем, как медведи; плоть утолстеваем, как мулы; памятозлобствуем, как верблюды; похищаем, как волки; гневаемся, как змеи; жалим, как скорпионы; хитрим, как лисицы; злобы яд носим, как ехидны».

Таковых-то зверей настигают различные ловцы, постигает праведный гнев Божий, отмщая все начинания наши злые: Бог отмщений, Господь -- Бог отмщений.

Постигают нас и беззакония наши, вполне можем жаловаться: постигоша мя беззакония, и не возмогохъ зрети [Пс. 39:13].

Постигает враг невидимый: он стал, как медведь в засаде, как бы лев в потаенном месте [Плач Иер. 3:10].

Постигает нас и враг видимый. Сказал враг: погонюсь, настигну, обнажу меч мой и истребит их рука моя [Исх. 15:9].

Но дерзаем! Имеем Мысленную Мглу, покрывающую нас, Пресвятую Деву Марию. На Нее уповаем, под кровом Ее и волос с головы нашей не погибнет.

О, Пречистая Дева, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, да не постыдимся, рабы Твои!

 

Нравоучения

 

Пророк Божий Моисей, грозя людям, если бы не сохранили завета Божия, страшными карами, среди многих язв за большую полагает нашествие иноплеменных: «Если не послушаешь гласа Господа Бога твоего, -- хранить и творить все заповеди Его, -- наведет на тебя Господь страну из далече, от края земли, как устремление орлее, народ, которого не разумеешь глагола, народ без срама лицем, народ, который не уважит старца и юного не помилует» [Втор. 28:15, 49:50].

Разительно это пророчество на нас сбывается, когда карою нашествия иноплеменных непомалу, грех ради наших, казнит нас Господь многие лета, въ няже ведом злая [Пс. 89:15].

За то, что не сохраняем завета Божия и в законе Его не изволяем ходити, наводит на нас страну издалече, как устремление орлее [Пс. 89:15]. «Скорейшие были преследовавшие нас, паче орлов небесных, -- по горам гонялись за нами, ставили засаду на нас в пустыне»... [Плач Иер. 4:19].

За то, что не пленяем свой разум в послушание Христово, предает нас Господь в плен, как говорит Давид: предаде в пленъ крепость ихъ, и доброту ихъ в руки враговъ [Пс. 77:61]. Предал их в руки врагам, и обладали ими ненавидящие их, и досаждали им враги их...

За то, что не Богу добродетелями, а себе плотоугодием служим и греху работаем, предает нас на службу и тяжкую работу на врагов наших, о которой предрекал Моисей: «За то, что ты не послужил Господу Богу твоему с веселием и благим сердцем, при изобилии всего, -- послужишь врагам твоим, которых пошлет Господь Бог твой на тебя, в голоде и жажде и наготе, и с оскудением всяким, и возложит ярем железный на шею твою, пока не сокрушит тебя» [Втор. 28:47-48].

Обратимся же к покаянию, уцеломудримся, наказанные, тех людей пойдем следом, которые, когда Господь убивал их, тогда взыскали Его, и обратились, и с раннего утра прибегали к Нему, и вспоминали, что Бог -- помощник им есть, и Бог Вышний избавитель им есть [Пс. 77:34-35]..

Если обратимся к Богу, то и Бог к нам обратится, и защитит от пленения варварского, и избавит от праведного Своего прощения, и помилует нас. Если же не обратимся... Блюдем, как бы не постигло нас у Исаии прореченное: аще не хощете, не послушаете Мене, оружие васъ поястъ [Ис. 1:20]. Уста бо Господни глаголят сие.

 

Прилогъ

 

В час зол блаженну мужу случилося умрети:
Обычне древу сыру при сухом горети.

 

От лавры святого Саввы поприщах в пятнадцати была другая лавра, называемая Хузива. При ней жил отшельник некий Иоанн, с учеником своим. Ученик же его, видя по вся дни в Иерусалиме от персов мятеж и скорбь, грозившие запустением, молил отца своего, говоря: «Верую, отче: то, что хочет Бог сотворить, не скроет от тебя. Скажи и мне, молю тебя, будет ли запустение граду сему?» Но старец отвечал ему: «Не нуди меня, чадо, кто есмь аз? И откуда могу ведать сие? Человек грешный я».

Но ученик не отступал от него со своим прошением, -- да скажет, чему быть должно, -- ибо знал о прозорливости его. Тогда старец, прослезившись, сказал:

-- Поведаю тебе, чадо, что открыл мне Бог прежде сих пяти дней. Молясь, увидел я себя восхищенным на Лобное место святое и народ с клиром взывающий: Господи, помилуй! Воззрев же, увидел я Господа нашего, пригвожденного на Кресте, и Пресвятую Богородицу, молящуюся о людях. Он же отвращал Лице Свое от народа, глаголя: «Не послушаю их, понеже осквернили церковь Мою». Потом люди перешли в церковь святого Константина и там продолжали взывать: Господи, помилуй! Последовал и я в церковь с клиром и народом. Когда же пошел поклониться туда, где обретено было древо честного Креста, увидел поток некий смрадный, текущий из церкви. Стояли там два старца светолепных, и я обратился к ним: «Не должно ли бояться Бога, не заботясь об этом потоке? Помолиться не можем от смрада. Откуда злосмрадие сие исходит?» И старцы те сказали мне: «От беззакония людей града сего». Тогда я обратился к ним: «Не можете ли очистить это, да помолимся Господу?» Но они отвечали мне: «Верь, авва, только огнем очистится то, что видишь».

Рассказав это, старец заплакал и обратился к ученику своему: «Глаголю тебе, чадо, повеление изыде от Бога: да отсечена будет глава моя. Много молился я, -- да не попустит сего, -- но поведал Господь, что сбудется реченное». И когда говорили и скорбели так отшельники, вдруг напали на них варвары. Ученик бежал, а старцу отсекли они главу и ушли. Вернувшись, нашел ученик отца своего усеченным, пал на тело его, горько плакал, а затем положил его во гробах отеческих.

Так, вместе с плевелами исторгнута была и пшеница.

 

 

Роса исцеления
Чудо в Лето 1671-е

 

Нога быхъ хромымъ.
Иов. 29:15

 

Некто из благородных, по фамилии Пенский, из окрестностей брагинских, имел жену Анну. Несколько лет она ногами болела зело, нужно было ее носить, не могла сама ступить ни шагу. Изнемогли уже и врачи, неисцельную болезнь целившие.

Прослышал тот человек о чудотворном Пресвятой Богородицы образе, что в монастыре Ильинском, и привез жену свою туда. Внесли ее в церковь, и здесь, тепло со слезами помолясь, скорое она получила исцеление: в тот же час стала на ноги. Как у иерусалимского хромца, в Деяниях описанного [Деян. 3:3], так у этой жены утвердились ступни и голени, и вскочила она, хваля Бога и Богородицу. И исполнились все великого удивления от чуда, приключившегося с ней.

 

Беседа

Вопросим иерусалимского хромца, которого носили: где обрел ноги? Скажет:

при дверях церковных, называемых Красными. Блажен ты, хромец, ибо доброе избрал себе место, двери церковные Красные, при них и исправились ноги твои. Но блаженнейшие - держащиеся Пречистой Девы и при Ней избравшие себе место, Та бо есть дверь много прекраснейшая, - Церковь и Врата! При них не только телесных (как у той Анны), но и душевных ног хромота врачуется.

Хрома была душевными ногами египетская грешница3, столь хрома, что порога церковного переступить не могла: «Когда, - говорила, - убогие мои ноги порога коснулись, Церковь всех принимала и не возбраняла никому, меня же, окаянную, не приняла: будто множество воинов поставлены были вход затворять, так мне сила Божия возбраняла».

Смотри же, как у образа Богородична утвердились ее ноги: не только вошла в церковь поклониться Честному Древу, но и в пустыню побежала, по водам и по воздуху пошла. Так Врата сии мысленные сильны к уврачеванию ног, и телесных, глаголю, и душевных.

У врат обычно убогие милостыню просят, а где кто лучшую милостыню получит, как не у Пресвятой Девы? Смущали меня словеса оные: врата сия затворенна будутъ, и не отверзутся никогдаже [Иезек. 44:2]. Боялся: да не отыду пуст, неуслышан и посрамлен, когда прибегну к ним и толкну. Ибо как чрез затворенные и никогда не отверзающиеся двери могут что получить руки мои? Но когда услышал поющего: никтоже притекали къ Тебе посрамленъ от Тебе исходитъ, Пресвятыя Богородице, но проситъ благолати и приемлетъ даръ [Параклис Богородице], - приял упование и дерзаю, хоть и недостоин, прибегать к Тебе, о Небесная Врата!

Затворена Ты к выпытыванию: как и Дева пребываеши, и родити возмогла еси [Акафист Богородице]? Нет входящего этими дверьми: радуйся, Света неизречено родившая! Радуйся, еже како не единаго же научившая! [там же] Но не затворена Ты к подаянию милостыни, всем отверста; всяк хотящий Твоего милосердия, этими дверьми войдет, и выйдет, и пажить обрящет.

Проходил я чрез врата вельмож мира сего и многие видел препоны. Стоят там стражи у ворот, которые или удерживают, или выпытывают, зачем идешь и откуда, или совсем не пускают, или одних пустят, других же прогонят.

Видел и различные печати гербовые: на некоторых из них врата изображены, затворенные или отверстые, но не входные, ибо стоят возле них то звери, то с обнаженным оружием воины, - кто в них сможет войти?

Когда же прихожу к твоим вратам, о Царица Всесильная, ничего такого не обретаю: не оттолкнут меня стражи, не устрашат меня звери, не прогонят меня воины, никто не спросит, зачем гряду. Но невозбранно вхожу, и предстою пред Тобою, и беседую с Тобою, - хоть и недостоин. Ты же мя зришь, слушаешь, милуешь и подаешь к полезному прошению.

Из дверей вельмож многих многажды видел я выходящих и плачущих - неуслышанных, непомилованных, еще горше оскорбленных. Из дверей же Твоих кто когда оскорбленным вышел? Только подойдет к дверям Твоим, тотчас плач забывает. Не терпишь бо, о Мати, видеть чад Своих оскорбленными и безутешными.

 

Нравоучение

 

Все уклоняющиеся от пути правого, нехранящие завета Господня, -- хромы суть. Охромаша от стезь своих [Пс. 17:46], глаголет Псалмопевец. Хромы же бывают двояко: на одну ногу и на обе ноги.

 

На одну ногу хромы те, кто то прямо станет, то к земле приклонится. Так они то к добродетели обращаются, то к злобе возвращаются; то восстают, то опять падают и как бы двумя путями шествуют. О таких глаголет Сирах: горе грешнику, ходящему по двум стезям [Сир. 2:12].

На обе же ноги хромают те, кто, однажды пав, не хотят восстать, но, увязнув в болотистой глубине и отчаявшись в своем спасении, как без ног по земле, суеты суетств, ползают: превратилась в персть душа их, прилепилась к земле утроба их. Или носимы бывают как бы неким насильственным обычаем греховным не туда, куда бы они хотели, но куда греховная страсть их неволит: не что хотят, то творят, но и что не хотят, то соделывают, - не они, но живущий в них грех [Рим. 7:19-20].

К таковым хромцам взывает Илия Пророк: долго ли вам хромать на оба колена? [3Цар. 18:21] Таковым, - да их ноги станут на правоте, - нужно неотступно церковных дверей покаяния держаться. Ибо как дверьми в храм вступают, так же покаянием святым в общение церковное, в исправление жития, в получение милости Божией и в прощение грехов и в небесные обители входят. Сими дверьми вошли разбойник, мытарь, блудница и блудный сын.

Подвигнемся и мы войти сквозь тесные трудов покаянных врата, пока имеем время, ибо многие потом взыщут войти и не возмогут. Ныне же в эти двери постучимся, взывая: покаяния двери отверзи ми, Живодавче! [Стихира великопостная] Ныне послушаем учащего нас Апостола: опущенные руки, ослабленные колени исправьте, и стези правые сотворите ногам вашим, -- да не совратится хромое, но лучше да исцелеет. [Евр.12:12-13]

 

Прилогъ

Грешница, омывшая болящего нози,
Слышит свыше: прощены твои греси мнози.

Жена некая именитая, по смерти мужа своего, собрав в свои помыслы все грехи и помянув смертный час и страшное судище, пошла к блаженному Неофиту и, поклонившись ему, сказала: «Верою пришла я к твоей святыни, честный отче, исповедать все грехи мои». Тот же не хотел: «Невозможно мне, чадо, женским внимать деяниям».

Но она не отступала: «Отче святый, Господь Иисус Христос, истинный Бог наш, в наш облекшийся образ, не отринул пришедшей к Нему блудницы, со слезами лобызающей честные ноги Его и исповедающей Ему свои грехи, а ты отгоняешь меня, хотящую покаятися и исповедатися».

Услышав это, старец сказал ей: «Если так глаголешь мне, чадо, и верою пришла к моему недостоинству, пойдем в церковь и говори с сокрушенным сердцем Человеколюбцу милостивому Богу деяния свои. Послушаю и я, худой старец, оные».

Придя вместе со старцем в церковь, помолившись и поклонившись ему, стала жена в молчании. Старец же понуждал ее, говоря: «Что сие значит, чадо? С раннего утра просила ты мое смирение принять тебя, а теперь не говоришь ни слова?» Она же отвечала: «Не дерзну изречь, честный отче, обдержит бо мя неподобная мысль».

Старец тогда говорит: «Напиши, да прочту хартию ту пред Господом Богом, прощающим по многой Его милости согрешения наши». Отвечала жена: «И того не могу сделать за премногие мои беззакония».

Сказал тогда старец: «Если и сего не можешь сотворить, вот что сделаю: буду вспоминать тебе грехи, какие в житии человеческом соделываются, по одному: то ли сотворила ты, или что другое?»

Выслушав перечисленное старцем, жена говорит ему: «Божией ради благодати и святых твоих молитв, ничего такого не сотворила, но иные суть мои согрешения». «Если же иные, - ответил он, - то не сердцевидец я, не вем тайн человеческих». Она же: «Молись о мне», - и ушла.

Идучи же по улице, видит она чернеца некоего - старого, парализованного, на земле лежащего, брошенного всеми - и говорит ему: «Хочешь ли, возьму тебя в дом мой, буду тебя покоить, а ты умолишь Бога о моем недостоинстве?» Он отвечал: «Ей, хочу, госпожа, дабы ты сотворила милость на мне окаянном».

И она, пойдя в дом свой, приготовила постель, послала купить ризы иноческие и повелела рабам нести расслабленного монаха в баню, омыть его, облечь в новые одежды, принести и положить на уготованную ему постель.

Все сие было исполнено, и она начала служить ему, помазуя и врачуя струпы его.

Шло время, приспел Великий четверток, спасительные Страсти. Говорит та жена старцу: «Хочу сотворить тебе нечто, отче, но потерпи и не говори ничего». -- «Как велишь, госпожа моя, так и сотворю».

Наступил час Божественной службы. Иерей служил в церкви ее дома Божественную литургию, и когда начал читать Евангелие: Иисусе бывшу в Вифании, в дому Симона прикаженного, приступи к нему блудница, имущи сткляницу мира драгого [Мф. 26:6-7], -- взяла жена та сосуд мира, приступила к черноризцу и, возливая миро на ноги его, лобызала их, обливала слезами и отирала волосами своими, исповедуя грехи свои. И едва совершила она сие, началось страшное землетрясение; но не во всем городе, а только в доме ее. По землетрясении же был глас: «Оставляются тебе грехи твои».

С пришедшим тем Божественным гласом восстал черноризец весь здрав, не имея больше ни единого струпа, ни единой язвы на теле, и прославил он Господа нашего Иисуса Христа, творящего великие и страшные чудеса. А блаженная жена, приняв прощение грехов своих от неисследимого и неизреченного милосердия Божия и прочие лета живота своего в покаянии пожив, преставилась к Богу, пример оставив всем хотящим прийти к покаянию.

Святитель Димитрий Ростовский


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"