На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Синаксарь

Во Ввятую и Великую неделю Пасхи

Стихи:
Христос, сошедши один на борьбу с адом,
Вышел, взяв обильную добычу победы.

Фреска из афонского монастыря Ватопед Во святую и великую неделю Пасхи празднуем самое живоносное воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Настоящий праздник мы называем и Пасхою, что с еврейского языка значит преведение, ибо это – день, в который Бог в начале привел мир из небытия (в бытие); в этот же самый день, проведши народ Израильский чрез Чермное море, исторгает его из рук Фараона; в этот также день, сошед с небес, вселился в утробу Девы. Ныне же, исторгнув из преисподних адовых все человеческое естество, возвел на небеса и привел в первобытное достоинство нетления. Впрочем, сошедши во ад, воскресил не всех, а только восхотевших уверовать в Него. Души же святых, от века насильственно содержимыя адом, Он освободил и всем открыл доступ на небеса. Вот почему мы, преисполненные чрезмерной радости, светло празднуем Воскресение, знаменуя радость, которою обогатилось наше естество щедротами Божия милосердия. Равным образом, выражая и прекращение вражды, и соединение с Богом и самими Ангелами, мы приветствуем (друг друга) обычным целованием.

Воскресение же Господа совершилось так: в то время, когда воины стерегли гроб, около полуночи происходит землетрясение, ибо Ангел, сошед, отваливает камень от дверей гроба, а стража в ужасе разбегается, чем по истечении субботы, приблизительно около субботней полуночи, открывается и путь женам. И прежде всех Воскресение становится известным Божией Матери, Которая, как повествует Святой Матфей, сидела против гроба с Магдалиною. Но чтобы не могло быть места сомнению в Воскресении из-за родства с Материю, Евангелисты говорят: прежде является Марии Магдалине. Она же увидела и Ангела на камне, а приникши еще, видит и внутри (гроба) Ангелов, которые и возвещают Воскресение Господа. Воста, говорят они, несть зде; се место, идеже положиша Его. Услышав это, она стремится к пламенным из учеников, Петру и Иоанну, и благовествует им о Воскресении. Когда же она возвращалась с другою Мариею, их встретил Христос, говоря: Радуйтеся! Ибо тому самому роду, который прежде услышал: в болезнях будешь раждать детей, надлежало первому выслушать и эту радость. В порыве неудержимой любви они приближаются и, желая осязательнее увериться, касаются пречистых ног Его. Приходят ко гробу и Апостолы: Иоанн, только приникши к гробнице, отошел, а Петр входит внутрь и с особенным тщанием осматривает, касается плащаницы и сударя (головной повязки).

Под утро Магдалина снова пришла с другими женами, чтобы точнее удостовериться в виденном. Остановившись вне гроба, она зарыдала, а наклонившись внутрь (его), видит двух Ангелов, блистающихся светлостию, которые, как бы унимая ее, говорят: жена! Что ты плачешь? Кого ищешь? – Иисуса ищете Назарянина, распятаго? Он возстал, нет Его здесь. И тотчас они с трепетом поднялись, заметив Господа. Посем обратившись назад, видит и она стоящего Христа, но приняв Его за садовника (так как гроб был в саду), говорит: господин, если ты Его вынес, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. А когда она опять наклонилась по направлению к ангелам, Спаситель говорит Магдалине: Мария! Она же, услышав сладостный и знакомый голос Христа, хотела припасть к Нему, но Он говорит: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему, как сама ты признаешь, принимая Меня еще за человека, а иди к братьям Моим и скажи им о всем, что ты видела и слышала. И Магдалина исполняет это, а на рассвете опять с прочими является у гроба. Бывшия же с Иоанною и Саломиею (жены) пришли, когда уже взошло солнце. Вообще нужно сказать, что в разное время приходили ко гробу жены, в числе которых была и Богородица; ибо она и есть Мария, которую Евангелие называет Иосиевою (матерью), - этот Иосия был сын Иосифа. Впрочем, неизвестно, в котором (именно) часу воскрес Господь: некоторые говорят: в первое пение петухов, другие – когда произошло землетрясение, а иные – еще иначе.

Между тем как все это происходило, некоторые из стражи пришли к первосвященникам и возвестили о случившемся. Те, удовольствовав их деньгами, заставляют объявлять, что ученики Его пришли ночью и украли Его. Вечером же настоящего дня, когда ученики, боясь иудеев, собрались вместе и двери были крепко заперты, входит к ним Иисус, так как был в нетленном теле, и мир, по обычаю, им благовествует. Увидев Его, они преизобильно возрадовались, и чрез дуновение (Воскресшаго) в более совершенной степени восприемлют силу Всесвятаго Духа.

Каким же образом воскресение Господа оказывается тридневным, - разумей так: вечер четвертка и день пятка (ибо так евреи измеряют сутки) – один день; затем ночь пятка и вся суббота – другие сутки, - вот второй день, потом ночь субботы и день недели (ибо часть начала принимается за целое) – еще сутки, - вот и третий день. Или даже и так: в третьем часу пятка Христос распят; потом, от шестаго часа до девятаго была тьма, - считай это за ночь, и вот от третьяго часа до девятого – одно нощеденство; потом после тьмы опять день и ночь пятка, - вот двои сутки; затем день субботы и ночь ея – вот трои сутки, - по слову Евангелиста: свитающу во едину от суббот. Если же Спаситель, обещавший в третий день облагодетельствовать нас, кратчайшим образом совершил (это) благодеяние, Ему слава и держава во веки веков. Аминь.


 
Ссылки по теме:
 

  • Раздел "Богословие, творения Св.Отцов" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"