На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Блаженно Чрево, носившее Тя

И сосцы Тебя питавшие

В этом году исполнилось бы 65лет со дня рождения архимандрита Иннокентия (1940-1994), одного из самых ярких представителей современного ученого монашества, видного церковного и общественного деятеля. В память о нем мы   предлагаем вниманию читателей две неопубликованные работы из личного архивного фонда архимандрита Иннокентия, хранящегося в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (фонд 862). Слово к празднику Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, написанное отцом Иннокентием в ночь перед кончиной 12 июня 1994 года (к. 14, ед. хр. 4) и   Предисловие к «Месяцеслову святых» архиепископа Димитрия (Самбикина) (к. 15, ед.хр. 8), который, к сожалению, отец Иннокентий   не успел издать.

  «Блаженно Чрево, носившее Тя,
и сосцы Тебя питавшие»

Похвала Божией Матери, которая от лица всего народа, слышавшего Христа Спасителя (Евангелие от Луки 2, 27-28), была выражена в воскликновении женщины, пронеслась через все века в Евангельском слове, которое только что слышали. И мы, присоединяясь к этой похвале Божией Матери всей душой и всем помышлением своим, дерзаем в этот праздник «Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» сосредоточить все свое внимание на Евангельском ответе Спаса и Господа нашего, обращенного ко всем нам: «Блажени слышащие Слово Божие и хранящие Его».

Христос Спаситель уподобляет Слово – семени, а слышание – зачатию во чреве. Далее самой жизнью мы призываемся сохранить все зреющий в нас плод духа неповрежденным. Мы должны беречься, чтобы враг – дух – злобы не всеял бы в сердце наше плевелы среди пшеницы. Вот почему важно другое предупреждение: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть», «Блюдитеся, како опасно ходите!»

Как для Матери Божией был величайший подвиг сохранить в себе Семя Духа Святаго и зреющий Бого-Человеческий плод, к такому же великому подвигу призваны и мы – христиане – сохранить в себе плод Духа Святаго – от слышания Божественного Слова.

«Блаженны слышащие» (пауза).

Не слушавшие, а «слышащие», - сказано,   блаженны «и   хранящие Его».

Сейчас мы переживаем такое время, которое характерно тем, что люди не слышат других, обуреваемые своими многоразличными пристрастиями… И тем более не слышат Слова Божия, если не сказать еще тверже: большинство людей в мире сегодня не хотят слышать Слова Божия. При этом они бывают в храмах и имеют в своих домах это бесценное сокровище – Слово Божие – вечно живое и животворящее.

Плевелы, всеянные пакостником плоти и духа в помышления сердечные многочисленными высокочастотными радиоволнами, прорастают быстрее на почве наших страстных сердец, нежели Слово Божие, которое свойственно нашей Богозданной природе.

Мы предпочитаем лелеять в себе желательное, а не воздержательное начало нашего естества. Хотя мы знаем предупреждение заповеди Божией: «не пожелай!» – это закон Духа. А с нарушением одного закона следует беззаконие и в другом.

Вот почему Святые отцы, прозревая наше время, свидетельствовали: «Мир во зле лежит».

Помолимся же Матери Божией, Которую ублажаем сегодня, чтобы Она защитила и покрыла всех нас, стоящих здесь в Ее святом престольном храме, Честною Своею Ризою, как нередко покрывала, защищала всю Русь и Церковь Русскую.

Сейчас миллионы людей разных стран с великим упованием, надеждой взирают на Святую Русь. И в единоплеменной нам Сербии, и на Православном Кипре, как и на всем Православном Востоке – повсюду живет надежда, что русский народ и другие православные народы Святой Руси выстоят перед буреломным и пакостным духом Антихриста и поделятся своими духовными благодатными духовными дарованиями с теми, кто сражен духом зла в цивилизованном мире.

От нас ждут прежде всего духовной поддержки, молитвенной помощи страдающие народы, ибо знают, как любит Матерь Божия Святую Русь.

Мы же знаем лучше других, какие мы есть… И чтобы не посрамить святых надежд наших православных братьев, сохраним в себе семя Слова Божия сегодня и приумножим его самим делом в повседневной жизни.

Аминь.

 

Предисловие

Вы – соль земли.

Если соль потеряет силу,

  то чем сделаешь ее соленою?

(Мф. 5,13)

«Месяцеслов святых, всей Русской Церковью или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем Отечестве» (Тамбов, 1878-1883. - Вып. 1-4), составлен Преосвященным архиепископом Димитрием Самбикиным (1839-1908).

В «Полном церковно-славянском словаре», составленном священником Григорием Дьяченко, дается следующее определение понятия Месяцеслов: «Святцы, календарь, указание дней святых и праздников по порядку чисел месяца».

В первые века христианства имена святых мучеников и исповедников, пострадавших за веру во Христа Сына Божия – Спасителя мира, заносились в Диптихи. Дни преставления к Богу становились днями их священной памяти на все последующие века. В отличие от языческого представления о кончине человека, христиане именуют смерть успением или рождением в Жизнь Вечную.

Позднее в Диптихи, Месяцесловы записывали имена святых, прославившихся в иных подвигах, - преподобных, святителей и других. Начали появляться описания подвигов святых людей (агиография) – «Жития», располагавшиеся по дням памятей в году. Так появились сборники под названием «Минеи Четии» («минея» - от греческого o mhn – месяц), которые читались в храмах и в домах в память святых.

Параллельно гимнографы создавали в похвалу святых Богослужебные тексты. Свод таких текстов образовал богослужебные Минеи, расположенные также в порядке месяцев года начиная с сентября. Памяти святых содержатся также в Месяцесловах при богослужебных Евангелиях, Апостолах, Псалтирях, в Обиходах, Служебниках, Уставах и других святых книгах.

Основоположником Агиографии считается Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (+373), составивший полное Житие своего духовного наставника и учителя преподобного Антония Великого (+356).

Завершил большую работу по составлению полного свода Житий святых на греческом языке агиограф Константинопольской Православной Церкви святой Симеон Метафраст (+940 или 976).

В Западной Церкви значительными трудами по агиологии и агиографии являются «Жития святых Востока и Запада» Лаврентия Сурия и «Деяния святых», труд болландистов.

На славянском языке Минеи Четии известны с XI века. Святые равноапостольные братья Кирилл (+869) и Мефодий (+885), а затем их ученики и преемники в IX - XI веках совершили великий подвиг просвещения славян. Они начали переводить святые книги с греческого языка на славянский, чтобы духовный опыт святых людей Православной Церкви сделать достоянием славянских народов.

На Руси дело просвещения народа совершали святые равноапостольные Ольга (+969) и Владимир (+1015), собравшие вокруг себя книжных людей. Под 988 годом в Летописи говорится: «Послав нача поимати у нарочитое чади дети и даяти нача на ученье книжное».

Преподобный Нестор Летописец (+ок. 1114), продолжая дело просветителей славян, составил Киево-Печерский Патерик, который наряду с «Повестью временных лет» лег в основу русской агиографии. Патристическое святоотеческое направление в русской литературе способствовало высоконравственному в духе любви в Отечеству (Родине) воспитанию русского народа (греческое o pateros – отец). Излюбленным чтением   народа стали Жития святых.  

Школой духовного просвещения, по преимуществу, были монастыри, куда отцы отдавали в научение своих детей. Там осваивалась грамота, изучались на святых книгах – Евангелии. Псалтири и Житиях – письмо и каллиграфия.

Систематический опыт собирания житийного материала связан с Кирилло-Белозерским монастырем, где под руководством настоятеля игумена Гурия Тушина (+1526), ученика Преподобного Нила Сорского, были полностью переписаны Минеи Четии.

В середине XVI века Святитель Новгородский, впоследствии митрополит Московский, Макарий (+1573) со своими сподвижниками собрал и систематизировал весь агиографический материал, включая святоотеческие творения. Объединив «все книги чтомые, которые в Русской Земле обретаются», он создал 12-томный книжный свод с расположением материала в порядке церковного календаря, который получил название «Великие Минеи Четии».

В XVII веке в Троице-Сергиевом монастыре список годового круга Миней   создает иеромонах Герман Тулупов. В середине XVII века священник Христорождественской церкви в Сергиевом Посаде отец Иоанн Милютин составил свой список годового круга Миней. В конце XVII – начале XVIII века появляются первые печатные Минеи Четии, составленные святителем Димитрием, митрополитом Ростовским (+1709), - отцом русской агиологии.

  В XIX веке издается множество Житий   и Житийных сборников, появляется большая агиографическая литература.

В 1856 году был опубликован труд протоиерея Димитрия Вершинина «Месяцеслов Православно-Кафолической Восточной Церкви». В 1855-1859 годах А.Н.Муравьев составил и опубликовал в 12 томах   «Жития святых Российской Церкви. Также иверских и славянских и местно чтимых подвижников благочестия» (в 1859-1867 годах вышло 2-е издание).  

Преосвященный архиепископ Филарет Гумилевский (+1866) составил 9 книг под названием «Русские святые, чтимые всей Церковью или местно: Опыт описания жизни их» (Чернигов, 1861-1864. - Часть тиража вышла как приложение к «Черниговским епархиальным известиям»), затем -   «Жития святых, чтимых Православной Церковью, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах» (с изображениями святых и праведников акад. Ф. Г. Солнцева и др. - СПб., 1892. - Т. 1-12; январь-декабрь.

Археографическая комиссия в XIX веке начала издание Великих Миней Четиих святого митрополита Макария, однако издание это не было завершено. Сентябрьский том был издан в 1868, 1883 гг., месяц Октябрь – в 1870, 1880 гг., месяц Ноябрь – в 1897, 1899, 1916 гг., месяц Декабрь в 1901, 1904, 1907 гг., месяц Январь – в 1910 г. и месяц Апрель – в 1916 году

С 1884 года в Москве начинают издаваться составленные Д.И.Протопоповым «Жития святых, чтимых Православною Российскою Церковию, а также чтимых Греческою Церковию, южнославянских, грузинских и местно чтимых в России» (тт. 1-12)

В начале XX века выходят материалы о непрославленных святых – «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков», издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря (М., 1906-1912, т. 1-14)

Наряду с текстологической работой большое развитие получила источниковедческая и собственно агиологическая работа русских церковных и светских историков. В 1871 году в Москве опубликован труд В.О.Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник». В 1875-1876 годах архимандритом Сергием Спасским был издан двухтомный труд «Полный Месяцеслов Востока», в первом томе которого дан подробный разбор агиографических источников всего Православного Востока. Большую работу по собиранию и обобщению рукописного агиографического материала проделали неутомимые церковные археографы Н.П. Барсуков («Источники русской агиографии». СПб., 1882) и наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид Кавелин («Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века) обще и местно чтимых. Изложено в таблицах, с картой России и планом Киевских пещер. Справочная книжка по русской агиографии». СПб., 1891). В 1893 году В.Васильев представил в Московскую Духовную Академию магистерское сочинение «Очерки по истории канонизации русских святых». Отзыв на это сочинение, написанный историком академиком Е.Е.Голубинским (+1912), вскоре послужил поводом к созданию фундаментальной работы «История канонизации святых в Русской Церкви» (Сергиев Посад, 1894).

В середине XX века труды русских агиографов продолжил протоиерей Александр Державин (+1962), раскрывший методы научной работы святителя Ростовского Димитрия в большом исследовании «Четии-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник» (частично опубликовано в «Богословских трудах», вып. 15, 16. – М., 1976. - Издание Московской Патриархии). Преосвященный епископ Афанасий Сахаров (+1962), председатель литургической комиссии Священного Синода, составил «Синодик храма Всех святых, в Земле Российской просиявших» и подготовил большой текстологический материал к Минеям Богослужебным, который и вошел основной своей частью в юбилейное издание Миней, подготовленное к 1000-летию Крещения Руси Издательским отделом Московского Патриархата. В 1978-1979 годах в Издательском отделе вышли 2-й и 3-й тома «Настольной книги священнослужителя», содержащие Месяцеслов – краткие жития святых. При подготовке к печати 2-го и 3-го томов были учтены агиографические источники и литература, входящие в предание Русской Православной Церкви.

Епископ Афанасий Сахаров, изучая источники и литературу, связанные с жизнью святых, прославленных и еще не прославленных всей Церковью, большое значение придавал «Месяцеслову» известного подвижника, богослова и ученого архиепископа Димитрия Самбикина.

*** 

Архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий, в миру Димитрий Иванович, родился 3 октября 1839 года в семье протоиерея Ивана Самбикина из слободы Караяшника Острогожского уезда Воронежской губернии. По окончании Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1865 году он был назначен преподавателем церковной истории Воронежской Духовной семинарии. В октябре 1866 года стал священником и служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Воронеже, оставаясь в Семинарии преподавателем церковной истории, греческого и латинского языков, практического руководства для сельских пастырей. В 1872 году удостоен сана протоиерея и назначен ректором Тамбовской Духовной Семинарии. В 1877 году пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. В 1887 году хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. В октябре того же года был назначен епископом Балтским, через три года – епископом Подольским и Брацлавским, в 1896 году – епископом Тверским и Кашинским. В 1898 году возведен в сан архиепископа. С 1905 года и до кончины был архиепископом Казанским и Свияжским.

Научная деятельность архиепископа Димитрия изумляет многоплановостью. Он оставил богатое литературное наследство: им написано много статей, очерков, брошюр, книг. В 1904 году за выдающиеся заслуги и ученые труды архиепископ Димитрий был   удостоен степени доктора церковной истории. Однако в ряду многочисленных его работ «Месяцеслов» занимает особое место – это свидетельство большого научного и духовного подвига. Как писал его ученик, профессор Казанской Духовной Академии А.А.Царевский, ««Месяцеслов» – это монументальный труд, имеющий громадный научный интерес и чрезвычайно важное практическое значение. Как несравненное богатейшее собрание исторических, биографических и библиографических сведений о святых Православной Церкви, «Месяцеслов» есть незаменимый драгоценный справочник, без которого не обойдется ни один ученый историк Церкви и исследователь церковной жизни на Руси».

Настоящим изданием «Месяцеслова» представляется   возможность сделать достоянием современного мира этот уникальный труд о святых людях, о наших отцах, являющихся «солью Земли Русской».

Архимандрит Иннокентий (Просвирнин)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"