На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

День почитания святого Саввы

Из книги Его святейшества Патриарха Сербского Павла «Уясним некоторые вопросы нашей веры», подготовленной к изданию в Минске

 Вопрос: Почему день почитания нашего святого Саввы в Русской церкви значится под 12 января (да и Духовная семинария имени Святого Саввы в Белграде празднует его в этот день), тогда как в «Срб љ аку»/Сербляке этот праздник значится под 14 января и во всей нашей Церкви отмечается в этот день? *

Ответ: Дни почитания отдельных святых в большинстве своем связаны со днем их упокоения 1 . Святые, живя богоугодно, уже на этом свете достигли блаженства вечной жизни, так что смерть для них была по сути вратами, через которые они вошли в тот мир, непреходящий. Поэтому Церковь считает упокоение святых днем их рождения для Царства Небесного. По тем же соображениям их поминовение отмечается радостными песнопениями и праздничной торжественностью 2 .

Так обстоит дело и с днями празднования наших сербских святых. Следовательно, поставленный вопрос означает: коль 12 и 14 января совершается память упокоения святого Саввы, то как же это событие может приходиться на два разных дня?

Из описания болезни и упокоения святого Саввы его биографами, Доментианом и Феодосием, следует, что день седмицы, когда он преставился, было воскресение 3 . А какого месяца было это воскресение, в какой день месяца и какого года, их повествования не упоминают ни единым словом. Эти вопросы остались на исследование науке, и решением их занимался ряд известных ученых. Результаты, к которым ученые пришли, во многом отличаются, но в одном все сходятся: что упокоение святого произошло в январе. Отслужив “во навечерие святую службу” в Тырново 4 , поскольку был сильный холод, святой Савва простудился, так что его, при 60-летнем возрасте и слабом здоровье, сразу после Богоявления охватила “крепкая” болезнь, и он, проболев несколько дней, упокоился. Все известные ныне упоминания об этом в старых себских, русских и иных богослужебных книгах указывают лишь месяц январь в связи со смертью святого Саввы, поэтому в качестве общего вывода следует принять такой: “Вне всякого сомнения, святой Савва умер в январе, вскоре после Б огоявления” 5 .

Таким образом, значит, мы с определенностью знаем, что смерть святого Саввы пришлась на воскресенье января месяца. Из этих двух сведений первое (воскресный день) для нас не имеет особого значения, равно как и вопрос, в каком году это было. Они важны только для установления даты месяца января, которая приходилась на то воскресенье, когда святой Савва умер. А этот вопрос, на наш взгляд, успешно решил покойный доктор Драгутин Анастасиевич, профессор византологиии Белградского богословского факультета в своем исследовании «Святой Савва умер в 1236 году», опубликованном в журнале «Богослов ље“ ( год Х І . Тетрадь 3. С. 237-275).

По рассуждениям профессора Анастасиевича, в давние времена как дни поминовения святого Саввы в январе указывались пять следующих дат: 12,13,14,15 и 17 января.

Упоминание 12 января как праздника святого Саввы найдено в начале Х V века – в рукописном Евангелии 1401 года, которое сейчас находится в Румянцевском музее в Москве. На сегодняшний день это самое раннее из известных упоминание такой даты (Указ. соч. С. 259).

Дата 13 января указывается намного ранее – в Евангелии 1328 года, которое начали писать в Печском монастыре, а завершили в монастыре святителя Николая в Дабре (сейчас это монастырь Банья возле Прибоя – Указ.соч. С.258).

Что касается 14 января, то эта дата упоминается еще ранее. Она помещена в службе Святому в Минее ХІІІ века, времени короля Владислава (1234-1243 гг.), писаной рукою Братка, который б ыл священником короля Владислава Обрада. Упоминается она также в Дечанском Евангелии ХІІІ века, а затем в рукописной службе Святому Х IV века и в пергаментном Евангелии, писанном в 1354 году для митрополита Сереза Иакова (Календарь расодера Каллиста // Патри ј арши ј ски Гласник, 1951. С.101) и в рукописном Типиконе Х V –Х VI вв. Зографского монастыря на Святой Горе и др. (Указ.соч. С. 259, 260).

Дата 15 января упоминается в одной сербско-славянской Минее Х IV века, сохраненной в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне (Указ.соч. С. 259).

Позднее иных появляется поминание святого Саввы 17 января вместе с празднованием памяти его отца, святого Симеона, приводимое в одной греческой рукописи из скита святой Анны на Святой Горе (Указ. соч. С.259).

Как же получилось так, что поминание связывается с пятью разными датами? Которая из них Дей     ствительно указывает день смерти?

Профессор Анастасиевич весьма убедительно доказывает, что святой Савва умер 13 января 1236 года и излагает, как, приняв эту дату и год, можно легко и логически обоснованно объяснить появление остальных дат в связи с поминовением святого Саввы. Он утверждает: многие факты свидетельствуют, что святой Савва только после Воскресения Христова 1234 года мог отправился во второе свое паломничество на Святую Землю. А посещая с вятые места в Палестине, путешествуя в Египет, Фиваиду, Скит и иные места, он находился там вплоть до начала Великого п оста 1235 года, который провел на Синае. После этого он вернулся в Иерусалим, откуда через Антиохи ю и Малую Азию по суше , а затем на корабле добирался в Костантинополь. Из Костантинополя св. Савва по Черному морю приплыл в Месемврию, а оттуда на лошадях, которых ему послал царь Иоанн Асен, перед Богоявлением 1236 года прибыл в Тырново. Воскресным днем после Богоявления, между 12 и 15 января – датами, которые указывают записи поминовения святого Саввы – в тот 1236 год был день 13 января, так что и упокоение святого Саввы могло быть только в этот день.

Но почему тогда так рано, еще во времена короля Владислава, вскоре после смерти святого Саввы, как мы уже сказали, его поминовение и служба указываются под датой 14 января? По мнению профессора Анастасиевича, это оттого, что Сербская Церковь желала иметь для святого Саввы полную, отдельную службу, а это не могло быть 13 января, так как по Евергетидскому Типикону, который тогда использовался в Сербии (и который сам святой Савва перевел и передал монастырям Студеница и Хиландар), попразднство Богоявления имело шесть, а не семь дней, и отдание его приходилось на 13, а не 14 января 6 . В попразднство, а тем более на отдание великого праздника, святой, поминание которого приходится на тот день, не может иметь отдельную службу; но поскольку Сербская Церковь желала, чтобы святой Савва имел такую службу, не оставалось ничего иного, как перенести ее на 14 января.

Здесь надо бы сделать одно примечание. Некоторые авторы, занимавшиеся этой проблемой, как и профессор Анастасиевич, считают, что на отдание не может быть вообще службы, даже неотдельной, какому-то святому, а может быть только служба праздничная 7 . Между тем, считаю, такое утверждение следует исправить. Если рассмотрим дни, на которые приходятся отдания неподвижных Христовых и Богородичных праздников из числа двунадесятых, то увидим, что они регулярно приходятся на дни поминовения менее известных святых, службы которым тогда переносятся на предыдущий день, а на отдание совершается «непременно» только служба праздника. Однако на отдание подвижных праздников, которые могут приходиться и на значительные праздники святых, видим, что служба святым не переносится на иной день, но совершается на отдание вместе со службой праздника. Так бывает даже на отдание Пасхи, Праздника праздников, в среду перед Вознесением, когда приходится, например, и праздник святого Иоанна Богослова (8 мая); или на отдание Вознесения или Пятидесятницы, если совпадают с поминовениями святых Константина и Елены 8 . Такое установление действует не только сейчас, оно было и в давние времена, что можно установить по нашим старым рукописям 9 . Да и не только тогда, но и на отдание неподвижного праздника Введения совмещается с праздничной служба святому Клименту, епископу Римскому, и святому Петру Александрийскому, причем святому Клименту даже тогда, когда отдание Введения приходится на воскресение 10 .

И Никольский говорит, что на отдание праздника, если на него приходится память святого со бдением, полиелеем или хотя бы с Великим славословием, совершается также служба святому. А по аналогии с отданием Введения он утверждает, что на отдание может совершаться и служба святым даже в тех случаях, когда это не указано в Типиконе – например, 21 сентября служба святителю Димитрию Ростовскому 11 .

На отдание Богоявления приходится память менее известных святых – святых отцов синайских и раифских, а когда отдание было 13 января, тогда приходилась память иных святых – Ермила и Стратоника. Поэтому службы им переносятся с отдания и совершаются днем ранее. Но когда появился для Сербской Церкви большой праздник – святого Саввы, было возможно службу ему не переносить, а совершать ее вместе со службой праздника. Как увидим далее, такая возможность указана и в некоторых наших рукописях, и в старых печатных книгах – соответственно, где-то так и совершалось. Правда, в таком случае песнопений святому могло быть значительно меньше, чем тогда, когда служба ему была отдельная, особенно, если день отдания приходился на неделю, а тем более – на Неделю о мытаре и фарисее.

Таким образом, существовало достаточно причин, чтобы службу святому Савве перенести на день позднее, из-за отдания, чтобы можно было совершать службу отдельную, только ему. В рукописях монастырей Дечаны и Печской Патриархии, которые я просмотрел и в которых память святого Саввы указана, она постоянно приходится на 14 января, и служба ему – отдельная и полная, с Богородичными, но без праздничных стихир 12 . Причина этого нами видится в том, на что указывает и профессор Анастасиевич: «Сербская Церковь… желала чтобы ее основателю хотя бы в его «отечестве» служилось отдельно… Ибо как же это могло быть, что Савва и в своем отечестве не имеет отдельной службы?!» 13

Для греков же и для других православных народов, естественно, святой Савва не имел такого значения, как для Сербской Церкви, поэтому они службу ему, как малую, перенесли с 13 января, даты отдания Богоявления, на предыдущий день, 12 января, как и положено такую службу по правилам переносить, поэтому память его совершают в попразднство вместе с мученицей Татианой. По мнению профессора Анастасиевича, вероятно, так сначала поступили греки в монастырях на Святой Горе. «Со Святой Горы затем 12 января как дата поминания смерти Саввы перешла и в Россию» 14 .

Между тем, когда архиепископ Никодим в 1319 году перевел иерусалимский Типикон святого Саввы Освященного и ввел его в Сербии, потому что несколько ранее он вошел в употребление и в византийских монастырях, праздник святого Саввы опять оказался на отдание Богоявления, ибо по этому Типикону отдание – не 13, а 14 января, как указано в одной греческой рукописи названного Типикона, Х ІІ века, опубликованной Дмитриевским: “14 (январь). Святых и богоносных отец наших в Синае и Раифе убиенных. В сей день отдается праздник (Богоявления)”. В другой рукописи, XIV века, того же Типикона, тоже в публикации Дмитриевского, указывается еще определеннее: “13 (январь). Мучеников Ермила и Стратоника. Служба праздника (попразднства Богоявления) и Святых, а поем и службу отец (т.е. синайских и раифских), ибо 14 января отдается праздник Богоявления и поется только служба его» 15 . То же самое в Никодимовом переводе Типикона: «На 14 (январь). Преподобных отец наших в Синае и Раифе убиенных. Совершается вся служба безусловно Богоявления на вечерне и на утрене и на Литургии» 16 .

Таким образом сложилась та же ситуация, что и в начале – празднование святого пришлось на отдание Богоявления. Что же делать тогда? Сначала в этой ситуации поступали по-разному. Одни оставляли недоуменный вопрос на решение настоятеля. Так, в Дечанском рукописном Типиконе №115, XIV века, 14 января после упоминания синайских и раифских отцов написано: «Во таже д а н преподобнаго о т ца н а ше го Сави, п рваго архиепископа српскаго . Служба его поет се егда волит предстатель”. В пергаментном Часослове и Синаксаре № 107, XIV века из той же библиотеки говорится подобное: « 14 (январь). Ва си д а н отдаваем празднику. Служба вса празднику. Ва си же дан памет преподобнаго о т ца н а ше го Сави, п рваго архиепископа србскаго . Служба егда волит првостоятель”.

Некоторые (священнослужители) пытались выйти из сложной ситуации таким же способом, как и прежде, когда отдание было 13 января, то есть вновь службу святому Савве перенесли на день позднее, чтобы она была отдельной. Так получилось, что память святого стала совершаться 15 января.

Иные же оставили службу святому 14 января и совершали ее вместе с отданием, как это указано в рукописном Дечанском Тропарнике и Часослове –№ 137, на бумаге, конца XIV или начала XV века: “13 (январь). Святых Ермила и Стратоника. Тропарь “Мученици твои”. Сеп. 20. И отдавает се празднику служба ва 14, а службою Святаго Сави со расуждением” 17 .

В той же самой рукописи указывается еще одна возможность, то есть, что отдание Богоявления переносится на 13 января, а 14 января остается только служба святому Савве, и говорится: “Аще ли волиши пети Святому особ, одавает се празднику на 13”. Таким же образом, обе возможности, изложенные в этой рукописи, указаны в старопечатных Псалтирях Божидара Вуковича (1519 года), Иеронима Загуровича (1569 год) и Бартола Гинамия (1638 год). В Печской рукописной Минее – № 29, XVI века, указывается только вторая из этих возможностей, и о 13 января говорится: «Во 13 отдаваем праз(дник) и поем службу всю празднику». На 14 же января здесь указывается лишь служба святому Савве.

В соответствии с этими данными, перенос отдания Богоявления с 14 на 13 января, чтобы 14 января совершалась отдельная служба святому Савве, – это практика Сербской Церкви не новейшего времени. Она идет издавна и появилась, вероятно, вскоре после введения у нас Иерусалимского Типикона, в начале XIV века. Сначала это указывалось лишь как одна из возможностей и осуществлялось только в отдельных случаях. Но с течением времени эту возможность практика утверждала все более, так что сейчас повсеместно в нашей Церкви отдельная служба святому Савве совершается 14 января, а отдание Богоявления переносится на предшествующий день, 13 января, как это некогда было и по Евергетидскому Типикону. Эту практику письменно подтвердил Типикон Николаевича: «По правилу церковному следует отдание Богоявления совершать 14 января, но сейчас оно переносится на 13 января, из-за праздника первого Сербского Просветителя и Архиепископа св. Саввы, которому, по изложенному в «Сербляке» правилу, отдельно служится, без Отдания праздника» 18 . То же самое говорится в новом издании Служебника: «13 (январь). В сей день отдается праздник святых Богоявлений, в сербсцей церкви» 19 .

Таким образом, если принимать во внимание результаты, к которым в своем исследовании пришел профессор Анастасиевич, то есть что святой Савва умер в воскресенье 13 января 1236 года, то легко, очень логично и естественно можно понять и объяснить возникновение всех четырех дат кряду (от 12 до 15 января), в которые указывалось его поминание прежде 20 .

       Нам становится ясно также, что из потребности, чтобы ему совершалась отдельная служба, еще во времена короля Владислава поминание его перенесено на 14 января, первый день после отдания (которое тогда было 13 января), когда святому Савве может совершаться такая служба.

       Когда в Сербии был введен Иерусалимский Типикон, по которому отдание совершается 14 января, у нас очень рано появилась такая практика, что отдание Богоявления переносится на 13 января, а служба святому Савве оставляется 14 января. Постепенно эта традиция прославления святого Саввы стала преобладающей и сейчас в Сербской Церкви принята повсеместно.

«ГЛАСНИК» , август 1975.

                                                                                         Перевод Ивана Чароты



* См.: Гру ј и ћ Рад. Служба 13. новембра као прва служба Светом Сави српском // Гласник СПЦ.1951. С.101.

1 Или обретением и переносом их мощей. Святая Церковь празднует только три дня рождества (и зачатия): Господа Иисуса Христа – (сербское название: Божи ћ ), Пресвятой Богородицы – (сербское название: Мала Госпо ђ а, Мала Госпо ј ина) и св. Иоанна Крестителя – (сербское н азвание: Ива њ д а н) .

2 М иркови ћ Л. Хеортологи ј а. Београд, 1961. С.84.; Проф.архимандрит К.Керн. Гимнографи ја и Еортологи ја , 1967 (литографско изда њ е). С. 109.

3 «… А когда минул день субботний и пришла ночь воскресная и когда рассветал день воскресения… настало борение в теле Преосвященного… и так приблизился (он) к концу жизни… И когда всеобычным приходом в полночь Господь приближался к слуге Своему, изошла так, неким благим способом, святая душа его» (Доменти ј ан). «А к полуночи дня воскресения, когда наступал рассвет недели, Святой причастился Пречистым и святым Христовым тайнам, сказал (то), что и всегда говорил: «Слава Богу за все…» И так до своей кончины благодаря Бога , в руки Его предал свою душу…» (Теодоси ј е. Живот Св. Саве.Београд, 1973. с. 201-202; Ср.: Анастаси ј еви ћ Д. Св. Савва ј е умро 1236. године // Богослов љ е, год Х І . св.3. С. 254,255.

4 Теодоси ј е. Указ.соч. С.199.

5 Анастаси ј еви ћ . Указ.соч. С.257.

6 Так указывается и в Печском рукописном Евангелии № 27, ХУ века, в котором нет упоминания святого Саввы, а под 14 января – лишь раифские и синайские Отцы, а также св. Маркел, папа Римский; а под 13 января указывается: «Святаго мученика Ермола(я). Вся служба празднику».

7 Указ. соч. С. 261,274.

8 Ср.: Главы Марка для тех святых в церковнославянском Типиконе и Пентикостаре.

9 Рукописный Типикон монастыря Дечаны (№ 115, Х IV век) на 8 мая, день святого Иоанна Богослова, указывает: Подобает ведети яко аще во коем годе день по Пасце случит ся память апостолу или на Преполовение, или на Вознесение, не оставляет се, но поет се со праздником». То же указывает и рукописный Типикон той же библиотеки – № 114, конец Х IV или начало Х V века («Веди яко вонь же день случится…» – лист 157а), равно как и рукописный Типикон Печского монастыря (№103, конец Х IV века, который указывает, что и в среду пред Вознесение (отдание Пасхи) совершается служба апостолу с праздничной.

10 Ср.: Типикон на 25 ноября. А то же самое предписывают упомянутые рукописные Типиконы – № 114 на листе 110 б указывается служба 25 ноября обоим святым и праздничная, а на листе 6а – служба отдания Введения, когда приходится на воскресенье, совмещается со службой св.Клименту, с объяснением: «Святому же Петру служба поет се егда хощет еклисиарх». То же самое содержится и в рукописном Типиконе № 115, и в Печском № 103.

11 Пособие. С.-Петербург, 1900. С. 531.

12 Рукописное Евангелие на пергаменте (№ 3, Х IV век): 14 января – после поминания синайских и раитских отцов: «Во тажде дан успение иже во с(вя)тих с(ве)таго Сави перваго архиеп(и)с(ко)па српскаго…»; №6, Четвероевангелие на бумаге, конец Х IV века: «Во тажде дан иже во с(вя)тих о(т)ца нашего Сави…»; №9, Четвероевангелие на бумаге, Х V век; №10, Четвероевангелие, Х V век; №11, Четвероевангелие, Х V век;

№14, Четвероевангелие 1494 года; №15, Четвероевангелие 1573-74 годов; №17, Четвероевангелие, Х V І век;

№1 8 , Четвероевангелие, второй половины Х V І века; Рукописные Пракапостолы: №25, пергамент, Х ІІІ - Х IV век): 14 января – после поминания синайских и раифских отцов: «Во тажде д ( а ) н иже во с(вя)тих о ( т)ца н а ше го Сави П рваго архиеп(и)с(ко)па српскаго . Служба вся ноебра 13»; № 27, бумага, Х IV век; № 29, Х V век; Минеи, № 45 а, Х V І век; № 45 б, Х V І век; Типикон, № 115, Х IV век; Пергаментный Часослов и Синаксарь № 107, - Х IV век; Тропарник и Часослов, № 137, конец Х V и начало Х V І века; Рукописная праздничная Минея Црколешская № Ц7; Печской библиотеки рукописное Четвероевангелие – № 192, Х V век; № 11, начало XVI века; № 13, XVI век (с записью патриарха Паисия, что он Евангелие нашел в келии Шашковацкой в 1624 году, 5 января); № 14, XVI век; № 15, 1543 г. (По записях 1722, 1743 и 1806 гг. Видно, что оно принадлежало Штитарской церкви – упоминается и село Чебинац); Апостол – № 20, X І V век; Апостол и изборное Евангелие – № 26, XV век; Апостол – № 25, XV І век; № 74 – Псалтирь и Часослов, XV І век; Минея, № 29, XV І век; Часослов, № 75, X І V – XV век (Месеца того ва 14 дан отдаваем праздн и ку. В сии же дан и памет сотворяем иже во святих отца нашего Сави перваго архиепископа и учителя србскаго: Служебник и изборное Евангелие, № 82, XV І век; Белградское печатное Евангелие 1552 года; Евангелие Мркшиной церкви 1562 г.

Не указывают на поминание святого Саввы: Дечанские рукописи: № 1, пергамент , Евангелие XIII – XIV вв.; Пергаментное Евангелие - № 4, XIV век; № 12 – Четвероевангелие, бумага, вторая половина XV века; № 13, бумага, вторая половина XV века; Црколешское Четвероевангелие, пергамент, XIII век; Црколешский апостол на пергаменте, XIII век (На поле иной рукой приписано поминание святого Саввы 14 янвавря; Дечанский Праксапостол - № 28, XV век; № 30 – Праксапостол, XV век; Печский Апостол - № 23, XV - XVI век; Типикон - № 103, конец XVI века.

В следующих рукописях отсутствуют листы за январь: Дечаны – № 2, пергамент, Евангелие, XVI век; № 7 – Четвероевангелие XV века болгарской редакции; № 8 – Четвероевангелие, начало XV века; № 20 – Четвероевангелие, XVI века; № 21 – Четвероевангелие XV века; № 31 – Праксапостол, вторая половина XV века; Апостол - № 113, XV век.

13 Указ.соч. С.272.

14 Указ.соч. С.273.

15 Анастаси ј еви ћ . Указ. соч. С. 270, 269.

16 Указ. соч. С.269.

17 Пожалуй, это тот Тропарник, о котором профессор Анастасиевич говорит, что он пергаментный («на коже») и конца XIV или начала XV века (Указ. соч. C .271)

18 Београд, 1971. С.100.

19 Београд, 1974. С. 367.

20 Хотя профессор доктор Радослав Груич считает, что день упокоения святого Саввы – 14, а не 13 января, как утверждает профессор доктор Драгутин Анастасиевич. Профессор Груич пишет: «А известно, сколько и у нас блужданий было с датой празднования святого Саввы из-за отдания Богоявления в день его смерти, 14 января…» (Први датум празнова њ а Св.Симеона – Нема њ е // Гласник Скопског научног друштва. 1936. К њ . XV - XVI . С.355).

Патриарх Сербский Павел


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"