На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Духовные наставления и изречения

Душевнополезное чтение

Рассуждение выше всех добродетелей; чрез него душа противится страстям и помыслам, обуревающим ее.

***

Рассуждение выше всего; терпение нужнее всего; молчание лучше всего; многоречие хуже всего.

***

Потеря благодати страшнее всех потерь; нет бедственнее состояния, как состояние человека, потерявшего благодать. Весьма немногие возвращали ее величайшими подвигами. Надобно иметь непрестанную бдительность, чтобы сохранить ее. Она дается нам туне, по единому милосердию Божию; но к сохранению ее мы должны прилагать все свое тщание.

***

Враг неусыпно борется с нами. Прежде борет он нас с шуией стороны, то есть искушает нас нашими же страстями и похотями; а когда не успеет побороть с шуией, борет нас с десной, то есть в самых добрых делах наших устрояет нам сети к падению.

***

Чем ближе приблизишься ты к Богу, тем сильнее враг ухватится за тебя. Потому-то аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушение.

Враг во все наше доброе всевает свои плевелы.

***

Никогда не должно скоро последовать своему помыслу, хотя бы он и благ являлся, но испытывать его временем.

***

Чтобы стяжать терпение в скорбях и искушениях, веруй, что все делается с нами по воле Божией.

***

Крайне опасно последовать своим мыслям и рассуждению в деле спасения. Наш ум - ограниченное око плоти, которое может только видеть и распределять дела внешние и вещественные; а пути высшие должны мы предавать Самому Богу чрез отца нашего и наставника, и во всем следовать его рассуждению.

***

Наши желания и намерения беспрестанно изменяются и рассеиваются, как прах. И так, всеконечно, должны мы умертвить свою волю и предаться воле водителя нашего.

***

Берегись осуждать ближнего, а чтобы не впасть в сие искушение языка, не присматривайся к чужим поступкам.

***

Нищелюбие и нестяжание великие сокровища уготовляют душе.

***

Неизреченная польза проистекает от уединения, но с ним неразлучна должна быть молитва.

***

Уединение и молитва выше всякого блага.

***

Стяжавший молитву не имеет времени и подумать о чем-либо земном; ему тяжелы и беседы, и видение людей и все отвлекающее его от Бога.

Истинную молитву стяжать неизреченно трудно. Не раз душа за подвиг сей приблизится ко вратам смертным. Но кто уже сподобится стяжать ее, у того она, как болячка, врастет в сердце, и ничто не измет ее.

***

Любовь к Богу можно возжечь в душе только одною непрестанною молитвою.

***

Уединение внешнее должно сопровождаться уединением внутренним. Только совершенное удаление от человек, телом и мыслию, может даровать мир душевный.

***

Враг наводит уныние на всякую душу, хотящую спастись.

***

Страх Божий более поста и всех подвигов измождает плоть. Кто стяжал его, для того нет на земле ни скорби, ни радости.

***

Человек всеми своими усилиями, без содействия Божия, не может располагать ни внешнею жизнию своею, ни состоянием души своей. Без Бога ни до порога.

***

Наша человеческая воля есть - только пожелать доброго и изыскивать на то средства, а совершитель и делатель всякого доброго есть Бог, а злое от нас.

***

И добре жительствовать и добре творить и добре мыслить - несть жертва Богу, а долг человеческий пред Ним.

***

Чтобы уклониться от смущения и сохранить дух молитвы, уклоняйся от всякого рода бесед и посещений, всему предпочитай уединение и часто размышляй о смерти.

Смерть вожделенна для любящих Бога, но страшна не уготовавшимся.

***

Хранение чистоты телесной должно сопровождаться хранением чистоты мысленной.

***

Чистоту телесную и мысленную можно стяжать только непрестанною молитвою и устремлением ума к Богу: пришествие Святаго Духа попаляет и истребляет все страсти.

***

Гнев, тщеславие или высокоумие и осуждение ближнего отгоняют благодать Святаго Духа.

***

Честь, от человек бываемая, должна быть ненавистна душе, ищущей спасения и познающей свою немощь.

***

Излишество в пище наносит душе больший вред, нежели телу, и излишний сон - от излишней пищи.

***

Малейшее пристрастие не только к человеку, но и к вещи, наводит гнев Божий и дает место тли.

***

Для достижения совершенной чистоты не имей привязанности, даже духовной, ни к человеку, ниже к вещи; люби всякого любовию совершенною, как самого себя, но без пристрастия, то есть не желай видения или присутствия любимого человека и не услаждайся мыслию о нем.

***

Молчание есть великая добродетель; многоглаголющий не исправится на земле.

***

Многоречие отгоняет благодать и погубляет теплоту души.

Нестяжание и молитва необходимы для спасения. Молитва рождает нестяжание, нестяжание молитву.

***

Кто сам не достиг в меру совершенства и начинает учить других - погубляет и то, что имел.

***

Все средства употребляй для снискания мира душевного, и ничем, кроме молитвы и уединения не обретешь его.

***

Оттого впадаем мы в немирствие с ближним, что не хотим, по слову Господню, отвергнуться самих себя.

***

Человек облагодатствованный не может быть не мирен или досадовать за что на ближнего.

***

Должно быть мирным и равнодушным во время гнева ближнего на нас, не трогаться словами, не смущаться угрозами: ибо они не могут иметь на наше будущее ни малейшего влияния; будет только то, что определил Бог.

***

Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его. Это насилие не ограничивается одним воздержанием от страстей и пищи, но простирается на все внутренние и внешние действия и движения наши. Делай все вопреки хотения плоти: хочется лечь покойнее, принудь себя на противное; хочется облокотиться сидя, воздержись, и так во всем.

***

Должно нудить себя и не хотяща к молитве и ко всему благому.

***

Совершенное обнищание Христа ради - великое сокровище для души: но оно может быть вместимо человеком только при твердом и непоколебимом уповании на промысл Божий. Имей это упование несомненно, и Господь не попустит тебе умереть с голоду или иметь какую-либо нужду; а усумнись хотя немного, или взыщи помощи человеческой, или понадейся на себя - промысл Божий отступит от тебя. Петр, еще в теле сый, мог идти по волнам, доколе не усумнился мыслию.

***

При помощи человеческой удаляется помощь Божия. Одному пустынножителю служили ангелы: а когда приблизились люди и стали служить ему, - ангелы удалились от него.

***

Промыслу Божию о нас нет предела. Он невидимо ведет нас. Ничто не случается без воли Божией; всему определен день и час. Возложи все упование на Бога, и Он будет промышлять о тебе; а пекись о себе сам - Он будет помогать тебе, но вседействующий промысл Его отступит от тебя.

***

Для приятия Святаго Духа необходимо изнурить плоть; даждь плоть, и приими Дух.

***

В тучном теле не вселяется Дух Святый, хотя бы кто и добродетелен был. Для того, чтобы быть храмом Божиим, надобно, чтобы душа и тело были чисты и святы.

***

В простых сердцах почивает Дух Святый. Простота внутренняя должна изливаться и на все внешнее наше,- простота во всем: в речах, в наружности. Не представляйся благоговейным, не смотри вниз, не говори притворно тихим гласом; а то, хотя и с добрым намерением сочиняешь наружность свою,- благодать отступит от тебя.

***

Всякая благословенная душа есть проста, справедлива, милостива, любезна, негорда, незлобива, невеличава, непрезорлива, воздержна и боящаяся Бога.

Незлобие и простота паче всех добродетелей низводят на нас благодать и милость Божию.

***

От памятозлобного отвращается Бог. Молящемуся и питающему злобу на ближнего, вместо ангелов соприсутствуют демоны, и молитва его бывает в грех.

***

Не хитри в деле спасения; не изыскивай особенных путей; не налагай на себя особенных подвигов; а как придется, как пошлет Господь силу тебе; только непрестанно и нещадно нудь себя на все благое.

***

Зло пристает к нам, как заразительная болезнь. Если будешь часто обращаться с язычным, с клеветником, с миролюбцем,- и сам незаметно впадешь в те же пороки. И наоборот: обращайся часто с мужем духовным и молитвенником,- и в тебя перельются те же добродетели.

***

У человека нечистого и страстного и вещи его заражены его страстями; не прикасайся к ним, не употребляй их.

***

Не должно рассказывать другим о своих подвигах и молитвенном правиле. Хотя бы это было и не из тщеславия, но у тебя отнимется дар, который ты обнаружил.

***

Нищета и нестяжание - необходимое достояние монаха.

***

Хотящий быть истинным монахом должен иметь крайнее нестяжание, изыскивать, как бы обойтись и без необходимого.

***

Монах должен сам служить себе во всем и питаться трудами рук своих.

Монах должен жить один, а другой с ним - Господь.

***

Для истинного монаха не существует, никто и ничто на земле. Его радость и наслаждение непрестанная молитва. Он любит всех людей, но скучает с ними, потому что они отлучают его от Бога.

***

Монаху самый верный путь ко спасению уединение и в нем непрестанная молитва. Без молитвы нельзя снести уединения; без уединения нельзя стяжать молитвы; без молитвы никогда не соединишься с Богом: а без сего соединения сомнительно спасение.

***

Молитва истинная есть та, которая вросла в душу и совершается духом. Для стяжания ее великий потребен подвиг умственный и телесный.

***

Украшение монаху - келья его, то есть неисходное в ней пребывание. Никто не возвращался в келью свою таким, каким вышел из нее.

***

Поругание, биение и заушение есть человеку инокующему дар Божий и благодать свыше; святые скорбями совершаются.

***

Хорошо с Богом везде, а без Него очень скучно и в раю, и в аде: ибо подобный небесному и на земле есть рай, есть и ад, только невидимые, и на земле; только здесь все невидимо, а там все видимо, - и Бог, и рай и ад.

***

Если Бог с нами невидимо на земле - это знамение, что будет с нами и на небеси. Если же не узрим сердцем на земле Бога, и в небе не узрим.

Монах, не радивший о своем спасении, есть ругатель Божий. Лучше бы монаху согнить во чреве матери своей, когда он не печется о своем звании.

***

Чтение псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Божие огнь поядаяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, покрывавшее поле, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывавшее поле,- грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его,- слово Божие, тобою за нее чтомое.

***

Имев правилом своим - ежедневно читать Евангелие и прочитывать его часто все, старец давал это правило и ученикам своим, духовным своим детям. Дарил им и книги Евангелия с своими надписями, каковы:

*

<"Вот тебе передаю благодать - святое Евангелие. Совершай прочтение в седмицу четырех Евангелистов единожды, да сподобишися благодати и разума Божия истиннаго и добрую кончину получити вечнаго наслаждения, видением трех ипостасей, сияющих в Божестве единосущном, не лишишися."

*

"Вот вам, чада Божия, страстная Евангелия. Прочитывайте, когда прилучится, а паче в скорбное время, да утешит Господь тогда. Любящему Господа вся поспешествуют, и хорошо с Богом быти, а скучно без Него, и вся тогда злая нам."

*

"Сию книгу - Евангелие святое дарю за послушание мне чаду моему духовному... Прийми сию заповедь от мене недостойнаго: совершай прочтением в две недели всех четырех Евангелистов. Сия книга есть мати всех книг, также она есть молитва над молитвами, и есть управитель в царствие небесное, и в разум истинный на земле человеков приводит, и сподобляет зрети Бога сердцем еще во плоти, а лицем к лицу в грядущем веце удостоивает наслаждатися сладким видением святыя Троицы."

*

"Вот тебе, чадо духовное, мое Евангелие. Молися и за меня и поминай любовь мою к тебе; а паче молися честным житием и простодушным. Терпение нужднейше всего, девство храни, молчания придерживайся: ибо в язычном иноке и многоглаголивом сомнительно спасение; молчание собирает, а глаголание расточает. Крепко молись, не жалей себя. Поругания, биения и заушения есть иноку дар Божий и благодать свыше".

*

"Буди на тебе благословение Божие, чадо мое духовное, покров несомненной нашей надежды Богородицы и помоществование Чудотворцев Печерских. Вот тебе заповеданное правило иноческое: от сна восстав - акафист Спасителю, а ко сну отходя - Богоматери и пять кафизм в сутки; Евангелие все в две седмицы, а каноны предай церкви. Не вдавайся в различныя чтения, а междучасием Иисусову молитву твори, примешивая к ней и Богородично обрадование. Веси, что суетно спасение человеческое, а о Бозе сотворим силу, и Той уничижит враги наша. Молися и за меня и поминай любовь мою, а тебя поручаю благодати Пресвятаго Духа, аминь".

Иеросхимонах Парфений


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"