На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Святитель Николай в русском народе

Слово к пастве

Для почитания памяти каждого святого Церковь устанавливает один, два или несколько дней в году, связанных с важнейшими событиями в жизни святого. Обык­новенно главным праздником святого бывает день его кончины, так как с этого дня начинается его истинная жизнь в царстве небесном. Так и сегодня – 6 де­кабря (старого стиля) – день кончины Святителя Николая Мирликийского, последо­вавшей 1600 лет тому назад. Кроме дня кончины, Церковь празднует день открытия мощей или перенесения их, как например, 9 мая день перенесения мо­щей святителя Николая, или день построения храм в честь святого, или другие подобные события.

Но есть два великих святых, память которых, кроме нарочитых дней, празднуется ещё и каждую седмицу – это во вторник память Иоанна Крестителя и в четверг – память святителя Нико­лая Мирликийского вместе с па­мятью святых апостолов.

Почему такая честь оказана Иоанну Крестителю – это понятно.

Сам Господь Иисус Христос засвидетельствовал, что Иоанн Креститель был человек, величайший из рожденных женами. Но почему святитель Николай поставлен на уровень с величайшим из рожденных женами и со всеми апостолами? Очевидно, что в его личности и в его свя­тости есть такие качества, которые ставят его на такую высоту.

В полном согласии со св. Цер­ковью эти два великих святых Иоанн Креститель и святитель Николай возлюблены и Русским народом. Большинство русских имен – Иван и Николай.

Вообще надо сказать, что почи­тание святых угодников Божиих составляет главное содержание русской народной жизни. В то время как другие государства покрываются дымящимися труба­ми фабрик, выделывающими пред­меты промышленности и вооружения, Русская земля покрывалась бесчисленными церквами, золотые крес­ты которых сияли над русскими селениями, как мачты кораблей в житейском море. Замечательно при этом, что пока Россия руководствовалась этими крестами, она росла, расширялась и укреп­лялась, присоединяя к себе но­вые и новые народы и культуры. Любовь Русского народа к духов­ной жизни является при этом не пережитком прошлого, не признаком культурной отсталости, а здоровым и нормальным проявлением русской жизни. Есть много признаков того, что и в будущем, когда Россия выздоровеет от своей болезни, духовная жизнь расцветет в ней еще более пол­но, более сознательно и потому еще прекраснее, чем это было раньше.

Такую уверенность дают нам и таинственные чудесные явление – такие, как массовые обновления церквей, бывшие в России в пер­вые годы революции и явления на Русской земле многих мучеников и исповедников за веру Христову, и такие события, как вынужденные признания прав на существование Церкви со стороны прежних ее гонителей и врагов. Свидетельствуют об этом и такие факты, что где только ни по­явятся свободные русские люди, они, никем не понуждаемые, спешат устроить храм Божий. Русские люди ничто с такой радостью не создают, как церкви и, например, в русском Белграде имеется семь русских церквей, несмотря на то, что здесь есть большие местные православные храмы.

Так что почитание святых угодников и развитие духовной жизни составляет неизменяемую часть русской души от времен древнейших до нашего времени и будет составлять от нашего времени до скончания веков. Эта особенность русского характера дает уверенность в неистреби­мости русской нации ни при каких обстоятельствах.

В старину духовная жизнь на нашей Родине, конечно, была бо­лее высока, нежели во времена позднейшие, и тогда создавались прекрасные картины жизни нашей Родины, которая вся распределялась по памяти святых. Памяти святых народ посвящал и распределение года по месяцам и временам. Зима – это Рождество Христово, весна – Воскресение Хри­стово, лето – св. апостолы Петр и Павел, осень – Покров и Рождественский пост. По этим праздникам народ распределял и свои трудовые дни, и свои работы. Также и русская география в народном сознании сливалась с жизнью святых: та или иная ме­стность, тот или иной город был знаменит не чем-либо иным, как прославившимися в нем святыми или святынями. Москва – это Василий Блаженный, митрополиты: Петр, Алексий, Иона, Филипп, Ермоген; это Троицко-Сергиевская Лавра, преп. Сергий и Никон; Киев – это Антоний и Феодосий Печерские, это Киево-Печерская Лавра и ее пещеры; Ка­зань – это Казанская икона Божией Матери, Варсонофий и Гурий, Пермь – это Стефан; Иркутск – Иннокентий и т.д. Наши города в народ­ном сознании были знамениты не выделкой какого-либо сукна, как какой-нибудь Манчестер, а имен­но своими святыми.

Будущее центральное духовное управление в России должно бу­дет издать карту русских свя­тынь, и на ней наглядно по местностям будет изображено, как вся Россия органически связана в единое целое своими святынями, своим народным духом.

Но не только русская народная география, и русская литература составлялась по жизни святых. Главное народное чтение в России было – жития святых. В XVI ве­ке один из самих великих людей русской истории митрополит Московский Макарий возымел грандиозную мысль собрать всю русскую народную литерату­ру, распределив ее по дням го­да. Собранный обширнейший ма­териал был сложен в подвалах Московского Успенского собора, и только в XX веке Академия Наук приступила к обработке и изданию этого материала, успев издать только за 15 дней января месяца так называемые Макариевские Четьи-Минеи.

Но не только раннее народное творчество, и позднейшие гениальные русские писатели всё своё творчество сводили к служению вечному бессмертному духу. Таков был Гоголь, который так тосковал по горнему миру и весь свой гений принес в жертву этому миру. Таков был Пушкин, ко­торый мечтал о том, чтобы скрыться в заоблачную кeллию, в соседство Бога, таков был и Достоевский, совершивший величайшие открытая в области духа, таков был и Толстой, который ни во что вменил свой художествен­ный гений, и всё своё творчество свёл к попыткам, правда неудачным, проникнуть в духовный мир.

Так стремление к духовно­му миру составляет характерную особенность всей Русской жизни, а почитание святых угодников Божиих составляет главное содержание Русской народной жизни.

Быть может, объяснение этому явлению можно найти в том, что святые люди были творцами русской истории, и поэтому народ, послушный историческим преданиям, поклоняется им и чтит их, как творцов своей жизни?

Однако Русский народ более всех святых чтит святителя Николая Мирликийского, который по своей жизни решительно ничем не связан с Россией и с Русским народом. Громадное большинство Русского народа не знает: ни где родился святитель Николай, ни где он жил, ни где скончался, ни какой он был национальности и на каком языке он говорил, и к какому госу­дарству он принадлежал. Одна­ко – его почитание всеобщее. Его в России почитают так, как будто Святитель исходил, благо­словляя, всю Русскую землю, как будто бы он был творцом всей Русской истории. Вероятно, в России не было ни одного православного дома, в котором не было бы иконы святителя Николая. И не только православные, но, и магометане и язычники чтили его память. Во многих русских городах – в Петербурге, в Новгороде, в Москве и во многих храмах и даже в частных домах были чудотворные и особо чтимые иконы святителя Николая, с которыми были связаны воспоминания о тех или иных чудесных событиях, так как святитель Николай являл в России многие чудеса и был особенно милостив к Русскому народу.

И в доме моих родителей была чудотворная икона святите­ля Николая. Это была небольшая икона, на которой вокруг лика Святителя были изображены его чудеса. Она была в серебряном окладе и в деревянной раме со стеклом. Стояла эта икона у нас в гостинной комнате в углу. Об этой св. иконе у нас было семейное предание, что когда-то глубокой зимней ночью несколько человек грабителей, взломав железным ломом ставни и разбив стекла в окнах, проникли в комнату, сняли икону со стены и пытались железным ломом разбить стекло на ней, но не мог­ли этого сделать. Они в ужасе бросили свой инструмент и награбленные предметы и бежали.

Мой отец – верующий священник высоко чтил эту икону и молился перед ней в трудные минуты своей жизни. Как сейчас, я вижу, как 30 лет тому назад, при моем последнем отъезде из дому, мой, уже умирающий отец, приподнявшись на своей кровати, молился на эту ико­ну обо мне. Вероятно, по этой молитве Господь не только до се­го времени сохранил мою жизнь, но и в последок дней удостоил меня, грешного, быть священником Живого Бога.

И так во многих русских домах были иконы святителя Ни­колая, от которых произошли те или иные чудесные события.

Но и всей России, всему Русско­му народу, в начале его современных страшных бедствий было дано утешение и надежда именно от иконы святителя Николая. Когда в 1918 году большевики захватили власть в Москве, они закрыли красной материей все святыни, находившиеся на стенах Московского Кремля и в том числе икону святителя Николая. Но вот прошло несколько дней. Осенний ветер трепал эту материю, ударяя ее об острые кон­цы киота, материя постепенно разрывалась, спала, и открылся лик святителя Николая. Большевики, охваченные революционным угаром, не обратили на это внимания, а благочестивые москвичи истолковали это явление, как указание от святителя Николая на то, что настанет день, когда красное покрывало ниспадет с Русской земли, и лик святителя Николая вновь будет сиять над Москвой.

Чудесное явление с иконой свя­тителя Николая произошло и в г. Белграде, на наших глазах. За год до последней войны в женском монастыре на Дединье, состоящем преимущественно из русских монахинь, висевшая в храме у клироса совершенно чёр­ная икона святителя Николая вдруг чудесным образом стала обновляться, и теперь уже в тече­ние нескольких лет сияет во всей красе, будучи предметом благоговейного поклонения и русских местных и благочестивых жителей.

Сам святитель Николай во время своей земной жизни, веро­ятно, не знал о существовании Русского народа, в то время состоявшего из полудиких языческих племен, и Русский народ, как мы говорили, не знает ни языка, ни национальности святите­ля Николая, но хорошо знает его святую душу.

Русский народ знает, что свя­титель Николай носил в себе целый рой добродетелей. Он горел ревностью о вере и благочестии, явив эту ревность в борь­бе с нечестивым Арием, он был кроток и незлобив, глубо­ко смиренен, имел великое воздержание, высокую нестяжательность, безграничное человеколюбие, милосердие и сострадательность к несчастным, он был отцом сирых, помощником беспомощных, утешителем страждущих, защитником гонимых.

Но кроме этих высоких христианских добродетелей, о богат­стве которых грешному человеку страшно и подумать, у святителя Николая была еще такая особен­ность, которая сделала его родным Русскому народу, и которую открыл нам в нем Блаженнейший Митрополит Антоний, вообще раскрывший многие тайны духовной жизни.

Особенность святителя Нико­лая была та, что он преимуще­ственно перед всеми другими угод­никами Божиими был носителем радостного прославления Бога; в нем сосредоточился дух победного торжествующего христианства.

Все святые воплощали в себе многие добродетели, но каждый из них был особенным выразителем какого-либо преимущественного дара. Так, преп. Ефрем Сирин носил дух покаяния, Василий Великий – дух христианской мудрости и т.д.; в святи­теле же Николае был преимуще­ственно дух победного торжествующего христианства.

Владыка Антоний говорил, что особенностью жития святителя Ни­колая является то, что в нем мы не видим борьбы. Мы видим его величественную душу, всеце­ло отдавшуюся благодатной жизни, в которой он пребывает, ничем не смущаемый. Он невозму­тимо живет в мире Божией люб­ви и милосердия. Он в полной мере познал радость христианской жизни, радость любви и милосердия.

Если отдельные святые отражают в себе те или иные стороны христианства, то и целые народы отражают в себе также известные стороны христианской жизни. Русский народ сделал своим общенародным и национальным праздником праздник Воскресения Христова и прославляет воскресшего Господа, радуясь о воскресении Христовом, как не прославляет ни один народ в мире.

Поэтому-то тот святой угодник Божий, который наиболее полно сосредоточил в себе победную торжествующую христианскую ра­дость и является наиболее близким, наиболее чтимым, наибо­лее дорогим для народного сер­дца.

Вот в чем заключается род­ство духовного дарования святите­ля Николая и лучших вожделений Русского народного сердца.

Когда воскресший Господь Иисус Христос приветствовал жен мироносиц и апостолов, явившись им по Своем воскресении, слова­ми: «Радуйтесь», то Он не сказал им ничего нового, так как это было обычное восточное приветствие, как у нас теперь: «Здравствуйте». Но в это приветствие отныне был вложен новый величайший смысл. Господь Своим: «Радуйтесь» возвещал о том, что на земле воссияла радость, ко­торой не было от создания мира, радость о Его воскресении из мертвых, о победе над смертью, грехом и миром, лежащим во зле. Не все понимают эту радо­сть, многие умеют радоваться толь­ко о земле и о земном. Русский же народ понял эту высшую радость, воспринял ее, воплотил ее в своем национальном пра­зднике и в почитании святителя Николая, преимущественного носи­теля победного торжествующего христианства.

На русской земле являлись свя­тые угодники, которые в изве­стной степени были носителями такого же торжествующего побед­ного духа. Таков был, например, преп. Серафим Саровский чудотворец. Он всех приветство­вал словами: «радость моя» и по­стоянно прославлял воскресшего Христа приветств1ем: «Христос Воскресе». Таков был и присно­памятный о. Иоанн Кронштадтский, расточавший благодатные дары торже­ствующего христианства в делах любви и в своих бесчисленных чудесах.

Владыка Антоний разъяснил и те характерные особенности, из которых в душе подвижника слагается победное чувство торже­ствующего христианства.

При наличности девственной чис­тоты сердца, в нем, по указанию Владыки Антония бывают следующие качества:

1) Преданность воле Божией; 2) успокоение своего сердца в этой преданности; 3) радостное и долготерпеливое отношение ко всем грешникам и ко всей жизни; 4) вера в непоколебимую силу добра и в плодотворность пропо­веди последнего; 5) горячая мо­литва, вливающая в сердце живую веру; 6) огромный запас любви, который изливается на всех неистощимой струей ласки и ду­ховно проникает во всякое сер­дце; 7) уверенность в том, что служитель Божий, если он только того пожелает, и призовет от всего сердца божественную благо­дать на помощь, может совершать благодатные воздействия на души людей; 8) уверенность в том, что все мы в Боге составляем одно – ангелы, святые угодники и мы, христиане, совершающие своё спасение – живые и умершие.

Вот наличность в человеческой душе таких духовных сил и создает ликующее торжествующее чувство победы над смертью, над грехом, над диаволом. И святи­тель Николай так дорог Русско­му народу потому, что он пре­имущественно перед всеми други­ми святыми угодниками Божиими был носителем этой победы.

У носителя такого благодатного торжествующего чувства обильно изливается и дар чудотворения, который является не способностью какого-то волшебного сверхъестественного воздействия на законы природы, как это бывает у различных магов и волшебников, а выражением его всепобеждающей любви, преодолевающей законы бытия. Христианская любовь выше бытия. Бытие подчинено христианской любви. И бесчисленные чудеса святителя Николая есть дар люб­ви, воздействующей не только на душу человека, но и на природу. Его чудеса совершаются через многие столетия после его кончины, так как любовь его бессмертна. Со дня кончины святителя Нико­лая прошло 1600 лет (в 1943 году – прим. публикаторов). Но живет он среди людей, как живой. На нем в полной мере исполни­лось то пожелание Св. Церкви, с которым она провожает каждого умирающего христианина: «Вечная память!».

«Вечная память», как ви­дим мы, может быть только в источнике вечной жизни во Хри­сте. И если о большинстве из нас память бывает так корот­ка, то потому что мы удалены от Христа. Те же, кто приблизился ко Христу, кто вошел в Его жизнь и слился с Ним, те действительно сохраняют о себе вечную память. Но святитель Ни­колай сохранил о себе более не­жели только память среди людей, он от людей перешел как бы в сверх-людей, он стал существом неземным, высшим нежели люди, и поистине от смер­ти перешел к жизни. День кон­чины святителя Николая 1600 лет тому назад был лишь началом его вечной нестареющей жизни. И состоит эта жизнь, мы можем это чувствовать и знать, жизнь эта состоит в любви, во Христе Господе, воскресшем из мертвых и совоскресившем с Со­бою всех верующих в Него, тех, кто стали сынами Божиими.

То, что Русский народ на про­тяжении всей своей истории при всех выпадавших и выпадающих на его долю испытаниях со­хранил свое горячее почитание святителя Николая, как свой высший идеал, свидетельствует, что русская народная душа живет здо­ровой народной жизнью, что она не затемнена, что она обращена к свезу и источнику жизни, и в этом залог грядущего русского не только духовного, но и народного, и государственного воскресения.

 

 

(«Православная Русь», № 13-14 за 1943 год).

 

 

 

 

 

Архиепископ Никон (Рклицкий)

 

Святитель Николай Мирликийский и Русский народ

 

“Победы тезоименит воинству верным людем явился ecu в напастех крепок, святе Николае, святителю Христов: везде бо призываем быстро предварявши, любовию притекающих под кров твой: ты бо во дни и нощи верным являяся, спасаеши от напастей и обстояний.”

(Стихира на «Господи воззвах»)

 

 

Наступило время, когда русским людям надлежит всем своим сердцем обратиться к Святителю Николаю, Мирликийскому Чудотвор­цу и просить его помощи в нашей борьбе за Святую Русь. В личности Святителя Николая и в отношении к нему Русского народа можно найти верную опору для победы над злым врагом, пленившим Свя­тую Русь.

Русский народ, подготовленный к принятию Христовой веры всей своей многовековой предшествующей жизнью, начиная с того времени, когда Св. Апостол Андрей Первозванный, благословив приднепровские горы, поставил на них крест и предрек, что «на горах этих возсияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей», – принял Христианство, как новую жизнь во Христе.

Русский народ принял Христианство не как теоретическое уче­ние или как веру, состоящую из известных умозрительных положений, а как самую жизнь, которая требует построения и своей лич­ности, и общества, и государства по законам Евангелия.

Русский народ постиг, что Основатель этой новой жизни – Го­сподь Иисус Христос живет в неприступной славе Своего Божества и для того, чтобы приблизиться к Нему, необходимо посредничество таких праведников, которые подвигом своей жизни воплотили в се­бе Его учение и учили и научили других, как должно Ему следовать.

Поэтому Русский народ возлюбил всех угодников Божиих во всем их безграничном разнообразии, начиная от предшественников Христовых — пророков Божиих и других ветхозаветных правед­ников, Его последователей — апостолов, преподобных, мучеников, святителей, и кончая юродивыми Христа ради. Но нужно было из всех святых Божиих выделить наиболее яркого, как бы вождя их, в котором свет Христов сиял бы с наибольшей силою. Таковым и явился для Русского народа Святитель Николай Мирликийский.

В России чтут Святителя Николая не только православные, но и инославные, не только христиане, но и язычники, чтут в Сибири и в Туркестане, на севере и на юге. Язычники черемисы знают Святи­теля Николая больше, чем самого Христа Спасителя, призывают его имя на помощь и в морскую бурю, и замерзая в поле в снежную метель, и испытывая несправедливости и притеснения от власть имущих, призывают в нужде и в голоде и во всех трудных обстоятельствах своей жизни. Высоко чтит Святителя Николая весь Русский народ, и интеллигенты, и простые, и ученые, и малограмотные. Во всей России, вероятно, не было ни одной семьи, в которой не было бы образа Святителя Николая и множество из них было соединено с родовыми воспоминаниями о тех или иных чудесных благодеяниях, явленных Святителем Николаем по молитвам у его святых образов. И теперь, вероятно, в катакомбных церквях, в потаенных местах, в пещерах возжигаются лампады пред образами Святителя Николая, и льется пред ними горячая молитва.

Вскоре после принятия христианства Русский народ не удовлетво­рился одним в году праздником Святителя Николая – 6 декабря, но установил еще весенний праздник – 9 мая – день перенесения мощей Святителя Николая, который не празднуется в Греции. Так что в Русской Церкви память о Святителе Николае соединяется и с праздником Рождества Христова – зимой и с праздником Воскресения Христова – весной. В первом случае, прославляя Святителя Николая, мы в тоже время встречаем и Христа песнью «Христос раждается, славите», а во втором случае, прославляем Его, воскресшего из мертвых победным гимном «Христос Воскресе». Замеча­тельно также, что хотя Святитель Николай по национальности был чистокровный грек, но на русских иконах он изображается, как русский старик.

Ту черту в характере Святителя Николая, которая особенно по­любилась Русскому народу, митрополит Антоний (Храповицкий) назвал великодушием.

Владыка Антоний говорил о нем так: «Святитель Николай осо­бенно горячо и пламенно верил в победу еще в этой жизни тех добра и правды, которые безраздельно будут царствовать в будущем веке. Конечно, и другие святые верили в добро и правду, но у Святителя Николая эта особенность характера была сильно, как ни у кого другого, развита. В молодости он своими молодыми силь­ными руками вытаскивал утопавших из воды, а затем его серд­це так расширилось и возвеличилось, что он уже творил добро си­лою своей молитвы. При всяком столкновении с неправдою, злом или горем его сердце наполнялось таким состраданием и таким молитвенным устремлением к Богу, что он преодолевал естествен­ные законы в деле творения своей милости.

Известно, что трое воевод были несправедливо приговорены к смерт­ной казни. Святитель Николай, узнав о том, что могут пострадать совершенно невиновные, обратился к Богу с горячей молитвой и по Божией милости он преодолел законы естества – чудесным образом явился ночью к благочестивому царю Константину. Это не была галлюцинация или сон. Святитель Николай явился царю в собственном физическом теле и разбудил спящего царя. Удивленный царь, не уз­нав сначала святителя, спросил старца: «Как ты очутился здесь, и кто пропустил тебя ко мне?». Святитель Николай сказал, что сейчас может совершиться в Малой Азии несправедливое дело – казнь неповинных воевод, нужно немедленно остановить эту казнь. Благочести­вый царь тотчас послушался святителя и написал приказ об отме­не казни, приказ этот таким же чудесным образом святитель доставил на место казни, когда меч уже был занесен над головами несправедливо приговоренных. Так и все другие благодеяния Святитель Николай творил из любви к правде и добру, явно преодолевая законы естества.

Русский народ любит добро и правду и по силам своим, со­знавая свои грехи, стремится к их осуществлению, и понимает кра­соту добра и правды.

В Святителе Николае Русский народ нашел воплощение тех качеств, которые составляют его высший идеал, его лучшее стремление, и потому он так пламенно полюбил Святителя Николая, так горячо чтит его память и избрал его как бы своим народным героем.

Святитель Николай прошел свой земной путь, как дивный побе­дитель, расточая вокруг себя свет правды и добра, и уже столько веков слава его не только не угасает, но привлекает к себе все новые и новые поколения людей, просвещая их Христовым светом».

Так учил о Святителе Николае приснопамятный владыка Антоний, сам много заимствовавший от духа Святителя Николая.

Действительно, лучи славы Святителя Николая непрестанно блистают и среди нас грешных.

В 1918 году во время большевицкого переворота вся Москва была потрясена тем знамением, которое было дано Москве от иконы Свя­тителя Николаи. Одна из икон Святителя Николая, находившаяся на Кремлевской стене, была завешена красной материей, и вот на глазах многотысячной толпы, собравшейся на Красной площади, эта красная материя, скрывшая лик Святителя, разорвалась, и куски её попадали на землю, и лик Святителя по-прежнему предстал пред взорами лю­дей. Тогда это было истолковано видевшими это событие, как знамение о грядущем избавлении от красного покрова, опустившегося над Кремлем и Святой Русью. Затем в разные годы много было различ­ных знамений от икон Святителя Николая, из которых отметим некоторые.

2 января 1933 года в греческих газетах было сообщено о том, что на греческом пароходе «Елена Эмберикос» грузились армяне, отправлявшиеся из одного из греческих портов в советскую Армению. У парохода находился советский агент, наблюдавший за погрузкой ав­томобилей для СССР, а также и за армянами. На одном из автомобилей марки «Кадиллак» был прикреплен образ Святителя Николая. Армяне заметили образ, и каждый из них, проходя мимо автомоби­ля, крестился на образ. Советского агента это раздражало, он подошёл к автомобилю, сорвал образ и бросил его в море. Армяне с ужасом смотрели на кощунство безбожника. Подошла очередь для погрузки автомобиля. Его тщательно увязали крепкими канатами и, когда автомобиль на лебедке был поднят к самой высокой своей точке, крепкие канаты оказались как бы отрезанными острым ножом, автомобиль сорвался и упал на пароход, превратив в щепы всю внутрен­ность парохода. Армяне ждали чуда, и оно совершилось.

В другом случае во время второй мировой войны советские власть эвакуировала на грузовиках население с прифронтовой поло­сы. Одна старушка имела в своих руках какой-то узел. Комиссар спросил ее: «Что это ты несешь?». «Образ Святителя Николая», – от­вечала старушка. «Брось его», – приказал комиссар. «Нет, не бро­шу», – отвечала старушка. Комиссар вынул револьвер, навел его на старуху и приказал: «Если сейчас же не бросишь, застрелю». «Стреляй, не брошу. Этот образ хранил меня всю жизнь», – был ответ. В это время раздался разрыв немецкого снаряда над го­ловой комиссара, которым он был разорван в клочки, старушка же только присела от страха, держа в руках свой заветный образ.

Перед самой войной мы видели в Белграде в Введенском женском монастыре на Топчидерском Брдо большой аналойный образ Святителя Николая, чудесным образом обновившийся из старого почерневшего образа и ярко сиявший всеми своими красками, получив­шими замечательную свежесть и чистоту.

Но кроме всех чудес, которые продолжают совершаться от Свя­тителя Николая, еще более поразительным следует считать воплоще­ние духа Святителя Николая в живом человеке, совершившееся в лице приснопамятного Всероссийского пастыря отца Иоанна Кронштадтского. Мы, конечно отнюдь не признаем перевоплощения душ, но признаем возможность могучего влияния праведников на тех людей, которые пожелают у них учиться и следовать их духовному руковод­ству, воспринимая чрез подражание им благодать Божию. И вот на крайнем севере России, в селе Суре, в небольшой убогой церковке Святителя Николая сын псаломщика этой церкви болезненный мальчик Ваня, ставший впоследствии всероссийским пастырем отцом Иоанном Кронштадтским, с яркой силой воплотил в себе дух Святителя Ни­колая, дух победного торжествующего Христианства, дух правды, добра и любви, осуществляемых на нашей грешной земле. И теперь, в дни торжества зла на Русской земле, Святитель Николай вместе с приснопамятным пастырем отцом Иоанном, горячо любившим Россию и вместе со всеми мучениками, приявшими кончину от безбожников за правду Божию, везде, где его прославляют, как бы говорит всем нам словами Св. Апостола Павла: “Подражайте мне, как я Христу” (I Кор. 4, 16). И у нас, в нашей епархии, из 45 приходов и общин – семь посвящено Святителю Николаю. И вот в ближайшие дни – в день памяти Святителя Николая 6 декабря – они будут с особым усердием прославлять память своего небесного Покровителя.

Будем же все усердно молить Святителя Николая, чтобы он совершил новое и великое чудо – освободил бы Святую Русь от красной власти сатаны, как то было явлено его святым образом в первые дни установления этой власти над Русским народом.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

 

(«Православная жизнь», № 12 за 1959 год)

Архиепископ Никон (Рклицкий)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"