На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

На Введение во храм Пресвятой Богородицы

Слово святителя

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Возлюбленные! Ныне Святая Пра­вославная Церковь воспоминает Вве­дение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Ма­рии – празднует торжество неописуе­мой красоты и величие предивного Божия благоволения к нам, земнород­ным, ибо во святых святая, Святая и Непорочная Святым Духом вводится и святым ангелом питается, сущи свя­тейший храм Святаго Бога нашего, всяческая освятившаго входом Ея и обожйвшаго естество земных поползшееся (стихира великой вечерни).

Коренящийся в свободной воле грех прародителей, которые прельстились лукавым советом диавола быть, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 4—6), нарушил гармонию взаимоот­ношений между Богом и человеком, низвел человека в мир зла, греха и смерти. Грех вовлек его в исконную вражду духов злобы поднебесной про­тив своего Творца, лишил человека Божественной чистоты и боговедения, ослабил благую волю к добру и прав­де, сделал его добычей смерти и ада – жертвой врага Божия. Но, как свидетельствует святой псалмопевец, велик Господь и достохвален... на мгновение гнев Его, и на всю жизнь благоволение Его (Пс. 95, 4; 29, 6).

Приуготовляется великая тайна – встреча любвеобильного Бога с пад­шим человеком, ради которой прибли­зилось Божественное воплощение Сы­на Божия, призванное посрамить зло в мире, истребить жало греха и смерти.

Ныне в храме Божии ясно Дева яв­ляется и Христа всем предвозвещает (из тропаря праздника). Богоотроко­вица – плод глубокого покаяния и спасительной веры ветхозаветного на­рода в обетованного грядущего Мес­сию – Спасителя мира. Плод, увен­чанный подвигом малой церкви – супружеской четы праведных Иоакима и Анны, их ревностным исполнением заповедей Божиих, целомудренной мо­литвой и любовью к Богу.

Пречистой и Единой от всех родов Избранной Отроковице, удивившей Своей девственной чистотой и ангель­ской красотой души земных и небес­ных, Архистратиг Божий Гавриил воз­вестит: Радуйся, Неневестная Мати и Неискусобранная. Не удивляйся стран­ному моему зраку, не ужасайся, Ар­хангел бо есмь. Змий прельстй Еву иногда: ныне же благовествую Тебе радость, и пребудеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая (стихира на литии Благовещения).

Вот, возлюбленные, для какой че­сти и славы, какого служения роду человеческому вводится ныне боголю­бивыми родителями Пречистая и Бо­гоизбранная Отроковица в храм Бо­жий, Юже воспевают ангела Божии, Сия есть селение Небесное. Воистину: Истина возникнет из земли, и правда приникнет с Небес (Пс. 84, 12).

Нынешний праздник научает нас тому, как прекрасен пред Богом под­виг супружеской верности и чистоты, жизнь по заповедям Божиим и как неописуемо велик и богоугоден подвиг посвящающих свою жизнь девственно­му целомудрию и чистоте. Эти два пути ведут в Царство Небесное, в торжество Жизни Вечной.

Избрание и приуготовление Пречи­стой Девы Марии быть Материю Ис­купителя рода человеческого, от Нея же Агнцу Божию Божественная плоть исткася, и селение Духу Святому уготовися, есть Божественное Откровение о том, как дорог Богу человек, как не­обходимо исполнение заповеди о люб­ви к Богу. Откровение о том, что зем­ная жизнь – великая и страшная тай­на вечного бытия, о том, как губитель­но своеволие вне Божественной гар­монии в мире. Не знаете ли, – гово­рит святой апостол Павел, – что тела ваши суть храм живущего в вас Свя­того Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?.. Посему прослав­ляйте Бога и в телах ваших, и в ду­шах ваших, которые суть Божии, (ибо) если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы (1 Кор. 6, 19-20; 3, 17).

Вот сколь ценно и непостижимо на­значение человека. Он носит в себе образ и подобие Божии, печать Боже­ственной красоты, любви и правды. Поэтому, чтобы не расточить и не по­губить эти благодатные Божии дары, необходимо стяжать духовные силы и в преблагом союзе с Богом восстано­вить свой падший образ.

Богоугодная жизнь Пречистой Бо­жией Матери и Ее праведных родите­лей убеждает нас в том, что источник благодатной силы для укрепления в Божественной Истине и освящения в правде Божией – храм Божий, святи­лище, в котором Богоизбранная От­роковица и Пречистая Дева Мария обрела благодать у Бога (Лк. 1, 30) и стяжала Духа Святого (Лк. 1, 35).

Господь указует путь стяжания се­го неизреченного богатства благода­ти: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Святой

апостол Петр призывает верных к возделыванию своих сердец, хранению в них некрадомых сокровищ – благо­датных даров Святого Духа: Господа Бога святите в сердцах ваших (1 Пет. 3, 15), постоянно любите друг друга от чистого сердца. Святой апостол Павел пламенел такой любовью к Бо­гу и ближнему: Вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить... чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом (2 Кор. 7, 3, 12).

Таким любвеобильным может быть чистое сердце, живущее дыханием Ду­ха Святого. Святогорский старец Силуан говорит: «У святых в сердце жи­вет благодать Святого Духа, которая роднит их с Богом, и они ясно чувст­вуют, что они – духовные дети Отца Небесного». «Когда человек принима­ет что-либо Божественное, – говорит преподобный Серафим Саровский, – то радуется в сердце; а когда диавольское, то входит в смущение».

Когда наступит час нашего перехо­да в вечность, тогда только чистота сердца и души, ставшей жилищем Божиим, пребудут вовеки. Уже здесь, на земле, происходит обновление ду­ши в Божие достояние, ибо Господь испытует сердца и внутренности, и воздает каждому по делам его (Откр. 2, 23).

Чистое сердце – место рождения святых чувств и желаний, источник всего лучшего, светлого, святого в че­ловеке, вертоград делания Духа Свя­того. Забота о чистоте сердечной – высший подвиг, к которому призван человек. Для приобретения сердечной чистоты необходимо трудиться всю жизнь. Сердце теряет чистоту от рав­нодушия к делу спасения: зависти, не­нависти, жестокосердия, маловерия, потери нравственной чистоты и нару­шения супружеской верности, неради­вого воспитания своих детей и прочих грехов. Тогда из храма Божия сердце превращается в вертеп разбойников (Мф. 21, 13) – злых похотей и гре­ховных злодеяний.

Образец чистоты сердечной, девст­венной красоты, пламенной молитвы и смиренного служения Богу – Пре­чистая Дева, Честнейшая Херувимов и Славнейшая Серафимов.

Возлюбленные! Всемилостивый Гос­подь наделил и нас свободной волей и разумом, преподает нам в Таинст­вах церковных в храме Божием Свою неоскудевающую благодать освяще­ния. В храме Божием наше богообщение достигает благодатной верши­ны в святой Бескровной Жертве, при­носимой в воспоминание искупитель­ной Голгофской Жертвы Христа Спа­сителя за всех и за вся. Наши усерд­ные молитвы и добрые чувства, осе­няемые благодатию Духа Святого, обращены к Божию милосердию и Его всепобеждающей любви. Здесь – у Святого святых Сам Посредник меж­ду Богом и человеками, Человек Хри­стос Иисус, предавший Себя для ис­купления всех (1 Тим. 2, 5-6), со Своей Пречистой Материю и всеми святыми взирает на нас и молитвен­но ходатайствует пред Отцом Небес­ным, дабы через подвиг нашей правед­ной жизни соделать нас наследника­ми Царства Небесного.

Будем же идти, мои дорогие, по это­му благодатному пути, очищая свои сердца от греховной нечистоты, дабы они были достойны узреть Бога. Не дадим греху возобладать над нашей душой – святилищем Божиим и ли­шить нас наследия вечных Божиих благ.

С надеждой на благодатную помощь Божией Матери, через храм земной ставшей Храмом одушевленным, в ко­тором Господь младенствовал плотию ради нашего спасения, со ангелом, еже радуйся, Богородице приличие возопиим, вернии: радуйся, Вседобрая Невесто, радуйся, Облаче светлый, из Негоже нам возсия Господь, во тьме неведения седящим. Радуйся, всех На­дежде (тропарь 9-й песни канона праздника Введения). Аминь!

* "Журнал Московской Патриархии", №12, 1985 г.

Митрополит Никодим(Руснак)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"