На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Евангелия Христова светла списателя похвалим

Слово в день святого апостола и евангелиста Луки

Весь христианский мир в этот день празднует святую память апостола и евангелиста Луки. Для меня это двойной праздник, ибо я имею великую честь носить имя этого угодника Божия, и потому должен прославлять его. Как же прославлю его перед вами? Прославлю не своими словами, а теми, которыми прославляет его Церковь Святая: «Что тя нареку, апостоле? Не бо, яко славу Божию поведал еси; блистание, яко мир озаряеши светом; облак, одождяющ божественныя воды». Точно с небес опускается на нас облако и проливает не простой дождь, не водяные капли, а те воды благодати, которыми освящает нас Евангелие. «Чашу мудрости божественнейшую, вино нам источающую, сердца веселящее».

Итак, Святая Церковь именует его небом, звездой небесной. Есть ли что-либо выше этого наименования? Мне нечего прибавить к славе этого великого апостола. Он был одним из самовидцев Слова жизни, он слышал это Слово, видел своими очами, рассматривал и осязал ру ками [ 1 Ин. 1,1 ]. От Него воспринял апостол Лука божественную мудрость, и просветилось божествен ным светом его чистое и святое сердце.

Подобно другим апостолам, он понес вели кие труды проповеди Святого Евангелия, он был одним из четырех евангелистов. Апостолы много послужили Господу, подвергаясь невероятным опасностям и преследованиям. Все они, за исключением апостола Иоанна, впрочем, тоже пострадавшего от людей, кончили жизнь мученическим подвигом.

Святые апостолы были той закваской, о которой говорил Христос, Бог наш, проповедуя о Царствии Божием. Достаточно взять немного закваски и положить в три меры муки, чтобы вскисло все [ Мф. 13, 33 ]2 . Брожение, происходящее в тесте, весьма ярко знаменует то удивительное событие, которое произвела в мире проповедь святых апостолов. Их было только двенадцать, и еще семьдесят, призванных позже. И эта малая горсточка людей, не получивших никакого образования, простых рыбаков и мытарей, потрясла весь мир.

В книгах Бытия [ Быт. 6, 4 ] и Чисел [ Чис. 13, 34 ] читаем об исполинах, сынах Енаковых, перед которыми евреи казались мелкими, как саранча. Но кто из этих исполинов хотя бы в малейшей мере мог сравниться с недосягаемо огромными вершинами Гималайских гор? Какие слова, исходящие из уст человеческих, могут сравниться с непрестан но текущими потоками вод, низвергающихся с этих вершин и образующих великую реку Ганг с ее притоками? Чей голос сильнее и дальше слышен, чем яростный рев огромного льва? Чье слово острее меча, обоюдоострого?

Казалось бы, не существует ответа на эти вопросы. Но нет: на них отвечает полными неотра зимой силы словами пророк и царь Давид: Во всю землю вышло вещание их, и в концы вселенной слова их [ Пс. 18, 5 ] Апостолы были исполинами духа, перед которыми сыны Енаковы ничтожны, как саранча. Они были выше, чем Гауризанкар, высочайшая из Гималайских горных вершин. Ог ромная река Ганг напояет своими водами толь ко северо-восточную часть Индии, а апостолы Христовы словами, полными Божественной бла годати, напоили всю землю. Могучий рев льва слышен только на несколько километров, а бо жественная проповедь апостолов была услыша на во всей вселенной. Их речь удивила слух всех святых бесплотных Сил Небесных. А на земле она одних сделала святыми, других же ожесточила и сделала врагами Божиими.

Почему же проповедь святых апостолов имела такую невообразимую и бесконечную силу? Потому что они проповедовали не свое слово, а слово Божие, которое острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные [ Евр. 4, 12 ]. У евангелистов, помимо величайших заслуг, общих для всех апостолов, есть еще безмерная заслуга написания Божественного Евангелия, поэтому им должно воздавать сугубую честь.

Драгоценны Святое Евангелие апостола Луки, а также написанные им Деяния святых апостолов.

Перед тем как сошел с небес и воплотился Господь и Бог наш Иисус Христос, самой могущественной державой тогдашнего мира бы ла Римская империя, покорившая своей власти все государства. Но сам Рим погибал от неслыханного разврата. Многие из римских правителей были жестокими и кровожадными тиранами. Они проливали кровь своих подданных, попирая все святое. Даже жрецы издевались над верой в языческих богов.

И погиб бы не только Рим, но и весь мир, если бы не явился Христос, Который нас научил тому, как жить, как исполнять волю Божию, как мятущимся снискать душевный покой. Христос спас мир, спас и Рим, но покарал его за нечестие, предав в руки варваров, свирепых кочевников гуннов. И Римская империя превратилась в развалины. Двенадцать необразованных людей, проповедью своей потрясли весь мир, изменили его, сокрушили язычество и воздвигли над миром Крест Христов, которым было положено начало н овой жизни.

Есть такой рассказ. В обществе весьма образованных людей кто-то поставил вопрос: «Если бы мы были осуждены на пожизненное тюрем ное заключение и нам предоставили бы право взять с собой только одну книгу, какая бы это была книга?» Все в один голос ответили: « Конечно, Библия!» Вот сколь огромно значение Библии, в особенности новозаветной ее части, для всех тех, кто даже открыто не исповедует Христа, но в тайниках сердца питает странное и непонятное для себя благоговение перед Сло вом Божиим. Ведь Библия неизмеримо ценнее и выше всех человеческих книг вместе взятых, потому что написана святыми Божиими людь ми, просвещенными Самим Богом.

Святой апостол Лука в своем труде руковод ствовался глубочайшей верой в Господа Иису са Христа, благоговением перед Ним и безмер ной любовью к Нему. Он стяжал ум Христов, его сердце стало храмом Духа Святого, внушавшим ему, что и как писать. От него мы узнаем о том, о чем не писали другие святые евангелисты, например о благовестии святого Ангела проро ку Захарии о рождении сына, будущего Господня Предтечи, о Благовещении Пресвятой Бо городицы. Только от него узнаем, как Она, уже имевшая во чреве Слово жизни, предприняла дальний путь в Иудею к Своей родственнице Елисавете, матери Предтечи. От него узнаем песнь, которую воспела Пречистая у Елисаветы [ Лк. 1, 5-55] Только в его Евангелии читаем очень важные притчи Христовы: о милосердном самарянине, о двух Лазарях, богатом и бедном, о блудном сыне, о мытаре и фарисее [ Лк. 10, 30-35; 16, 19-31; 15, 11-32; 18. 10-14 ]. Вот как велико на следство, которое оставил апостол всему миру. Велики были и другие его апостольские за слуги. Ведь он был достойным и верным спут ником великого и славного первоверховного апостола Павла во всех путешествиях по стра нам Малой Азии и даже Европы. Он присутство вал и при казни своего учителя в Риме. После такой страшной разлуки с ним святой Лука еще много и долго проповедовал Евангелие Хри стово в разных странах: в Италии, Македонии, Греции, Египте, где он был епископом. Окончил он жизнь мученически, в глубокой старости, на восемьдесят пятом году жизни, будучи повешен на древе.

Святой Павел называет апостола Луку вра чом возлюбленным [ Кол. 4, 14 ], ибо он был весьма искусным врачевателем и лечил самого апостола Павла. И мне Господь повелел пройти многолетний путь врачебной деятельности. И мне пришлось быть целителем тел человеческих, прежде чем послал Он меня к вам исцелять души ваши.

Святой Лука также был искусным живо писцем. Он написал с натуры образ Пресвятой Богородицы, который Она одобрила, произне ся такие слова: «Благодать Моя пребудет вовеки с этой иконой». И с тех пор бесчисленные чу деса изливаются от Ее святых икон. И в этом отношении есть у меня небольшое сходство с апостолом, ибо я в молодости много и усердно занимался живописью и написал ряд святых икон.

Апостол Лука был епископом, и меня Господь поставил епископом. И я должен всегда и во всем следовать ему, всеми силами стараясь стяжать добродетели, которыми была полна его душа. Какую страшную ответственность несу я перед Богом за всех вас, ибо с меня будет спро шено за каждую погибшую овцу врученного мне Богом стада. Сам я не могу справиться с этой за дачей. Мне нужна ваша помощь: вы и сами должны заботиться о том, чтобы быть верными овцами стада, которое Своею Кровью стяжал Господь и Бог наш Иисус Христос. Мне нужно заступничество и всесильные молитвы великого апостола и евангелиста Луки.

Вознесем же в молебном пении славу и честь этому апостолу Христову и испросим его великой молитвенной помощи в трудном деле следо вания за ним по путям Христовым в Царство Небесное.

Господи! По молитвам святого Твоего апостола Луки помоги и мне, грешному, быть преемником его служения и достойно пасти словесное стадо, над которым Ты поставил меня пастырем. Аминь.

31 октября 1950 г.

Святитель Лука Крымский


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"