На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Под благодатной сенью Покрова

О почитании Пресвятой Девы Марии

Важнейшим элементом христианского вероучения является почитание Пресвятой Девы Марии, Божией Матери. Оно было установлено в 431 г. на III Вселенском Соборе в Эфесе и подтверждено всеми последующими Вселенскими   Соборами. Учение о Богоматери ярко выражено в словах Феодора, епископа Анкирского: «Кто не   признает Владычицу нашу Богородицу, тот отчужден от Бога».

Особое покровительство Богородица оказывала двум, доставшимся ей, земным уделам – Иверии и горе Афон. Под Ее святым покровительством находился также и Константинополь, который неоднократно спасался от нашествия различных племен и народов благодаря Её заступничеству. Особенно стало почитаться чудо знамения Покрова Пресвятой Богородицы, совершенное в 1-й половине Х в., когда Богородица, явившись во Влахернском храме Константинополя, простерла над молящимися белый свой покров, или   омофор.

Влахерны – местность в западной части Константинополя, славилась своими святынями. В 474 г. в Богородичную церковь, построенную императором Львом 1 Великим (457-474 гг.), были перенесены из Палестины честные ризы Пресвятой Богородицы. Здесь же вместе с одеждою Богородицы, хранились в златокованом ларчике-ковчежике часть пояса Её и плат-омофор, который Она при жизни носила на своей голове.

Во время всенощного бдения, в   воскресный день, 14 октября в четвертом часу ночи, в присутствии   многочисленного народа, святой Андрей, Христа ради юродивый, вскинув очи свои вверх,   увидел вдруг Царицу Небесную, Покровительницу всего мира, Пресвятую Деву Богородицу, стоявшую на воздухе и молящуюся. Светом солнечным сиял Её лик.  

С замиранием сердца взирал святой Андрей на Пресвятую Богородицу, и, наконец, он осторожно-осторожно, не веря себе и боясь спугнуть видение, спросил своего ученика, блаженного Епифания:

- Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?

- Вижу, – Епифаний тихо ответил: – святый отче, и ужасаюсь.

Превозмогая сердечный трепет-страх и замерев смущенной душой,   созерцали дивное и невиданное видение Андрей и Епифаний: Богоматерь молилась долгий час, омывая слезами Свое Боговидное и Пречистое лице. Затем Она подошла к святому престолу в алтаре, где, по окончании молитвы, сняв с Себя,   блиставшее на подобие молнии, большое    покрывало,   с великою торжественностью   распростерла его над всем стоящим в храме народом.

Блаженный Андрей и ученик его явно лицезрели распростертое в воздухе чудесное покрывало. Немалое время видимым был   блистающий омофор, а, после того, как Богородица покинула храм,   Покров сделался   невидимым. Но осталась благодать, которую испытали все, кто был в храме, и долго еще пребывала здесь.

С тех пор Покров Богородицы становится сначала местным, а затем и общеправославным символом Божией Матери, как защитницы мира – главной Заступницы за людей перед Господом, покрывающей своим Покровом все истинное христианство.

С принятием христианства на Руси культ Божией Матери народом сразу же принимается всем сердцем. В числе икон, вывезенных Владимиром из Корсуни, были три иконы Божией Матери, получивших позднее прозвание Корсунских. Святой князь Владимир, построив в честь   Пресвятой Богородице главный храм Киева - Десятинную церковь, град свой стольный посвящает Ей, а в память о торжестве по случаю освящения храма устанавливается первый, собственно Русской Церкви, христианский праздник, отмечавшийся ежегодно  

11 или 12 мая.

На Руси изначально отношение к Матери Божией   сложилось самое   трепетное и ласковое, и совсем не случайно до сих пор Русскую землю называют Домом Пресвятой   Богородицы. Ощущение особой близости и особого почтения выльются в самые нежные и трогательные слова, обращенные   к Ней в дерзновенной искренности и простоте, как к собственной матери – ласковой и близкой:

Мати моя – Матушка Мария,

Пречистая Дева, Пресвятая,

Свет Мати Мария,

Пресвятая Богородица,

Солнце красное,

Пречистая голубица,

 

          Мати Божжа, богородица,

Скорая помощница,

Теплая заступница,

Заступи, спаси и помилуй…

 

Именно так, молитвенно, в чистой простоте и глубокой вере, обращаются к Ней в русских народных песнях, но особенно Она близка и понятна страдающему, тоскующему женскому сердцу, а уж сколь искренне и   сострадательно воспринимается   Ее неизреченная   боль за Сына   Иисуса Христа. И к кому, как не Ей – такой близкой и родной излить всю свою тоску болезнующего сердца?

«Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятилище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице!..»   «Покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых…» - это уже из канонических молитв.

  Единственный род любви, о котором старинному русскому человеку не стыдно говорить, - это сострадательная любовь, материнская, или близкая к материнской. В отличие от средневекового Запада, где обожание-влюбленность

Прекрасной   Дамы распространялась   и на Саму Деву Марию, на Руси Она –только Богородица и   никогда не предмет облагороженной чувственной влюбленности. Пресвятая всегда   источник   исключительно материнской жалости, ведь Она – Матерь Бога, а, значит, и всех   людей и всех тварей. И совсем не случайно в русских деревнях еще недавно часто употреблялся в значении «любить»   глагол «жалеть»: «он ее жалеет», «она его жалеет», или даже   «жалкий мой внучек».

И столь же оправданно и символично, что впервые   русская   женщина появляется в русской поэзии как Ярославна из «Слова о полку Игореве». Именно она всем своим женским ясновидением сострадает, реально ощущающая раны и жажду своего мужа и его воинов. И также понятна и ясна ее материнская скорбь по утонувшему князю Ростиславу, образно переданная через сострадание самой природы: «уныша цветы жалобою, и древо с тугою к земли приклонилось».

Изначально культ   Божией Матери в Киевской Руси   подчеркивал, что и Русь, вошедшая в мир христианских народов, тоже подпадает под Ее благодатный Покров. И Русь, как бы на мистическом уровне прочувствовав особость этого покровительства, с радостью подарила Богородице еще один великий праздник. Удивительно, но   праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установленный в первой четверти ХП века Владимиром Мономахом, такого распространение и значения, как на Руси, нигде не имел и не имеет.

  Покров – не просто любимейший христианский праздник на Руси. Он реально осязаем, ибо покрываемый, как щитом, Её святым покровом, человек уверен, что останется невредимым от огненных стрел своих многочисленных грехов.   И таких щитов для охраны людей у неустанной и милосердной   Защитницы имеется тысяча тысяч, потому как Ее молитвы – воистину те несокрушимые щиты, при помощи которых и спасается   человек: «яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков».

Самым странным, непостижимым разуму,   образом в том видении уже изначально многое переплелось с будущим Руси.   Видение было святому

Андрею – славянину родом. Люди, собравшиеся в храме, страстно молились о спасении от полчищ славян-варвар, окруживших стольный град. Чуцдесным образом   город спасется, а праздник Покрова со временем будет совершаться в славянских землях.

Хотя в самом Константинополе этого праздника не было, здесь всегда помнили об удивительном   видении святого Андрея, а во Влахернской церкви   появится чудотворная икона Божией Матери в образе, как Она явилась святому Андрею.

И столь же промыслительно,    что рядом с   блаженным, как указывает предание, был его ученик Епифаний, который впоследствии, приняв в   иночестве   имя Полиевкта, станет Константинопольским патриархом   и именно он окрестит святую княгиню Ольгу.

Христианские праздники на Руси самым удивительным образом совпали с природным календарем. Всё созвучно и   как бы олицетворено самой природой. Вот и Покров – конец осени, начало зимы. Не зря говорится, что «на Покров до обеда – осень, после обеда – зима».

Кружат-кружат над землей первые   снежинки, ложатся на остывшую, затаившуюся в легком ознобе, землю. И вот упал на землю плат белый, плат кружевной, пуховой. Спи-усни земля матушка! Спи-усни кормилица!

Покрыта земля. Покрыта в Покров. Снежок легкий-легкий, белый-белый, аж дух захватывает. И давно замечено-примечено в народе,   что снежок, выпавший на Покров, обещает счастье, ибо будет новая жизнь радостной и чистой, как этот первый снег. А кому эта новая жизнь обещается? Конечно же, невесте! Это она, ложась спать перед Покровом, помолившись Господу, прибавляла шепотком: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а мою голову платком».

Крепка   свадьба на Покров. Отгуляли, отпели-отплясали. Вышла на утро молодая жена в горницу – на голове плат бело-голубой. Ей сейчас простоволосой быть нельзя. Грешно. Она теперь мужняя жена - под его покровом, под его защитой, а семья их молодая под Покровом Самой Пресвятой Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы   вошел в жизнь русского народа как народный праздник. Матерь Божия приняла   Русь под Свой святой омофор. Повторим, что нет такого праздника на Западе, а на Руси   установился он, как явный знак русского православия, для прославления Заступницей Ее нового края-удела – Руси.

Идет Святая Дева   по воздуху – «на воздесе»,   сняв со Своей главы плат-покров и простирает его над всем православным   народом.

Ходит Богородица по земле русской. Не застать   Ее в Царстве Небесном, ибо постоянно Она среди людей. Среди нас…

  Мне и светлый рай стал нерадостен,

небо ясное помрачилося –

ко мне ангелы каждый час несут

слезы горькие, христианские…

И смутилась я, опечалилась!

Теперь к вам пришла в утешение,

помолить за вас с вами Господа…

 

В руках Богородицы был омофор святой,

омофором тем покрыла Она,

благодатным, души скорбные, – поётся в одной из многочисленных народных песен-сказов.

Анна Козырева


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"