На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Поучение

по случаю исполнившагося 75-летия со дня оставления неприятелю Москвы 1-го сентября 1812 года

Все великия эпохи, пережитыя или переживаемыя народами, всё равно, будь оне бедственны или радостны, – всегда оставляют после себя известный след и всегда дают тот или иной нравственный урок как и самим тем, которые переживают их, так равно и поколениям последующим. Для подтверждения этой истины возьмем нечто из эпохи нашествия на нас двадесяти язык и именно то, что сегодня само но себе всего ближе к сердцу нашему, т.е. первые дни сентября двенадцатаго года, дни, в которые подлинно дан был великий урок и предкам нашим и врагу их и не оставшийся безследным и для нас потомков. Да, в эти дни урок хорош дан был и предкам нашим. Не легко прежде всего было и вождю нашему сказать на месте сем свои историческия слова: „Приказываю отступать". Тяжело было и другим военачальникам, после этих слов, видеть лица отступавших солдат, лица, по которым текли горькия слезы, слезы стыда и уныния. Горько било, видно, и солдатам, когда они, за шесть только дней пред тем, без страха и упрека смотревшие в глаза страшной смерти, теперь плакали и рыдали как малыя дети. А что сказать про жителей Москвы? Не ошибусь, если скажу, что большая часть из них думала, что настал для них последний час жизни, если не последний день Mipa. В самом деле: что могло быть ужаснее положения их? „Беги, – кричат им со всех сторон, – беги, спасайся, кто может, враг у стен твоих, он не пощадит тебя!" И вот всё ужасное поглотило их, всё смешалось, столкнулось, слилось, возопило и побежало. А над всеми этими бежавшими как бы слышался голос Божий: „Я попускаю на вас эти бедствия для того, чтобы дни счастья не довели вас до забвения о Мне, чтобы в дни бедствия вы глубже сознали, когда и чем оскорбляли Меня, чтобы помнили, что всё в руке Моей и, наконец, поняли, что вы навсегда останетесь слабыми и безсильными устроить и здесь па земле свое счастие без всемогущей помощи Моей свыше".

Но если урок вразумительный дан был от Господа предкам нашим, то тем более вразумительный дан был и врагу их. Вот он, потрясший юг и запад Европы, вошел с огнем и мечем и в восток ея и здесь, пролив реки крови, вошел, наконец, и в самое сердце наше, в наш град первопрестольный. Казалось, тут только и оставалось сказать ему: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой... взыду выше облак, буду подобен Вышнему (0с.XIY, 13 —14). Однако произошло не то. Избалованный пресмыканием порабощенных им народов, вступает он и в врата Москвы в полной уверенности, что весь цвет ея рассыплется у ног его. А между тем лишь одни подонки его отечества, выгнанные из него и присосавшееся как паразиты к простосердечной земле русской, встречают его и свидетельствуют ему свое почтение. „Где бояре? Где магистрат? Где жители?" Не их и слово гнева исторгается из уст его: „Вандалы, Варвары!" – слышится от победителя при торжественно-позорном входе его в царствующий град. Всходит далее он в жилище царей русских и из онаго хочет любоваться красотою оставленнаго ему города. Но, что видит? Вот огненные языки начинают показываться и на св. Храмах этого города и на мирных домах дотоле счастливых обитателей его. Что это? В ужасе спрашивает он. „Да дела рук твоих", – отвечает ему голос его совести.– „Несчастный, посмотри до чего довел тебя грех твоей необузданной гордости! Тебя ужасает это возженное тобою пламя; но приклони ухо твое вперед: слышишь ли, как там раздаются вопли бегущих от тебя ничем неповинных мужей, жен, детей и старцев? Оглянись назад: за что там, на полях бородинских, лежит распростертою, в объятиях смерти, целая сотня тысяч твоих и чужих воинов?" И в ужасе еще более нем от этого страшнаго голоса самой природы враг видит, что ему надобно скорее спешить – оставить это окровавленное, спаленное им место призрачных его побед. Но как быть? Надо избежать позора. И для сего, прежде бегства, спешит он с хитрым и льстивым словом к царю; но ему отвечают презренным молчанием; бежит, и сама природа возстает на него: глад, холод, мрак, голоть и дух бурен преследуют и самого, и полчища его. Что может быть вразумительнее, а вместе и ужаснее урока сего! Так, в годину испытанний для нас, и нам, и врагу нашему открыты были глаза, что есть Бог всевидящий и правосудный, наказующий и милующий, смиряющий гордых и возносящий смиренных.

Но как всему, так пожалуй, Бог знает, и времени есть конец. И вот всё: и бедственное и вместе великое и унизительное и тут же славное, всё прошло.

И послышался голос Божий: кости cyxия, слышите слово Господне: се глаголет Адонаи Господь костем сим: се Аз введу в вас дух животен, и дам на вас жилы, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам дух мой в вас, и оживете и увясте, яко Аз есмь Господь (Иезек. XXXVII, 5 – 6). И возсияла, с словом Господним , заря мира над Европою и воскресли царства и народы и обновилась земля как бы после потопа воднаго; а вместе и Русь возсталас счастливым сознанием, что избрал её Бог орудием промысла своего и чрез неё, как выразился некогда современный великой эпохе вития, „прекратил громы браней, остановил потоки крови, возвратил царям престолы, народам свободу... и всюду водворил мир и тишину" (из слова Августина но случаю мира с Франциею). И воспет был этот мир в обновленной столице русской, и в святых столпостенах древних храмов ей раздался торжественный глас: „Слава в вышних Богу и на земли мир!"

Боголюбивые граждане! Когда Наполеон с этого места в первый раз увидел Москву, то, говорят, воскликнул: „Ах, вот он, этот знаменитый город!" Что же бы он воскликнул теперь, чрез семьдесят пять лет, если бы увидел её как царицу, всю в золоте, всю одеянну и преиспещренну, как невесту, украшенную своему жениху? Конечно, может быть, и он тут понял бы, что безсилен человек что либо созидать или разрушать, что всё в всемогущей руке Божией и что верующих в Бога никакая сила ни победить, ни поработить не может. А в этом последнем, что мы именно веруюшие, в этом убедили бы его – эти сотни глав златых – церквей московских и сияющия на них знамения Сына Человеческаго. Аминь.

Сентября 1-го 1887 года.

Московского уезда,

села Покровскаго, на Филях,

Покровской церкви 

Священник Виктор Гурьев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"