На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Каковой быти подобает невесте христовой?

Записано сестрами Арзамасской Алексеевской общины

Преподобный Феодор СанаксарскийХощете ли и вы быть невесты Христовы? Сие дело великое и страшное — быть невестой Христовой. А невесты Христовы и кровь свою пролияли за любезнейшего Жениха своего, как то Екатерина и Варвара великомученицы и прочие святые, а вы ежели не оставите любви к мiру — мудрено быть невестой Христовой. Вам велю не кровь пролить — только бы оставить любовь к мiру и прилепиться любовью ко Господу Богу и отдать себя в рабство, то есть отсечь всю свою волю, и без того быть [невестой Христовой] невозможно, ежели по плоти дева, а по духу нет. То есть девство сохранила, а мiр не оставила и духовной жизни совсем не знает, это мужатая, прилепшая к мiру, то есть как к мужу. Оставить следует Mip и жить духовно, это настоящее девство, а прежде и грешницы были и пришли с покаянием к Богу и пожили духовно, и таковые причитаются к девственницам, и по душе настоящее девство причитается.

Еще [о том говорил,] как прийти в себя по вере; так сказать, маленькую крупицу потерять ради будущих сокровищ, которых не стоит весь свет. Кольми паче потерять вечность за маленькую безделицу.

При сем еще:

Аще убо ясте, ащв ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите (1 Кор. 10, 31), то есть всегда и на всяком месте помяните имя Божие: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную, — ибо сия молитва коротка, но великого разсуждения требует.

1-е: когда хощешь сотворити молитву, тогда помяни же, Кого ты призываешь, пресвятое и страшное имя Божие, великое, уму человеческому непостижимое.

2-е: кто ты призываешь, червь, а не человек, прах и пепел, великий грешник и недостойный.

3-е: просишь ты отпущения и прощения грехов и помощи Его Божественной на врага диавола, воюющего непрестанно и всегда [тебя] побеждающего.

ЕщЕ ТОЛКОВАЛ:

Воля человеческая от Бога дана самовластная, а не определительная, и разум просвещает Господь Бог человеку, а к злу попущает Господь Бог по воле человеческой самовластной, человеку данной; разсматривать себя надлежит человеку от жизни своей и от закона Господня свою совесть смотреть.

Толкование о приношении богу:

От праведных трудов должно быть приношение Господу, а ежели от неправедного собрания приносится, то сие приношение мерзость токмо Богу. Как нам, можно ли ясти кушанье на тарелке, ежели [его] подадут мерзко? — оное [кушанье] и нам кажется мерзко. [Так] и в праведное имение — аще едина токмо неправда внидет, то и все имение осквернит.

Еще о подаянии:

В церковь [приносимое] подаяние должно пополам делить с нищими; то и паче еще надобно, живая 6о церковь человек.

Еше достоблаженный отец толковал о сем:

Что-де и благочестивые некоторые в мгре под видом [только благочестия] живут, [а сами] в компании ездят и в карты играют, и под видом иногда благочестия исполняют проклятое дело и богопротивное... Такой-то де человек играет в карты, [думая,] что не грех, так о сем сказано во святом Евангелии: горе человеку тому, имже соблазн приходит, лучше обесится жернов оселский на вые его, и потонет 6 пучине морстей (Мф. 18, 6-7); а ежели же некоторым человекам то во угождение делает, так о сем Пророк святый говорит: Бог разсыпа кости чeлoвeкoyгoднuкoв(Пс. 52,6). Чужде истинному христианину наряжаться излишно и в компании ездить, и в карты играть, а в компании соберутся да увеселительные шутки строят и тем оскорбляют Святаго Духа Божия — и отходит [Дух Святый] от них, а приходит диавол к ним вместо того; и о всяком праздном слове воздадут ответ в день судный (Ср.: Мф.12, 36).

Он же святейший муж толковал евангельское слово:

Не вси вмещают словесе Моего, но имже дано (Ср.: Мф. 19,11). Тии вмещают, которым дана благодать таковая от Бога. За что же им дана такая благодать от Бога? За то, что старались и трудились жизнью своею, за то и получили благодать и дарование от Бога.

Аще кто имать ризы две — да продаст едину и купит нож (Ср.: Лк. 22, 36). То есть аще кто имать многое довольство и богатство, то да раздаст [их] убогим и изберет себе житие духовное.

Царствие Божие внутрь вас (Лк. 17, 21), то есть всякая добродетель в человеке, в памяти Божией живущем, Царствие Божие в сердце [его] есть и радость, и здесь еще, [в земной жизни —] подлинно и прежде радости радость человеку есть.

На Духа Святого хула, коя не отпус-тится ни в сей век, ни в будущий (Ср.: Мф. 12, 32). То есть, аще не покаются. Сие ко евреем говорено, ибо когда хулили Христа Спасителя по человечеству, то им и прощал уже, а когда хулили по божеству, то непокаянным не простится ни в сей век, ни в будущий.

толковал И апостольское сЛОВО:

Кийждо бо вас не себе да угождает, а ближнему во благое (Ср.: Рим. 15, 1-2). И еще: не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего, егоже ради Христос умре (1 Кор. 8, 13, 11). Сие говорил Апостол о себе, понеже блазнилися, что он якобы идоложертвенное ял, то на него глядя [и другие] яли идоложертвенное, а [поскольку] он не идоложертвенное ял, то и говорит о себе: не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего, егоже ради Христос умре.

Не еже бо хощу, cue творю, но еже не-навижду, то соделоваю; аще ли еже не хощу, cue творю, уже не аз cue творю, но живый во мне грех (Рим. 7, 15, 20). Сие ежели просто, без разсуждения читать, то будто и не можно отстать от греха или страсти какой, но не так просто понимай; можно всячески, ежели захочем, хотя и имеем врожденный в нас праотеческий грех, да ежели восхощем, то всячески можем отстать и от того греха, при помощи благодати Божией.

«Аще кто на Господа стяжавый надежду, той выше всех скорбящих обрящется» (Ср; Воскресный антифон, глас 4), то есть постников и богомольцев и труд-ников великих.

Идеже умножится грех, тамо преизоби-хует благодать (Ср.: Рим 5, 20). То есть кающемуся, аще и великому грешнику, но велика и милость Божия изливается.

Сеяй скудостию — скудостию и пожнет, [а сеяй о благословении, о благословении и пожнет] (2 Кор. 9, 6), то есть против подаяния и воздаяние приимет человек.

Скорбь плоти имети будут такобии (2 Кор. 7, 28). О брачных сие говорено было, како то в чадородии жены скорби великие носят.

И еще евангельское слово:

Торе непраздным и доящым в тыя дни (Мк. 13, 17), то есть в последние при антихристе.

О памяти божией:

Помянух Бога и возвеселихся (Пс, 76, 4) , и что [нет] сей радости больше как Бога поминать, (а как побуждать к радости духовной, вторично переспросить (примечание записывавшей сестры – ред.)).

О любви божией говорил:

«К матери своей якоже имать кто любовь, ко Господу тепльше люблением должни есмы» (Воскресный антифон, глас 4). Представлял, сколь младенец горяч бывает к матери, что плачет, когда мать уйдет, а потом как радуется, восхищается, егда увидит ее.

возражение на глаголющих яко не можем по заповедям жить воздержно. златоустово толкование приводил и апостольское слово:

Хощу бо, да вси человецы будут, якоже и аз (1 Кор. 7, 7). На сие святой Златоуст толкует сице: «Многие-де скажут, яко не могут уподобиться Апостолу Павлу. Откуду не могут? Оттуду яко не хощут. Откуду не хощут? От лености. Понеже аще б восхотели, всяко 6 возмогли. Аще 6 не можно было, не бы убо глаголал Апостол сие слово: хощу, да вси будут, якоже и аз».

«Святому Духу, всякая всеспасительная вина, аще коему сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных, восперяет, возращает, устрояет горе» (Воскресный антифон на утрени, глас 6). [Говорил,] что по старанию Святый Дух дается и по усердию.

Атце не Господь созиждет дом добродетелей, всуе трудишася зиждущии (Пс. 126,1) . И паки: ниюпоже может прийти ко Мне, аще не Omen, пославый Мя привлечет его (Ин.6, 44). Говорят некоторые на сие слово, что рад бы спастися, да как Бог поможет.» На оное толковал: что не в том разуме сие сказано, но [в том,] что [действительно] без помощи Его святой не можем ничего благого сотво-рити, а понеже помощь Божия всегда готова — так потому [и] требуется от нас произволение и тщание ко спасению.

Киюкдо свое дарование имать от Бога — ов убо еще, об же еще (1 Кор. 7, 7) . То есть иной много, а другой мало. Не потому, что аки бы Бог так изволил, но поелику кто потрудился, потолику и дарование получил. Аще и другой столько же тщания и труда приложит, равное по труду и воздаяние получит.

 

Исход из мiра:

 

1-е: уединение; 2-е: многотрудное общежительное [житие]; 3-е: отшельническое.

Уединение от мiра — то есть отца и матери, другов и сродников, имения и прочего удаление.

Многотрудное или люботрудное общежительное [житие]. По удалении от мiра должно отдать волю свою в послушание во общем житии, продать себя Бога ради в повиновение, сие называется многотрудное, еже жити во отсечении воли своей во всем.

Отшельническое, — когда человек умертвит свою волю совершенным послушанием и возымеет совершенное смирение, терпение, тогда приходит в совершенное безстрастие и отшельническое житие. Еже есть: на большие подвиги, на пост, на молитву, на всенощное бдение. А еже жити уединенно по своей воле без послушания, хоша и оставивши все пристрастия мiрские, но не оставивши воли своей и не отдавши себя в повиновение человеку Бога ради, — равно как сидеть за печью и хвалиться безмолвием. Понеже по своей воле житие темное и безызвестное, а под послушанием, яко на войне, жизнь известная. Понеже человек в повиновении познает себя, что есть ли в нем совершенное смирение, послушание и терпение, а познавши себя, более может смириться и старание приложить к исправлению. А по своей воле живущий человек не может себя познать, в чем находится, понеже никто его не трогает, а к тому же больше попечения суетного: всякий придет — волею и неволею должно принять, кого б и не надлежало. И больше можно видеть и слышать суетного живущему по своей воле. А под смотрением — от видов и слухов ограждены. Того ради нужно и необходимо всякому, хотящему спастися, идти под послушание.

 

В мiре жившему с женой и с детьмикак должно по-христиански ЖИТЬ:

 

Должен удаляться от всего излишнего: бесед, разных компаний, пиров, роскошного жития, и за все сие от мiролюбпев поношение терпеть. Должен же третью часть имения своего бедным раздавать. Аще ли же придет в крайнюю бедность, то со всеми домашними терпеть, и всякую нужду без роптания должен благодарно и великодушно сносить. И что мiрянин-христианин ничем не разнствует от монаха, кроме жены и [ядения] мяса и разных забот, понеже должен думать, как бы детей воспитать и научить и как бы жене угодить, по слову Апостольскому: оженивыйся печется о мiрских, како угодити жене (1 Кор. 7, 33).

 

отчего в мiре нечувственно живут:

 

Понеже обыкновение мiрское: собираться в компании и разные беседы пустые говорить, кощунные и праздные слова произносить и шутки разные для увеселения компании шутить. Сие и в грех не вменяют и столь во обыкновение вошло. Но понеже сказано во Евангелии, что всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф. 12, 36), и паки святый Апостол рече: всяко слово гнило, то есть праздное, да не исходит из уст ваших... и не оскорбляйте Духа Святого Божия, имже знаменастеся (Еф. 4, 29 – 30), — так потому и оскорбляется Дух Снятый и отходит от человека, праздные и кощунные слова глаголющего. А когда Дух Святый оскорбится и отойдет, тогда приходит к тому человеку дух лестный, который видевши человека, праздного благодати Божией, тогда войдет в [того] человека и по своему желанию ведет его в разные страсти.

Имущему бо везде дано будет и преизбу-дет, от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет (Мф. 25, 29). Что благодать Божия, данная при крещении, аще человек житием своим развращенным потеряет, то и еже мнится имея, взято будет, то есть данная благодать при крещении. А который человек житием своим тщится и трудится данную благодать усугубить, то ему еще дано будет и преизбудет, по житию его богоугодному.

В Евангелии слово, глаголанное о Иоанне Крестителе Самим Господом Богом: Аминь глаголю вам, не воста б рожденных женами болий Иоанна Крестителя, мний же во Царствии Небеснем болий его есть (Мф. 11, 11). Кто сей мний во Царствии Небеснем болий его есть? [Это] о Себе Христос сказал, понеже народ Его меньше Крестителя считал, затем и сказал о Себе: мний во Царствии Небеснем болий его есть.

Имение прежде должно счесть и тако столп начати здати, да никако начатие и несовершение, егда недостанет имение, смех и поругание будет (Ср.: Лк. 14, 28-30). (По Евангелию спросить: к чему сказано? [ибо] многие отчаиваются, якобы не сосчитавши свои силы начали духовную жизнь, и нет совершения; но кто может счесть и знать свои силы (примечание записывавшей сестры, - ред.)?

И искушения моего, еже во плоти моей, не уничижаете, ни оплевасте, но якоже ангела Божия приясте мя, яко Христа Иисуса (Гал. 4,14), Коего искушения не уничижили, ни оплевали, то есть Креста Его, и страдания, и уз, и в безчестии не презрили Его, но якоже Ангела прияли Его, яко Христа Иисуса.

Лучше мне умрети, нежели кто похвалу мою испразднит (Ср. 1 Кор. 9,15), то есть Креста, в коем и хвалился; мне же да не будет, рече, хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6,14).

Всяк убо, ижв слышит словеса Моя сия и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени; и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту, и не падеся, основана бо бе на камени. И всяк слышай словеса Моя сия, и не творя их, уподобится мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце; и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и опрошася храмине той, и падеся, и бе разрушение ея велие (Мф. 7,24 – 27). Кто с таким намерением идет в монастырь, что готов все терпеть Бога ради, тот созидает на камени храмину, и аще искушение постигнет на него, аки ветр на храмину, но поколебать не сможет, понеже на камени основана, то есть на твердом намерении; а который идет в монастырь не с таким намерением, а думает: ну сколько поживется, ведь я не навеки пришел, — тот созидает храмину на песке, и аще какое хотя малое искушение постигнет на него, аки ветр, тогда же не только поколеблет, но и из монастыря выженет, понеже на песке основана, то есть не на твердом намерении.

Первое — к Богу благодарение; второе — хваление и славословие; третье — моление. Благодарить и хвалить Бога по достоянию не можем, а молить Его благость, дабы дал помощь на врага и на страсти, всегда можем.

Первое — разсуждение; второе — обличение; третье — осуждение.

О разсуждении Апостол говорит: повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися вам от всякого брата безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас (2 Сол. 3, 6). То аще не разсудим его житие, яко безчин-ное, то како отлучитися можем от того?

О обличении в Евангелии писано: аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем: аще тебе послушает, приобрел, ecu брата твоего; аще ли тебе не послушает, пойми с собою еще единого или два, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол; аще же не послушает их, повеждь Церкви; аще же и Церковь прослушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 15 – 17).

О осуждении. Осуждение есть троякое:

аще какой грех тайный узнаешь и всем разскажешь, и того человека в крайнее оскорбление введешь; аще человека столь уничижать станешь за грехи, что ни говорить, ни есть не хочешь с ним от презрения к нему; так согрешающего осудишь, что он совсем аки бы погибельный человек, якоже и той старец [в Отечнике] осудил грешника, а ему Ангел душу грешни-кову принес и вопрошал: куда повелиши положить сию душу — в рай или в муку? [После чего старец тот одумался.] Сие есть осуждение.

Но когда, видя что худое, станешь раз-суждать, яко худо делает, сие не вменится в осуждение от Бога, но в разсуждение и сим, конечно, не погрешишь.

 

О Coзидателе:

 

Как должно познавать Создателя, сколь велик и премудр и милосерд, и сколь мы пред Ним худы и немощны, когда станем на молитву и вообразим Его величество и благость и милосердие, что Он все из ничего сделал для нас, по Пророческому слову: в началех Ты, Господи, землю основал ecu, и дела руку Твоею суть небеса, та погибнут, Ты, же пребываеши, и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся, Ты же тойжде ecu, и лета Твоя не оскудеют (Пс. 101, 26-28). И представим это: мы пред Ним истинно человек яко червь (Cp.: Пc. 21,7), а не иное что, и когда станем разсуждать, что для человека все сотворено: небо, земля, солнце и луна — столь великие светила, а наипаче что Небесное Царствие уготовал для нас и во усыновление к Себе призывает, и что Ангелы — слуги Божий, а человек бренный сыном Божиим удостаивается, — довольно [разсуждение сие] может нас подвигнуть, что какое неизреченное величество Божие и благость Его к нам и нашей худости.

Когда же человек упорствует воли Божией, то Господь оставляет его по своей воле жить, по псаломскому слову: и не послушашлюдие Мои гласа Моего, и Израиль не внят Ми; и отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниях своих; аще бьшш людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил, и ни о чесом же убо враги его смирил бых, и на оскорбляющая их возложил бых руку Мою (Пс. 80, 12-15).

Глаголет Христос во Евангелии: иж.е аще разорит едину заповедий сих малых и научит тако человека, мний наречется в Царствии Небеснем; а иж.е сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем (Мф. 5, 19), то есть иже разорит ежели который человек, развратится и тому же научит [других] человеков развращению, мний наречется, то есть извержен будет из Царствия Небесного.

Апостол пишет: что же имаши, егоже неси приял; аще же и приял ecu, что хва-лишися яко не приемь (1 Кор. 4, 7). То есть когда человек, не имевши благодати Божией, думает, что имеет, прилично ему это слово: что же имаши, егоже неси приял; а когда человек имеет благодать, но думает, яко от себя имеет разум или добродетель, а не от благодати Божией, на сие Апостол пишет: аще же и приял ecu, что хвалишися яко не приемь, потому что мы сами собою ничего делать доброго, никакой добродетели не можем и говорить ничего полезного тоже не можем от своего разума, аще Господь не просветит.

Вопрос. Чего ради написано: «напрасно

Судия приидет» (Тропарь из утренних молитв)?

Ответ. Сия речь высокая; то есть нечаянно, скоро, когда и не ожидаем, [но] должно быть готовым. А «внезапно Судия приидет» — речь простая.

Вопрос. Что сие: «или хощу, или не хощу — спаси мя» (Утренняя молитва 8-я)? Чего ради сие так:

кто не хочет спастися, всяк желает?

Ответ. Сие в том разуме, что если горит любовию к Богу человек, усердствует, тогда хощет; а если усердия нет, тогда не хощет. Но понуждает себя стараться и говорит, просит Бога: «аще не хощу — спаси мя».

Вопрос. Что сие: «непостоянно великолепие славы Твоея» (Великое повечерие, ч. 2. Молитва Манассии, царя Иудейска)?

Ответ. Сие в том разуме, что великолепие славы Божией непостижимо и страшно, иного милует, а иного наказывает, или с одним человеком пременяет в разные случаи, то милость, а то наказание, и судьбы Его непостижимы умом человеческим.

Златоуст святый пишет: «Чуждо 6о есть христианину искать покоя и отрады».

Да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя (Мф. 6, 3), так оное значит, что когда какую добродетель делаешь, то не было бы приобщено к ней какого-либо вражия действа; к милостыне или к молитве чтоб не было тщеславия иль человеческой славы и человекоугодия, иль не впасть от поста и молитвы в высокоумие, и подобного сим. Всякую добродетель не воструби пред собою, то есть не вменяй ее суть великой и не себе приписуй, но Божией помощи; что благое творишь не от себя, но от Божией помощи, а ты и помыслить не можешь благого, кроме Его помощи; так благое приписуй Богу, а злое себе.

Господь наш Иисус Христос сказал: бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26, 41). То сие значит, что Христос всех возбуждает к молитве, чтоб чрез молитву и избавляться от вражиих наветов, а кроме молитвы и призывания Божией помощи невозможно избавляться от напастей вражиих; а после сказал: спите прочее и почивайте, дух убо бодр да плоть немощна (Ср.: Мф. 26, 45, 41). То к тому оное сказано, что они [ученики Его] по духу хотели бы по любви ко Христу безотлучно от Него быть, но плоть борет. Того ради и приказывает молиться всякому и просить Божию помощь, чтоб плоть покорить духу, с Божией помощью, а о себе не могут [человецы] творить ничего, того ради и возбуждает [всех нас] к молитве.

О Рождестве Христове и Богоматери [говорил], что как «чужде матерем девство и странно девам деторождение, на Тебе, Богородице, обоя устроишася» (Ирмос 9 песни на Рождество Богородицы), что Божия Матерь нетленно родила Создателя.

 

О хульных помыслах:

 

Многие не знают различать, что хульные и что мерзостные помыслы, и называют мерзостные помыслы хульными, и оттого приходят ко отчаянию.

Хульные помыслы приходят от гордости. Например, начнет [кто-либо] мыслить о Христе, что за Христос, такое же имел человечество и плоть, и начнет уничижать Его, а напоследок возмнит так о себе много, что все во уничижение приведет; или о святых подобно сему начнет уничижать, что такие же люди были, и не хочет напоследок покориться. Вот помыслы хульные, [таковые] действительно от гордости родятся.

А мерзостные помыслы те, что как от [нерадивого] жития или от [дурного] обычая идут, или от врага научаемы, то есть мерзкими словами называть Бога или святых, или икону, то оные [помыслы] со всеми могут последовать, но они повредить не могут человека, понеже как ветр мимо проходят, ежели с ними человек не соглашается.

Меч обоюду остр, то есть слово Божие внутрь человека проходит (Ср.: Евр. 4, 12), и еще то значит, что многие себя убивают Писанием, [когда] что не так растолкуют да оттого произойдет ересь, или уже сверх своей силы начнет по Писанию следовать, то не может исполнить да ко отчаянию придет; то от обоих [крайностей] оберегаться и остерегаться надобно, обе стороны остро убивают человека, того ради написано, что мечь острый обоюду и внутрь невидимо проходит.

Писано, что Аз правоты, возсужду (Пс. 74, 3) ; то сие значит: ежели что сделает человек доброе да и думает, что великое сие дело сделал, уже и думает, что он прав пред Богом. Так те-то правоты Господь будет судить: добрые наши дела, которые иль со тщеславием, иль с высокоумием и с человеческою славою, иль себе приписует, а не Богу, — то и в добрых делах осудится человек.

Писано: аще и праведник едва спасется (1 Пет. 4, 18), то сие значит: когда человек живет во всех пристрастиях, так едва спасется покаянием; когда покается, то едва уже он спасется, потому что ему трудно отставать от пристрастия; а когда совершенно покается, то он будет праведник и тогда едва спасется покаянием, и не своею силою, но Божией помощью более не обратится на грехи; так-то праведник едва спасается покаянием и познаёт путь спасения.

«Сон моея лености ходатайствует души моей муку» (Тропарь по 7 кафизме), то есть сон не телесный, а о душевном сне написано, кто подобно как спит душею, нерадит о своем спасении и живет в небрежности, и надеется без добрых дел получить благое, и не принуждает себя ко спасению, ленится душею побеждать страсти и по желаниям своим ходит, тот-то сон значит и леность; оное действительно, ежели с тем и умрет человек, не придет ко тщанию спасения души своей, то будет подвержен оному слову.

 

О чревобесии (тож значит и чревонеистовство и гортанобесие):

 

Кто живет в пресыщении и во всяком сладострастии и не берет себе меры ни в пище и ни в других м1рских вещах иль роскошах, тот подобно как скот бешеный на всех мечется; так и человек, углубившийся в сласти и безвременные ядения:

чрево в нем как бесится — то на то, то на другое сладостное брашно понуждает, и напоследок уже и не выберет себе по вкусу, потому что уже оно, как бешеное в сластопитании и безвременных всегдашних ядениях, от пресыщения так во всем вкус потеряло, что и умеренности не знает; оное смертным грехом заключается.

Или [говорят:] «в сытое чрево благодать Божия не входит», — то [сие значит:] кто живет не в памяти Божией, в сластолюбии и славолюбии, и в пристрастиях к мiру; и сытость та толкуется как все земное пристрастие и веселие человеческое и негодные утехи; так и действительно в такое чрево не внидет благодать Божия, не может в пристрастного человека вселитися, иль и может, но не хочет — того ради, что оное противно воли Божией.

Христово слово: Отче святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал ecu Мне (Ин. 17, 11), — то сие Христос сказал о всех христианах, а не одних учениках или Апостолах; но и они [т. е. христиане] сами, ходяще в своих похотях, отлучаются от Бога.

 

О причастии:

 

Причащающихся поздравляют, а знают ли что [сие] такое? Иль уповаю: есть многие такие, что причащаются — только знают с ложки-то принять, а не разсуждают, что такое Апостол говорит, что аще кто недостойне припаивается Тела и Крови Христовых, тот суд себе яст и пивт; того ради и говорит, что мнози в вас недужливи и спят доводки (Ср.: 1 Кор. 11, 27 – 30). Так спят не телесным, но душевным сном, не радеют о спасении души, а нощью называет [Апостол] небрежное житие, пристрастное к мiру, и упиваются мiрским сладострастием, таковых и недужливыми называет; но души-то недугуют грехами, таковы воистину недостойне причащаются. А если же человек приступает с разсуждением и раскаянием, с сокрушением сердца о грехах и кладет намерение, чтоб впредь не грешить, и так разсуждает: Господи, я грешен и недостоин, приступаю к такому великому и страшному таинству, но дерзая на Твое великое милосердие, кладу намерение впредь, с помощью Твоею, исправлять жизнь свою по заповедям и отстать от греха, — то таков воистину может быть достоин. А то многие еще ходят в церковь, придет как скотина и выйдет скот. Но не бол-тушки наши Богу нужны, а добрые дела; прийти в церковь с тем, чтоб слушать, что читают и что повелевает Церковь Божия, то и полагай намерение исполнять. Церковь называется училище христианское. Сей не без плода выйдет из церкви, а не то чтоб прийти в церковь да поболтаться. Очень нужны наши поклоны с болтушками Богу...

Подобен человек мiролюбец мертвому, потому что мертвого хоть бей, хоть ругайся — ему нужды нет, не чувствует ничего. Так-то мiролю6ца страстного диавол убивает душу грехом, ругается ему, ведет в погибель — он не чувствует, туда идет, куда его безгодные страсти ведут. И подобно [ежели] сладкие брашна поставить, а под ними яд смертоносен скрыть, то, аз чаю, не стали бы кушать. Пусть сладкие брашна, да яд под ними скрыт. Так-то и безгодные утехи м1рские, например, музыки и прочие праздные диавольские утехи... Да всего того человек не видит и не хочет отстать своего окаянства.

Празднуют праздник Рождества Христова, а что, в каком намерении празднуют, я уповаю, что никто мне не скажет, для чего, а только празднуют. А праздник должно всякий духовно разсматривать. [Во-первых,] что вот Господь, какое величество неприступное и непостижимое уму нашему, да принял на Себя человечество, а что Его свело принять такую бренную плоть? — любовь к человеку: хотел показать, сколько Он возлюбил человека. Другое: что был обложен такою же плотию, понес все немощи человеческие, для того чтобы человек не отговаривался, что ему трудно [заповеди] исполнять и не сказал бы, что Ты на нас Господи наложил то, что мы понести не можем. Так Христос Сам принял нашу плоть и показал образ Собою: как и нам подобает жить, и [чтобы] не отговаривался [человек] невозможностью. Третие: отверз нам рай, который был затворен, а Он нам отверз/

Так праздник, с таким разсуждением должно духовно праздновать и благодарить [Господа] за Его благость, за все Его к нам щедроты, а люди вместо духовного праздника да претворили в идольские. Понеже таковых и Апостол идолопоклонникам (Ср.: 1 Кор. 10, 7; Еф. 5, 5) называет: которые любовь свою мiру отдают. Вот сделай болвана да одевай золотом, то все ему и будут кланяться, только давай золото. Таковы все мiролю6пы: пристрастны к богатству, а истощают его на безгодные роскоши и диавольские утехи, и не видят своей погибели.

 

 

СВЯТЫЙ Отец федор в последнюю бытность у нас часто сие слово говорить изволил:

 

Что есть картина написана: сидит человек да и думает, что время идет, аки крилами летит. И три печали обдержат мя века сего. Первое, яко имамы умрети; второе, не вем, когда; третье, по смерти не вем, где обрящуся. Так сие всякому человеку должно помнить.

 

изволил сказать:

 

Это я всегда к себе применяю.

Преподобный Феодор Санаксарский


 
Ссылки по теме:
 

  • Духовный подвиг настоятельницы Арзамасской Алексеевской общины Ольги Васильевны Стригалевой

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"