На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Слово,

произнесённое в храме Св. Равноапостольного Князя Владимира на ферме Роова

«Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль. Расстилаются они, как долины, как алойныя дерева, насажденныя Господом, как кедры при водах» (Числ. XXIV, 5-6).

Так некогда воскликнул Валаам, озаренный Духом Божиим, когда с вершины скал озирал на стан странствующего Израиля.

Он провидел высокое мессианское назначение Избранного народа Божия - быть хранителем истинного боговедения на земли, до тех пор, пока «воссияет Звезда от Иакова и восстанет жезл от Израиля», т.е. придет Спаситель мира, слава Израиля и свет в откровение языком.

Эта библейская картина невольно восстает пред нашими очами, когда мы с высоты этой горы взирали на Вас, дорогие во Христе братии и сестры, собравшиеся здесь из разных мест вашего расселения в этой стране, и в вашем лице на все русское рассеяние. Обнимая его своим духовным взором, мы хотели бы приветствовать всю нашу странствующую Русь теми же вдохновенными библейскими словами, ибо мы верим и надеемся, что она также совершает ныне указанную ей, свыше великую историческую миссию - сохранить в чистоте светильник Православия, вынесенный ею из родной Земли, и пронести его по всем концам мира. Нынешнее великое церковное торжество укрепляет в нас эту веру.

Кто мог предвидеть, что наш Просветитель Св. Равноапостольный Князь Владимир на этом возвышении утвердит свой малый удел и в стране, столь отдаленной от нашего Отечества, соберет вокруг храма, посвященного его имени, этот торжественный Собор церковный, где мы совершаем его память, венчая ее похвалами. Кто мог предсказать, что сюда, несомненно по воле самой Богоматери, придет в нынешний нарочитый день Ее Чудная Икона — наша великая историческая Святыня, обвеянная молитвами миллионов Русских людей, в течении 6 ½ веков нашей истории — живой символ древней Святой Руси, наша отрада, утешение, наша истинная Одигитрия — наш столп огненный, ведущий нас сквозь мрак нашего долголетнего странствования.

Мы тем более радуемся нынешнему Владимирскому празднику, что должны со скорбью признаться, что недостаточно чтили своего Крестителя, пока оставались на Родной Земле. Только здесь на чужбине под влиянием пережитых нами испытаний и расширенного духовного опыта наши очи открылись, чтобы вполне понять и оценить значение великого дела, совершенного для нас Св. Князем Владимиром.

Он поистине явился для нас Равноапостолом, вторым Константином, Духовным Отцом, родившим нас в новую жизнь через благодать св. крещения. В нем мы видим ныне и своего Пастыря, собирающего нас на путях нашего рассеяния, без которого мы обратились бы в прах, вздымаемый и рассееваемый ветром.

От него пошла некогда Святая Русь, для которой он указал святость, т.е. богоуподобление, как высшую цель жизни.

Он вдохнул в наш народ ревностное желание стать «родом избранным, царственным священством, народом святым», к чему призваны все христиане.

Устремившись всем своим сердцем к этой высокой цели, Русь в дни тяжелых внутренних потрясений, как корабль во время бури, иногда отступала данного ей направления, но духовный компас ее оставался всегда неизменным, и она снова выправляла по нему свой исторический путь.

Св. Князь Владимир в течение веков оставался ее неизменным Кормчим, воцерковившим всю нашу жизнь и всю Русскую культуру. Его образ и подобие отпечатлелся на характере всего Русского народа.

Откуда мы взяли широту и свободу духа, ярко отличающую наш духовный облик даже от других православных народов и находящую свое отражение и в строительстве нашей внутренней церковной жизни, и в богословском умозрении, и в литературе, и в искусстве, и во всех других областях нашего национального творчества и культуры?

Кто вложил в нас «милующее сердце», столь отзывчивое ко всякому чужому горю, нужде и страданиям ко всем обездоленным и униженным этого мира и готовое всегда «милость к падшим призывать»?

Кто научил нас равнодушно относиться к стяжанию земных благ, вместо которых мы ищем вечных нетленных ценностей и некрадомого богатства?

Все это плоды великого посева, сделанного благословенною рукою Св. Владимира на нашей Свято-руской земле.

От него мы научились любить свою Родину, но своею особенною любовию, обращенною не столько к ее телу, которым она сама обращена к земле, сколько к ее душе, устремленной к Небу.

Земное Отечество искони было для русского человека образом небесного, которого Строитель и Художник Бог.

Русская душа искони томилась на земле, взыскуя грядущего града. Отсюда тяготение русского народа к странничеству, звавшее наших паломников не только на Афон и Святую Землю, но и к родным Святителям, где они хотели отдохнуть от земной суеты и подыщать воздухом горних высот.

Тысячи верующих людей, оставляя домы и семьи, «веселыми ногами», с пением священных песен следовали за этой Святой Иконой, когда она завершала свои поистине царственные шествия из Коренной Пустыни в Курск и обратно.

Что можно представить себе величественнее наших народных крестных ходов или отпустов, когда открывалось сердце нашего благочестивого народа, торжествующего вечную победу своей веры, когда земля подлинно соединялась с небом в общей духовной радости и веселии.

Они освящали Русскую землю, ее города и села, леса, горы, долины, самый воздух, которым дышал Русский народ. Никакие храмы не могли вместить множества стекавшихся на эти торжества богомольцев, и они оставались часто снаружи под величественными сводами храма природы, откуда их горячая молитва, как фимиам, стремилась прямо к небесам.

Эти народные паломничества не забыты нами и на чужбине, как об этом свидетельствует наше нынешнее церковное собрание. Что привлекло вас сюда, православные русские люди, на эту т.н. Владимирскую горку, как не усердие к Св. Князю Владимиру, чрез которого вы хотели бы приобщиться духом ко всему сонму русских угодников, торжествующих на небесах, ибо наш Креститель является для нас «начальником благочестия», «корнем правоверия», из которого выросли и расцвели эти многочисленные чудные отрасли.

Вы пришли облобызать и Образ Пречистой Богоматери, с которым пребывает Ее «благодать и сила», исцеляющая наши душевные и телесные немощи.

Так некогда множество людей следовало за Христом Спасителем, чтобы внимать Его Божественному слову и исцеляться от недугов своих, ибо «сила от Него исходила и исцеляла всех» (Лук. VI, 19).

С истинным духовным утешением мы видим здесь людей разных возрастов, званий и состояний, забывших все разделения, разъединившие их между собою, и связанных союзом общей веры и любви. Не об этом ли молился Христос, как Вы слышали в нынешнем Евангелии, в своей Первосвященнической молитве, прося Небесного Отца о всех верующих в Него, да «вси едино будут» (1оан. XVII, 21).

О если бы благодать Св. Духа, призвавшая нас в это священное соединение веры, не оставляла нас и впредь всюду, где бы мы ни находились.

О если бы между нами не было людей, творящих распри и раздоры, которые так строго и многократно осуждает Апостол Павел, требуя от нас, чтобы «не было между нами разделений», но мы «соединены были в одном духе и однех мыслях» (1 Кор. V, 10).

Среди этого множества православного народа наш взор с особой отрадою останавливается на наших молодых всходах — юных поколениях, собравшихся с разных сторон на праздник Св. Владимира. Юность влечет к себе людей старшего возраста не только потому, что она воплощает в себе благоухающий цвет жизни, но прежде всего потому, что в чистой юной душе, как солнце в светлом незамутненном лоне весенних вод, ярче отражается все, что есть высокого и светлого в человеке. Молодая девственная душа, не отравленная еще ядом запрещенного плода, всегда ищет всего идеального, чистого и прекрасного в этом мире, и так как прекрасное по своей природе не отделимо от истинного, а истина во всей своей полноте хранится в сокровищнице Православия, то оно невольно влечет к себе юное сердце.

Любя свою православную веру и Церковь, вы не можете, дорогие юноши и дети, не чтить и вашего Просветителя Св. Князя Владимира, через которого мы все обрели бесценный бисер — Христа. Вы все «от рода его» не только по плоти, но прежде всего по духу. Вместе с ним вы не можете не любить и вашей великой Родины, которая является его неотъемлемым священным достоянием. И вы действительно любите ее всем своим существом, ибо юность ничего не делает наполовину.

Многие из вас не видели России своими очами, но вы все носите ее страдальческий образ в своем горящем любовью сердце, будучи всегда готовы положить за нее свою душу. Когда придет ваш час, вы сумеете показать свою жертвенную преданность к Отечеству самим делом вашей жизни, чем чище и правдивее юное сердце, тем более оно отталкивается с всякой лжи и неправды; ему несвойственны компромиссы со злом, наступающие обыкновенно в более позднем возрасте. Поэтому вас не могут прельстить обманчивые обещания мнимого земного рая, каким большевики соблазнили многих легковерных людей. Желая искоренить на нашей земле семя, посеянное Святым Владимиром, они пытаются водрузить там новых кумиров гораздо более опасных, чем те, какие были свержены державною рукою Св. Владимира в Киеве. Поэтому мы все должны единодушно ополчиться против этих растлителей нашего народа.

Теперь, когда повсюду борьба добра со злом, Христа с Антихристом, достигла такого напряжения, между нами не может быть людей безразличных - не холодных не горячих. Каждый из нас должен духовно самоопределиться, имея судьею своей совести и вместе своим знаменосцем Св. Князя Владимира. Кто не с ним, тот против него, и против того, чем жива была Св. Русь. Кто не собирает с ним, тот расточает приобретенный им для нас драгоценный жемчуг.

Пречистая Матерь Божия, даровавшая Русскому народу Свою чудную Курскую Икону в щит и ограждение во время татарского лихолетия, будет для нас Державной Заступницей и Нерушимой Стеной и в этой борьбе, ибо Она зрит нашу беду, видит нашу скорбь, — скорбь многомиллионного народа, изнемогающего под новым более тяжким игом, чем татарское владычество. Она умолит своего Божественного Сына, чтобы Он «призрел с святой высоты своей» на нашу страдающую Родину, дабы «услышать стон узников и разрешить сынов смерти» и «умилосердился над нею, ибо время помиловать ее пришло» (Пс. 101, 14, 20-21).

Преклонившись к нам своим милосердием, Господь сойдет на нашу землю, как это было после потопа, чтобы смешать языки строителей новой Вавилонской башни и, разрушив ее, посмеяться над их дерзким замыслом.

Кто Бог велий, яко Бог наш! Он не перестает творить чудеса в нашей истории.

Он, Который повелел из тьмы свету воссиять в нашем Отечестве девять с половиною веков тому назад, снова просветит его светом своего богоразумия и восстановит свою Державу и свое Царство на Руси, очищенной новым крещением огнем и кровию.

И возрадуется тогда духом Наш Святой Креститель, видя снова высоко вознесенный над его наследием Крест Христов. И возрадуемся о нем все мы, его духовные чада, восклицая: Святому Князю Владимиру слава во веки. Аминь.

* «Православная Русь», № 18 от 28 сентября 1951 г.

Митрополит Анастасий (Грибановский)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"