На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Некоторые размышления о судьбе Союза

О будущности двух ветвей русского народа в едином государстве

В последнее время все реже можно слышать разговоры о появлении союза славянских государств. Как-то потихоньку, вроде бы незаметно для гражданского общества, но постепенно все сильнее и весомее звучит тревога о судьбе белорусско-российского союзного государства. Это может показаться настораживающим, поскольку еще год и даже полгода назад во время проведения предвыборных кампаний в России неизбежность и очевидная выгодность интеграционного процесса были одними из ключевых положений предвыборных программ кандидатов. Цель достигнута, просчитанные лозунги дали ожидаемые результаты, многие стали парламентариями, политиками, крупными государственными деятелями. У подавляющего большинства людей в обоих государствах, от которых не зависит принятие политических решений, в связи с этим возникает закономерный вопрос: "А что же дальше?".

То, что самым значительным событием прошедшего периода станет, пожалуй, заключение межгосударственного соглашения о введении единой денежной единицы, в соответствии с которым планируется введение общей валюты - российского рубля с 1 января 2005 года, а с 1 января 2008 года нам обещано введение союзной валюты, конечно же обрадовало. Однако создается впечатление, что сторонникам объединения бросили "косточку", а дальше видно будет. А вот на что мы будем смотреть, это уже совсем другой вопрос, потому уж очень много собралось проблем, которые нас серьезно беспокоят.

Так, например, программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства практически не выполняется. До сих пор не сформированы органы союзного государства. Единственный предусмотренный договором государственный орган, который может быть образован до проведения парламентских выборов в Союзный парламент - Постоянный комитет - положение о котором уже утверждено, а вот структура до сих пор еще не согласована российской стороной.

По утверждениям известных экономистов и политологов нормальное функционирование государства, в том числе экономическое, возможно только при наличии определенного пакета законодательных актов, регулирующих отношения между субъектами хозяйствования. Это же в полной мере касается и внешнеполитического направления. Обеспечение союзного государства законодательной базой возможно только в случае формирования полноценного парламента, что в ближайшее время выглядит более чем сомнительно, поскольку выборы в него пройдут не ранее конца 2001 года.

Подобную волокиту мы можем наблюдать и в отношении союзного бюджета. Высший государственный Совет Союзного государства утвердил проект главного финансового документа только в июне 2000 года. За десять месяцев текущего года он выполнен только на 30 процентов. Не финансируются союзные программы, направленные на создание единого информационного пространства. Пространство вроде как есть, а вот денег на его полноценное материальное обеспечение нет.

В чем причина? Почему так эффективно работают механизмы торможения и формирования негативного общественного мнения о перспективах союза? Сегодня, когда полным ходом идет создание нового мирового порядка, и формируются новые отношения между государствами-доминантами, наивно было бы полагать, что в спектакле под названием "Создание Союзного государства" участвуют лишь два главных персонажа - Беларусь и Россия.

Очевидно, что кто-то разработал несколько вариантов сценария о том, как не допустить достижения конечных целей интеграционного процесса. В связи с этим вспоминается старый анекдот: Собрались медведь, лиса и заяц сыграть в подкидного дурака. Медведь в начале игры предупреждает: "А если кто будет мухлевать, тому по рыжей морде надаем".

Если мы взглянем на геополитическую ситуацию в мире, то станет понятно, что реализация гегемонистских планов американских стратегов идет полным ходом. Создание однополярного мира с устранением ядерных центров в России и Китае - это уже не идея "фикс", а вполне реальная цель. Еще в 1952 году Конгрессом США был принят Закон PL 86-90, в котором предусматривалось расчленение СССР, затем Российской Федерации.

Президент США Б. Клинтон, выступая в 1995 году на закрытом совещании Объединенного комитета начальников штабов, подтвердил твердость намерений США в достижении своей цели. Он, в частности, отметил: "...в ближайшее десятилетие предстоит решение следующих проблем: расчленение России на мелкие государства путем межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы нами в Югославии; установление нужных нам режимов в оторвавшихся от России республиках. ...Империей будет только одна страна - США". Небезызвестный "вдохновитель" развала Союза г-н З. Бжезинский прекрасно дополняет Б. Клинтона: "Цель - предотвратить воссоздание евразийской империи". Это каким же иезуитством надо обладать, чтобы одной рукой обниматься с президентом России, а другой строить "козни" против друга!

Предпринимаются любые попытки, чтобы дискредитировать идею Союза Беларуси и России. Совсем недавно, например, Палата представителей Конгресса США приняла резолюцию N304, в которой преднамеренно грубо исказила положение дел в Беларуси, дала крайне некорректную интерпретацию хода развития белорусско-российских интеграционных процессов в рамках Союза Беларуси и России.

Поэтому становится понятным, почему представители американских властей не уставая заявлять о том, что США серьезно заинтересованы в поощрении демократии в мире, перестали замечать, что их собственные решения по внешнеполитическим вопросам все чаще приобретают характер откровенного вмешательства во внутренние дела других государств. Такая реакция вызывает особое недоумение. Кажется непонятным, зачем депутатам Палаты представителей американского Конгресса указывать Президенту России В.Путину как ему себя вести в отношении Беларуси, и почему это американские законодатели так особо "пекутся" о суверенитете такой далекой от них Беларуси? До такой степени доуказывались, что потеряли способность даже в своей вотчине нормально президентские выборы провести.

Да, укрепление Союзного государства и его расширение идет вразрез с планами НАТО. В последнее время НАТО все чаще заявляет о проведении в жизнь тезиса о гуманитарной интервенции, в соответствии с которым суверенитет отдельного государства - это ничто по сравнению с интересами этого блока, а точнее его "хозяев из-за океана". Именно они сегодня пытаются управлять новым миропорядком, и появление набирающего силу соперника может помешать реализации их планов. Поверьте, мне очень больно осознавать, что вопрос объединения славян, вопрос что и как делать великой могучей России решается из-за океана.

Каким же образом они пытаются добиться поставленных задач? Как видится, реализация осуществляется по давно отработанной схеме: во-первых, формируется пятая колонна внутри страны; во-вторых, для ее деятельности выделяются субсидии, проводится обучение, создаются свои СМИ; в-третьих, вокруг страны создается вакуум политической и экономической изоляции.

Что касается первого и второго компонентов, то они, в принципе, уже реализованы. Произошел раздел собственности и сферы информационных услуг в России, в руках олигархов находится рынок белорусских товаров и доступ нашей республики к энергоносителям. В Беларуси сформированы силы, открыто выступающие против объединения. Причем, дважды в месяц, по утверждению лидера Объединенной гражданской партии г-на А.Лебедько, они отправляются в Москву для консультаций со своими российскими коллегами.

А затем уже в открытую (зачем утруждать себя "кулуарными играми"?) даются обещания обеспечить материальную поддержку противостоянию. Так, господин Боровой, выступая на Конгрессе демократических сил в январе 1999 года, договорился до того, что призвал белорусскую оппозицию к вооруженному сопротивлению процессу единения, а в интервью "Белорусской деловой газете" заявил, что "если белорусская оппозиция вздумает создать партизанский отряд имени Валерии Новодворской, то он будет его финансировать".

Да, впрочем, ни для кого не секрет, что у России есть много других рычагов давления на Беларусь, прежде всего экономических. Если вдруг что-то случается не так, нам сразу же вспоминают долг за неоплаченные текущие поставки энергоносителей. В этом случае вариантов для маневра у нас нет, так как приток иностранных инвестиций практически отсутствует, да и получение кредита Всемирного банка невозможно.

Впрочем, и Россия, хоть и располагающая большим, чем Беларусь, как внутренним, так и внешним потенциалом, в свою очередь, тоже зависит от внешних кредиторов. А то, что они могут в любой момент нажать на нужную кнопочку, подтверждают слова все того же З.Бжезинского о том, что Россия, подписав договор с Беларусью, создает для себя в будущем труднопреодолимые проблемы.

Единственной страной, которая может составить альтернативу гегемонистским планам Америки, сегодня является Россия. Надежным союзником, который готов на деле поддерживать планы России относительно создания мировой системы равноправных отношений, является Республика Беларусь. Укрепление Союзного государства поэтому-то и необходимо, чтобы увеличить политический вес России и предотвратить создание однополюсного мира. Я не перестану утверждать, что Союз России и Беларуси - это выгодное, политически и экономически обоснованное партнерство.

К сожалению, в современной России преобладает мнение (которое кем-то упорно формируется) о том, что страна, имеющая много экономических проблем, не может себе позволить поддержать еще более слабого меньшего брата. Более того, многие политики заявляют о том, что наша республика в обмен на политическую лояльность стремится подключиться к дешевым российским энергоносителям и использовать свое географическое положение, получая доходы за счет таможенных сборов. В Беларуси же в последние дни усиленно муссируется тема потери государственного суверенитета после введения российского рубля на ее территории.

Конечно, мы не будет отрицать то, что именно экономический аспект сотрудничества России и Беларуси в рамках Союза является ключевым. Не станем мы оспаривать и то, что 90 процентов ресурсов, включая нефть и газ, наше государство получает из России. Около 80 процентов производства продукции зависит от получаемых из России сырья, материалов и комплектующих изделий. Но это лишь видимая часть айсберга. От объединения выгоду получат оба государства, потому что в конечном итоге будут созданы общий рынок товаров, труда и капитала, восстановлены технологические связи, налажен выпуск отдельных видов качественной продукции по приемлемых для всех ценам.

Реальная интеграция экономик Беларуси и России, основанная на разработке и реализации совместных программ по приоритетным направлениям развития науки и промышленности, а также создание и поддержка межгосударственных финансово-промышленных групп могут создать предпосылки для образования союзного бюджета. Речь идет не о том бюджете, который формируется по остаточному принципу, а о том, доходная часть которого будет пополняться за счет прибыли, получаемой от реализации общих проектов.

Путь унификации и постепенного сближения законодательств России и Беларуси это процесс длительный, который идет уже достаточно долго, и поэтому вызывает обоснованное опасение как бы он не перерос в бесконечный. Законодательства наших стран - это не есть величина неизменная, они постоянно модернизируются и дополняются. Делая акцент на гармонизацию законодательных баз, мы создаем благоприятные условия для затягивания интеграции. К тому же различные подходы к реализации таможенных политик, которые в последнее время все чаще являются своеобразным "камнем преткновения", лишь только значительно усложняют эту задачу.

В связи с этим требуется если не срочное, то максимально быстрое формирование единой законодательной базы Союза. К сожалению, пока неясной остается ситуация с формированием Союзного парламента и эффективным функционированием Парламентского Собрания в период "межсезонья". Уже с самого начала образования Парламентское Собрание было двигателем процесса объединения. Период выборов в Государственную Думу, а затем в Национальное собрание несколько дезорганизовали, а точнее затормозили, работу этого союзного органа.

Задержка на год или более образования полноценного союзного парламента может привести к новому явлению - "синдрому выборов", когда появится новый тезис о том, что следует дождаться очередных выборов в парламент. Высказываясь за быстрейшее образование Союзного парламента, в то же время хочется надеяться, что новый состав Парламентского собрания, которое призвано выполнять свои функции вплоть до выборов в Союзный парламент, а также депутаты обновленных парламентов обоих государств инициируют жизненно необходимый шаг для выживания Союзного государства - внесение соответствующих изменений в Конституции наших государств. Кроме того, разработка основного Закона Союзного государства, который, как мне видится, должен по сути и по названию быть Конституцией, может придать мощный импульс затормозившемуся процессу объединения.

"Ничего неделание" либо выжидание способствует тому, что наши страны, которые уже за девять лет жизни "в разлуке" и так разошлись по различным дорогам экономического и социально-политического развития, лишь только отдаляются друг от друга еще больше. Сегодня, как никогда, назрела необходимость пересмотра тактики и стратегии формирования Союзного государства. Прошел почти год со дня подписания последнего договора, и сейчас уже всем стало ясно, что он требует дальнейшего развития. Скоординированные действия исполнительной и законодательной властей России и Беларуси, а также общественных сил двух славянских государств нужны как воздух для выживания нашего Союза.

Мы остановились и задумались, каким путем нам пойти дальше. Вариантов всего два: объединение либо разъединение. Я, как один из тех, кто стоял у истоков Союза, надеюсь, что будет сделано все, чтобы не только не растерять накопленный багаж, но и ускорить его приумножение.

Может быть мои рассуждения кому-то покажутся резкими, но, поверьте, они вызваны глубокой озабоченностью судьбой наших государств и их союзом. Остается только пожелать главам обоих государств успешно преодолеть все подводные рифы на пути к объединению стран и народов. Ведь так трудно продолжать путь по разводящемуся мосту...

Н.Чергинец, Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности, Председатель комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"