На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Культурный фронт:

битва за Воронеж

В Воронеже, 12 октября 2013 года, создано региональное отделение Всероссийского объединения «Культурный фронт». Чтобы понять мотивы учредителей новой организации,  и ответить на вопрос,   почему в столице Черноземья оформился   еще один очаг сопротивления антикультуре, предлагаем вниманию читателей  отклик на воронежские события пермского публициста Никиты Федотова. 

Подводя итоги деятельности Марата Гельмана в Перми, я говорил о том, что новая культурная политика не сводится к деятельности отдельных личностей (акторов). Подобные эксперименты в сфере культуры (которые подаются под вывеской «современное») выражают интересы и представления о культуре узкой либеральной группы, которую можно назвать «коллективным гельманом». И пока Марат Гельман (незадолго до своего увольнения) продолжал раскручивать «Пермский проект», один из активных участников этого проекта Эдуард Бояков подготавливал свежую почву для новых экспериментов в Воронеже.

 

Пермский опыт Эдуарда Боякова

 

Эдуард Бояков с группой экспертов предложили к обсуждению воронежской общественности объемный доклад «Воронежский пульс. Культурная среда и Культурная политика». В свое время команда Марата Гельмана в Перми предъявила манифест «Пермский проект», который должен был стать теоретико-методологической базой культурной реформации. В рамках «Пермского проекта» Бояковым на базе пермского Драмтеатра была создана театральная институция «Сцена-Молот». О целях и задачах этой площадки лучше всего говорит содержание спектаклей, поставленных и показанных на сцене. Созданный в 2009 году, театр «Сцена-Молот» сразу обозначил стратегию своего развития. В 2010 г. был показан спектакль «Коммуниканты».  «С «обнажёнки» и нецензурной брани открылся новый сезон театра «Сцена-Молот». «Новые герои»: проститутки и депутаты, — завоёвывают «нового зрителя». Они сквернословят и не стесняются показывать публике маленькие достоинства большого искусства», -  писала по этому поводу газета  «Аргументы и факты». Мат, секс и насилие на сцене укладывались в единую концепцию театра «Сцена-Молот». «Театр «Сцена-Молот», кажется, просто создан для любви и секса. «Коммуниканты», «Вера Павлова: стихи о любви» (стихи в основном не о любви, а именно об «этом»), «Лед» Корнелио Мундруццо, показанный на фестивале «Текстура», и вот опять… Перед входом в зал толпа, жаждущая то ли культуры, то ли обнаженки».  («Аргументы и факты»)

Еще одним проектом Эдуарда Боякова в рамках новой культурной политики стал ежегодный фестиваль «Текстура»: «Даже вырванные наобум из афиши творения говорят сами за себя. Впрочем, если, как выражается Эдуард Бояков, такой фестиваль, как «Текстура», «необходим потому, что посвящен сегодняшнему дню и отвечает на вопрос, что такое актуальное искусство», то он достиг цели: секс, наркотики, мат, рок-н-ролл — круг замкнулся. И стоит ли пенять на зеркало апологетам современного искусства, если… Продолжение знают все». («Звезда»)

Очевидно, что содержание подобного творчества может привлечь очень узкую группу зрителей, готовую воспринимать современную культуру в виде порнографии и мата. Эти проекты в Перми не стали популярными у жителей (несмотря на очень серьезную рекламу), билеты на мероприятия зачастую распространялись со скидкой среди студентов и школьников (!).

Из письма в редакцию газеты «Звезда» по поводу экспериментов над культурой Перми и над её жителями: «И вот в один из учебных дней старшие классы сняли с уроков и во главе с директором школы (кстати, филологом) повезли в театр (Сцена-молот). Сначала дети радовались возможности прогулять уроки, но после спектакля радость испарилась, и «окультуренные» подростки стали спрашивать у учителей: «В сочинении матюки писать, как слышали, или заменять на пи-пи-пи?» Некоторые охарактеризовали спектакль кратко, но ёмко: «Г…но».

Помимо «эстетической» стороны вопроса, необходимо коснуться и финансовой, ведь всех жителей региона всегда волнует вопрос, куда расходуются бюджетные деньги. Результаты проверки контрольно-счетной палатой использования бюджетных средств на мероприятия в сфере культуры и искусства (2009-2011 гг.) выявили огромное количество нарушений. В итоговом отчете КСП есть отдельные пункты, посвященные  неэффективности расходования бюджетных средств на реализацию проекта «Сцена-Молот» . А фактическая стоимость традиционных культурных услуг, оказанных населению, оказалась ниже нормативной в 3, в 5, в 10 и даже в 12,5 раз, т.е. жители региона зачатую были лишены необходимых условий для развития своего культурного потенциала. Красивые и громкие цели и задачи  проекта так и остались  на бумаге, несмотря на то, что под его реализацию выделялись миллиарды бюджетных средств (при том, что он не был принят на законодательном уровне). О результаты деятельности идеологов «Пермского проекта»  сегодня участники проекта стараются вообще не вспоминать. А все тоже начиналось с громких заявлений, красивых слов, общественных слушаний и масштабных планов, а закончились сокрушительным провалом, проклятиями в адрес чиновников и жителей, бегством главных идеологов обратно в Москву.

подходов к культурной политике Воронежской области.

 

«Воронежский пульс»: политический аспект

 

Появление и укрепление позиций Эдуарда Боякова в Воронеже связано с поддержкой его деятельности губернатором области Алексеем Гордеевым. Руководителя региона в таком сотрудничестве может привлекать возможность за относительно маленькие средства сделать большой пиар себе и своему региону, одновременно отвлекая внимание от более сложных и серьезных проблем. В своих интервью Бояков уже делает губернатору красивый пиар: «В последнее время мы с Алексеем Васильевичем Гордеевым много и глубоко общаемся.  Я испытываю большой интерес к нему, уважаю его политическую квалификацию. Он мощный игрок. Я достаточно часто встречался с губернаторами, и у меня немного было таких впечатлений — сильных, и тем более, радостных».

Так же в свое время и Марат Гельман делал пиар губернатору Пермского края Олегу Чиркунову, вот только это не помогло главе региона сохранить свой пост.  Серьезный репутационный удар и политические риски подтолкнули администрацию  края  во главе с новым губернатором расторгнуть контракт с Маратом Гельманом.

Если губернатор Алексей Гордеев действительно человек высокой «политической квалификации», то он должен хорошо понимать современную ситуацию острого противостояния политических элит – прозападных групп («либералов»), выступающих за интеграцию в Европу любой ценой, и государственников («консерваторов»), защищающих целостность и суверенитет России. Активное сотрудничество региональной власти с Бояковым, известным своим участием и поддержкой митингов на Болотной площади, может привести к резкому обострению политической ситуации. Являясь частью московской либеральной тусовки, Бояков уже начал привлекать экспертов, близких ему по взглядам и также относящихся к московскому «креативному» бомонду (Антон Носик). Подобные заигрывания региональной власти с «коллективным гельманом» провоцируют конфликты, которые на практике приводят к серьезным политическим кризисам и могут стать поводом для переформатирования «сверху» региональных политических элит.

 

О стратегии сопротивления

 

Рассмотрев ситуацию, развивающуюся вокруг деятельности Эдуарда Боякова и Ко в Воронеже, могу сказать, что есть серьезные предпосылки (симптомы) к повторению пермской ситуации…

Главной поддержкой и опорой   борьбе  с новой культурной политикой является народное большинство, во имя развития которого необходимо отбросить разногласия и мобилизовать свои интеллектуальные и творческие усилия на культурном фронте. Главная идея сопротивления должна выражаться в тезисе о том, что культура не может отражать и обслуживать интересы узких прозападных либеральных групп, а должна учитывать культурно-исторические особенности России, развивать культурные традиции и служить всему народу.

Никита Федотов, Пермь , 13 октября 2013 года

 

Всем миром против «киллеров культуры»

 

Символично, что именно в день рождения святого великого князя Дмитрия Донского, 12 октября 2013 года,  в  Воронеже для противодействия той культурной политике, которая реализуется на воронежской земле   последователем  Марата Гельмана Эдуардом  Бояковым  и его соратниками, создано региональное отделение всероссийской организации «Культурный фронт».

За его создание единогласно голосовали координатор местного отделения движения «Суть времени» Николай Ганибаев, депутат областной Думы Николай Булавин и член избиркома, помощник председателя комитета по культуре  облдумы  Дмитрий Костыгин, оба они представляют   движения «Русский лад», Ольга Лоза от «Родительского всероссийского сопротивления», Юрий Лукин, вице-предводитель воронежского Дворянского собрания,   от ООД «За Веру и Отечество», Владимир Меньших,  Александр Мосолов и Святослав Иванов от Русской палаты, Алина Волкова от организации «Русский смысл». На собрании присутствовали артисты,  художники, журналисты, предприниматели. Председателем воронежской организации «Культурный фронт» избран заслуженный артист России, солист театра оперы и балета Александр Назаров. Его заместителями стали Ольга Александровна Лоза и солист Воронежской  филармонии, член движения «Суть времени» Алексей Попов.   Было решено, что  организация предусматривает как коллективное, так и индивидуальное членство. Она открыта для всех, кто не принимает проводимую в области культурную и гуманитарную политику. На собрании был принято заявление воронежского «Культурного фронта» и воззвание к воронежцам, согласован   текст обращения к президенту России, открытое к подписанию всеми желающими. 

 Наиболее эмоциональным и жестким было выступление Александра Назарова. По его мнению,  «киллеры культуры» не случайно оказались в Воронеже. Они сбежались «на запах разложения и гниения». Но суть происходящего в том, что кому-то очень хочется поменять ядро нации, разрушив традиционную культуру, превратить народ в потребляющую массу. «Бояков уже репетирует в драмтеатре спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева, где на сцене будут раздеваться, и уже заявил актерам, что возьмет только тех, кто не стесняется раздеваться до гола».  Поэтому нам надо учиться побеждать «врага, убивающего нашу душу».  Ольга Лоза призвала всех патриотов Воронежа, пренебречь мелочами и частностями и объединиться. Только так мы сможем выгнать из города коллективного Гельмана, спасти культуру и дать возможность ей развиваться. Политолог, председатель редсовета газеты «Экономика  жизнь–Черноземье», предложил строить работу организации по типу широкого сетевого сообщества. По его мнению,  у сторонников Культурного фронта есть все возможности силой убеждения и мощным информационным противостоянием остановить  агрессивную субкультуру бояковых-гельманов. Дмитрий Костыгин,  как  представитель «Русского лада»,  выразил удовлетворение,  что их  усилия по сохранению культурной среды поддержаны. Объединение усилий принесет новое качество.  Воронежский литератор, член Международной гильдии писателей Геннадий Литвинцев обратил внимание, что в данном случае мы имеем дело не с культурой, которая обслуживает власть. Сама власть парадоксальным образом служит такой культуре! На что последовала реплика: «Попечительский совет бояковского  театра  «Практика» возглавляет российский олигарх Александр Мамут. Не отсюда ли сила и влияние бояковых-гельманов!» С разбором того, за какую культуру ратует Бояков, выступил Алексей Попов. Для них культура - вопрос вкуса, слуга по развлечению разделенного по доходам многоэтажного человечества, а не скрепа нации.  Театры - для элиты, медиа - для населения. Владимир Меньших призвал собравшихся четко квалифицировать зло: «Бояков – это случайно не снятая на камеру подельница Пусси Райт!» Недаром он,  после того как горожане дали отпор инициаторам  гейпарада, заявил что «воронежцы сексуально закрепощены».  Главное теперь,  донести до людей, кто они такие. Потому что именно народного гнева они и боятся. Другие участники собрания возразили, что кроме  непосредственной работы с населением письменные обращения дают возможность всем  людям  культуры и представителям власти позиционировать себя. С кем они на самом деле? То есть, организация  намерена использовать все методы борьбы. Депутат облдумы Николай Булавин, заместитель председателя комитета по культуры историческому наследию заявил, что  руководитель комитета Александр Латушко солидарен с собравшимися и будет оказывать организации поддержку.  Булавин сборе выразил недоумение, что никто из профессионалов из департамента и думы не участвовал в подготовке доклада.  Доктор политических наук Дмитрий Нечаев предложил провести социологическое исследование воронежской культуры и общественный аудит деятельности департамента культуры и архивного дела Воронежской области.  То есть будет проведено  альтернативное бояковскому исследование региональной культуры и разработка концепции ее развития. Культурная политики не может и не должна быть прерогативой одной лишь власти.  Отдельной темой заседания протестного штаба, разумеется, стал Театр оперы и балета. По версии Максима Непомнящего, его отец  Игорь  Непомнящий  впал в немилость,   после того как отказался утвердить смету на ремонт театра оперы и балета  в 2-2,5 млрд. По расчетам его отца, на это требуется всего 800 млн. рублей. Происходит рейдерский  захват  учреждения.  Во время этих пертурбаций труппа будет потеряна. А гешефтмастера получат в свое распоряжение шикарное здание в центре города.

К 18 октября все документы, принятые на первом собрании воронежского  «Культурного фронта» были согласованы. Под обращением  к президенту России  уже поставили свои подписи многие воронежцы  в том числе депутаты Воронежской гордумы Галина Кудрявцева и Андрей Померанцев.  Между тем отреагировал на конфликт председатель комитета по культуре Госдумы,  кинорежиссер и сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронт Станислав Говорухин. По его мнению  что воронежские участники «Культурного фронта» - цитата - «вправе получить у департамента культуры области ответы на свои вопросы: почему финансирование получает тот или иной проект и почему поддерживаются инициативы не тех людей, которые годами работают в Воронеже, а команды из другого региона. И их замечания к авторам исследования «Воронежский пульс» нужно внимательно проанализировать».  «Мы видим, что представители культуры Воронежа просят разобраться, хотят получить объективную оценку предлагаемым проектам, говорят о том, что намерены контролировать, как расходуются бюджетные средства в области, - продолжил Станислав Говорухин. - Их позицию можно только приветствовать. Им нужно идти навстречу». 

 

 Из обращения Президенту Российской Федерации В.В. Путину

 

Уважаемый Владимир Владимирович! Нас беспокоит не только ситуация в профессиональном сообществе. Мы убеждены, что Бояков и компания при молчаливой поддержке властей инициируют опасный социальный эксперимент над воронежской культурой. Эрзац-культуру, элитарную субкультуру агрессивных меньшинств, хотят возвести в ранг региональной государственной политики в сфере культуры в отдельно взятом регионе. В результате, мы уверены, число людей, ориентированных на нетрадиционную (низкопробную) культуру меньшинства, не снизится, а наоборот увеличится.

На наш взгляд, действия нашей региональной власти в культурной сфере расходятся по своему смыслу с основными тезисами программной Валдайской речи, где Вы однозначно заявили, что государство будет отстаивать и защищать христианские ценности, формировавшиеся тысячелетиями нормы морали и нравственности. Валдайская речь заканчивается очень важными для всей страны словами: «Россия, как это уже бывало в истории не раз, пройдя через ломки, испытания, возвращается к самой себе, возвращается в собственную историю. Упрочив свою национальную самобытность, укрепив свои корни, оставаясь открытыми и восприимчивыми к лучшим идеям и практикам Востока и Запада, мы должны и будем идти вперёд». По нашему мнению, вследствие принятия рекомендаций, данных авторами «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика», Воронежская область в сфере культуры пойдёт в противоположную сторону. Как гаранта Конституции, мы просим Вас, Владимир Владимирович вмешаться в ситуацию. Так как считаем что, в результате культурной политики воронежской областной власти нарушается целый ряд статей «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» и прежде всего наше право на культурную самобытность и на « сохранение исконной культурно-исторической среды обитания».

 

Из воззвания «К гражданам Воронежа!»

 

Враг подкидывает нам пробные шары, которые мы пропускаем: сначала содомию на Платоновском фестивале, потом снятие символа с Академии искусств, потом зарифмованная матерщина на сцене Концертного зала, потом планы о закрытии оперного театра и создание рабочей группы убийц по его уничтожению.

Враг работает по принципу подмены всего обеспечивающего жизнеспособность общества издевательскими декорациями слепленными из мусора. И на культурном фронте он будет побеждён только тогда, когда мы создадим действительно современную, действительно высокую и действительно культуру. Это и есть цель нашего культурного фронта: защита и развитие подлинно Высокой всенародной культуры.

Враг рассчитывает на нашу слабость и страх, но когда на краю гибели для них нет места, мы отвечаем «В огне брода нет!»

Дорогие соотечественники! Мы – хозяева в своем доме, и никто и ничто не может помешать нам навести в нем порядок!

Пора просыпаться и ответить на вызовы!

С нами Бог, за нами Россия!

Святослав Иванов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"