На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

"Дабы в земле сибирской вера Христова воссияла"

Об освоении и духовном просвещении Сибири

Казаки-первопроходцы, покорители сибирских просторов, были людьми н совсем понятной для нас отваги. Версты и версты непроходимой тайги, непривычный климат, воинственные племена, не всегда гостеприимно настроенные, из транспорта - лодка да две ноги. С другой стороны, казакам все-таки по службе положено, кроме Бога да атамана, никого не бояться, но какими надо было обладать силой духа и преданностью своему делу служителям церкви, чтобы идти в Сибирь вместе с отчаянными казачьими отрядами?

В Якутию первые представители православной церкви прибыли из Казани, предположительно в 30-х годах XVII века, вслед за сотником П. Бекетовым. В 1643-м в остроге был построен первый в Якутии деревянный храм Живоначальной Троицы. Трудно сказать, как он выглядел, известно лишь, что он был "шатровым". До наших дней сохранилась шатровая церковь Зашиверска, построенная в традициях древнерусского деревянного зодчества. Видимо, примерно таким был и первый якутский храм. Если с этого момента вести отсчет истории якутской православной церкви, то в нынешнем 2001 году можно отпраздновать ее 358-летие.

"Бунташный" XVII век для молодой церкви Якутии прошел тихо, Тойоны быстро сообразили, что с пришельцами выгоднее дружить. "Государевы ясашные инородцы", привозя пушнину в остроги, постепенно знакомились с христианской верой. Появились первые новокрещенные. Крестились обычно якуты, поступившие в услужение к русским, и якутки, выходившие за Русских замуж, как, например, обе жены знаменитого Семена Дежнева. Крестить насильно строго запрещалось - правительство считало, что это отпугнет местное население и нанесет ущерб ясачным платежам, пушным прибылям казны. Между тем сами же русские, к огромному неудовольствию священников, стали обращаться за помощью к якутским шаманам-ойунам. Шаманы жили по соседству, производили мощное впечатление и делали то, от чего сознательно отказывались попы,- предсказывали будущее, общались с умершими...

Медленно, шаг за шагом отвоевывало православие новые позиции. Строились церкви и часовни. В 1663 году - еще одна знаменательная дата - рядом с Якутским острогом был основан Спасский монастырь, сразу ставший "центром благочестия и просвящения" на Северо-Востоке Азии. Святым отцам приходилось нелегко - "служебная командировка" иеромонаха Макария на Индигирку длилась, например, 15лет(!).

Пришел Петр I и "...Россию вздернул на дыбы" (или, как мрачно шутят некоторые историки, "на дыбу"). Подчиняя церковь самодержавию, он запретил выбирать нового патриарха, а позже для управления церковью создал Священный Правительствующий Синод, контролируемый светскими властями. На высшие церковные посты при Петре взошли энергичные, образованные, закаленные в боях с католичеством представители малороссийского духовенства (депо в том, что в начале XVII века только в Киеве существовала духовная академия).

К иноверцам новое руководство относилось крайне отрицательно. Решение Петра окрестить все коренное население Сибири встретило у них горячую поддержку. Петр хотел любой ценой укрепить российскую государственность к востоку от Урала, церковь стремилась распространить свое влияние на новые территории. Указы 1706, 1710,1714 годов повелевали уничтожать в Сибири культовые места традиционной языческой веры и крестить коренных жителей.

Крещением Сибири руководил Филофей Лещинский, митрополит Сибирский и Тобольский (Тобольск тогда был всесибирской церковной столицей). Филофея заслуженно называют "сибирским апостолом". И в 80 лет неугомонный митрополит лично участвовал в миссионерских экспедициях, преодолевая сотни километров сибирского бездорожья, подвергаясь постоянной угрозе нападения защитников старой веры. Не раз ему приходилось спасаться бегством, в него стреляли, но Бог хранил проповедника - пуля, пробив рясу навылет, чудом миновала тело. Последователям Филофея везло меньше - архимандрит Сильвестр и его спутники были ограблены, избиты, а местные жители все сокрушались, что не зима, а то бы можно было окунать миссионеров в прорубь. Крепко напугали миссионера Иоакимова олекминские якуты, напав "с превеликими дубинами... нагло крича и приступая к нему, замахивали палкою и всячески ругали".

Действовали миссионеры незатейливо - приплывали в селение к коренным жителям и, если их не прогоняли сразу дождем стрел, зачитывали указ Петра о крещении и кратко разъясняли сущность христианства. После этого предлагали креститься и в качестве доказательства превосходства христианского бога сокрушали языческих идолов. Если и после этого их не прогоняли, то можно было считать, что дело сделано. Местные жители, поплакав или поспорив, в конце концов принимали веру. Крестили обычно в реке всем селением. Раздав кресты и подарки (особо предприимчивые из-за подарков крестились по нескольку раз), миссионеры плыли дальше. Примерно к середине двадцатых годов XVII века трудами Филофея и его сподвижников большая часть Западной Сибири была крещена.

В 1730-40 годах начинается крещение якутов. Иркутский владыка Иннокентий Нерунович совершил по Якутии две миссионерские поездки, причем издержал на подарки крестившимся 97 рублей из своего кармана (это при том, что жалование священника обычно равнялось 10 рублям в год). В 60-х годах того же века его дело продолжили "веропроповедники" братья Ноговицыны. А в конце XVII века протоиерей Григорий Слепцов, с походной церковью объехавший всю Якутию, как считают историки миссионерства, обратил в веру до 70 тысяч человек. Много пота пролили, распространяя веру, монахи Якутского Спасского монастыря и простые приходские священники. Крестными отцами принявших христианство часто становились сами проповедники. Этим, кстати, объясняется распространенность у народа саха фамилий "духовных сословий" Поповы, Протопоповы, Дьяконовы, Пономаревы. В начале XIX века Якутия, благодаря подвижническому подвигу ее духовенства считалась полностью крещенной.

Историки до сих пор не могут договориться - считать ли крещение Сибири насильственным? Вроде бы указы правительства грозили смертной казнью ослушникам царской воли, но хоть кого-нибудь за это казнили? Миссионеры пытались переубедить своих оппонентов-язычников словами, когда те, не стесняясь, применяли более высокие аргументы - копья, стрелы, ружья. Похоже, что миссионерам "силовых методов" не потребовалось, хватило одной угрозы царского недовольства. Надо заметить, что материально крещение для "ясашных" было весьма выгодно. Согласно указам правительства, крестившиеся не только получали подарки, но и еще освобождались от выплаты налогов на несколько лет. Причем льготу можна было передать другому. Якуты, чью предприимчивость неоднократно отмечали многие следователи, широко воспользовались предоставленной возможностью. Окрестив жен и детей, зависимых людей и младших родственников, наиболее ловкие освобождались от налогов до самой смерти, оставаясь при этом некрещенными.

Для большинства якутов крещение совсем не означало отказа от веры отцов. Феномен языческого сознания - абсолютная неконфликтность по отношению к идеям других религий. Новокрещенные могли истово соблюдать христианские обычаи, посещать церковь и сохранять при этом традиционное языческое мировоззрение. Христос и святые в умах новокрещенных мирно уживались с якутским языческим пантеоном. Религиозный синкретизм выливался порой в забавных формах: на шаманских бубнах появлялись "личины Св. Николы", якобы помогавшего шаману камлать, убитому медведю ставились церковные свечи, а сами новокрещенные, принеся в жертву оленя, кричали: "Господи, помилуй!" Церковь же, сознавая формальный характер христианизации, не торопила события, понимая, что предстоит еще очень долгая и тяжелая работа, чтобы в якутской тайге "вера Христова воссияла".

Оценить последствия христианизации Якутии сложно. Как обычно, в таких случаях все зависит от того, с какой позиции все это рассматривать. Одни историки видят эксплуатацию духовенством социальных низов якутского общества, преследование самобытной национальной языческой культуры, оговариваясь, правда, что объективно крещение ускорило развитие якутского народа. Их оппоненты обращаются к поистине огромному вкладу церкви в развитие образования, здравоохранения и науки Якутии. На наш взгляд, основное в христианизации - еще более тесное сближение русского и якутского народов, приобщение саха к ценностям религии мирового уровня. Историческое значение этого трудно оспорить.

Сегодня Русская Православная Церковь переживает ренессанс. Одновременно идет процесс становления государственности Республики Саха, подъем этнического самосознания. Многовековая история взаимоотношений якутского народа и православной церкви требует осмысления. Следует ли повторять еще раз, что без знания прошлого будущего, как показывает практика, не построить?

А.Николаев, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследовании АН РС(Я)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"