На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Статьи  
Версия для печати

КВЖД, Сибирь, Донбасс…

У реверса паровоза. История одной семьи

Дедушка родился 12 июля (в день Петра и Павла – поэтому и Петр) в 1887 году в селе Ухолово Рязанской губернии. В этом селе он закончил церковно-приходскую школу. Смышленный парень после церковно-приходской школы несколько лет работал на пароходах Самарской и Нижегородской речных компаний – вначале кочегаром, а затем и помощником машиниста. Труд адский, потный, горячий. Но это то и привело молодого человека в Казанскую школу машинистов.

В начале нового века Россия развернула неслыханное по масштабам строительство железных дорог. На необъятных просторах Империи от Балтики до Тихого океана, от Мурманского Заполярья до Черного моря укладывались в короткие сроки стальные магистрали. Романтика дальних дорог всегда была, есть и будет в сердцах молодых людей...

Очертя голову, не раздумывая, дед укладывает котомку и уезжает на Восток, дальний. Соблазнили его поехать железнодорожники, которые строили в то время Рязанско-Уральскую железную дорогу. Строительство этой дороги возглавлял талантливый инженер А.И. Югович. Рассказы о КВЖД, об отличной работе, хорошо устроенном быте, разных перспективах не прошли даром. Петр без колебаний двинулся на Восток.

Что было впереди? Там, на далекой КВЖД, в незнакомом городе Харбине? Никто не знал. Знали только одно – паровозный машинист там – на вес золота. И все же, что представлял собой этот Харбин, который был центром КВЖД и который обязан своим рождением железной дороге. И что такое все-таки Китайско- Восточная железная дорога? Чтобы ответить на этот вопрос, совершим экскурсии в прошлое – «паровоз дает свисток и мы едем на Восток» Посмотрим, что там делалось на рубеже двух веков.

Конец Х1Х века. Российская империя мечтала о железной дороге к берегам Тихого океана. Были планы, а реально железнодорожный путь доходил только до Челябинска. Восточная Сибирь и Дальний Восток были «без присмотра». Аппетиты на русский Дальний Восток «зашкаливают» в первую очередь у Японии. У Англии, Соединенных Штатов Америки, Франции Германии они тоже были не меньше.

Надо было срочно тянуть железнодорожные пути от Челябинска до Владивостока. С проектом дороги до Читы проектировщики особо не раздумывали – тут был один приемлемый вариант, который всех устраивал. А вот после Читы мысли пошли в разные стороны: один вариант – вдоль берега Амура до Хабаровска ( по территории Росси), второй – через Маньчжурию (территория Китая).

Победил второй вариант. Плюсы его оказались значительными: дорога короче почти на600 километров. Россия заключает договор с Китаем о строительстве железной дороги.

И в потрясающе короткий срок – шесть лет, несмотря на тяжелые климатические условия, сложнейший рельеф по стальным рельсам грандиозного сооружения – 2527 километров – в 1903 году паровозы повели составы. Добавим к этому около десятка тоннелей, более двух тысяч мостов и различных производственных сооружений.

Уникальность этой стройки заключалась еще и в том, что на ней работало 200 тысяч китайских рабочих

Помню, как дедушка отмечал большое трудолюбие и усердие китайских рабочих: «Дружили с русскими специалистами, учились у них делу и русскому языку. Мне с братом, когда в детстве дед давал задание, говорил: «Поработайте, как китайцы!» Но вот, когда я без умолку болтала о чем попало, дедушка меня останавливал: «Не будь китайцем! Тот, что видит, о том и поет…»

Вот видите, в одном случае – «будь!», в другом – «не будь!»

Жизнь показала, что Китай выгадал от строительства этой железной дороги: быстрое промышленное развитие, создание новых городов, приток населения. –

Так вот, когда мой дед приехал в 1907 году в Харбин, там уже все работало и быт для русских специалистов, как и обещали еще в Рязани, был действительно неплохо налажен. Управляющий КВЖД с 1902 по 1918 годы легендарный генерал-лейтенант Хорват практически создал «государство в государстве», носившее неофициальное название «Счастливая Хорватия».

Это народное прозвище отражало незаурядные усилия и способности генерала и как итог этих усилий – растущий город с новыми заводами и фабриками, поднялись цеха кирпичного и сахарного заводов, механических мастерских, всевозможных пищевых предприятий, росло сельскохозяйственное производство. Гордость хозяев и зависть заезжих гостей вызвал создаваемый флот – морской и речной. На КВЖД были и свой телеграф, и свой телефон.

Все это привлекало деловых людей, банкиров, классных специалистов различного толка.

Это одна сторона дела, но и была другая, – социальная.

Для работников магистрали были построены жилые дома, открыты школы, библиотеки, магазины, больницы, создано железнодорожное училище. Дед особо вспоминал работу врачей. Кстати, медицинская помощь была бесплатная, существовала система поддержки по временной нетрудоспособности

По рассказам деда, русских специалистов очень ценили. На паровозную бригаду (3 человека) давали двухкомнатную квартиру, была летняя кухня, сарай, погреб с ледником, перед фасадом дома устраивали цветник. Деньги движенцы получали приличные – от 1000 до 1200 рублей в год. Для сравнения, мясо стоило 15 копеек – один килограмм.

Но как ни хороша была Харбинская жизнь, он все-таки отважился с ней расстаться – тянуло домой, на Родину. – Петр Артемов женился в 1914 году, и оказался в Донбассе, который привлекал своей энергией и мощью молодые квалифицированные кадры, давал возможность расти. И Петр нашел там дело, которым загорелся на КВЖД. Он понял, что и огненная паровозная топка, и дышащий силой котел, и перестук колес, и огненные искры в темноте ночи – это все его. И расставаться с этим ему невозможно. В Донбассе, он встал у реверса паровоза.

Время было бурное, горячее – 1918 год. И вот тогда-то дедушка и встретился с председателем Луганского комитета большевиков Климом Ворошиловым. Петр Артемов вместе с Ворошиловым неоднократно участвовал в схватках с контрреволюцией, по его инициативе вступил партию большевиков и всю жизнь гордился, что «здоровался за руку» с выдающимся деятелем нашей страны.

Молодая советская власть на юге России сражалась сразу на нескольких фронтах – боролась с белогвардейцами, шайками повстанцев разного рода, разрухой и голодом. И Петр Артемов оказался на передовой одного из этих фронтов – ему доверили бронепоезд – техническое чудо того времени. Их тогда было чуть больше десятка на всю страну. Бронепоезд был не только грозным оружием. С его помощью власти перебрасывали войска в горячие точки, боеприпасы. хлеб, различную технику. Уже на склоне лет дедушка без запинки вспоминал станции и полустанки, куда привело его суровое военное время. – Тихорецкая, Кавказская, Миллерово, Лиски Невинномысская.

Кончилась гражданская война и дедушкин бронепоезд отправили на запасные пути. Но запасные пути были не для Петра Артемова… Сибирская станция Топки, среди бесконечных просторов – оказалась для деда – тем райским местом, где могли развернуться его энергия и способности. Это – большой железнодорожный узел – перекресток четырех магистралей, огромное паровозное депо, со своими передовиками, правительственными наградами, знаменами, делегациями со всей страны, которые там дневали и ночевали.

И дедушка повел скорые пассажирские поезда по транссибирской магистрали. И тут все пригодилось – и школа КВЖД. и Донбасские железные дороги, и грозный бронепоезд. Сибирские магистрали требовали не только опыта, но и новаторства, смекалки, новых знаний. Все это у Петра Семеновича Артемова было. В 1936 году ему, как лучшему ударнику железнодорожного транспорта вручается знак «Почетного железнодорожника». Выполнен он, кстати, из серебра. А удостоверение к нему подписал сам нарком путей сообщения Каганович. Во все праздники дедушка непременно надевал его на костюм.

В Топках, как мне представляется, дедушка стал настоящим сибиряком. Время – 15 лет! Помню, любил рассказывать, откуда взялось странное название у такой солидной станции – Топки. Его спрашивали: «Здесь кого-то утопили или он сам утонул?» – Оказывается, когда построили станцию, название для нее подсказало соседнее село, дома которого нещадно дымили из-за топившихся в лютые холода печей. Так возникло название Топки. Но протест выдвинуло соседнее село – Соломино, считая то его название – гораздо лучше... Но железнодорожники по-житейски решили – уж лучше жить в дыму, чем в соломе

И здесь, в Сибири, он встретился со своей молодостью. Когда вручали депо Топки Красное знамя за высокие достижения, приехал нарком обороны Климент Ефремович Ворошилов. Уже не Клим! После всех церемоний, рассказывал дедушка, рабочие попросили наркома расписаться на паровозе лучшей бригады. В руках у него оказался гвоздь Ворошилов и нацарапал на кожухе свои инициалы. Пожать руку наркому машинисту Артемову не удалось.

В конце 30-х годов на Северо-Кавказской железной дороге объявились проблемы с кадрами, в частности, с паровозными машинистами. Нарком Путей сообщения Лазарь Каганович издает распоряжение о направлении туда лучших спецов. Топки командируют Артемова Петра Семеновича.

Начинается новая страница машиниста Артемова...

Откроем ее с 1943 года. Только что ушли немцы. И буквально через несколько дней после изгнания оккупантов дедушка стал у реверса паровоза. Он повел тяжелые грузовые поезда в сторону Невинномысска – на Кавказ пошли стройматериалы, а оттуда нефтеналивные составы. Он говорил, что там очень крутой подъем и главное «не растянутся», т.е. не остановится на этом «треклятом» подъеме. Правда, некоторые машинисты просили толкача, но дедушка такую просьбу считал позором для настоящего машиниста.

В военное время железнодорожники фактически находились на военной службе. Дедушку могли вызвать к поезду в любое врем суток. В дождь, снег, непроглядную темень в окно стучал рассыльный и протягивал замусоленный талмуд, где и расписывался дедушка. Это значило: машинист к означенному времени будет на паровозе.

И тут начинались заботы бабушки. Она должна была собрать дедушке «рундук» – в железный ящичек – промасленный и пропахший дымом она укладывал еду. Кстати, она ее припасала заранее, зная неожиданные приходы рассыльного. Дедушка уходил на свой паровоз, а мы ждали его с жадным нетерпением. Из каждой поездки он привозил нам гостинцы. В те тяжелые военные годы страна все-таки считала нужным поддерживать человека труда. Каждой поездной бригаде выдавался паек. Наверное, он был не слишком жирный, этот паек, но дедушка обязательно доставал из «рундука» кусочек колбасы: «Тебе, внучек, передал зайчик», а мне обычно доставалась конфетка или горстка сахарного песка: «Это от белочки». – Господи, сколько было радости!

 

***

Особой заботой дедушки были домашние печи. Он колдовал у них словно у паровозной топки, приспосабливал колосники, регулировал дверцы, добивался в депо, что нам привозили лучший уголь – антрацит. Тепло было в доме не только от пылающих печей, но и от дедушкиного присутствия. Он любил усаживать нас внуков, на колени и рассказывать разные старые истории. Мы знали почти всю историю КВЖД, где в молодые годы служил дедушка. Уже гораздо позже, в середине

 50-х годов дедушка принес роман «Порт Артур» и посоветовал прочитать. Мы с ним вели потом долгие и любопытные разговоры о царском времени, царской армии и дедушка с какой-то внутренней горечью говорил о бездарных генералах и адмиралах. А затем появилась книга «Пятьдесят лет в строю» – генерала Игнатьева. Дедушка влекла военная тематика, наверное, служба в молодые годы на КВЖД осталась у него на всю жизнь.

Но одной ночью, вернее темным ранним утром, произошла беда. В депо на запасных путях, бок о бок, стояли два паровоза, готовые к выезду на главный путь. Стрелочник, размахивая фонарем, подает сигнал и оба паровоза трогаются и сталкиваются. Авария – слегка помят тендер одного паровоза, второй срезал стрелку. Получается, что один из машинистов нарушил правила движения, проявил халатность. В этом обвинили Артемова Петра Семеновича.

Военное время было суровым. Дедушку судили. Боюсь говорить о сроках, но мне кажется, что это было четыре года. Я хорошо помню страдания мамы и ее хлопоты и хождении я по судам и юристам. В Армавире она ничего не добилась, доказывая, что дедушка не виновен. И тогда она поехала в Москву, с письмом в Президиум Верховного Совета СССР, как говорил во дворе к Калинину...

А тем временем, от дедушки стали приходить коротенькие письма. Оказывается, он находится на поселении Куринка, сразу за станцией Белореченская. Бабушка собралась ехать к дедушке. У бабушки, было три «оклунка» – три больших торбы – теплые вещи, и еда. Милая бабушка, она напекла и наготовила пирогов, котлет, достала сала, несколько бутылок масла купила на маслозаводе. Ранним утром она буквально ходу выпрыгнули из вагона на откос на глухом разъезде. Светало. Громадная впадина среди двух гор, покрытых густым еловым лесом, яркая зелень некошеная трава. И тишина. Идиллию нарушал невысокий дощатый забор и деревянная будка с военным у входа.

Надо было знать бабушку... Через три минуты молоденький часовой жевал пирожок с фасолью и вызывал начальника. Начальник взял у бабушки паспорт и повел на территорию. Где-то визжала пила. У самого окоема леса дымила труба. Военный человек через несколько минут пришел с дедушкой. Эту встречу мы часто вспоминаем, когда видим в фильмах жуткие сцены с наручниками, дубинками и злыми собаками.. Бабашка просидела у барака до самого прихода вечернего поезда. И только когда, в железный колокол ударили отбой, тот же военный вывел ее за ворота…

Взрослой я поняла, в чем дело. Дедушка не относился к ворам, убийцам, расхитителям социалистической собственности. Было производственное недоразумение и его определили на поселение, в леспромхоз, где заготавливали и пилили лес. Дедушка работал в котельной, не находясь под стражей.

И дедушка, надо признать, никогда после на эту судебную ошибку, жизнь на поселении не распространялся. Мне кажется, что это не давило на него в силу его характера, широты его души.

А вскоре приехала мама из Москвы с радостью: дело дедушки будут пересматривать. И пересмотрели. Во дворе говорили, что во всем разобрался сам Калинин. И здесь я останавливаюсь: маме в 43-м году было всего-то 29 лет! Сколько же она вытерпела, сколько сил отдала, чтобы добиться справедливости! Говорила мама нам об этом? – Нет!

Но как быть? Куда идти? Где работать? Продолжение было такое. Классных машинистов не хватало, а тут как раз пустили новый поезд Армавир-Лабинская. Для нас, детей, это был поезд в неведомую страну. А всего то –80 км. И вот к дедушке приходит сам начальник паровозного депо Еремеев. Жил он недалеко от станции, в таком же доме, как и мы. Правда, перед его квартирой был высажен красивый палисадник, к нем стоял летом стол накрытый скатертью и дородная его жена обычно в обеденное время кормила мужа-начальника – простой народ должен знать, как живет его руководитель. И вот, значит, руководитель у нашего крыльца. Случился небольшой переполох. Бабушка своим мудрым умом поняла, что надо делать. Она быстренько сообразила закуску, сбегала в магазин и под платком принесла «белую головку».

О чем говорили дедушка и начальник никто не знает, но факт остается фактом – через несколько дней дедушка повел этот самый поезд Армавир-Лабинская. А паровоз, который вел дедушка, назывался НВП-69. Это паровоз чуть не сделал внука Виталия машинистом. Когда этот самый НВП-69 находился в депо, Виталий бегал к дедушке. Он поднимал его в кабину, усаживал в свое кресло, позволял крутить реверс, открывать топку, разглядывать разные манометры.

 

Дедушка не мыслил своей жизни без железной дороги, без этого паровоза, кажется, еще до революционной постройки. В те, молодые годы, нам эти мысли в голову не приходили. А он жил этим. Вот смотрите! За окном застучали колеса, заскрипели тормоза. Дедушка откладывает газету и довольно говорит: « Молодец! Красиво зашел!» Это подошел к станции скорый поезд и дедушка по ходу состава заметил высокий профессионализм машиниста. Это сказать мог только такой же высокий профессионал. Он был им, наш деда.

Но жизнь дедушки, не крутилась вокруг паровоза. Он был одаренным человеком. Вернувшись из рейса, закипятив самовар, выпив стаканов десять чаю, дед доставал баян, раскладывал ноты и начинал играть… И здесь, с баяном, хотел быть мастером. К нему постоянно приходили толстые пакеты «Книга-почтой». Там были ноты, сборники новых песен, разная музыкальная литература, Бабушка Мотя ворчала: «Деньги на ветер!» – В ответ следовало традиционное: «Да убоится жена мужа»…

…Жизнь моего деда – малая песчинка среди великих исторических событий ХХ века, но как всякая человеческая жизнь достойна памяти, хотя бы единственно для того, чтобы потомки имели честные и достоверные свидетельства о жизни своих прадедов, дедов и отцов. Ведь каждая родословная ложится в копилку родословной народа.

Как жаль, что дедушка не дожил до сегодняшних дней, чтобы стать свидетелем глубокой взаимной симпатии двух великих народов – китайского и русского и не сможет вдохнуть воздух свободы обновленного Донбасса, – одной из дорог на магистралях великой железнодорожной державы.

Галина Шевченко, инженер, г. Рубежное, Донецкая Народная Республика


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"