На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Земля без человека мертва

О творчестве художника Валентина Сидорова

Искусство Валентина Михайловича Сидорова, народного художника СССР, действительного члена Российской Академии художеств, широко  известно и близко сердцу не только населению России, о чем свидетельствуют его отечественные и международные награды. Сейчас к ним добавилась новая – он стал лауреатом премии Союзного государства России и Белоруссии в области искусства.

Награда вполне заслуженная, ибо никто другой, как Валентин Михайлович, не вкладывает столько энергии в сохранение и развитие творческих связей российских и белорусских художников. И не только как председатель Союза художников России, который он возглавляет уже пятнадцать лет, и президент Международной Конфедерации союзов художников СНГ, но и как сугубо творческая личность. Подтверждение тому может служить состоявшаяся в прошлом году двухмесячная выставка В. Сидорова в Могилёве, ставшая не просто экспозицией художественных произведений, на и центром духовного воспитания, где проводились музыкальные вечера, посвященные классическому наследию, а школьники писали сочинения на историко-патриотические темы.

А незадолго перед тем, его же выставка демонстрировалась в Минске, которая была воспринята как знаменательное событие в культурной жизни Белоруссии. В многоголосом хоре приветствий от мастеров культуры, государственных и общественных деятелей республики, первым был голос самого президента Белоруссии А.Г. Лукашенко, высоко оценившего творчество художника, его усилия по укреплению связей с белорусскими коллегами и наградившего В.М. Сидорова именными часами.

– В каждом произведении Сидорова заключена высокая любовь к Отечеству, – говорил на вернисаже выдающийся белорусский художник Михаил Савицкий (кстати, являющийся действительным членом Академии художеств России), – остается лишь удивляться и восхищаться, как при его неимоверной загруженности общественной объединительной деятельностью, результаты которой белорусские художники ощущают постоянно, ему удается создавать столько прекрасных картин…

Действительно, уже с начала творческого пути В. Сидорова, принадлежащего к поколению так называемых пятидесятников, стремившихся утвердить свое понимание реализма, искавших новые формы выражения правды жизни, своей гражданской позиции, его полотна причислялись к разряду современной художественной классики. И во всех произведениях начального и последующих периодов творчества выражалось извечное стремление художника показать внутренний мир русского человека, его неотрывную привязанность к родной, теплой для него земле. Одна из первых картин, сразу получившая общее признание, так и называется: «На теплой земле» (кстати, таково название и недавно вышедшего альбома работ В. Сидорова). Она посвящена его  бабушке, простой тверской крестьянке, учившей его любить родную землю и отдавать ей свой труд. Именно от нее он услышал и сохранил оставшиеся на всю жизнь заповеди: «Думай сначала об артели, а потом о своем деле», и «Не во славу, а в добро». Великая премудрость крестьянской жизни на картине находит продолжение в новом его ростке – образе девочки, внимающей урокам бабушки, склонившейся над грядкой, усеянной рассадой.

Полотно «Пора безоблачного неба» в образе двух мальчишек, лежащих на лугу с книгой, продолжает тему деревенского детства. Здесь как во всех произведениях  В. Сидорова отчетливо заметно его стремление не просто представить образец жанрового творчества, но путем строгого отбора каждой детали, наполнить полотно высоким символическим звучанием. На картине «День Победы» художник запечатлел своего друга, фронтовика, каждый раз в этот день, выходего на дорогу и замиравшего в состоянии внутреннего одиночества, будто ожидая – не вернется ли ещё кто-нибудь из однополчан на эту отвоеванную в боях, под красным стягом, вывешенном углу дома, землю…

Многие горестные мотивы, связанные с обезлюживанием и оскудением нынешней русской деревни, бывшей некогда оплотом державы, находят отражение в других полотнах – «Дом опустел», «Дуют ветры» …

Из недавних работ особое значение имеют для художника живописные полотна «Святая гора» и «Родительский камень». Этот камень известен на родине художника еще с языческих времен. Возле него совершались проводы уходивших на битвы за Отечество земляков, звучали их клятвы верности, праздновались встречи возвратившихся победителей, а в годы Великой Отечественной войны был отслужен первый молебен по погибшему односельчанину в связи с пришедшей на него «похоронкой». «Название камня очень нравилось Леониду Леонову, – рассказывал мне Валентин Михайлович. – С писателем я был знаком с военных лет, когда он приезжал в Московскую художественную школу и читал нам одно из своих военных произведений. Впоследствии он озаглавил своё известное публицистическое выступление как «Раздумья у старого камня», а я на эту тему написал свою картину»…

– Его полотна воспринимаются не как факт искусства, а как часть жизни России, – говорит о творчестве В. Сидорова известный русский писатель Владимир Крупин, – Земля Валентина Сидорова – не объект для написания пейзажей, она – основа жизни. Именно к родной земле припадают слабеющие в битве богатыри, и плоть от плоти родной земли – талант художника. Для Сидорова это не средство самоутверждения, а внутреннее обязательство отблагодарить за полученный дар свою Родину».

По своему творческому призванию – Валентин Сидоров проникновеннеейший мастер лирического пейзажа, который нередко переходит в жанровую картину, поскольку на нем почти всегда встречается изображение людей. Человек и природа воспринимаются им в неразрывной связи. Земля без человека мертва. Но несколько лет назад столичный зритель с восхищением любовался созданными им декорациями к балетному спектаклю «Песнь про купца Калашникова», поставленному в Омском театре оперы и балета. А в 2001 году вышла его повесть «Гори, гори ясно» – как итог раздумий о собственной судьбе и судьбе отечественного искусства. И не напрасно восхищался М. Савицкий энергией, которую В. Сидоров вкладывает в дело общественного служения.

Не счесть трудов, вложенных им только в работу с молодыми художниками. Чего стоит лишь проведенная всероссийская выставка молодых художников, организованная впервые после тринадцатилетнего перерыва. А юбилейные общероссийские выставки, становящиеся главными событиями культурной жизни России – разве не его заслуга? Общественным потрясением обратилась и выставка «Искусство наций», отразившая состояние изобразительного искусства в странах СНГ за последнее десятилетие.

 

***

Всякий раз, встречаясь с Валентином Михайловичем в его мастерской или на очередном вернисаже, не перестаю удивляться творческому напору, излучаемому его крепко сбитой, коренастой фигурой. И при непременной озадаченности сонмом одолевающих забот – неизменной устремленностью к новым деяниям.

Именно благодаря его усилиям, Союз художников России в период общего развала не только не распался, но и сохранил роль самой представительной по составу и деятельному потенциалу организации, в областных и республиканских отделениях которой насчитывается более 20 тысяч мастеров изобразительно искусства разных поколений. Благодаря Союзу, ставшим ядром Международной конфедерации союзов художников  СНГ, сохраняются важнейшие формы организации художественной жизни, например, ежегодное проведение пленэров в домах творчества с последующей разверткой как региональных, так и общероссийских выставок. Их участниками, как правило, становятся и зарубежные коллеги из стран СНГ, прежде всего Белоруссии, с которыми Союз художников не прерывал дружеских связей.

Важным стимулом поощрения творческих деятелей стала учрежденная по инициативе Союза художников Золотая Пушкинская медаль, получившей статус  международной награды. В прошлом году В. Сидоров вручил её в Париже госпоже Брюно, бывшей участницей Сопротивления и соратницей Де Голля, последовательно отстаивающей ценности христианской цивилизации. Успел также побывать в Афинах на Всемирном конгрессе художников; принять участие в праздновании в Брянске 80-летия известного живописца Сергея Ткачева, и уже после своего вернисажа в Минске – съездить на открытие выставки, посвященной 60-летию Сталинградской битвы, встретиться с губернатором Свердловской области по проблемам развития изобразительного искусства на Урале, совершить множество других государственно-значимых дел.

Сколько сил было вложено только в организацию X Юбилейной выставки художников России! А перед этим событием было проведение  собственной выставки в Бишкеке, запрошенной теперь в Ереван, Ташкент и Харьков…

Впереди же новые творческие проекты, новые живописные полотна. И пусть они станут дальнейшими вехами духовного и творческого восхождения художника к еще непокоренным вершинам его многообразной деятельности.

2004 г.

Валентин Новиков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"