На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Восславивший тысячелетие Руси

Шедевр Михаила Осиповича Микешина

Отчего-то по касательной ко вниманию российского общества прошла выдающаяся дата, соединившая в себе сразу две: во-первых, 1150-летие зарождения русской державности и, во-вторых, 150-летие грандиозного памятника, установленного в Великом Новгороде именно к тысячелетию Руси. Он и называется так, замечательно – «Тысячелетие России».

Согласно записанной в летописи легенде, Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашен в Новгород в 862 г. Эту дату и принято считать годом рождения России.

Приведу замечательные слова музыканта А. Шахматова, высказанные на страницах одной из социальных сетей (вот чем нам бывает люб Интернет!): «От всей души поздравляю русский народ и все братские народности, которые проживают на территории России, с великим юбилеем! Ни один народ мира, как наш, русский, за такой период, не пережил столько потрясений и не создал неповторимой духовности, культурности и научности, что повлияло на развитие всего человечества. Желаю родному народу воспрянуть духом после духовно-национального спотыкания в XX веке…»

В мутное время мы живем: с телеэкранов не сходят в прайм-тайм сплетенно-скандальные передачи, калькированные с американских программ, какие-то пошлые телесватанья, какое-то, так сказать, «новое тоталитарное искусство»: КВНы и многие прочие «гы-гы-гы и бу-га-га». Нам чуть ли не каждый день рассказывают о жизни (или смерти) заграничных августейших особ: кто погиб в автокатастрофе с любовником, кто куда вышел в нацистской форме или вообще без оной, как будто для русского человека «нету других забот». И вот что странно: проходят лишь кратким сюжетиком в новостях события российской истории, которые должны бы предстать с телеэкрана в развернутой широте, стать вхожими в каждый дом, в каждую душу, ибо именно они, а не перманентная ржачка и жвачка делают народ единым народом.

СМИ, конечно, сообщили о праздновании в Великом Новгороде 1150-летия зарождения Российской государственности. В послании первого лица Новгорода Ю. Бобышева прозвучали отрадные и точные слова, которые впору заучить каждому школьнику: «Великий Новгород – город уникальной судьбы, хранитель тысячелетней русской культуры, древнейший православный центр России. Здесь начинал княжить легендарный Рюрик. Под сводами Грановитой палаты в новгородском кремле впервые прозвучало само слово «Россия». <…> Великий Новгород – символ стойкости народного духа, город воинской славы России. Его успехи и достижения – это заслуги многих поколений патриотов, которые мужественно защищали северо-западные рубежи древней Руси и границы Советского государства. Разрушенный до основания в годы Великой Отечественной, город был заново отстроен руками наших отцов и дедов, усилиями всей страны. А сейчас древний Новгород снова молодеет и хорошеет усилиями, прежде всего, своих жителей – новгородцев. И потому в год 1150-летия зарождения Российской государственности он снова, как и 150 лет назад, – центр большого праздника».

Все в тему, все точно. Кратко сообщается о масштабных мероприятиях, прошедших, начиная с 21 сентября: международных научно-исторических конференциях, о поезде молодых волонтеров из Питера, параде реконструированных исторических судов «Из варяг в греки», некоторые из которых проделали путь к Новгороду в 1200 км. Жаль только, большая страна Россия, а вместе с ней и весь Русский Мiр слабо проинформированы об этом празднике и, по сути, участвовали ли в нем? Первые лица государства, так сказать, «большой политикум», это событие оставили, увы, без внимания. А не следовало бы.

Празднование в Великом Новгороде началось у памятника «Тысячелетие России» (находится он в новгородском кремле, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.). Остановимся же хоть ненадолго и мы у шедевра Михаила Осиповича Микешина, скульптора, известного также знаменитыми монументами императрице Екатерине II (1873) в Петербурге и гетману Богдану Зиновию Хмельницкому, установленном в самом сердце старого Киева, на площади перед колокольней Софийского собора в году 900-летия Крещения Руси (1888).

Отметим, что стилистически Микешин использовал один прием – собирания опорных образов, на которых основывал стояние главного, вершинного. Микешинский «конек» – многофигурность, где главный объект как бы подпирают вспомогательные. Во всех случаях это сделано великолепно, гармонично, интересно, содержательно. Авторами проекта памятника являются наряду с Микешиным скульптор Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.

Конструктивно памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте (монумент, по некоторым предположениям, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России»). Некоторые наблюдатели полагают, что памятник напоминает по форме знаменитую шапку Мономаха.

Скульптурные изображения делятся на три уровня. Самая верхняя группа, на державе (символ царской власти), – из двух фигур: ангела с крестом в руке (олицетворение Русской Православной Церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясан надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в… лета 1862».

Вокруг державы – второй и третий уровни – установлены шесть скульптурных групп. Всего памятник содержит 129 человеческих фигур – князей (от Рюрика), царей (династии Романовых), воинов и героев, святых, подвижников, государственных людей, простолюдинов (как, например, сибиряка), а также литераторов, композиторов, ученых.

Автор проекта М. Микешин предложил императору «представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Собирание имен для создателей памятника, находившихся в критичных по времени обстоятельствах, было, на наш взгляд, непростой задачей, ввиду их обилия в русской истории. Тем не менее Микешин со товарищи соединил скульптурные портреты, действительно значительнейших персон России всех времен.

Чудесно названы скульптурные группы. Например, «Просветители» – от Владимира Крестителя, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги, Нестора Летописца, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких, Максима Грека до Дмитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. В этом ряду мы по понятным причинам не найдем, скажем, чудотворца Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского, которые были прославлены уже в начале ХХ в. Но поражают как смелость, так и прозорливость, с которыми автор включил в пантеон великих своего современника архиепископа Херсонского Иннокентия, почившего в 1857 г., всенародного любимца, сыгравшего огромную духовную роль в Крымской войне 1853–1856 гг.

То же можно сказать и о других героях-современниках, включенных на памятнике в великий именной ряд России – адмиралах Лазареве, Корнилове, Нахимове, генералах Дибиче-Забалканском, Паскевиче.

* * *

Памятники, как храмы и как люди, порой переживают непростую судьбу. Следует помнить, что среди грабительски-вандальных деяний фашистских захватчиков был и демонтаж грандиозного творения скульптора М. Микешина. Генерал К. Герцог, командир 291-й пехотной дивизии из состава 18-й немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник и вывезти в Германию. Зимой 1943–1944 гг. оккупанты начали работы по разборке памятника и даже проложили специальную узкоколейку от новгородского кремля до вокзала. Но прежде чем 20 января 1944 г. город был освобожден советскими войсками, грабители успели увезти лишь бронзовую решетку работы профессора Боссе и художественные фонари, окружавшие памятник.

На месте памятника оставался обобранный пьедестал, на котором сохранилась лишь нижняя половина шара-державы. Верхняя его часть была полуразрушена и исковеркана. Колоссальных фигур на пьедестале не было. Они, как и другие скульптурные изображения, были разбросаны по заснеженной Кремлевской площади. При этом многие фигуры оказались попорченными: трехметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п., исчезли.

Ленинградский областной отдел архитектуры сообщал: «Для передвижения и подъема фигур был построен узкоколейный путь, а для установки фигур на свои места вокруг памятника устроены леса и изготовлены необходимые приспособления. Потребовалось изготовить более 1500 недостающих деталей».

Замечательный поэт-фронтовик Павел Шубин, автор текста знаменитой «Волховской застольной» («Редко, друзья, нам встречаться приходится…»), так написал о своих новгородских впечатлениях:

Мимо белокаменной Софии,

Волховские кинув берега,

Я и сам прошел тогда впервые

Городом, отбитым у врага.

На кремлевской площади в сугробах –

Витязей поверженных тела…

Их пытал тупой немецкий обух,

Грызла и калечила пила.

Но жива, жива литая бронза.

Хмуро смотрит Петр за горизонт,

Будто видит накрененный косо

К Гангуту идущий галиот…

Нет, ничем нельзя убить победу!

Снова новгородские полки

На закат по вражескому следу

Двинулись от Волхова-реки.

Восемь реставраторов, превышая меру своих сил, постарались восстановить памятник еще до окончания войны – 2 ноября 1944 г. Однако первозданный вид памятнику был возвращен лишь к 1995 г.

Воистину: жива, жива литая бронза. Значит, было что защищать и что восстанавливать после освобождения нашей земли от захватчиков.

В сущности, М. Микешин создал симфонию или, если угодно, своего рода эпическую оду, в общих резких чертах рассказав миру о том, что именно произошло за 1000 лет на этой территории, во имя чего эти достойнейшие мужи и жены, на фигуры которых опирается православный Крест, жили на русской земле, совершая в разные эпохи единое, целокупное, соборное русское восхождение с русским крестом – трагическое, но и высокое.

Станислав Минаков (Харьков)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"