На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Две тени

Документальная мистика

Бывают минуты, в которые, как через отверстые двери, входит в обыденное течение жизни преображающая ее тайна. Случается это тогда, когда усыпленная повседневностью душа обретает вдруг острое чувство неисследной глубины бытия. Но не хватает ей ни внутренней зоркости, ни смиренного внимания, ни, уж тем более, духовной опытности, и чувство это тихо растворяется в торопливом безблагодатном будничном состоянии, которое удерживает душу в рассеянии и праздности, в помыслах о предметах земных и хотениях, уводящих от единого на потребу.

Иное дело - душа ребенка, не захваченная пока еще суетой века сего, не подавленная до времени житейскими делами. Она вступает в начальную свою пору свободной от них и, постигая мир видимых вещей, знает, знает какую-то тайну, принесенную из мира невидимого и неведомого. Застынет иной раз дитя среди игр, когда охватит его душу не имеющая в себе ни обиды, ни досады, ни горечи тихая чистая печаль, не понятная в младенце взрослым и близкая той, что названа "печалью по Бозе". Но очень скоро непостижимое младенческое знание теряется в бездне души, готовящейся отбывать жизненную повинность (или "настоящаго жития нощь прейти", если вспомним слова древней молитвы вселенского учителя и святителя Василия Великого, которую надлежит читать нам, нерадивым "потомкам православных", каждое утро наряду с другими утренними молитвами), - ибо она, душа, становясь старше, становится, увы, с каждым днем и более ведомой своими "страстьми-похотьми".

Живущее на границе двух миров, младенчество и раннее детство всегда готово к общению со всем чудесным и таинственным, всегда принимает его в свое сердчишко как родное. Начальной поре детства не в меньшей степени, чем юным годам внутренних скитаний, когда слишком велика готовность и отрицать все, и вместить тоже все, может быть адресовано блоковское предостережение: "Пройди опасные года. Тебя подстерегают всюду": И тревожно бывает за всякую детскую душу, которая пускается в плавание по житейскому морю некрещеной "неведомой зверюшкой" и произрастает - по неразумию взрослых - лишенной благодати, святой ограды церковных таинств, Ангела-хранителя и даже - материнской молитвы.

 

Знала я когда-то одну очень маленькую девочку, которая появилась на свет в старом, давно снесенном здании близ Тверского бульвара в самую Богоявленскую ночь, осенившую в тот раз благодатию надмирного вечного таинства последние недели уходящей эпохи вождя.

В ту ночь оставались лишь две припозднившиеся роженицы. Пожилая акушерка, коротая часы дежурства, готовилась к очередному политзанятию. "Иван Семеныч, - громко спросила она врача через приоткрытую в его кабинет дверь, - нам "Апрельские тезисы" тоже конспектировать?" Услыхав это, одна из рожениц, совсем молоденькая, простонала: "Господи, мы тут умираем, а они - "Апрельские тезисы" конспектируют". Акушерка прервала политподготовку, подошла к ней и, взглянув опытным глазом, флегматично произнесла: "Не время тебе, красавица, умирать, часочка два еще придется помучиться".

А девочкина очень идейно выдержанная мама не сказала тогда ничего, но потом, впоследствии, не однажды с улыбкой вспоминала этот эпизод и добавляла: "Отвлекли мы с тобой, доченька, в ту ночь отличницу политучебы для куда более важного дела".

И хотя родилась девочка в ночь великого праздника Богоявления, и хотя была омыта первый раз в своей жизни водой не простой, ибо в этот день вся вода на земле приобретает, по воле Божией, особые свойства, - она ни от кого из близких не слышала и ничего не знала ни о Богоявлении, ни о Рождестве - двух главных, разделенных лишь святочной неделей праздниках, без которых не было бы и Пасхи нетления, мира спасения. Никто ведь из окружающих ее взрослых не помнил, даже если когда-то читал или слышал те слова, всегда призывающие, но никогда не принуждающие: "Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие". И никто из взрослых не то, чтобы внешне, но даже глубоко внутри себя не противился враждебной и чуждой правой вере и русскому духу силе. Да и не задумывались они о ее злобной антихристовой природе, воспитанные в оптимистической бездуховности, в жизнерадостно-физкультурном и ликующе-мажорном безбожии со всеми его потугами машинообразить человека, чтобы в нем вместо ненадежного в идейном отношении сердца работал, не зная устали и сомнений, пламенный мотор. А уж о душе и речи быть не могло. Да и кто ее видел-то?..

Одна пожилая женщина, из казачек, рассказала как-то девочке, ставшей уже взрослой, об одном случае из своей комсомольской предвоенной молодости. Первомай совпал тогда с одним из последних дней Страстной седмицы. И накануне ее больная мать попросила: испеки мне куличик. А дочь в ответ: да некогда мне, мама, пироги тогда не успею, завтра ведь гости придут. Вскоре мать умерла, так и не дождавшись от дочки кулича. И лишь спустя десятилетия она, сама теперь уже старуха, начала ощущать тяжесть своего греха и вспоминать с горечью о том, как лишила мать последней пасхальной радости, как когда-то застолье с пирогами и песнями в Великий Четверток или в Великий Пяток нисколько не казалось ей кощунственным, но, напротив, даже естественным и необходимым. Должен же ведь был новый уклад торжествовать над старым, как им было объявлено, отжившим. Вот только что делать теперь с очнувшейся перед смертным порогом душой:

Само собой, что детству девочки, как и детству большинства таких, как она, от таинства и благодати дивных январских праздников была оставлена лишь елочная мишура. Но когда в комнату приходили длинные зимние сумерки, пахнущие свежей хвоей, у ребенка появлялась уверенность, что эти дни не только одаривают новогодними радостями и весельем, но исполнены особым, таинственным и ускользающим смыслом. Уверенность эта пришла к девочке из глубины зеркала.

В комнате напротив окна стоял старый облезлый трехстворчатый шкаф, в среднюю створку которого было вделано большое зеркало. Оно было не единственным в доме, но именно оно одно имело какую-то особенную власть над детской душой, которую притягивало к себе магнитом. Зеркало отражало не только пространство комнаты, но и видимую с высокого этажа часть соседней улицы с маленькими людскими фигурками и едущими машинами, крыши старых домов, на главное - небо, за которым было гораздо интереснее наблюдать через зеркало, чем просто смотреть в окно.

В быту нашем не найдется - посреди всех чашек, плошек, подушек - другого предмета, который, прикидываясь таким же, как и они, бытовым и будничным, напоминал бы об иных пространствах бытия. Речь, само собой, о зеркале, чья магическая природа недаром ведь с древних времен оказывалась движущей силой сюжетов множества литературных произведений. Не говоря уже о поверьях у разных народов, предостерегающих от слишком тесного контакта с этим таинственным предметом.

Так вот, и крещеной-то душе поменьше бы заглядывать за зеркальную гладь и уж, тем более, никогда не вопрошать и не гадать о девичьей ли, женской ли судьбе, чтобы не быть ввергнутой в погибель, ограничиваясь лишь необходимым обозрением своей особы. А уж некрещеной-то, да еще слабой младенческой душе, не защищенной благодатью от метафизических стихий и вихрей, более зоркой в своем детском неведении к миру невещественному, нежели сосредоточенная на житейском зрелость, - подальше бы вообще держаться от ирреального пространства зеркальных глубин, которые всегда так влекут и манят ее.

Вот и девочка, едва научившись ходить, любила, оставив игрушки, по сто раз в день подбегать к зеркалу и как бы знакомиться с собой, и удивляться себе самой, стоящей и тут, и там в бумазеевом платьице со следами любимого вишневого варенья. А когда она чуть подросла, плывя, как по волнам, по начальным дням своим, то полюбила зимние сумерки, особенно после того, как однажды заметила в пустыне быстро темнеющего неба одну очень яркую восходящую звезду, отличную от других, едва заметных точек. И всегда, когда небо было ясным, эта звезда таинственно отражалась в зеркале шкафа на протяжении всего декабря и в начале января, когда в доме появлялась елка. И сияя над всем мировым жестоким царством кесаря, плыла по небу и, готовая быть путеводительницей у всякой, хотящей того души, звала, звала спешить поклониться Христу-младенцу. Звала она и девочку, заменив ей огонек лампадки, ни разу не осветившей ее детства. Но та не подозревала об этом и называла звезду новогодней.

Появлялись и в другое время года то тут, то там яркие, притягивающие взор звезды. Но только одна эта, декабрьская, смотрела, отражаясь в зеркале, прямо в окно девочки и соединялась в ее сознании с венчающей елку звездой.

Детское пристрастие к зеркалу взрослым казалось очередной шалостью, особенно когда девочка прилипала ладошками и носом к его гладкой и прохладной поверхности, стараясь разглядеть в ирреальном пространстве зазеркалья что-то такое, что было там, но явно отсутствовало в комнате, среди изученных и прискучивших вещей. "Опять ты все зеркало зацапала, а ведь я только что вытерла его", - частенько выговаривала ей мама, нисколько не понимая всей важности ее занятия. Взрослые вообще не понимают того, что каждая детская душа всегда, хоть немножечко, да "Игоша". Игоша - так звали бедного младенчика в принадлежащей перу Владимира Одоевского умилительной одноименной сказке, который, появившись на свет "без ручек, без ножек", сразу и умер некрещеным и, став чем-то вроде мальчика на побегушках у нечистой силы, должен был творить мелкие пакости людям. И когда его, "жалкинького", укоряли, он не понимал, почему. Ведь он так старался и нянюшкины чайники бить, и игрушки ломать:

Как-то, вглядываясь в зеркало, в котором комната всегда приобретала метафизическую глубь, девочка вдруг подумала: а что, если мы спим даже тогда, когда не спим, точнее, думаем, что бодрствуем. Эта навеянная зеркалом мысль пришла ей на ум за много лет до того, как она смогла прочесть у классиков о "пробуждении от жизни" или о "дремучем сне бытия". Колдовская природа зеркала поделилась с девочкой одной из своих тайн. Она не замедлила рассказать о том взрослым, получив в ответ: "Ну что ты, глупенькая, вечно выдумываешь неизвестно что:"

И еще одна мысль, видимо, под воздействием услышанного разговора взрослых о чьей-то смерти, очень рано пронзила ребенка. Взглянув однажды на себя в зеркало и испытав на себе опять его магическое воздействие, девочка вдруг застыла от нахлынувшей, неведомой доселе тоски: "А ведь я - умру". И померкло все вокруг. А когда через день-другой детский ужас смерти, многим совершенно неизвестный, ослаб, то осталось безразличное недоумение: зачем же меня заставляют умываться и зубы чистить, если я все равно умру. Зачем вообще тогда что-то делать? Но и это вскоре прошло и не мешало вернуться к играм, напоминая о себе лишь изредка секундным уколом тревоги от уже недетского понимания, что позвать т у д а могут всегда.

И не было человека, кто молился бы над детской головкой: "Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго:"

Был некий день, когда девочке показалось, что через темную щель приоткрывшейся дверцы шкафа за ней внимательно следит взгляд какого-то невидимого существа, неизвестного ей доселе шкафного жителя. Должно быть, он давно уже наблюдал за их людской жизнью, ничем не обнаруживая свое присутствие. Но почему-то именно теперь он дал о себе знать. И она замерла от испуганного и простодушного любопытства.

С того дня шкафный житель, не столько видимый, сколько угадываемый, стал играть с девочкой в прятки. Он то смотрел на нее в щель дверцы шкафа, то, приоткрыв ее пошире, вдруг появлялся уже в зеркале. В комнате его никогда не было, но в зеркале отражалась расплывчатая сероватая тень ростом не выше девочки. Стоило ей приблизиться к зеркалу, чтобы вглядеться в эту тень, как она опять оказывалась в шкафу и смотрела на девочку в щель с очень ощутимым вниманием, безлюбовным и пристальным, с каким следит за добычей охотник. Этот пристальный нелюбящий взгляд больше всего смущал душу ребенка: так на нее никто еще не смотрел.

Когда в комнате находились взрослые, тень никак себя не обнаруживала и ее взгляд девочка на себе не ощущала. Но наедине с ней тень продолжала смущать ее своим неотступным вниманием.

Приближался опять Новый год, и опять на небе появилась звезда, чье сияние в окне и отражение в зеркале так всегда радовали душу ребенка. И вот как-то вечером до сознания девочки вдруг донеслись слова: "Шагни, шагни в окно и полетишь, как птица, и долетишь до своей звезды. Ты ведь хочешь полететь к ней?"

Голоса она не слышала, но слова эти беззвучно произнес кто-то в ней. Неужели заговорил шкафный житель, казавшийся в зеркале при свете настольной лампы и звезды темноватым пятном?.. А девочке и впрямь хотелось полететь, вот только окно было по-зимнему тщательно укутано и заклеено.

 

Как раз в эти дни к ним приехала погостить двоюродная тетка ее матери, Глафира Алексеевна, баба Глаша, которая еще в молодости, в тифозный год, схоронила мужа и единственного сыночка и сейчас доживала век одна где-то в глухомани, в райцентре. "У вас побуду и в Лавру съезжу поклониться", - непонятно сказала она в день приезда.

Баба Глаша легко ходила на тощеньких старческих ножках и всегда сияла морщинистым личиком. Девочке, которая разминулась во времени с родными бабками, очень не хватало любовного старческого внимания. Его привнесла в ее начальные дни именно дальняя баба Глаша, с которой было как-то удивительно спокойно и совсем не хотелось шалить. Утром и вечером она подолгу шептала что-то непонятное и не возражала, если девочка стояла рядом и наблюдала за ней.

У нее она впервые увидела картинку, на которой была изображена прекрасная и печальная тетя в короне с ребеночком на коленях. Тетя очень понравилась девочке. Таких картинок не было ни в одной из ее детских книжек. "Это королева?" - спросила она бабу Глашу. Подумав немного, как попонятнее сказать ребенку, произраставшему без Бога, баба Глаша объяснила: "Она - Царица всех цариц и всех королев, всех нас и твоя тоже. Она - Матерь Божия, Царица неба и земли". И поцеловала образок.

От нее девочка впервые услышала про Бога, которого убили злые и самодовольные люди, но Он воскрес. "И мы все умрем не навсегда", - впечатались в сознание ребенка слова старухи. А теперь Бог сидит на небе на престоле и каждого, каждого из людей будет судить по его делам. "Так что ты не очень-то шали", - всякий раз назидательно заключала она.

Родителям не нравились разговоры бабы Глаши о божественных предметах. "Если бы вы, Глафира Алексевна, были неграмотной женщиной, то я бы снисходительно помалкивал. Но ведь вы же бывший педагог. Зачем вы ребенку голову морочите, и так у нее фантазий через край", - морщился, как от горькой пилюли, отец девочки.

Обычно в таких случаях баба Глаша кротко умолкала, хорошо понимая, что не в ее силах просветить тьму закоснелой души.

Только ей одной девочка решила доверить свою главную тайну и рассказать про шкафного жителя и его зеркальную тень, а также про слова, зовущие ее полететь до любимой звезды. Баба Глаша выслушала все, посмотрела внимательно на ребенка и внушительным тоном, совсем ей не свойственным, произнесла: "Никогда не слушай эту тень, что бы она тебе ни говорила. Запомнишь?" Девочка кивнула, притихнув от строгой серьезности ее голоса.

Вечером за чаем, баба Глаша, видимо, в продолжение разговора, при котором девочка не присутствовала, сказала ее матери: "Хоть и поздно, но дождалась ты дитятки, а главного ей дать не можешь". И укоризненно добавила, помолчав: "Одна у тебя девчонка, и не боишься ты".

- Да как же я с ней пойду, тетя Глаша, вы сами подумайте, как я пойду с ней? Ведь я партийная. Вот если бы жива была мама, да была в добром здравии: - мать задумалась, заглянув на краткий миг в те потаенные свои глубины, что хранили детскую память о совсем другой жизни. Она вдруг вспомнила о том, как ее мать однажды, в дни тяжкой житейской непогоды, долго молилась в церкви перед огромным образом в блистающем окладе, и все приподнимала ее, маленькую, и все прижимала лобиком к нему. Но жизнь приняла такой оборот, что ей представлялось лучшим держать дверь в эти глубины наглухо заколоченной. - Да, была бы жива мама: - повторила она.

А баба Глаша была очень разумной старухой, проработавшей большую часть жизни в своей глухомани учительницей начальной школы, и, конечно же, понимала, что кесарю надо отдавать кесарево, но чтобы Бога исключить из частной жизни, - этого она, в отличие от многих и многих обокраденных и изуродованных душ, не принимала решительно.

- Да я все сделаю, я. С меня-то какой теперь может быть спрос?

Но мама не отступала перед ставшей на старости лет, как иронично выражалась она, необузданно богомольной родственницей.

- Нет, тетя Глаша, сейчас, зимой, ни в коем случае. Еще схватит воспаление легких. И потом, если бы купель можно было как-то продезинфицировать:

Баба Глаша только махнула рукой на такую санитарно-гигиеническую бдительность и прекратила разговор.

В феврале она засобиралась домой к большому огорчению девочки. "Приеду летом, жавороночек ты мой, побуду с тобой на даче, - сказала она, прощаясь, - и все, что нам надо, сделаем, окрестим тебя. Разве можно без этого?" И еще вдруг произнесла: "Я вот помолюсь Иоанну Крестителю, чтобы он пока присматривал за тобой. Это он заглянул первым в твои младенческие глазки, ведь родилась-то ты в его день. Если бы родители твои были в разуме, они назвали бы тебя Елисаветой, в честь его праведной матери. Он - твой защитник и покровитель и не оставит тебя никогда".

Слова, сказанные старухой, были мало понятны девочке и сразу изгладились из ее памяти. Свое же обещание приехать летом баба Глаша не сдержала, ибо к лету уже лежала на кладбище в далекой заволжской степи.

А вот шкафный житель исчез. И зеркало как-то сразу перестало притягивать магнитом младенческую душу, хотя девочка по-прежнему радостно замирала в те минуты, когда ей доводилось видеть, как отражается в зеркале звезда, а иногда и месяц. И тогда она - а ее слуха уже коснулась музыка русского стиха - говорила ему, повторяя читанные ей слова: "Здравствуй, Месяц Месяцович!" И не было случая, чтобы он не кивнул приветливо ребенку.

 

Однажды, будучи уже студенткой, искушенной в книжной премудрости, девочка праздно зашла в какую-то церковь, случившуюся на ее пути. Там ее внимание привлек крылатый образ, как ей сначала показалось, Архангела. Но, подойдя ближе и увидев в его руках голову на блюде, очень похожую на его собственную, она догадалась, что перед ней - Иоанн Креститель со своею усекновенною главой, изображенный как Ангел пустыни. И в этот миг она вдруг вспомнила прощальные слова бабы Глаши, ясно и отчетливо зазвучавшие в ней, и поняла, что это он, Предтеча Спасов Иоанн, крайний пророк и первый мученик за Христа, "присматривал" - по молитвам старухи - за нею, нехристью, все эти годы ее безблагодатного взросления и не очень-то давал разыгрываться ее молодой дури, а в какие-то моменты жизни - хранил от беды.

Но прошло еще немало времени, прежде чем приняла она святое крещение. Все что-то мешало, точнее, кто-то, конечно, имя кому - легион, как и той тени, так смущавшей ее у зеркала во времена раннего детства.

Когда же стала она уже не праздно приходить в церковь и поминать об упокоении близких, то в один прекрасный день подумала, что молиться надо и о душах любимых писателей, прежде всего, за души убиенных русских гениев. И поняв, что Сергей Есенин не был самоубийцей, она стала поминать и его.

Не так давно, после одной из родительских суббот, ей приснился, точнее, даже и не приснился, а как бы вторгся в пределы ее сна, надвигаясь на нее всей своей громадой, угрюмый Маяковский, точно такой, как на последних фотографиях, с лицом, хотя и совершенно узнаваемым, но искаженным болью и злобой. И все повторял: "А за меня разве не нужно молиться?"

От внезапности его вторжения сон ее пропал, но оказалась она в каком-то неведомом пространстве уже не сна, но еще и не яви, по-прежнему находясь один на один с громадной тенью поэта, продолжавшей вопрошать: "За Сережу ты молишься, а за меня не нужно разве молиться?"

Ей иногда снились ушедшие из жизни близкие и она понимала: они напоминают о том, что ждут ее молитв, хотя и прожили жизнь вне Церкви, хотя и принимали как единственную данность для человека дух века сего и не испытывали тогда потребности в молитвенном обращении к Богу. Но тут она ощутила не просто веяние потусторонности, как это бывает в таких снах, но наполняющее душу смертным ужасом, цепенящее дыхание инфернальной бездны, откуда, несомненно, явилась тень поэта. И вдруг неожиданно для себя она ответила ей:

- Не любили ведь вы при жизни "длинноволосых проповедников", да еще как не любили. Себя, "горлана-главаря", почитали нужнее их и ставили выше их, ни на секунду не склоняясь перед их крестным мученическим подвигом. Нелюбовь ваша к ним простиралась столь далеко, что вы резво включились - хотя вряд ли вас к этому принуждали - в травлю Святейшего Патриарха Тихона, написав о нем гнуснейшие пасквильные стишки. Одно это стихотворение постыднее всего того, что насочинял бездарь и холуй Демьян Бедный. Вам-то был дан талант. А чего стоит ваше оплакивание цареубийцы Войкова: Не в угоду ли семейке Бриков, с которой вы так непристойно срослись, писалось все это? На своем таланте вы позволили паразитировать легиону тех, кто поощрял вас низводить все вековые святорусские ценности в народном сознании для того, чтобы превратить его в расхожее, унифицированное, массовое, манипулировать которым не составляет уже никакого труда. Поощряя вас к этому, легион в то же время подтравливал вас, как и водится в этой среде. Были и у Есенина, конечно, богохульные строки и неуместные зигзаги мысли, но в его поэзии присутствовала тайна святого и грешного русского бытия и, в отличие от вас, он любил ту корневую Россию, которая еще не была искорежена параноидальными фантазиями революционных бесов. И не всякий, далеко не всякий русский талант даст себя оседлать такой профессиональной подсадной ведьмочке, какой была порочная иудейка Лиля Брик, кстати, запомнившаяся мне накрашенной вульгарной старухой, которую видела раза два школьницей.

Ужасаюсь загробной участи вашей души, но что может сделать для нее моя слабенькая и немощная молитва?

Так ответила она тени Маяковского и тут же оказалась в знакомом и привычном пространстве своей комнаты.

Весь день она думала об этой, не укладывающейся в сознании встрече. Решив, что в любом случае следует помолиться о пребывающей в адских муках душе поэта, стихи которого некогда надо было - хочешь, не хочешь - учить наизусть и творчеству которого уделялось в ее школьные и университетские годы едва ли меньше времени, чем творчеству Пушкина и Достоевского вместе взятых, - она зашла вечером в церковь и поставила свечу о упокоении раба Божьего Владимира. Но тяжесть от ночного видения только усилилась. И еще несколько раз поминала она его отвергавшую Бога душу. И всякий раз ей становилось как-то особенно тяжело.

Недавно при встрече со мной она рассказала о ночном видении и о том, что молитва о душе поэта гирей повисает на ней.

А мне как-то сразу вспомнились читаные воспоминания о некоторых духовно опытных священниках, которые, случалось, когда их просили помолиться о чем или о ком-либо, спустя некоторое время говорили, что молитва их не возносится вверх ко Господу, а падает камнем обратно. Из чего следует, что Богу не угодно исполнить просимое. Известно также, что бывали и на Афоне в старое время случаи, когда монахи присылали обратно денежный вклад пославшему его с сообщением, что деньги возвращают, ибо Господь не принимает их молитв об упокоении такого-то.

Лидия Мешкова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"