На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Здесь русский дух

В Московском государственном историко-этнографическом театре

Сцена из спектакля Незабываем ряд народных праздников и обрядов, берущих своё начало в древней колыбели славянства («Русский календарь»). Задиристые, наивные, смешные — подлинные городские увеселения «Ярмарки начала века». Быт казачьей станицы с её неповторимым колоритом, терпкий казачий юмор и высокие нравственные устои («Казачье действо»). Любимые русские народные сказки: «Морской царь и Василиса Премудрая», «Свет-луна и Иван-богатырь», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и Сером Волке», «Волшебное кольцо», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», лубочные картинки в пьесе «Шиш московский». Сами названия этих спектаклей для детей и взрослых звучат как волшебная музыка, незаслуженно забытая в наши дни.

А каков спектакль по пьесе А.Н. Островского «Тушино», премьера которого прошла в театре с полным аншлагом в 14 ноября 2009 года….

Есть в Москве театр, осуществивший эти и многие другие постановки, в которых сочетаются народная драматургия и режиссёрское искусство, древнее песенное многоголосие и актёрское мастерство, колоритный язык, яркие этнографические костюмы, древнерусские музыкальные инструменты. Историко-этнографический театр был создан в 1988 г. молодыми актёрами — выпускниками старейшего в России Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина при Малом театре. Все эти годы художественным руководителем, режиссёром-постановщиком и вдохновителем творческого коллектива театра остается Михаил Мизюков.

Необыкновенна творческая атмосфера театра. Зритель, пришедший на спектакль «Ярмарка начала века», попадает не просто на представление, а на настоящее ярмарочное действо начала прошлого века. В фойе развернуты раек (потешная панорама), театр Петрушки, пантомима, медвежьи забавы, ярмарочные балаганчики, где за мелкую монету можно, например, совершить путешествие вокруг света, увидеть «настоящую египетскую тьму» или омыть руки водою из Нила. Главным событием спектакля «Ярмарка начала века» стала классика фольклорного театра — пьеса, которую действительно играли на ярмарках в русских городах века этак с семнадцатого — знаменитая народная пьеса «Царь Максимилиан». Это зрелище, имеющее очень древние корни, поражает своей непосредственностью, безыскусностью, я бы даже сказала, какой-то беззащитностью. Несмотря на очень простой сюжет, оно почему-то надолго остаётся в памяти. Такой притягательной, магнетической внутренней силой обладают, по-видимому, все проявления духа русского народа — относится ли это к древним иконам, церковному зодчеству, знаменному распеву, народной песне или, как в данном случае, к театральному действу. Не случайно эти старинные русские ярмарочные увеселения зрители смогут увидеть не только в репертуаре театра, но и на традиционно проходящих в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Рождественских образовательных чтениях.

Интересно и то, что часто сценической площадкой для спектаклей становится сама природа или окрестности монастыря, исторический интерьер русских усадеб или аллея старинного парка — такое необычное окружение придает спектаклям особую историческую достоверность: недаром ведь театр называется Историко-этнографическим. Таких, прямо скажем, необычных постановок у театра немало. «Посадник» А. К. Толстого в Юрьевом монастыре в Новгороде (по заказу Международного фонда славянской письменности и культуры), ночной спектакль под открытым небом на Бежином лугу «Туда, туда в раздольные поля» по «Запискам охотника» И. С. Тургенева (по заказу Тульской администрации и Союза писателей России), «Свеча земли русской» в Высоко-Петровском монастыре (по заказу Славянского фонда России), «Измайловский остров» в родовой усадьбе Романовых (по заказу Государственного исторического музея), «Буди ко мне, брате, в Москву» — историческое действо к 850-летию г. Москвы, «Семен Дежнёв» — историческое действо в Анадыре (по заказу Департамента культуры и искусства Чукотского автономного округа) и другие. Костюмы к спектаклям исполнители шьют сами, сами поют, играют на народных музыкальных инструментах.

Я была приятно удивлена, увидев даже на вечерних спектаклях Историко-этнографического театра много детей. Приходят всей семьей с родителями, целыми классами приезжают из Подмосковья.

Вот мнение некоторых родителей, пришедших на спектакли с детьми.

«Мы с дочерью в восхищении от "Русского календаря". В течение одного вечера на сцене проходит весь годовой круг, все народные праздники, как их в деревнях отмечают крестьяне. Рождество, Крещение, проводы Масленицы, украшение берёзки на Троицын день, осенние песни сбора урожая. Спектакль необыкновенно красивый. И, я бы сказала, душевный. Здесь много песен, народных обрядов. Такое прекрасное хоровое пение редко где услышишь — практически все актеры поют. Очень красивые костюмы. И ведь всё это наше, родное. Не один-два спектакля, а весь репертуар театра такой. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет"... »

«Пришли в театр с женою и двумя сыновьями. Конечно, это не первый спектакль, который мы здесь смотрим. Нам всем очень нравится. Уже смотрели добрый и весёлый спектакль "Шиш московский" по сказке Бориса Шергина и очень редкую сказку Николая Лескова "Час воли Божией". Окунаешься в мир русской старины. И, знаете, погрузившись в этот мир, побывав в этом мире, сам себя начинаешь больше уважать. Ни разу не ушёл со спектакля без чувства внутренней радости: мы — русские, и это всё наше: песни, юмор, менталитет, быт».

«Мы просмотрели весь детский репертуар — а это восемь русских народных сказок, теперь пришли на вечерний спектакль "Ярмарка начала века". Хотим посмотреть "Русский календарь" и "Народную мозаику". Такие спектакли и само существование театра можно назвать духовным подвижничеством: актёры черпают силу для творчества из чистого родника. Народная песня, народный быт, христианские истины — нам этого сейчас так не хватает».

Действительно, среди проблем современного мира можно выделить две главных: экология природы и экология души. Современный человек, вкушающий плоды «свободы слова» и «свободы творчества», начинает задыхаться в этой атмосфере.

Люди спешат в паломнические поездки, чтобы в воде святых источников получить исцеление от телесных недугов. Стремятся они и к чистому, животворному роднику народного творчества. Историко-этнографический театр в Москве можно сравнить с ключом живой воды: к ней припадаешь снова и снова, черпая силы, вдохновение, бодрость. Ведь это проявление наших духовных основ, нашего истинного характера, самобытности, цельности, стойкости — всего того, что называется «русским духом»: незамутненного, нерастворимого ничем, выкристаллизованного веками, того, что помогало и помогает нам преодолевать все испытания.

Ирина Меладзе


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"