На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Хорошо, что мечтою живет человек…

Не стало крестьянского заступника и летописца Белой России

 

Ушел от нас талантливый русский писатель, Леонид Фёдорович Южанинов, автор книг «Цепи Романова» (1991), «Терновый венец» (1994), «Над Вишерой-рекой» (2006), «У обрыва» (2007), «Северный этап» (2007), «Гармонь» (2009), «Лебедь белая» (2010), «Пленник судьбы» (2016) , многих публикаций в журналах «Наш современник», «Слово», «Воин России», «Подъем», «Сибирь», «Огни Кузбасса», «Юнга», «Роман-газете», «Клио».

Оторвавшийся тромб прервал земное бытие прозаика накануне 75-летия. Леонид Южанинов упокоился 21 мая 2016 года в городе Россошь Воронежской области. В черноземные степи его занесла судьба инженера-строителя. В 1971 году Леонид Федорович приехал в Россошь на строительство химического завода, на котором впоследствии работал начальником цеха.

Россошь стала для него скорее местом жительства, а душа его осталась на реке Вишере. О которой он писал: «... Разогнул сапоги – бродни, вошел в холодный поток. Положил на воду букет полевых цветов, будто любимой женщине подарил. И поплыли цветы, развернувшись венком, вниз по течению. А у самого слезы на глазах: река вспоила меня, вскормила, качала на своих упругих волнах, отправила в Большую жизнь».

В короткой автобиографии Леонид Федорович так рассказал о себе :

«Родился я 17 июня 1941 года в селе Редикор Чердынского района Пермской области, в крестьянской семье. Отец погиб на фронте в 1942 году. Воспитывали меня мать, бабушка, да деревенская улица.

С самых первых шагов окружали меня ржаные поля-холмы, ромашковые луга и широкий простор тайги. Низкое северное небо, словно выстиранное непогодой, стлало на землю неяркий синий свет. В пятидесяти метрах от дома вырвавшись из каменных объятий Урала, катила свои воды своенравная Вишера. Зимою два цвета довлели над округой: белый от глубоких царственных снегов, да зелёный от подступающего со всех сторон сказочно-дремучего леса. Старина времён Ермака витала над тесовыми крышами рублёных изб, в логах и тихих проулках родины.После окончания семилетней школы четыре год крестьянствовал в колхозе. Армейскую службу проходил в ракетных войсках, в Туркестанском военном округе.

Демобилизовавшись, работал и учился. Окончил Березниковский вечерний строительный техникум. На стройках Пермской и Воронежской областей прошёл путь от мастера до начальника цеха.

Писать начал поздно. Первый свой рассказ, детский отправил в журнал «Костёр». К своему удивлению, ответ получил с рецензией известного писателя Сергея Довлатова. Он раскритиковал моё сочинение, но отметил хороший язык повествования. А в конце сделал следующее заключение «и всё-таки рекомендую журналу обратить внимание на перспективного автора». Эта неожиданно высокая оценка, своеобразный аванс моему творчеству окрылили меня и поддерживали в самые тяжёлые минуты литературных невзгод.

Первой серьёзной публикацией признаю повесть «Крутые горки», изданную в Воронеже Центрально-Чернозёмным книжным издательством в 1989 году.

Интерес к прошлому страны заставил меня взяться за историю. В результате родились две повести: «Цепи Романова» о суровых нравах во времена царствования Бориса Годунова и «Белая дорога» о Гражданской войне на Восточном фронте и адмирале Колчаке. Положительной рецензией на эти два произведения откликнулся журнал «Москва».

Гражданскую войну 1918-21 годов считаю трагедией русского народа, что и старался показать в романе «Хлеб и кровь»…

Придерживаюсь классической манеры письма и не приемлю литературные «выверты». То, что сейчас бульварно-криминальная литература всплыла наверх – дело временное, уверен, эта пена сойдёт, и люди, как и прежде, будут пить чистую родниковую воду классики.

Судьба никогда не баловала меня, жизнь общества знаю не понаслышке, а изнутри, так как и по сей день живу среди простых людей. «Кто много путешествовал, тот много знает» – говорили древние. Мне пришлось объездить всю страну, всю территорию бывшего СССР, и не «с лейкой и блокнотом», а в силу жизненной необходимости, и пристанищами моими были военные городки, стройки, заводские цеха, рыбные промыслы, колхозы. Накопленный «багаж» – большой, и дай Бог реализовать его хоть наполовину».

В 1994 году Южанинов был участником Всероссийского совещания писателей баталистов-маринистов в Москве, а в 1999 – научной конференции «История белой Сибири» в Кемерово, в 2001 году – научной конференции «Российская государтвенность и культура на рубеже эпох» в Перми».

Почему именно жанр исторической литературы стал главным для писателя?

«Как я пришел к этому? Трудно объяснить», – рассказывал Леонид Федорович. – «Наверное, это заложено во мне с детства. Судьба словно сама подталкивала меня к написанию исторических вещей, организовывала встречи с очевидцами давних событий. Когда я коснулся архивов, меня очаровал адмирал Колчак. Александр Васильевич привлек меня не только своей непоколебимой любовью к Родине, беззаветным служением России, но и личными качествами: мужеством, бесстрашием, талантом, честностью и порядочностью. Так получилась повесть «Белая дорога», исторические портреты – «А. В. Колчак – Верховный правитель России», «Адмирал Колчак», роман «Хлеб и кровь» (о гражданской войне на Урале). Как уроженец Чердынского края, который во все времена был местом ссылки, я не мог не написать о О.Э. Мандельштаме (повесть «Северный этап»), К.Е. Ворошилове (очерк), М.Н. Романове (повесть «Цепи Романова»).

А толчком к написанию первого исторического произведения послужило следующее... Во время посещения Чердынского краеведческого музея меня поразил один экспонат – кандалы. Они поразили не столько своей необычностью, громоздкостью, сколько тем, что цепи и кольца их не были ржавыми, а матово блестели. И вот тут-то гид рассказала мне жуткую историю заточения и гибели боярина Михаила Никитича Романова, дяди первого русского царя из рода Романовых. Услышанное так потрясло меня, что я больше ничего не мог смотреть и вышел из музея на улицу, на мороз. Все мысли были о несчастном узнике, невинно загубленном. С тех пор эту историю я не мог забыть. Жестокость, с какой расправлялись с людьми во времена правления Бориса Годунова, угнетала: практически Михаил Никитич был заживо погребен.

Несправедливость, издевательства властей и стрельцов над жителями Ныробки не давали покоя. Прежде чем взяться за написание, я изучил все, что мне было доступно, от Белдыцкого и краеведческой литературы до Карамзина и Соловьева. Историческая канва в повести у меня в основном выдержана: дата, место действия, исторические события и т.д. Остальное – художественный вымысел. Исторические личности, крестьяне деревни Ныробки существовали на самом деле, их имена известны, но и только. Мне пришлось их «оживить», очеловечить. Жен, детей, матерей крестьян пришлось выдумать, так же как вогул и других лиц».

В последние годы Леонид Федорович, несмотря на проблемы со здоровьем, упорно работал над новыми произведениями. В феврале 2016 года в читальном зале Межпоселенческой библиотеки им. А. Т. Прасолова в Россоши состоялась презентация новой книги члена Союза писателей России Леонида Южанинова «Пленник судьбы». Это автобиографическое повествование о становлении личности молодого человека 60-х годов. Леонид Федорович описал свою армейскую молодость. Служить ему пришлось в ракетных войсках, как раз в пору их создания. После армии главный герой Алексей Северцев побывал на Камчатке, где проявились главные его человеческие качества – верность, порядочность, трудолюбие и готовность прийти на выручку товарищу. Все это присуще в полной мере и самому Леониду Южанинову. Есть в новой книге рассказы и даже стихи.

Хотя стихи Леонид Южанинов называл своими ранними опытами, «баловством» у него есть строчки воистину золотой пробы. Опять же о покинутой уральской родине:

Высоко, высоко синева небосвода,

Далеко, далеко дорогие места.

Снится мне по ночам северянка-природа,

Что-то нежно забытое шепчут уста.

Полететь бы туда в сенокосную пору

И упасть с высоты в луговую копну,

И отдаться во власть голубому  простору,

И поверить, поверить блаженному сну.

Там над речкою светлой монашенка-ива

Тихо шепчет молитвы, грустя обо мне,

И полощутся ветви в купели залива,

И качаются листья на тихой волне.

 

Хорошо, что на свете есть небо  и солнце.

Хорошо, что мечтою живет человек.

Из далекого детства мне светит оконце

В отчем доме, с которым расстался  навек...

…С Леонидом Федоровичем мы познакомились в пору моего редакторства в воронежском еженедельнике «Берег». Тогда я с удовольствием публиковал рассказы Южанинова на «литературной странице» газеты. Встречались мы не так часто. Все-таки Россошь от Воронежа далековато. Но каждый раз наши встречи были душевными и интересными для обоих. Недаром в 2009 году на подаренной мне книге «У обрыва» Леонид Федорович сделал надпись с многозначительным отточием: «на память о «Береге»…» Когда я работал уже в издательстве ИПФ «Воронеж» то курировал выход книги Южанинова «Гармонь». В ней меня поразил рассказ «Дети Золушки» о мальчике из уральской деревни, дедушку которого посадили по доносу за слова, сказанные против политики Сталина. В дни, когда пришла весть о смерти вождя, мальчик тайком разбивает камнем портрет Сталина , висящий на клубе. А на следующий день в школе была торжественная линейка, где «Зоя Петухова, длинная угловатая семиклассница с комсомольским значком на плоской груди, с испуганным белым лицом, прочла стихи», которые заканчивались так: «И даже на самой далёкой звезде Слышна будет песнь о великом вожде!»

А далее следует эпизод, который меня лично без всяких лишних слов убеждает, что Леонид Южанинов по-настоящему талантливый большой русский писатель:

«Придя домой, спрашиваю мать:

– Как-то жить-то будем? Пропадем без Сталина-то!

Мать удивленно посмотрела на меня, долго думала, словно собиралась с силами, твердо ответила:

– Не пропадем! Жили люди до него, будут жить и после. Хуже не будет, хуже некуда. Дожили до ручки, ни на себя, ни под себя, что в девках завела – износила, а купить не за чо. Хлеб ростим, а едим лебеду да лесной мох вперемешку с ржаным охвостьем. А наш-от хлебушко уминают горожана с американской тушенкой. Вот и посуди! Выходит, колхозники нашему государству – падчерица, а горожана – любимая дочь.

– Как Золушка! – вставляю я.

– Кака ишшо Золушка? – не понимает мать.

– Да сказка такая французская, я тебе читал.

– А, помню. Все мы хрестьяна – золушки, да только спасать нас некому. Может, и отыщется отважный человек – выручит. Мир не без добрых людей. Скоко ж можно маяться? Просвет должон быть».

Я думаю, мало, кто из русских прозаиков так пронзительно и с такой болью заступился за русского крестьянина, на костях которого построено величие страны Советов. Мне это близко еще и потому, что я тоже родом из деревни, и знаю наверняка, как жилось в сталинском колхозном раю.

Внешне Леонид Федорович был человеком негромким, даже тихим. Но знал себе цену. В разговоре всегда искреннем, без всяких лишних церемоний спустя некоторое время за кажущейся внешней слабостью всегда прорывался неистовый мощный темперамент человека с железной волей. Доверительно он рассказывал мне и о своей личной жизни. Часто жаловался, что потерял контакт с дочерью. Она вместе с матерью заболела главной болезнью века сего, сребролюбием. Считала Леонида Федоровича неудачником, неспособным зарабатывать. Будучи в разводе, Леонид вынужден был проживать в одной квартире с бывшей женой. И в этом семейном кошмаре он находил в себе силы писать пронзительную прозу. Какие отношения у него были с родными в последние годы, я не знаю. Но как сказал мне по телефону россошанский поклонник таланта писателя, поэт и художник, Борис Таранцов, на похоронах и жена и дочь искренне скорбели об ушедшем. Возможно, с Божьей помощью они помирились…

Как сказал Борис Иванович, на похоронах присутствовало человек 20-30 россошанцев. Заведующий отделом культуры райадминистрации зачитал телеграмму из Воронежа. Прощальное слово сказал известный россошанский поэт Виктор Беликов. Виктор Васильевич отметил яркий, сочный язык прозы Южанинова, глубинное чувство Родины, сыновье отношение к родной природе, особенное чувство сострадания к маленькому простому человеку.

По мнению Таранцова, Леонид Южанинов – писатель масштаба всероссийского. Кстати, Борис Иванович не разделяет убеждений Южанинова, его пиетета перед героями Белой России, Таранцов по-прежнему верен красным героям Гражданской войны. Он не был другом писателя, но правда выраженная покойным в книгах покорила Бориса Ивановича. Преданный читатель Южанинова, Таранцов считает, что Леонид Федорович очень сильный прозаик не только Черноземья. Прозу Южанинова Борис Иванович ставит в один ряд с прозой Шукшина и Шолохова. «Когда читаешь его книги,– сказал о творчестве Леонида Федоровича Борис Таранцов, – то перед глазами возникают картины. Если отталкиваться от сказанного Чеховым, что «словам должно быть тесно, а мыслям просторно», то у Южанинова и между словами – простор, образы, краски! Настоящий писатель, поэт и художник должен в совершенстве владеть всеми пятью чувствами восприятия, но – в десятикратном размере, в отличии от обыкновенных людей. Так вот, у Южанинова это владение есть! Оттого так свежа, так хороша и искренна его проза». С ним согласна и известная поэтесса из Старой Калитвы Россошанского района, автор очерка об атамане Колесникове, Светлана Ляшова. По ее мнению Леонид Южанинов очень глубокий, настоящий писатель, которых мало.

А какова фабула произведений Южанинова, владение сюжетной линией! По мнению Бориса Таранцова все произведения Леонида Южанинова так и просятся на экран. Но Бог так рассудил, что попал Леонид Федорович по словам Таранцова в «глухую дыру черноземную, в хохляцкий угол» далекий от киностудий.

Но будем надеяться, что романы и повести писателя обязательно будут экранизированы. Я почему-то верю, что в посмертной жизни Леониду Федоровичу, много пострадавшему и передумавшему, много потрудившемуся на ниве русского слова, удастся не только вернуться на родину и « упасть с высоты в луговую копну». Обязательно сбудутся и другие его творческие мечты, не реализованные при жизни.

А в Россоши между тем, собираются отпраздновать его день рождение, его 75-летие, которое наступит 17 июня. 

Святослав Иванов (Воронеж)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"