На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Песни и молитвы Георгия Свиридова

К 100-летию великого национального мастера

По признанию современников Свиридов совершил в свое время подлинный переворот в отношении общества и культуры к народному творчеству. В его музыкальном мире есть живое ощущение того глубоко залегающего фундамента, которым являются древнее искусство церковного пения, знаменный распев, колокольные звоны. Свиридов был первым, едва ли не единственным, кто вернулся к этой мощной традиции в XX веке. В этой традиции — основа эпического и “предвечного” характера свиридовского художественного мира, его аскетической простоты, истовости и устойчивости, которые противо­стоят, пресловутому “игровому отношению к жизни”, каким соблазняются и соблазняют людей многие таланты. Вот почему Свиридову принадлежит великая заслуга: он олицетворил в себе, он создал целое направление, вернувшее современной русской музыке ее роль органа национального самосознания. В своем творчестве он воспевал «народ, одержимый великой и благороднейшей идеей братства и вселенской любви, верности и самопожертвования». Сам он свою задачу понимал так: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

 

Основные вехи жизни

 

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 (16) декабря 1915 года в тихом уездном городке Фатеже Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Отец в гражданскую воевал на стороне большевиков и погиб, когда Георгию было четыре года. Воспитывался в традиционной патриархальной семье, вспоминал, как бабушка водила его в церковь. В 1924 году, когда Георгию было девять лет, семья переехала в Курск. Здесь началось его страстное увлечение литературой. Но постепенно на первое место стала выдвигаться музыка. Еще в школе Свиридов учился играть на балалайке. Подбирал на слух мелодию и показал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год учился в Курской музыкальной школе в фортепианном классе В. Уфимцевой. Она и ее муж, известный изобретатель в области авиации, энергетики, революционер, человек, хорошо знавший литературу, близко знакомый с Горьким, сыграли большую роль в общем развитии Свиридова.

В 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано в Центральном музыкальном техникуме, который окончил в 1936 году. С 1936 по 1941 год учился в Ленинградской консерватории. В 1937 году принят в Союз композиторов СССР. В 1941 году, сразу после окончания консерватории, Свиридов был мобилизован, но в конце года был комиссован по состоянию здоровья. До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, писал военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи Алексея Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре. В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. C 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962—1974 годах секретарь, в 1968—1973 — первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской (1960) и Государственных премий СССР (1946, 1968, 1980).Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов. В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов» . Свиридов один из основателей Петровской академии наук и искусств . В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

На разных полюсах с учителем

 

Уже за три года композиторских занятий в техникуме Свиридов сочинил много произведений в разных инструментальных и вокальных жанрах. Некоторые получили широкую известность. Такова была судьба Квартета для скрипки и фортепиано, Сонаты для фортепиано.

Но среди произведений тех лет совершенно особое место занял вокальный цикл из шести романсов на слова Пушкина, созданный в конце 1935 года. Это была не просто большая удача учащегося последнего курса техникума. Пушкинские романсы явились началом творческой самостоятельности автора. Романсы эти быстро приобрели популярность. Их часто стали исполнять, особенно в 1937 году, когда страна отмечала 100-летие со дня гибели Пушкина.

В 1936 году поступает в Ленинградскую консерваторию в класс композиции Рязанова, а после отъезда последнего из Ленинграда — Шостаковича. С Шостаковичем у Свиридова были сложные отношения. Его сочинение «Слободская лирика» не понравилось Дмитрию Дмитриевичу, он высказал свое мнение в резких тонах, и Свиридов ушел из консерваторского класса Шостаковича. Но их первая размолвка длилась недолго. Во время войны они опять сблизились и долгие годы, примерно до начала 70-х, оставались в доверительных отношениях. В 1948-м Свиридов был объявлен формалистом, пять лет его музыка не исполнялась. Все эти годы Шостакович поддерживал Свиридова, как мог, а после смерти Сталина много сделал, чтобы был снят запрет на исполнение музыки ученика. Как позже заметил племянник Свиридова и издатель его дневников Александр Белоненко, у учителя и ученика были разные взгляды, и это шире чем «прав – виноват, за – против». Шостакович впитывал в себя с детских лет столичную культуру. Свиридов же — едва ли не единственный из выдающихся русских композиторов — выходец из крестьян, родился в провинции. Поэтому ему так близок был Есенин. У Шостаковича — традиционный либерально-интеллигентский , польский взгляд на Россию: задрипанный мужичонка, каторга, карикатурный поп. Свиридов написал вокальный цикл «У меня отец крестьянин» и кантату «Лапотный мужик». То есть, они находились на разных полюсах. Шостакович заканчивает свое творчество замечательной 15-й симфонией, ее финал — уход в небытие, в замогильную тишину вечности. Завещание Свиридова — хоровой цикл «Песнопения и молитвы». И тут — тоже дистанция огромного размера.

Еще студенческие годы Свиридов сочиняет ряд хоровых песен, делает хоровые обработки народных мелодий. И хоровая музыка Свиридова тех лет крепко связана с традициями русской крестьянской песенности.

Но все же наиболее интересное, яркое и своеобразное он создает в камерном вокальном творчестве. Его привлекает поэзия М. Лермонтова, А. Блока, П. Беранже, А. Прокофьева.

 В военное время и молодой композитор написал ряд массовых песен для Ленинградского академического театра драмы имени А. Пушкина, сочинил музыку к пьесе К. Симонова «Русские люди», к «Кремлевским курантам» Н. Погодина, к «Отелло» У. Шекспира. Создал оперетту «Раскинулось море широко» — первую музыкальную комедию героического содержания. Из произведений этого времени особенно выделяется Фортепианное трио ля минор (1945), за которое в 1946 году Свиридову была присуждена Государственная премия первой степени.

В начале 50-х годов создается еще одна оперетта — «За Нарвской заставой» , сочиняется музыка к драматическим спектаклям ленинградских театров, крепче и основательнее оказываются связи композитора с кино. Основное же внимание и творческие силы Свиридов отдает теперь жанрам вокальной музыки: камерной, хоровой и особенно привлекающей его в эти годы вокально-симфонической. Появляются вокальная поэма «Страна отцов» на стихи А. Исаакяна, «Песни на слова Р. Бёрнса в переводе С. Маршака», вокальный цикл «У меня отец — крестьянин» на слова С. Есенина, «Петербургские песни» на слова А. Блока. А в области вокально-симфонической музыки — оратория «Декабристы» на стихи А. Пушкина и поэтов-декабристов, поэма «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория» на слова В. Маяковского, «Курские песни» на народные тексты, кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака.

 С Есениным композитор не расстается и в дальнейшем. В пору работы над музыкой на тексты Есенина (1956) Свиридов оставляет Ленинград и переезжает в Москву. Творческий путь Свиридова 50—60-х годов пролегает по русской почве и идет к «Курским песням», которые были завершены автором в 1963 году. Созданием «Курских песен» композитор вносит новый и очень ценный вклад в советскую музыку. Произведение это весьма характерно для своего времени с его новым интересом к народному творчеству.

 

Первопричина духовного сознания

 

В 1960-е годы у композитора возникает замысел «маленьких кантат» – «Деревянная Русь» и «Светлый гость» на слова С. Есенина, «Грустные песни», в 1970-е – «Барка жизни» и «Несказанный свет» на слова А. Блока. В 1967 году создается маленькая кантата на слова Б. Пастернака «Снег идет. В 1960-е гг. композитор пишет музыку к кинофильмам «Метель» по повести А. С. Пушкина и «Время, вперед!» по роману В. Катаева, получившие поистине всенародное признание.

Переходом в сферу духовной музыки стал для Свиридова 1973 год. Для спектакля «Царь Федор Иоаннович», поставленного в Малом театре Борисом Равенских по пьесе Алексея Толстого, со Смоктуновским в главной роли, Георгий Васильевич написал три духовных хора. В 1988 году по поводу выхода в свет книги Валентина Непомнящего “Поэзия и судьба”, Свиридов писал автору: « Книга Ваша прямо указует главное в поэте — первопричину его духовного сознания — Христа, соединение Высшей Мудрости с наивностью ребенка. Близка мне и мысль о таинственности мира, которую и не надо пытаться разгадывать, а следует принять целиком».

К позднему периоду творчества композитора относятся поэмы для голоса с фортепиано «Отчалившая Русь» на слова С. Есенина (1977) и «Петербург» на слова А. Блока (1995), замыслы цикла для баса с оркестром «Из Пушкина» и кантаты «Золотой сон» на слова Н. Рубцова, концерт для хора «Пушкинский венок» и другие сочинения . В последние годы своей жизни композитор работал над сочинением «Из литургической поэзии». Часть этого произведения – «Песнопения и молитвы» для смешанного, мужского, женского и детского хоров – была фактически завершена композитором и после его смерти опубликована. Это произведение получило высокую общественную оценку и было удостоено Государственной премии России в 1996 г. «Представляя собой собрание хоровых циклов композитора, – сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, – «он отражает особую, и самую существенную грань внутреннего мира этого великого национального мастера – его глубинную духовную жизнь, неразрывно связанную с русской православной традицией».

Болезнь и смерть застигли композитора в момент подготовки к печати рукописи этой последней работы, ставшей своеобразным «Реквиемом» Свиридова.

 

Выражать или служить?

 

После смерти Свиридова были изданы его дневники, которые он вел долгие годы. Которые, в буквальном смысле взорвали читающую Москву. Кроме безжалостных характеристик деятелей культуры ХХ века, в том числе своих современников, особенно досталось от Свиридова людям с еврейскими фамилиями, в книге есть глубокие и выстраданные мысли автора. Вот, к примеру, его мысли о культуре: «Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть – вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне – есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории и выдавать за нее нечто совсем другое».

О двух типах художников: «Первый тип – А. Блок, С. Есенин, Н. Рубцов, Мусоргский, Корсаков, Рахманинов – поэты национальные (народные). Они никому не служат, но выражают дух нации, дух народа, на него же опираясь. …если есть предпосылки к их появлению, время как бы само рождает их. Второй тип художника – прислуга. Такой поэт или художник СЛУЖИТ силе. стоящей над народом и, как правило, чужеродной силе. Под видом национального беспристрастия, "интернационализма", в его, главным образом, американском понимании, он служит интересам обычно чужой нации, стремящейся установить свое господство над коренным народом. Примеров этого – много».

В тетрадях 1982-83г. Георгий Свиридов с горечью констатировал: "Нации русской больше нет". А в 1988 – во время перестройки записал: "Народ русский... почти утерял свою национальную особенность и принадлежность. Он превратился в безликую рабскую массу, всегда готовую к послушанию". У Свиридова теплилась надежда, что русский народ возьмётся за ум и стряхнёт с себя рабство и жирных пауков, т.н. "прорабов перестройки". Иначе, предупреждал он, русский народ "останется униженным рабом и будет истреблён, что может произойти гораздо быстрее, чем мы думаем".

…Кстати сказать, Курск в последние годы стал своеобразной столицей свиридовского творчества. Здесь ему поставлен памятник, работы знаменитого Вячеслава Клыкова. Курский музыкальный колледж проводит ежегодные Свиридовские чтения и по их результатам издает сборники. В Курске проходит и Международный конкурс камерного пения имени Свиридова. 

Подготовил Святослав Иванов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"