На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Отзывчивости нашей торжество

К 210– летию со дня рождения Михаила Глинки

Это поэт Николай Рыленков, земляк композитора, назвал Михаила Глинку торжеством русской отзывчивости. В творчестве которого есть и простой напев русской деревенской песни, и «мазурки гром», и «радостные всплески» испанской пляски. По его убеждению Глинка творил, «прислушиваясь к музыке вселенной».

В лице Михаила Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX веке одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком. Его наследниками являются все крупные композиторы 19 века. «Глинка... в такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни», – сказал о нем известный русский критик В. Стасов. Творчество Глинки и по сегодняшний день воздействует не только на отечественную музыкальную культуру, оно не перестает быть притяжением для музыкантов всего мира.

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. Прадед композитора был шляхтичем. После потери Польшей Смоленска в 1654 году он принял российское подданство и перешёл в православие.

Главные впечатления детства, проведенного в смоленской деревне, в обстановке помещичьего усадебного быта, русские песни. А также крепостной оркестр дяди, жившего в родовом имении Шмаково. Мальчиком Глинка играл в нем на флейте и скрипке, став старше, дирижировал. «Живейшим поэтическим восторгом» наполняли его душу колокольные звоны и церковное пение. Юный Глинка неплохо рисовал, страстно мечтал о путешествиях. Два великих исторических события явились для будущего композитора важнейшими фактами его биографии: Отечественная война 1812 года и восстание декабристов в 1825 года.

Годы учения Михаила Ивановича в Петербурге (1818-1822 гг.) прошли в Благородном пансионе, одном из лучших учебных заведений России, где преподавали блестящие умы того времени А. Куницын, К. Арсеньев, А. Галич. А воспитателем был будущий декабрист и друг А. Пушкина В. Кюхельбекер. Учеба протекала в атмосфере пылких политических и литературных споров. Позднее, после разгрома восстания декабристов Глинка был подвержен допросу относительно связей с «бунтовщиками».

В годы учения Михаил часто посещал театр, знакомился с операми В. Моцарта, Л. Керубини, Дж. Россини, брал уроки игры на скрипке, фортепиано. Посещал музыкальные вечера, музицировал в четыре руки с братьями Виельгорскими, А. Варламовым, начал сочинять романсы, инструментальные пьесы. В 1825 году появился один из шедевров русской вокальной лирики — романс «Не искушай» на стихи Е. Баратынского.

 Молодой композитор изучал оперную и симфоническую музыкальную литературу, работал с домашним оркестром семьи в качестве дирижера (в Новоспасском). Большое влияние на Глинку оказала русская литература и непосредственное общение с А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Дельвигом, А. Грибоедовым, В. Одоевским, А. Мицкевичем.

 В 1830-34 гг. М. И. Глинка познакомился с музыкальной жизнью крупнейших центров Европы. В Италии Глинка сблизился с В. Беллини, Г. Доницетти, встречался с Ф. Мендельсоном, позже среди его друзей появятся Г. Берлиоз, С. Монюшко. Глинка серьезно учился, завершив музыкальное образование в Берлине у известного теоретика З. Дена.

Весной 1834 года Глинка вернулся на родину и приступил к сочинению задуманной оперы. Вдали от родины, он в полной мере осознал свое истинное предназначение. «Мысль о национальной музыке... более и более прояснялась, возникло намерение создать русскую оперу».

Сюжет оперы был предложен В. Жуковским – подвиг русского крестьянина, пожертвовавшего жизнью ради родины. За основу была взята поэма «Иван Сусанин» из сборника «Думы» поэта-декабриста К. Рылеева. Автор либретто, придворный поэт Г. Розен, придал тексту монархическую окраску. К новой опере проявил внимание сам Николай I. Так появилось новое название оперы – «Жизнь за царя». В некоторых эпизодах Глинке удалось изменить текст Розена, приблизить его к авторской концепции.

Премьера оперы была воспринята деятелями русской культуры как большое событие. Высоко оценили оперу русские, а позже и зарубежные критики. Пушкин, присутствовавший на премьере, написал :

Пой в восторге русский хор!

Вышла новая новинка.

Веселися Русь! Наш Глинка -

Уж не Глинка, уж не Глинка, а фарфор!

Дата премьеры – 27 ноября 1836 года – стала днем рождения национальной классической оперы. Глинка создал народную героическую трагедию, в корне отличную от популярного в то время жанра большой оперы. Одоевский писал: «С оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки». «Это более, чем опера, это национальная эпопея», – писал в 1840 году французский критик А. Мериме.

Успех окрылил композитора. Сразу же после премьеры «Сусанина» началась работа над оперой «Руслан и Людмила». Мешали этой работе неудачная женитьба, завершившаяся разводом, отнимавшая много сил служба в Придворной певческой капелле. Сильным ударом стала трагическая гибель Пушкина на дуэли, разрушившая планы совместной работы над произведением. Мешала бытовая неустроенность. Но работа продвигалась, а параллельно появлялись и другие произведения — романсы на стихи Пушкина, вокальный цикл «Прощание с Петербургом».

 Около шести лет работал Глинка над второй оперой – «Руслан и Людмила». Премьера «Руслана и Людмилы» 27 ноября 1842 г. принесла Глинке немало огорчений. Враждебно встретила оперу аристократическая публика во главе с императорской фамилией. Среди сторонников Глинки мнения резко разделились. Высокую оценку она получила в статьях В. Одоевского, О. Сенковского, Ф. Кони. Музыкой её восхищались Ф. Лист и Г. Берлиоз. Причины сложного отношения к опере заключаются в новаторской сущности произведения, с которое начался неведомый ранее сказочно-эпический оперный театр. Глинка «на былинный лад распел пушкинскую поэму». Солнечная музыка перекликается со знаменитым «Да здравствует солнце, да скроется тьма!», а яркий национальный стиль оперы как бы вырастает из строк ; «Там русский дух, там Русью пахнет». С 1846 г. опера сошла с петербургской сцены и после нескольких представлений в Москве надолго прекратила свою сценическую жизнь.

Несколько последующих лет Глинка провел за границей в Париже (1844-45) и в Испании (1845-47), специально изучив перед поездкой испанский язык. В Париже с большим успехом прошел концерт из произведений Глинки, по поводу которого он писал: «...Я первый русский композитор, который познакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в России и для России». Испания вдохновила Глинку. Он создал две симфонические пьесы: «Арагонская хота» и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Одновременно с ними появилась знаменитая «Камаринская», гениальное «русское скерцо» — фантазия на темы двух русских песен. С этих произведений, ведет свое начало русская симфоническая музыка. Позднее Чайковский отмечал, что «настоящая русская симфоническая школа» вся в «Камаринской» подобно тому, как весь дуб в жёлуде».

Расцвет реалистических принципов «натуральной школы» повлияли на замыслы композитора. В начале 50-х гг. он задумывает программную симфонию «Тарас Бульба» (на сюжет повести Гоголя), в 1855 – оперу-драму из народного быта «Двумужница» (по одноименной драме А. Шаховского).
Весной 1856 года Глинка уехал в Берлин. Он был увлечен созданием оригинальной системы русского контрапункта. Но 3 (15) февраля 1857 года Михаил Глинка скончался в Берлине, в мае того же года его прах был перезахоронен в Петербурге в Александро – Невской лавре. Его музыкальные замыслы, впоследствии получили развитие в творчестве С. Танеева, С. Рахманинова и других известных русских композиторов.

 Первый памятник композитору в России открылся в Смоленске 20 мая (1 июня) 1885 года. На высоком пьедестале с короткой надписью «Глинке – Россия. 1885 год» возвышается бронзовая фигура композитора с дирижерской палочкой в руке. 27 мая 1982 г. был торжественно открыт Дом-музей М. И. Глинки в Новоспасском.

Любопытно, что бюст Михаилу Глинке в 1910 году был установлен и освящён в Киеве, перед зданием музыкальной школы Русского музыкального общества в начале улицы Прорезной. В 1955 году памятник был перенесён в парк Мариинского дворца, ныне резиденция украинских президентов. Дело в том, что Михаил Иванович имеет прямое отношение и к первой украинской опере. В своё время, в качестве капельмейстера придворной императорской капеллы будучи в столице Малороссии Глинка не мог не заметить талантливого молодого священника из черкасского села Городище, который пел в митрополичьем (самом престижном) хоре Киева первой половины XIX века. Грядущую звезду оперной сцены звали Семен Гулак-Артемовский. Так началась удивительная история восхождения к славе лучшего баритона тех лет.

Благодаря поддержке Глинки, Гулак-Артемовский завершил музыкальное образование в Европе. А затем поступил в оперную труппу императорских театров и свыше двух десятилетий занимал положение одного из ведущих певцов русского музыкального театра. В 1852 году в свой бенефис Артемовский поставил собственный водевиль «Ночь накануне Иванова дня». А потом он написал первую украинскую оперу «Запорожец за Дунаем» — вещь, любимая народом на огромных просторах бывшего СНГ

Сюжет «Запорожца за Дунаем» подсказал историк Николай Костомаров. Либретто, тексты вокальных и разговорных номеров, оркестровая партитура и клавир — все это написал сам Артемовский. Умер Семен Степанович в 60 лет и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его судьба – не только успешный менеджерский проект Михаила Глинки, но и ещё одно доказательство русской отзывчивости. 

Святослав Иванов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"