На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Про Ивана-дурака

Крещенские раздумья

 

1.Почему нас кличут "Иванами". Почему это имя распространено и крепко засело в сознании людей, когда говорят о русском народе? Неужели именная нива оскудела? Ведь есть же и другие имена.

Есть, но можно подумать, что принятие христианства и крещение Руси нанесли ничем непоправимый удар по многоцветию славянских имен в русском народе. Да, действительно, многоцветье это погасло. Однако на смену ему пришел негасимый свет имен лучших людей христианского мира до крещения Руси, а потом и лучших людей самой Руси. Это - имена святых. Если в дохристианской Руси славянское имя обязывало следовать содержанию самого имени, то новое христианское имя обязывало нареченного им следовать святости жизни того человека, именем которого нарекали. А поскольку имена святых с именем Иоанн - одни из самых распространенных в христианском именнике, начиная с Иоанна Крестителя, первого среди других, а в русском календаре они приходились на период больших рождений, то и среди русских носителей имени "Иван" немало. Другая причина в том, что слово-имя "Иоанн" переводится как "слуга Божий". Носить такое имя - честь великая и обязывающая для выходца из любого социального слоя, лишь бы человек был православный, понимал, почему его так зовут.

И в сказках имя Иван носят герои по происхождению своему самые разные. Многие - многие социальные слои из всех, ближних и дальних, уголков Руси, от низов до верхов, послали своих представителей в число сказочных Иванов, некое "Иванство" (или "Иванию" ), которое по своему людей объединяет. Тут и солдаты, и бурлаки, и купеческие, и кухаркины дети, и плотники, охотники, и сироты - от неизвестных родителей, и царевичи. Но неслучайно лучший из них Иван-Дурак - происхождения крестьянского, от земли, от сохи. Ведь предки каждого из нас были когда-то крестьянами, на которых Русь держится.

Нет в лучшем Иване знатной породы, телесной красоты и силы, данных от рождения. "Жил в деревне мужик и было у него три сына, два умных, а третий - Иванушка - дурачок". Не узнать в дураке героя, а в герое дурака. Вот и царевна "взглянула за трубу и увидела там Ивана - Дурака; платьишко на нем худое, весь в саже, волосы дыбом"..

2. Почему народ любит Ивана. Иван - наиболее распространенное имя в народных сказках, а значит и вероятность называния им любимого героя велика.

Иван-Дурак - любимый герой нашего народа, общий автопортртрет. Это удачник, иронизирующий над другими, но и над собой, прежде всего. Иронизирующий не потому, что он зол, а потому, что он в высшей степени добр и разумен, Он понимает суетность мира, в котором живет, преходящее значение тьмы и непреходящее значение света-любви. Он и глупость сморозит, чтобы посмешить людей. И прихвастнет ради пользы дела. В свете-любви, а не в бездуховной "науке" черпает силы."Там увидели и только головой покачали: "Ну, дурак , ну , дурак"... А он вышел за город, опять гаркнул богатырским голосом, свистнул соловьиным посвистом: "Где мой добрый конь?!"...Конь бежит - земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет. Ванюшка влез в правое ухо, вылез в левое - и таким красавцем сделался, что во всем мире нет! Сел на коня и покатил". С детских лет знакомые слова, а перекликаются они, что меньше известно, с апокрифами ("Беседа трех святителей" ): "Григорий спросил: "Видел я змея, лежит при дороге, хотел он коня ухватить за копыто, а конь припал на заднюю ногу, помощи ожидая от хозяина своего?" - Иоанн ответил: "Конь - православная вера христианская, дорога - сей мир, а змей - антихрист, копыта коня - последние дни земного века".

Сейчас, когда многие считают, что тьма почти победила, стоит перечитать сказки об Иване, чтобы поучиться у него стойкости духа, равновесию душевному. И все-то ему приходится добывать самому, в немыслимо трудных обстоятельствах. И закапывали его, и поджаривали, и на кусочки рубили, и топили, а он все жив. И заметьте, ни разу не сотворил себе кумира, не обидел ни ближнего своего, ни тварь какую, ни деревца, ни травинушку. Вся судьба Ивана - в помощи другим, в бескорыстной защите слабых, обиженных.

"- Сынок, - старичок говорит, - покорми меня: отощал я за дальнюю дорогу, в суме ничего не осталось.

Иван ему в ответ:

- А у нас, дедушка, крошки хлеба нету в избе, знать бы, что ты придешь, я бы давеча сам последней краюшки не ел, тебе бы оставил. Иди. я тебя умою и рубаху твою ополощу".

Предсказать его поведение проще простого. Можно, не ошибаясь, сказать, как он поведет себя в каждой из ситуаций. Он, ни разу не упоминая заповедей Нагорной проповеди, следует им, как будто это норма его поведения. На сказочном герое, самом неприметном обыкновенном, грешном человеке по имени "слуга Божий", лежит отсвет Христа.

3. Мир без "ученых". Между ним и "учеными" людьми - безусловная граница: в одном из циклов сказок Иван подчеркнуто носит прозвище Незнайки, а в другом - Бесталанного. И "ученые" - единственная людская среда, откуда сказочные Иваны не вышли, то есть в сказках не имеет представителя. Ни единого! Будто "ученых" для автора сказок, - народа, вообще не существует или какие-то они недостойные для представительства в Иванстве-Ивании. Идет это не от самоуничижения и не от гордыни авторской. Просто - напросто народ сам учен, без отколовшихся от него "ученых". В народной многотысячелетней вселенской лаборатории многое такое создано, что ученые лишь потом подтвердили. Список бесконечный: первые предстапвления о мировой гармонии, материи и энергии, силе и движении, молекуле и атоме, изобретение глобуса, создание книги и т.д. и т.д. Наш Михайло Ломоносов, пробившись в "ученые", только тем и занимался, что народные представления уточнял. А сколько этих представлений так и не понято "учеными", так и не развито, зачастую искажено до неузнаваемости. Но главное, повторяю, духовная граница между Иванами и "учеными". Незнайка неслучайно излучает свет, удивительно чистый, яркий. Если бы "знайки" такой свет излучали, может и мир другой был, а не такой страшный. как сейчас. Не лезли бы "ученые", родство забывшие, на горб Ивана, не стремились погонять, учить уму-разуму, не уничтожали бы живое.

Линия между Иванами и "учеными" - линия принципиальная, разделительная. Иваны никогда о родстве своем не забывают. "Иваны, родства не помнящие", - так сказано, чтобы подчеркнуть невероятность подобного случая. Не помнящий родства - это уже и не Иван.

4. Кто ненавидит Ивана. Прежде всего, Иван - Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами.

Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы. Более того, он всеми силами стремится, чтобы его не считали героем. Его хочется назвать, как это и делают некоторые исследователи, "замаскированныым героем". Будто на Иване - маска Дурака. Но в том-то и дело, что это не маска, а лик - образ, выражение внутреннего отношения к миру. Маску можно снять, - лик снять невозможно, с ним живут, с ним умирают, с ним предстают перед Богом, где "будут последние первыми". Поэтому надо говорить не о замаскированном герое, а о главных чертах определенного личностного класса.

Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает. В третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой. С точки зрения врагов именно отсутствие этих трех пороков, которые они считают наипервейшими достоинствами, позволяет назвать Ивана "дураком". В сказках враги, зная, как поведет себя Иван, пользуются этим, провоцируют условия, в которых он идет "туда, не зная куда", чтобы "принести то, не зная что", для них достает и славу, и богатство.

Крестьянского происхождения, он иным быть не может. Как не могут быть иными его враги. Они не специально его враги, они - такие, они просто другие, представляют другой противоположного значения, личностный класс. И даже злость их на Ивана можно объяснить тем, что они не могут быть как Иван. Они живут по другим заповедям.

5. Почему побеждает Иван. Высший смысл путешествий и всех злоключений Ивана даже тогда, когда он идет, и не зная куда и неизвестно за чем - в борьбе с нечистью и в умножении добра. Он побеждает врагов в силу своего естественного, Богом данного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать - сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. Помогает, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру. Он человек внутренний, живущий сердцем - вещуном."Тут старушечка прыгает через грядку: Фу-фу-фу, что это такое! Русский дух ко мне в лес зашел!"... Царству мертвых, основных врагов Ивана - Кощею, Бабе-Яге, Змею Горынычу - противостоит царство живых. Особая страна Иванство-Ивания, - особая цивилизация. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Это - цивилизация Россия. Другой такой не найти. "Рус Иван" называли и называют нас западные соседи, "урус Иван" - восточные.

Причем человек противного личностного класса, противоположной цивилизации, где в почете, прежде всего, "любимые" богатства, то есть человек внешний, живущий холодным рассудком, православных считает уже не сказочными, а самыми настоящими дураками, и Россию - дикой, нецивилизованной страной дураков. Люди из этой страны-цивилизации, оставшиеся православными, то есть мы с вами, и есть Иваны - Дураки.

Между тем бессмертие России - именно в том, что в ней жили и творили, живут и творят Иваны, помнящие родство. Личность народного любимца узнается во всей нашей культуре, как в творцах ее, так и в их творениях, как, положим, в Достоевском и князе Мышкине или Шолохове и его герое из "Судьбы человека". В Пушкине и Юродивом.

Конечно же, чем не Иван - Дурак наша национальная гордость - Александр Сергеевич Пушкин. Ведь даже смерть его для благоразумного человека глупость, не оправдать никак. Гениальный поэт, почитаем народом, мог бы и не стреляться, жить-поживать, далее сочинительстововать. Но в том-то и дело, что за Пукшкиным на дуэли стояла вся Россия, от крестьянки Арины Родионовны до героев 1812 г., до ее святых. Убийца, стреляя в Пушкина по заказу мракобесия, тьмы, стрелял и в каждого из нас. И это случай, когда "смертию смерть поправ", человек побеждает.

В некоторых сказках отец Ивана, восстав из могилы, спрашиввает: "Фуфоньки, фуфоньки! ...Что делается на Руси - собаки ли лают, волки ли воют, или мое чадо ревит?". И так хочется ответить нашим предкам, и Пушкину тоже, как ответил Иван отцу: "Есть сын твой, и на Руси все спокойно".

Иван - Дурак после смерти побеждает. Вспомните самого меньшего из Иванов - Ваньку - Встаньку. Не зная или не любя нашу культуру, можно, конечно, увидеть в нем зловредного мальчонку, который по ночам не спит и другим спать не дает. Но прав-то поэт, который увидел и в младшем из Иванов ту же одухотворенную стойкость, что свойственна всему нашему племени Дураков, особенно беспощадных к захватчикам родной земли. Сколько ни мордуй, выстоим. И терпит-то Иван, потому что силы копит, уму-разуму набирается, "с духом собирается". Потомственный крестьянин, он сам не может быть захватчиком чужой земли, но и свое Отечество в обиду не даст.

"Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить, Затужили старик со старухою, загоревали, А старшие сыновья утешают их...

- Нет, - говорит Иванушка, - не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!

...Чуду-юду не посчастливилось: Иван - крестьянский сын с одного взмаха сшиб ему три головы.

- Стой, Иван - крестьянский сын! - кричит чудо-юдо. - Дай мне передохнуть!

- Что за отдых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.

Снова они сошлись, снова ударились.

Иван - крестьянский сын отрубил чуду-юду и последние три головы". Как говорится, клонируй не клонируй, а все равно хана.

Кощею (в его современных масках) Иваны больше кого-либо мешают. Враги нашей страны не хотят, чтобы у нас были такие герои.. И вот выходят где-нибудь за кощеевым бугром афанасьевские сказки, а они так подправлены, сокращены и прокомментированы кощеевыми помощниками, что Иван в книге уже и не Иван вовсе, а чемпион среди обыкновенных придурков.

Кажется, что Иван в меньшинстве, что он одинешенек. Но это так, если мерить мир по кощееву, по "ученому", а если как надо, то за Иваном - бесконечный свет, противостоящий конечной тьме. Даже оставшийся один на этой земле "собравшийся с духом", праведный человек будет в бесконечном большинстве, ибо за ним - святые, ангелы, Сам Бог. Такой человек - всегда победитель.

В светлый праздник Крещенья в храм Святой Троицы, что в Хорошеве, тянулась длинная-длинная очередь. Люди пришли за святой водицей. А тут как бы остановились мимоходом непонятного вида люди. Как бы слышно от них иноземное: "Вот дураки, Иваны. Что от них ждать-то!..". И в очереди словно полыхнуло некое движение, хотя никто из нас не шелохнулся в сторону людей иноземного вида, и они как бы резво отскочили, исчезли.

А вот наш батюшка, лицо у него радостное, счастливое, прошелся вдоль очереди, думая, наверное, об удивительном. Как же, удивительно, люди не стояли, а потихонечку-потихонечку, ни на минуту не задерживаясь, двигались к храму. Удивительно. не было ни милиции, ни пьяных. А главное, людей пришло намного больше, чем в прошлом году. И так по всей Руси-матушке.

Люди к храмам идут. Храмы строятся. Звон колокольный все звончей. Свету все больше. И на нас, Иванах, все больше - свет Крещения, свет Святой Троицы. Непобедимый свет любви Иисуса Христа.

Юрий Буданцев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"