На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Осторожно, провокация!

А была ли мечеть на Чертовом городище?

Недавно мне в руки попалась книга «Древняя Алабуга», выпущенная в 2000 году. Досуг позволил не спеша ознакомиться со всеми опубликованными в ней материалами, в том числе и со статьей А.З. Нигамаева и Ф.Ш. Хузина «Древняя Алабуга и проблемы ее возникновения».

 

Чертово городище. Фото Андрея Полозова Не знаю, как создался столь тесный научный тандем в составе старшего преподавателя кафедры всеобщей и отечественной истории Елабужского государственного педагогического института и старшего научного сотрудника Национального центра археологических исследований Института истории АНТ, руководителя археологической экспедиции "Казанский Кремль", но их изыскательские перлы заслуживают пристального внимания.

Давая ретроспективный обзор исследований, проводившихся в разные годы на Чертовом городище, авторы апеллируют к различным свидетельствам и документам. В частности, они упоминают Н.П. Рычкова, посетившего Елабугу в 1769 году и запечатлевшего свои описания в "Журнале путешествия".

Авторы статьи пишут: "Следует заметить, что Н.П. Рычков был первым исследователем, определившим развалины каменного здания как остатки "храма язычников", т.е. мечети, построенной болгарами..." (стр.10)

Понятно, что приписку о мечети делает не Н.П. Рычков, а А.3. Нигамаев и Ф.Ш. Хузин. Но каким образом оба просветителя, взявшиеся пролить свет на прошлое Елабуги, могли превратить "храм язычников" в мечеть и причислить к язычеству одну из крупнейших монотеистических религии, остается только гадать.

Следующая загадка относится к конфигурации древнего каменного сооружения, обнаруженного на Чертовом городище. К статье приложен план, снятый с данной территории художником И.И. Шишкиным в 1856 году (стр. 37, см. рисунок). Несмотря на мелкость изображения, видно, что угловые башни бывшей крепости имеют круглую форму.

Не расходится с этой изобразительной версией и другое свидетельство, помещенное в материале А.3. Нигамаева и Ф.Ш. Хузина. После работ И.В. Шишкина по истории Елабуги и реставрации сохранившихся там архитектурных памятников самые значительные исследования проводил в 1888 г. известный русский археолог А.А. Спицын. Им были "старательно осмотрены оба склона городища, на пространстве всей площадки вскрыто множество пробных ям, а в оползне, оказавшемся здесь на левом склоне, проведено несколько рвов, главным образом, на самом мысу городища, так как толща культурного слоя здесь найдена более значительною. Впрочем, оползень оказался настолько бедным находками, что весь интерес раскопок сосредоточился на исследовании фундамента каменной постройки". На этом месте А.А. Спицын выявил план здания, имеющего подквадратную форму с четырьмя угловыми башнями и четырьмя округлыми выступами по середине стен..." (стр.11).

Чертово городище. Фото Андрея Полозова Буквально на следующей странице приведена цитата основоположника советского булгароведения,А.П. Смирнова из его фундаментального труда "Волжские булгары": "Это сооружение в основе квадратное, каждая из его стен имеет внутри 20 м длины, т.е. общая площадь равна 400 кв.м. По углам и посредине каждой стены четырехугольник был укреплен круглыми башнями, из которых в настоящее время сохранилась только одна... Весь характер здания, боевые башни по углам и полубашни в центре стен, дававшие возможность защиты стен и поражения штурмующего неприятеля во фланг, и значительная толщина стен (1,8 м) говорит за то, чтобы относить эту постройку к числу военных сооружений. Да и размеры ее в 400 кв.м. достаточно велики для этого. Кавказские боевые башни во много раз уступают укреплению Чертова городища."

Каково же будет удивление читателя, перед мысленным взором которого уже сложился образ древней крепости, когда он дойдет до описания результатов археологической экспедиции, производившей раскопки на Чертовом городище в 1993 году под руководством профессора А.Х. Халикова (в раскопках участвовал уже известный нам А.3. Нигамаев, а также архитектор С.С. Айдаров, ныне — заведующий кафедрой теории, истории и национальных проблем архитектуры Института архитектуры и дизайна Казанской государственной архитектурно-строительной академии).

"Здание имело почти правильную, квадратную в основе, форму с длиной сторон 21 м, по углам которого очертились фундаменты округлых башен со средним диаметром в 9 м. Башни, располагавшиеся по юго-западному и юго-восточному углам, отличались своими размерами и очертаниями. |Так, юго-восточная башня, [реконструированная И.В. Шишкиным, имела более крупные размеры — 14 м в диаметре и, по-видимому, была более высокой... юго-западная башня имела ярко выраженную шестигранную форму и расширенную фундаментальную платформу, показывающую, что здесь возвышалась оригинальная башня типа минарета... между двумя вышеуказанными башнями от стены отходит треугольный выступ — контрфорс, ориентированный своим острием на юго-юго-запад (205 градусов), т.е. точно на I Мекку. Эта полубашня — михраб — была построена одновременно с юго-западной стеной, о чем свидетельствуют связующие камни, наличие в стене дверного проема и совпадение уровня полов" (стр.21).

Если верить последнему описанию, то остается только предположить, что авторы трех предыдущих страдали столь значительными дефектами зрения, что никак не могли отличить шестигранник от круга, а треугольник от полукруга.

Но существует еще одно интересное свидетельство, причем не далее чем 10-летней давности. В 1991-1992 годах крупномасштабные археологические раскопки на Чертовом городище проводил доцент ЕГПИ К.И. Корепанов, опубликовавший результаты находок в местной газете "Новая Кама" в декабре 1991 года в статье "Камский "орешек" (NN 204-207). Он, в частности, пишет: "При раскопках выявлены великолепно сохранившиеся фундаменты стен и башен. Булгарская цитадель в плане имела четырехугольную форму. Она состояла из внутренних и внешних стен, угловых башен, выдвижных полубашен, сооруженных посредине стен, и полос своеобразных кронверков (укреплений, возводившихся в XVI-XVIII в.в. перед крепостным фронтоном крепости с целью его усиления), которые стрех сторон равномерно опоясывали внешние стены, угловые башни и срединные полубашни... Диаметр угловых башен и средних полубашен 5,4, а толщина их стен 1,2 м... При раскопках на Елабужском городище пока не найдено фактов, связанных с мусульманской религией его обитателей..."

Странный факт: К.И. Корепанов, возглавивший созданное 23 мая 1991 года городское краеведческое общество, строивший обширные планы его будущей деятельности, вскоре после произведенных раскопок покидает Елабугу. Его поспешный отъезд больше напоминает бегство...

Вывод напрашивается сам собой: после устранения главного свидетеля и совершается, по-видимому, перекройка военной крепости в мечеть.

Кому это было и остается нужным, читатели легко догадаются сами.

Евгений Кольцов


 
Ссылки по теме:
 

  • АЛАБУГА. Фотогалерея Андрея Полозова
  • Елабуга. Народная энциклопедия городов и регионов России 'Мой Город'

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"