На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Статьи  
Версия для печати

Милосердия двери

Радио "Говорит Саров". Жизнь и культура

Лет восемнадцать назад судьба занесла меня в подмосковное село Захарово. Когда-то им владела бабушка Александра Сергеевича Пушкина.

Но не поэт меня позвал в дорогу – я ехал к Алексею Петровичу Арцебушеву. У него только что вышла книга "Милосердия двери", и именно из нее я узнал, что Арцебушев – внук министра финансов Николая Второго – наш земляк.

Алексей Петрович Арцыбушев – человек, жизнь которого вобрала в себя целую эпоху в истории России и Русской Церкви. Он родился в 1919 году в глубоко верующей дворянской семье в Дивееве и стал почти ровесником нового строя. Многие трагические явления 1920-1950‑х годов отразились на его семейной и личной истории: голод и нищета, репрессии, аресты, лагеря и ссылки. Семья Арцыбушевых была тесно связана с духовенством, отказавшимся от компромисса с советской властью, поэтому рассказчик – живой свидетель жестоких гонений на Церковь. Он лично знал многих подвижников веры, пострадавших в то время.

События в автобиографическом романе доведены до 1956 года, когда Алексей Арцебушев добился реабилитации. Но к созданию воспоминаний он приступил лишь в 1980‑е, причем занялся этим неожиданно для самого себя – по настоянию и благословению протоиерея Александра Егорова. Книга была написана на одном дыхании и… легла в стол почти на полтора десятилетия – первое издание вышло в свет в 2001 году.

Арцебушев вместе с дочерью ждали меня. А как же, говорил мне Алексей Петрович, человек из моих родных мест едет. Потому на столе дымилась только что сваренная свежая картошечка. Масляно соблазняла жирная селедка. Лук, огурцы и запотелая бутылочка водки.

Слово за слово, рюмочка за рюмочкой, и передо мной был монастырский Саров того времени, до закрытия. Передо мной расстилались женский монастырь Дивеева и сельцо возле него. Оживали картины жизни Арцебушева. Скажу вам – иногда жуткие картины, где порой не было границы между жизнью и смертью.

Но всегда, как говорил Арцебушев, на пути стоял Серафим Саровский и множество людей, открывавших перед Арцебушевым Милосердия Двери.

Чем платила за это семья Арцебушевых? – Благодарностью.

Алексей Петрович рассказывал, как после освобождения Воронежа от фашистов во время Второй мировой войны, к ним в квартиру пришла соседка. Вся в слезах. Вся разбитая горем. Оказывается, ей только что пришло известие, что под Воронежем погиб ее единственный сын.

Арцебушевы достали из-под пола жестяную коробочку и протянули женщине ладанку. Ладанку, которая принадлежала преподобному Серафиму.

– Добирайся до Воронежа и ищи могилу сына. Преподобный поможет.

Женщина отправилась в дорогу. Две недели искала следы погибшего сына, и все безрезультатно. И вот в одной из деревень упавшая на колени мать достала ладанку Серафима Саровского, и в это время услышала голос:

– Кого ты ищешь, несчастная?

Женщина подняла глаза и увидела перед собой крестьянку. Она тоже наклонилась, и крестик, махонький крестик погибшего сына, увенчал поиски горькой находкой. Оказалось, что воронежская деревенская женщина похоронила в своем огороде солдатика, а крестик его прижала к себе, поближе к сердцу...

...Сколько же нас, стоящих перед Милосердия Двери? Сколько нас, открывающих эти Двери людям?

Одна из них Евгения Ермакова – сотрудница Федерального Ядерного центра, вдохновитель и активист добровольческого движения "Капельки Добра в Сарове". Ее-то мы со звукорежиссером Александром Дорохиным и пригласили в студию Саровского радио. Вместе с Евгенией мы попробовали напомнить нашим слушателям, что 1 августа в Сарове, в Дивееве да, собственно, во всей России торжественно и сердечно вспомнят нашего родного святого – преподобного Серафима Саровского. Того, который всю свою земную жизнь, а потом и духовную стоял, стоит и стоять будет у открытой Милосердия Двери.

И помогают нам в этом наши друзья – арт-группа "Largo".

Иван Чуркин (Саров)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"