На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Благовест над Галичем

5 июня 1992 года в Паисиево-Галичский монастырь впервые за многие десятилетия из города пришел крестный ход, возглавлявшийся епископом Костромским и Галичским Александром

Старинный город Галич в Костромской области удивляет каждого, впервые оказавшегося здесь, своей самобытностью. До наших дней хорошо сохранился исторический центр Галича, представляющий собой классический пример русской городской архитектуры средней полосы. Особенно красиво выглядят белокаменные торговые ряды - ранее, по всей видимости, составлявшие единый ансамбль с другими административными зданиями. Привлекают внимание строения бывших дворянских усадеб, многочисленные деревянные дома, как бы возвращающие нас в обстановку российской провинции прошедших веков. К сожалению, большинство из них сейчас находится в запущенном состоянии, требует серьезных реставрационных работ.

Особая достопримечательность этих мест - Галичское озеро, на южном берегу которого расположен сам город. Безбрежная озерная гладь простирается далеко за горизонт. Вблизи озера находятся памятники церковной архитектуры - стоящие рядом Введенский кафедральный собор и храм святителя Василия Великого (оба - в стиле барокко), а также величественный, построенный по классическому византийскому образцу собор Никольского Староторжского монастыря.

Из центральной части города хорошо видна панорама окружающей местности, украшенная высоким крутым холмом с устремленной ввысь стройной белокаменной церковью. Это Успенский собор - главный храм некогда славного, известного не только костромичам, но и всей Православной России Паисиево-Галичского монастыря. В ясный день храм над крутым обрывом видится торжественным, неприступным, а когда город окутывает дымка или над ним низко нависают облака - слегка размытые контуры церкви становятся прозрачными, легкими, как будто летящими над землей.

Чем ближе подъезжаешь к Успенскому собору, тем более осознаешь его величие и красоту. В прежние времена этот храм был сердцем иноческой обители, любимой святыни православных галичан. Однако сейчас о прошлом напоминают лишь частично сохранившиеся стены и остовы сооружений; ничего не осталось от неприступных монастырских стен, лежит в руинах Троицкий собор. Здесь, как и по всей многострадальной Руси в скорбные годы XX столетия, десятилетия гонений на веру и Церковь оставили свой трагический след. Многие века наше Отечество - именовавшееся некогда Святой Русью - укреплялось, умножало свои силы, благоговейно хранило святыни и благочестивые традиции, воздвигало храмы и монастыри. Но оказалось, что все это можно погубить и растоптать. В одночасье уничтожили почти все. Не заморские завоеватели - свои же люди, выросшие на этой земле. Вместе с гибнущими храмами, сбрасывая вниз колокола - убивали души, уничтожали былую славу народа, его историю, как будто хотели навсегда вырвать прошлое из народной памяти.

Уже в тридцатых годах XX века мало что напоминало здесь о прежней славе обители, одного из духовных центров Галичской земли. В Успенском и Троицком соборах расположились птицеферма и МТС, ничего не осталось от каменной ограды, братских корпусов, хозяйственных построек. Но после многих лет безверия и поругания святынь пришло "время собирать камни" (Еккл. 3, 5) - Паисиево-Галичский монастырь был возрожден. Поистине, угодники Божий не оставляют своей молитвой, своим небесным предстательством те места земного отечества, где совершался их подвиг!

5 июня 1992 года в Паисиево-Галичский монастырь впервые за многие десятилетия из города пришел крестный ход, возглавлявшийся епископом Костромским и Галичским Александром. В 1994 году монастырь был возобновлен как женская обители; ее настоятельницей стала игумения Наталия (Василенок). 5 июня 1997 года в Паисиевом приделе Успенского храма монастыря состоялось первое богослужение. Ныне паломники, посещающие обитель, могут вновь благоговейно поклониться великой святыне Паисиево-Галичского монастыря и всей Костромской земли - почивающим под спудом в Успенском храме святым мощам преподобного Паисия.

...Подъезжаем к обители, через калитку в деревянном заборе входим на ее территорию. Игумения Наталия сама встречает паломников и, отложив хозяйственные заботы, знакомит нас с древней святыней Галичского края.

Матушка рассказывает, что в 1992 году во время первого крестного хода вокруг монастыря совершилось чудесное знамение: на небе внезапно появилось изображение креста, сиявшее так ярко, что его смогли увидеть многие жители Галича. Этот знак явной милости Божией духовно укреплял первых сестер, призванных возрождать церковную святыню. Им предстояло совершить огромную работу по возрождению монастыря, и матушка признается, что без надежды на Бога, Пресвятую Богородицу и молитвенное предстательство преподобного Паисия у нее просто опустились бы руки. Трудно было даже представить, с чего начинать, что восстанавливать в первую очередь.

Фотографии - лучшая хроника, документальные снимки могут поведать о многом. Год 1996-й: от обоих монастырских храмов. Успенского и Троицкого, остались только руины. Нет ни сводов, ни куполов, сохранились только заросшие травой и кустарником стены, состояние церковных зданий - аварийное. В Успенском соборе трещины между стенами в их верхней части доходили до 20 сантиметров. Предстояло найти специалистов, имеющих уникальный опыт круговой кладки барабанов под купола, и решить множество других не менее важных проблем. В то время территорию обители еще не освободили проживавшие там люди, и насельницам монастыря пришлось первоначально жить на квартирах в самом Галиче, дважды в день проделывая долгий путь в обитель и из нее пешком.

Сейчас здесь многое изменилось. Сестры размещаются в добротном теплом жилом корпусе, построен игуменский дом, открыта уютная гостиница для паломников. Иначе и быть не могло, ведь матушка Наталия ни минуты не сидит без дела. Легкая, быстрая, она обладает неистощимой энергией, как будто светится изнутри. Сестер пока немного, и игумений многое приходится делать самой: она в монастыре и руководитель, и секретарь, и водитель, и прораб. Любое дело у нее спорится, и кажется, что матушке удается одновременно быть в нескольких местах. День настоятельницы проходит в хозяйственных заботах, а ночное время - для молитвенного правила...

Сестры несут обычные монастырские послушания; даже самое трудное дело они исполняют легко и с радостью. Их быт уже обустроен, и монастырь, как говорит нам матушка, с Божией помощью не бедствует. Поэтому обитель будет рада принять в свою дружную иноческую семью тех, кто искренне готов совершать подвиг служения Господу.

Попечением сестер было благоустроено место, где под спудом покоятся мощи преподобного Паисия Галичского. У раки угодника Божия постоянно горит лампада, и идут сюда люди, чтобы помолиться великому старцу, попросить его о помощи. В ходе работ открылась еще одна святыня монастыря: при реставрации старинного деревянного портала оказалось, что под слоем краски скрывается старинная икона, считавшаяся ранее утерянной. Это изображение преподобного Паисия с его духовным наставником - преподобным Авраамием Городецким, Галичским и Чухломским, одним из наиболее чтимых святых Костромского края. Икону тщательно отмыли, освятили и оставили на вратах.

В Успенском соборе пока что освящен только придел преподобного Паисия, здесь постоянно совершается богослужение. Благоговейно почитается в монастыре и любимый русским народом святитель Николай Чудотворец (вспомним, что первоначально обитель именовалась Никольской). В храме так много икон с его изображением, что матушка Наталия сама обращает наше внимание:

"Видите, сколько! Нам их приносят. Многие хранили их у себя, разобрав по домам, когда глумились над церквами. Сейчас возвращают икону Николая Чудотворца опять в его дом". Реставрационные работы в Успенском соборе продолжаются. Хотя храм еще в лесах, на его колокольне по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра уже установлены колокола.

Вслед за матушкой и звонарем - молодой послушницей Ольгой- мы поднимаемся на колокольню и вскоре уже стоим на открытой верхней площадке. От высоты и открывшейся перед нами панорамы захватывает дух: весь город как на ладони, бескрайнее озеро, поля, леса... Красота неописуемая. Рядом с нами - только птицы.

Послушница ударяет в колокол, и раздается мощный призывный благовест. Радость охватывает всех нас, лица как будто преображаются. В умелых руках сестры Ольги колокола и колокольчики оживают, согласно исполняют стройную мелодию. Наверху довольно холодно, но пальто послушницы распахнуто, глаза искрятся; ведь искусство звонаря - это не только профессионализм, но и вдохновение, и радость от осознания того, что колокольным звоном зримо возносится хвала Богу.

Звучит над Галичем благовест. Он набирает мощь и силу, уносится вверх и вдаль, заполняя собою все окружающее пространство. Его звуки проникают в душу каждого человека, смягчая даже самые жесткие сердца. Им внимает все живое, и вместе с благовестом перед нами открывается величие Православной веры, ее главный смысл - Вера, Надежда и Любовь...

Ирина Матусова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"