На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Особое почитание Премудрости

К вопросу о софианстве

Великий князь Владимир, после святого Крещения, всем сердцем и разумом воспринял Православие и как новый, благочестивый человек взялся строить на Руси святыни. Так в Новгороде, что на реке Великой, повелел воздвигнуть величественный храм в честь Софии Премудрости Божией, а в нём поставить икону греческого перевода – преемственность Великого Новгорода от святынь Царьграда-Константинополя. Софийный храм и его великая икона поныне являют Божественную красоту нашим людям. Образ Премудрости олицетворяет творческую любовь Божию, одухотворённую Духом Святым. «Премудрость созда себе дом» – эти древние слова приходятся и к храму, и к стране в целом, где он воздвигнут, и где люди умудряются жизнью. А Софийская церковь издревле поставлена и в Киеве, и в Москве, и в Ярославле, и в Вологде, и многие другие города Православной отчизны украшены Премудростью Божией.

Что же подразумевают верующие под этим сокровенным знамением? София знаменует собою духовность твари и её красоту – святость, чистоту и непорочность. Она и разум твари, её смысл, и её же правда в целом. Сокровенный человек украшен кротостью, целомудрием сердца и свободной волей. Ангел-Хранитель – вот прообраз человека в его идеальной сущности. А изображали Премудрость Божию умозрительно, по-разному, но всегда Боговдохновенно. Царьградские изографы представляли Премудрость началом путей Господних, замыслом Творца о тварной жизни: в Премудрости познаем Зиждителя. Символ Премудрости – Ангел, его власть космическая, небесная Сфера – его дом. Горний мир исполнен звёзд, изукрашен бирюзово-голубым духовным небом. Юстинианов храм в Константинополе посвящён Софии. На Руси подобное наблюдаем на иконе Софии Новгородской.

Икона эта и по замыслу, и по письму поистине великая. Посвящена Пречистой Богородице, всем путь спасения показующая, Она, как столп огненный среди мглы греха, отгоняет полчища наших страстей, приобщает к вечности. Образ исходил от души, изображая то, что таилось в глубинах народного религиозного сознания. В центре иконы на престоле женоподобный Ангел, с крыльями и золотой короной на голове. Его трон утвержден на седьми столпах, ноги упираются на камень – символ неизменяемости истины, лицо и руки огненного цвета, в ушах тороки, по-старинному слухи. По правую руку Ангела, олицетворяющего Премудрость Божию, предстоит Богородица, Подательница божественной благодати, Пречистая и Преблагословенная; по левую руку Ангела изображён Иоанн Креститель. Над духовным небом – вокруг ангелы, славящие Распятие.

В Духе Святом созерцаем Премудрость Божию или Софию: «Вся премудростию сотворил еси!» – сказано в 103  псалме. Нетленный твой Дух пребывает во всём – повторим словами Писания. Так София, или Премудрость Божия, принадлежит всей Пресвятой Троице. Надо сказать, существовали и другие изводы иконографического изображения Премудрости. В ярославской церкви Иоанна Златоуста на старинной иконе Премудрость создала себе дом и под сенью восседает на облаченном престоле. Сень удерживается шестью столпами, а седьмой – Крест.

На Киевской иконе Премудрости в Киевском Софийском соборе изображена Богоматерь, стоящая на семиступенчатом амвоне, в руках Она держит Богомладенца, под ногами серп Луны, лежащий на облаке. Церковь воспевает Пречистую Деву Марию, Высшую и Ширшую Небес, называя Её Звездою Пресветлою, Владычицей мира. И Подательница Божественной благодати Пречистая и Преблагословенная Матерь Господа вдохновенно изображена  изографами на Богородичных иконах под самыми разнообразными величаниями: Живоносный Источник; Неопалимая Купина, объятая пламенем Святого Духа; Радость всех радостей; Нечаянная Радость; Заступница Усердная; Скоропослушница; Целительница; Державная Царица – водительница всех русских патриотов; Утоление Печали, Всех скорбящих Радость, Взыскание Погибших, Умягчение злых сердец. Не перечислить всех знаменований Богородицы, запечатленных в Ея образах, молитвенно утвержденных в душах верующих, благочестивых людей. Премудрость Божия, явленная открыто или тайно и сокровенно, пребывает во всём, и Богородица помогает нашим душам живиться дыханием Духа Святого.

Премудрость Божия София празднуется в день Успения Богоматери 15 августа (церковного стиля) или в День Рождества Богородицы. По всей Руси справляли службу Премудрости Божией: и в Москве, и в Ярославле, и в Вологде, и на Урале, и в Сибири. Почитание Премудрости Божией было повсеместно. Софийные храмы ставили не только в столицах Империи, но и в глубокой провинции. Так, князь Порфирий Николаевич Енгалычёв (1769 – 1829) в своём имении Малый Студенец, что в Шацком уезде Тамбовской губернии, построил храм Рождества Богородицы, напоминающий внешне величественный пятикупольный собор Софии, Премудрости Божией, в Царском селе (архитектор Камерон), воздвигнутый при Екатерине Великой. А в Москве было два Софийных храма: один на Лубянке, другой напротив Кремля, за Москвой-рекой. Там даже Софийская набережная есть. Древнейшие тексты Службы хранились в Синодальной библиотеке. Служба составлена видным поэтом  и прозаиком XVII века князем Семеном Ивановичем Шаховским (ск. 1654), оставившем после себя большое число произведений гимнографических, а также исторических повестей, похвальных слов и посланий. Год его рождения неизвестен, но документально удостоверено, что в 1606 году князь был послан под Елец вместе со стольниками и стряпчими для наведения порядка в северских городах, позже участвовал в военных походах и дипломатических сношениях. Среди его многочисленных сочинений заметный интерес представляют повести о царевиче Димитрии, а также жития Прокопия и Иоанна Устюжских. Получив имение в Вологде, князь Шаховской пишет житийный текст Димитрия Прилуцкого, составляет вирши и молитвословия. Впервые «Служба Софии Премудрости Божией» напечатана архивариусом Св. Синода Антоном Ивановичем Никольским (1857 – 1914) по новгородскому списку в 17-м выпуске «Вестника Археологии и Истории» за 1906 год (с. 69 – 100). Публикацию археограф снабдил обстоятельной вводной статьёй (с. 69 – 79) и приложениями. Здесь на страницах 81 – 91 приведен как текст самой «Службы», так и сказания, в частности, о Константинопольском Храме  Премудрости Божией при Юстиниане и о том, как Новгородским архиепископом Геннадием был причислен к двунадесятым владычным праздникам день Успения Пресвятой Богородицы. «Дай, Господи, познати Тебе своей и словесной твари и, познав, прилепитися и долготерпение благодати Твоея воспети, и угодная Тебе творит ипостасной Божии Премудрости Господу нашему Иисусу Христу, яко препрославлен еси со безначальным Отцем и со пресвятым и благим и животворящим Духом». Завершается публикация А.И. Никольского словом от редакции этого академического повременного издания. Исследование вышло отдельным оттиском, а затем перепечатано в 13 томе «Русской исторической библиотеки», подготовленном Археологическою комиссией в 1909 году (с. 837 – 876). Третье издание «Службы Софии, Премудрости Божией» вышло в свет в Петрограде в 1925 году. Так что текст А.И. Никольского надо считать образцовым.

Спустя шесть лет после первого издания этого литургического творения вышло новое издание «Службы» в 1912  году, подготовленное свящ. Павлом Александровичем Флоренским по списку Московской Софийской церкви на Лубянке. Список изготовлен в 1835 году, но текст восходит к более раннему времени и во многом совпадает с тем, что был обнародован архивистом А.И. Никольским. В послесловии о. Павел замечает: «Свою значительность рукопись эта получает главным образом от того, что она не достояние археологии, а предмет живого церковного обихода. В церкви, которой принадлежит рукопись, доселе по ней справляется 15 августа служба Софии, Премудрости Божией». Текст набран кириллицей. Сперва он был помещён во втором номере «Богословского Вестника» за 1912 год, а затем вышел отдельным журнальным оттиском (23 с.). Эта публикация о. Павла вызвала резкую критику со стороны некоторых церковных авторитетов. Так, архимандрит Никанор в своих библиографических заметках «Случайное издание», выпущенных отдельной брошюрой (М., 1913), назвал предпринятую попытку Флоренского «сплошным недоразумением». В чём же его упрёки? Прежде всего, не упоминается первое издание археографа А.И. Никольского, вышедшее перед тем. «Мне не удалось видеть её», – признаётся П.А. Флоренский в своей книге «Столп и утверждение истины» (1914, с. 776), где приведён исключительно обширный список публикаций по вопросу Софии. И казалось невероятным, что такому всестороннему исследователю не попался на глаза академический журнал, и в нём заглавная статья А.И. Никольского, известного историка и археографа. Не сравнил публикатор храмовую рукопись с рядом манускриптов  «Службы», имеющихся в библиотеке МДА, в которой начинал трудиться этот молодой, талантливый учёный. Упрекали его и за сокращение текста: исключено сказание о построении Софии Новгородской и описание самого храма. Не вошло в изданный текст увещание к читателям.

В своей фундаментальной книге «Столп и утверждение истины», выпущенной в свет нео-христианским издательством «Путь» (М., 1914, 814 с.), Павел Александрович Флоренский посвятил учению о Софии, Премудрости Божией, отдельную главу, пожалуй, центральную в этом труде (с. 319 – 392), снабжённую при этом ещё и солидным комментарием. По существу, здесь были исследованы или просмотрены всевозможные источники богословского и светского характера, не исключая и тех, что опирались на гнозис, так ценимый в орденской среде: это будут книги Я. Бёма, Л.К. Сен-Мартена, Э. Сведенборга, И. Пордеджа, Ф. Баадера. Из русских мыслителей им наиболее почитаем Владимир Соловьёв, с его учением о «Мировой душе». Заставки ко всем частям «Столпа» взяты из альбома «Эмблемы и символы» Амбодика-Максимовича, особо ценимого масонами за олицетворённые прообразы. В целом, труд П.А. Флоренского представляет собою обширный свод православных источников, содержит много важных богословских толкований и выводов. Но западная традиция с её явными гражданскими предпочтениями, даже в небольшой примеси, толкала новых богословов в сторону нео-христианского модернизма. Впоследствии софианские воззрения найдут своё яркое выражение в трудах С.Н. Булгакова и будут рассматриваться в Православии как софианская ересь. Об этом в 20-30-е годы прошлого столетия поведут споры и в Зарубежье, и в России. Московская богословская мысль оформлена в публикациях В.Н. Лосского и в Послании Московской Патриархии. Разумеется, несхожие мнения допустимы, если не противоречат Евангельским истинам. Учение Православной Церкви о промыслительной Премудрости Божией доступно изложено в статье прот М. Помазанского, напечатанной в «Православной Руси». Там же рассматривается и вопрос о софианстве.

Служба Софии, Премудрости Божией, была создана князем С.И. Шаховским в конце XVI столетия. В архиве Посольского приказа он упоминается уже в 1573 году, а в 1707 году служба была исправлена и дополнена прологом, стихирой и каноном в честь Софии – написаны Иоанникием Лихудом.

В таком виде литургическое творение с тех пор и бытует в нашей церковной жизни. Судьба печатного текста прослеживается нами на основе публикаций, указанном в кратком библиографическом перечне.

 

 

Литература:

 

Никольский А.И. София, Премудрость Божия. (Новгородская редакция иконы и службы Св. Софии). // Вестник археологии и истории, издаваемый Императорским Археологическим институтом. Вып. XVII. СПб.: тип. П.П. Сойкина. 1906. С. 69 – 102.

Свящ. Павел Флоренский. Служба Софии, Премудрости Божии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1912. 19 с. Отд. оттиск журнала «Богословский Вестник». 1912. № 2.

Архимандрит Никанор. Случайное издание (библиографическая заметка). М.: Печатня А.И. Снегиревой. 1913. 8 с.

Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах. М.: «Путь». 1914. Письмо десятое: София. С. 319 – 392. Примечания. С. 751 – 779.

Прот. Михаил Помазанский. Соблазны философского «творчества» в Богословии. // Православная Русь. 1954. № 11. С. 4 – 7.

Протопресв. Михаил Помазанский. Как учит Церковь о Промыслительной Премудрости Божией. // Православная Русь. 1976. № 8. С. 8 – 9; № 10. С. 4 – 6.

Лосский В.Н. Спор о Софии: Статьи разных лет. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства. 1996. 194, [2] с.

Буланин Д.М. Шаховской Семен Иванович. // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. (XVII в.). Ч. 4. Т – Я. Дополнения. СПб. 2004. С. 275 – 286.

Чекмарёв А.В. Влияние Царскосельской Софии на архитектуру усадебных церквей. // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 18 (34). СПб.: «Коло». 2013. С. 312 – 329.

А.Н. Стрижев, М.А Бирюкова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"