На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Обрезание крыльев

Будет ли в России своя авиация?

В среду, 14 февраля по предложению лауреата Нобелевской премии депутата Жореса Алферова, на "Правительственный час", в Государственную Думу, был приглашен министр промышленности, науки и технологий Александр Дондуков. "О состоянии и перспективах развития науки в России" - такова была тема его доклада, Однако сегодня мы остановимся лишь на одном фрагменте выступления, касающемся положения нашей гражданской авиации. Дело в том, что в течение полутора месяцев правительством должны быть приняты решения, от которых без преувеличения будет зависеть быть или не быть российской гражданской авиации.

В декабре прошлого года на специальном заседании правительства, посвященном авиационному транспорту, Министерству промышленности, науки и технологий и Авиационно-космическому агентству было поручено разработать предложения по структуризации авиационной промышленности. В конце января Совет Федерации обратился к президенту с просьбой запретить отечественным авиакомпаниям лизинг иностранных самолетов. В результате, А. Дондукову было поручено к 1 марта подготовить доклад о лизинге, а к 1 апреля - о реформировании авиационной промышленности. Оба эти вопроса будут рассматриваться на заседаниях правительства. А если учесть, что за последние недели в связи с обращениями депутатов и губернаторов Миннауки получило от президента, Совета безопасности и премьер-министра еще около десятка поручений, связанных гражданской авиацией, то авиаторы и производственники могут вздохнуть с надеждой - за 15 лет власти еще ни разу так плотно не занимались их отраслью.

- Пора сказать правду о состоянии авиационного комплекса, а она такова: он находится в тяжелейшем состоянии, - говорил депутатам А.Дондуков. - Так из 18 авиационных заводов сегодня могут рассчитывать на частичную загрузку лишь 4. Объем профильной продукцией на некоторых авиационных предприятиях порой составляет 3 процента. Обновление оборудования в отрасли ведется с темпами, которые позволят сменить станочный парк за 100 лет. Авиационное производство упало до минимума: сегодня мы осуществляем менее 1 процента мирового выпуска самолетов.

Тема выступления не позволила А.Дондукову останавливаться на этой теме. Но и то, что им было сказано, одним словом можно охарактеризовать как катастрофа.

В Советском Союзе каждую секунду в небе находилось 600 воздушных судов, теперь их втрое меньше, да и в тех пустовато. Если в 1991 году было перевезено 140 миллионов человек, то в прошлом году услугами авиакомпаний воспользовалось чуть больше 20 миллионов человек. Зато на обломках Аэрофлота возникло около 300 компаний, большинство из которых карликовые, владеющие2-3 самолетами. Понятно, что большинства их не в силах ни только обновлять авиационную технику, но и им трудно даже поддерживать ее в исправном состоянии. Поэтому государство заинтересовано в их исчезновении.

Гражданский воздушный флот России состоит из больших магистральных самолетов типа Ил - 62, Ту-154, Як-42, легких самолетов местных авиалиний - Ан-12, Ан-2, Як-40 и вертолетов. В настоящее время в России эксплуатируется примерно шесть с половиной тысяч гражданских самолетов и вертолетов. Парк примерно из 1600 магистральных и средних воздушных судов, может сегодня перевезти вдвое больше людей и грузов, чем требуется. По данным НИИ гражданской авиации, свыше 45 процентов воздушных судов, обеспечивающих внутренние линии, простаивают из-за отсутствия работы, технической неготовности, отсутствия топлива, запасных частей и прочих причин. За исключением некоторых международных и наиболее загруженных внутренних линий, магистральные самолеты летают по 800-1300 часов в год при средней загрузке до 55 процентов - что убыточно. Для сравнения, в 1990 году средний налет подобного самолета составлял до 2000-2200 часов в год, загрузка - 70-75 процентов. А налет самолетов зарубежных авиакомпаний сегодня равняется 3000-3500 часам в год при средней загрузке до 60 процентов, да и билеты у них дороже.

Превышение предложений над спросом на рынке авиаперевозок не должно успокаивать. После того как в начале 90-х годов правительство отвернулось от гражданской авиации, обновление воздушного флота практически прекратилось, и сегодня средний возраст самолетов приблизился к тридцати годам. А 75 процентов магистральных самолетов уже отметили свое десятилетие. Свыше 95 процентов воздушных судов - это техника разработанная в 1960-х - начале 80-х годов (Ил-86 - 1976 г., Ил-62М - 1970 г., Ту-154Б - 1973 г.,Ту-154М - 1984 г., Як-40 - 1973 г., Ту-134 - 1966 г., Ан-124 - 1982 г., Ил-76Т - 1976 г., Ан-12 - 1959 г., Ан-24 - 1962 г. и т.п.). Понятно, что по своим эксплуатационным и экономическим характеристикам ветераны не могут тягаться ни с новыми отечественными самолетами (Ту-204, Ил-96, Ил-114 и др.), ни с зарубежными. Они уступают им примерно вдвое по удельному расходу топлива, а по ресурсным показателям двигателей еще больше. Поэтому эксплуатация их часто не рентабельна.

Можно было бы утешиться тем, что в США порой летают "дедушки", которым по 60 лет. Но, во-первых, ведущие авиакомпании стараются все же через десять-пятнадцать лет эксплуатации избавляться от самолетов путем продажи их в развивающиеся страны. Во-вторых, страшно подумать, сколько стоит поддерживать такого старикана на крыле. У нас с деньгами туго, поэтому самолеты "уходят на покой" в более раннем возрасте. Это одна из причин того, что авиапарк России ежегодно уменьшается на 100-150 самолетов. А на замену им, скажем, в прошлом году пришло 9 самолетов отечественного производства - нет заказов. Поэтому ожидается, что из 300 предприятий авиационной промышленности через 3-4 года останется едва ли треть.

Предполагается, что в ближайшие пять лет парк самолетов начнет убывать еще быстрее. По имеющимся прогнозам, к 2006 году должно быть списано 518 магистральных, 1950 легких самолетов и 910 вертолетов. Всего воздушный флот к этому времени потеряет 3387 судов. Определены уже и сроки, когда при существующих темпах производства авиатранспорт России не будет в состоянии обеспечивать потребности страны в перевозках. Произойдет это, по самым оптимистичным подсчетам, не позднее 2010 года. В том случае, конечно, если тенденция не переменится.

Если эти прогнозы начнут сбываться, то мы потеряем страну. Все усилия Кремля по укреплению вертикали власти будут бессмысленны, когда держава начнет расползаться по горизонтали из-за разрыва коммуникаций. Я уж не говорю об утрате обороноспособности, управляемости, росте безработицы, невозможности тушить пожары и проводить спасательные операции. Когда мы размышляем о роли авиации, то, видимо, с самого начала следует помнить, что ни по размерам, ни по климату Россию нельзя сравнивать с другими странами. И у нас самолет и вертолет - это ни только средство передвижения, но и социальный фактор - порой единственная нить, связывающая тысячи людей с остальной страной.

Одной из основных причин бедственного положения гражданской авиации является недостаточная платежеспособность населения. Позволить себе воздушное путешествие может далеко не каждый. Снижать же цену билетов авиакомпании не могут из-за постоянного роста тарифов на электроэнергию и эксплуатационные расходы. А главное - керосина. Сейчас стоимость топлива во многих регионах России превышает мировые цены.

Понятно, что чем богаче страна, тем чаще ее жители летают на самолетах. Если уровень экономики оценить через объем валового продукта на душу населения, то ситуация выглядит таким образом. В развитых странах Европы с уровнем ВВП в 12-20 тысяч долларов на человека частота пользования воздушным транспортом лежит в пределах 0,8-1,1 полета в год на душу населения. В США и Канаде, где ВВП на душу населения - 25 - 30 тысяч долларов, летают вдвое чаще. В развивающихся странах, в зависимости от уровня ВВП и особенностей географического положения - в пределах 0,05-0,5 полетов в год. В СССР частота пользования воздушным транспортом составляла 0,6 полетов в год. Сейчас это показатель упал втрое. По прогнозам ГосНИИГА, если в ближайшие годы сохранится умеренный рост экономики, то вместе с ней будет подниматься и объем перевозок. И к 2010 году, согласно пессимистическому прогнозу, он может превысить сегодняшние показатели на треть, по оптимистическому - почти вдвое. Это даст возможность расправить крылья авиации. Если же экономика будет развиваться по худшему сценарию, то, по мнению экспертов, воздушному транспорту России грозит полный развал, и оценивать емкость рынка авиатехники просто не имеет смысла. Потому что для полетов богатых людей и госчиновников вполне можно использовать иностранные самолеты. А прочий люд летать сможет только во сне.

Но хочется летать наяву и оставаться оптимистом. Пусть и сдержанным.

Валентин Зубков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"