На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Шишкин. Лес

К портрету И.И. Шишкина

И.И. Шишкин. СоснаНередко человек, любящий живописные работы И.И. Шишкина, может услышать: «Да разве это художник?! Вот Малевич, Кандинский, русский авангард — это настоящая живопись. А Шишкин? Возьми фотоаппарат, сфотографируй — вот тебе и Шишкин. Художник-фотограф, не более». И услышав такое, человек, которому близка русская реалистическая живопись, на какое-то время теряется, испытывает смятение, не зная,  что ответить.

  Чтобы понять природу такого великого художника, как Шишкин, а также осмыслить  причину возникновения подобных негативных суждений о нём, давайте обратимся к истории.

Есть только два пути человеческого существования: путь цивилизации — накопления материальных благ и монашества, как говорят «умного делания», отказа от всего лишнего. Кризис духовный, наблюдаемый ныне, — от утраты понимания первостепенной значимости этого «умного делания».

До времени царствования Алексея Михайловича церковь охватывала все стороны жизни, все области человеческого творчества. После Петра Первого они обрели автономию. И если ранее при всём различии общественных положений по духовному облику своему русские люди составляли однородную массу, то отмена патриаршества и захлестнувшее Россию влияние западных идей, исходящих от тех же французских энциклопедистов, Давида Штрауса, Эрнеста Ренана, разрушили эту нравственную цельность.

Порабощение церкви, её антиканонический строй, отсутствие независимости духовной власти свели в XVIII веке церковь до обрядового института. И потому наблюдается ещё с петровских времен отход так называемой свободомыслящей интеллигенции от церкви. Происходило, да и  по сию пору происходит предательство церкви. Вся история русской интеллигенции в позапрошлом, прошлом и нынешнем столетиях шла и идёт под знаком религиозного кризиса. А выражается он чаще всего в переходах от страстной веры к страстному безверию. Как нигде, это замечаешь по живописным работам русских художников. Иногда ловишь себя на мысли, что художнику русскому не приходит в голову, что его творчество может быть связано с духовным наставничеством.

Во времена духовного спада, охватившего русское общество в XIX веке, далеко не всякий художник понимал, что только церковь и способна сыграть решающую роль в возрождении государства, что только её голос окажется достаточно авторитетным, чтобы предотвратить анархию и объединить русский народ; что задача интеллигенции, если она не хочет, чтобы в ней самой была парализована православная мысль, — крепить церковь и с тем — государство.

Русская светская живопись, как и русская светская литература, начиная с XVIII века, отойдя от церкви, сработала, замечу, за малым исключением, на разрушение государственности.

К счастью, среди русских художников всё же были и те, кто работал на духовное возрождение России. И среди этих имён одно из первых принадлежит Ивану Ивановичу Шишкину.

Пейзажи  этого молчаливого, глубокого мастера, формирующего национальные черты русского человека, отличает художественная правда природы.

«Если дороги нам картины нашей дорогой и милой родины Руси, — писал ему в 1896 году В.М. Васнецов, — если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению её ясного, тихого и задушевного облика, — то пути эти лежат и через ваши смолистые, полной тихой поэзии леса. Корни ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их ничем и никогда оттуда не выкорчевать».

Слова эти своевременны и сейчас, когда несколько модным стало глубоко ошибочное толкование творчества И.И. Шишкина как художника-фотографа. Сознательно или нет брошенная мысль явно подразумевает ограниченность духовного начала художника, для которого, однако, «природа есть единственная книга, из которой мы можем научиться искусству», и который, начиная работу над новой картиной, всякий раз мыслил «написать пейзаж, в котором бы с предельной ясностью и конкретностью выразилась любовь к жизни, к земле, к людям». Мысль эта согревает все картины художника.

И давайте, наконец, назовём имя духовного наставника И. И. Шишкина, которым был замечательный русский учёный, — это священник Капитон Иванович Невоструев, живший в Чудовом монастыре и занимавшийся описанием славянских рукописей, хранившихся в Синодальной библиотеке. Могу предположить, что именно К.И. Невоструев во время обучения И.И. Шишкина в московском училище живописи, ваяния и зодчества и был духовником молодого художника. И именно этот человек заронил в сознание И.И. Шишкина мысль, что красота природы, окружающей нас, — это в первую очередь красота Божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника — как можно вернее передать эту мысль.   

«Человеком-школой», «верстовым столбом в развитии русского пейзажа» называл И.И. Шишкина художник И.Н. Крамской. Именно такой человек-школа и был необходим русскому пейзажу в период его становления, когда живопись русских художников помогла «русскому искусству возвратиться на родную почву, выработать свой язык, свои приёмы, свое миросозерцание». Он был глубоко русским человеком и видел природу глазами своего народа.

Отрицание Шишкина — это отрицание русского народа, его культуры, религии в первую очередь. Неприятие её вызывало, да и по сию пору вызывает нападки на его творчество и работы продолжателей его школы. Известно, с каким скепсисом относился к работам русских художников-передвижников поклонник творчества П. Пикассо И. Эренбург. Нельзя не сказать несколько слов и о таких художественных критиках, как А. Морозов или А. Каменский. Эти новоявленные идеологи авангардизма в завуалированной форме, но вполне определённо вдалбливали в сознание массового читателя мысль о «неполноценности» работ Шишкина. Нет, они прямо не отрицали его творчество, но утверждали, что оно нечто отжившее, продукт своего времени — и только, экспонат исторический, если хотите.

Именно такие люди, как И. Эренбург, А. Морозов, А. Каменский и иже с ними, и приложили максимум усилий, чтобы разрушить реалистические традиции в русском искусстве, подменив их реализмом с размытыми берегами, смыкающимся с авангардизмом. Мысли, высказанные ими, были подхвачены прессой и стали позицией официоза.

Нападки на Шишкина, начавшиеся при его жизни, продолжались и после его смерти. Они носили не случайный, эпизодический характер, а являли собой акцию планомерную, продуманную.

Стоит отметить, что неприятие русской национальной культуры, культуры религиозной, свойственно тем, кто жаждет большего — её разрушения, для кого важно лишить нацию её идеологии, превратить её в обезличенную массу. То духовное начало, которое объединяет русских людей, позволяет им себя ощущать и называть русскими, имеет весьма притягательную силу для остального мира, и, может быть, православная церковь, способная объединить широкие круги соотечественников в их борьбе с силами зла, именно поэтому и вызывает такую ненависть у врагов её. Поэтому и подвергаются нападкам глубоко национальные по духу русские художники. Шишкин же — в первую очередь.

Лев Анисов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"