На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Дух воинский  

Версия для печати

Плох тот солдат, кто не мечтает быть генералом

К 24 декабря, дню взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова в 1790 г.

Православное воинство – христолюбивая победоносная армия – сегодня уже является частью истории. Частью знаменитых побед великих русских полководцев: Суворова, Кутузова, Ушакова. Армия потеряла свою веру и из православного воинства превратилась в институт наемников, приученных лишь выполнять некоторую последовательность действий, именуемых боевыми. Вместе с утерей духовного идеала армии произошла ее деморализация, коснувшаяся всей структуры вооруженных сил – от низших чинов до высших. Мы стали забывать, что такое настоящая победоносная армия и на каких принципах она должна быть основана. Мы стали забывать об идеале – христолюбивом воинстве. 

Для любой армии крайне важна мощная духовно-нравственная основа военного воспитания, призванная стать частью каждого военнослужащего: от солдата до офицера. Для русской армии такой исторически сложившейся основой стала православная вера – государствообразующая вера нашей великой страны. С момента принятия в 988 году христианства дружины великих князей сопровождали каждый свой поход молитвой, а в скором времени в обиход русских воинов вошли и передвижные часовни и храмы для регулярного совершения богослужений в месте стоянки войск. Для окормления бойцов и совершения служб при каждом воинском формировании находился священник. 

Таким образом, сотрудничество армии и церкви в России имеет многовековую историю, а православная вера прочно укрепилась в статусе духовно-нравственной опоры русского воинства. Христолюбивое воинство и верующий полководец вкупе создавали идеальный образ русской армии. Оскудение этого образа началось с потерей веры в народе. Уже с середины 19-го столетия стали очевидными тенденции к обрядоверию, нежели к осмысленному обращению к Богу. Вера перестала занимать умы людей, а Господь перестал занимать их сердце. Эта духовная болезнь русского народа вылилась в кровавые революционные события 1917 – 1918 годов и атеистический период в нашей истории, окончательно уничтоживший само понятие христолюбивого воинства. 

В наши дни самосознание российского общества вновь обращается к исконно русским духовным идеалам – православной вере. Возрожден институт военного духовенства, в воинских частях возрождаются разрушенные в советское время храмы и строятся новые… Но положительные на первый взгляд действия армейского руководства не приносят положительных плодов. И причина низкой эффективности капелланов заключается в отсутствии грамотно построенной системы воинского воспитания. За последние 5 лет штат офицеров российской армии сократился более чем на сто тысяч человек и подавляющее большинство уволенных с армейской службы – офицеры-воспитатели. Начиная с 1990 года всего несколько раз на заседаниях правительства по вопросам национальной безопасности ставился вопрос об эффективности воинского воспитания, но не было принято ни одной программы реформирования существующей системы. 

Для решения данной проблемы необходимо выяснить возможные пути реформирования и модернизации системы воспитания военнослужащих в духовно-нравственном аспекте. Наиболее перспективным видится обращение к опыту знаменитых русских полководцев, сочетавших в себе православного христианина и великого воина. Ярчайшим примером русской военной истории в этом отношении является генералиссимус А. В. Суворов. Уникальное сочетание талантов, поразительная духовная стойкость, острота ума и добрый подход к солдатам надежно закрепили имя Александра Васильевича Суворова в анналах русской истории. 

Достаточно трудно найти идеал армии, отвечающий всем возможным общественным критериям. Есть общие понятие и посылы, разработанные многолетним трудом полководцев со всего мира – их опыт заложен в основу любой современной армии. Но важно отметить, что этот опыт трансформируется в каждом конкретном случае под особенности менталитета государствообразующей нации каждой конкретной страны. В основу русской военной системы с самого начала ее существования положен был принцип обязательности. Защита родины являлась долгом для каждого, и этот долг носил отпечаток сакральности – он был священен. Те полководцы, кто понимал и принимал этот священный долг, прославили свои имена в русской истории как великие защитники своей родины. Они стали теми людьми, кто трансформировал имеющийся многовековой опыт ведения боевых действий и содержания армии в мирное время, приспособил его к реалиям российской действительности. 

В воспитании солдат русская армейская доктрина всегда выдвигала религиозное начало и национальную гордость. «Мы – русские, с нами Бог!» – учил Суворов. Поэтому его наука и стала действительно «Наукой побеждать». Каждое из ее слов достигало самого сердца русского воина, а все суворовское поучение – величайший памятник православной русской культуры. 

Мы вновь обращаемся к тому идеалу святости, чистоты, патриотизма, бескорыстного жертвенного служения, преданности долгу, ярким носителем которого был Александр Васильевич Суворов. Сегодня как никогда важно донести до командования современной российской армией необходимости преобразований, которые должны будут затронуть все части армии, начиная с ее основной доктрины в общем, заканчивая дисциплиной и моральным обликом каждого отдельного солдата. 

Девиз Суворова: «доблесть и верность», и именно эти качества, которыми он заслужил славу в ряду исторических героев, он старался прививать ввереному ему воинству. Безграничный приверженец империи, бесконечно преданный интересам своей великой государыни, более полвека он служил в войсках ее и ее наследника. Везде, где только проходил Суворов, падали вековые твердыни, не выдерживая мощи русского оружия, бежали тысячи неприятелей, и даже неприступные горы Швейцарии не смогли противостоять этому великому человеку и выдающемуся полководцу. 

Простота в обращении, любовь к солдатам и неустанная о них забота, труженический образ жизни, рвение к службе своему отечеству и исполнительность – все это делало Суворова могучим властелином над вверенными ему силами, имеющим очень высокий авторитет среди солдат. Например, он приказывал полкам пройти более тысячи километров в месяц или перейти болото и, не отдыхая, отправиться на крепостную стену, – и все его приказы выполнялись быстро, точно и без возражений. Десятки тысяч людей и характеров в его руках были мощным единым организмом, безропотно выполнявшим все его приказы. За всю его жизнь только однажды не послушались его солдаты – это было в Швейцарии, когда он приказал заколоть себя и зарыть в могилу после небольшого поражения в неприступных горах. 

Самое пристальное внимание стоит обратить на дисциплину в войсках Суворова. Согласно Уставу Петра Великого, сообразного духу своего времени и долго имевшего силу закона в русских войсках, дисциплина вводилась и охранялась строгой системой наказаний. Она была внешняя и поддерживалась лишь страхом наказания. Наказания, в свою очередь, были весьма жестокие, а их назначение в виде дисциплинарных взысканий предоставлялось власти местных начальников. Полковник имел право, без суда, по собственной оценке вины, прогнать солдата сквозь строй до трех раз. Суворов же резко осуждал «палочную» дисциплину и чаще всего решал дисциплинарные проблемы воспитательной беседой, не уродуя физическое здоровье солдат. Именно Суворов, сам того не осознавая, стал основателем системы воинского воспитания в армии. 

Прежде всего, Суворов обращал внимание на религиозную сторону и на нравственное чувство солдата. В 1771 году писал он командиру русских войск в Польше Веймарну: «Немецкий, французский мужик знает церковь, знает веру, молитвы, у русского едва знает ли то его деревенский поп, то сих мужиков в солдатском платье учили у меня неким молитвам. Тако догадывались и познавали они, что во всех делах Бог с ними и устремлялись к честности». Здесь Суворов очень четко отражает мысль, как вера в Бога меняет самосознание русского солдата – он устремляется к честности. Александр Васильевич показывает силу веры, силу жесткого внутреннего духовного стержня и опоры, которой для русских солдат становилась православная вера. 

О важности веры для воина и воинского служения задолго до появления Александра Васильевича и самой Руси говорило Священное Писание. Уникальный образ воина, идущего в бой с Божием благословением являет собой Иисус Навин. Наследник Моисея в деле расселения еврейского народа в земле обетованной, Иисус Навин проявлял чудеса веры. Из Священного Писания мы знаем случай, когда Иисус Навин остановил солнце и луну для завершения боевых действий. Он укреплял свое войско в вере: «Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и дает нам ее... не бойтесь народа земли сей... с нами Господь». Подобно Суворову Иисус Навин воодушевлял свое войско именем Божиим. 

Иисус Навин беспрекословно повиновался Божиему гласу. Во время осады Иерихона Бог велел ему обойти город с трубами 7 раз. С точки зрения обычного человека, со стенами немыслимой толщины, какие были в Иерихоне, ничего бы не случилось. Но Иисус Навин выполнил указание и к удивлению всего израильского народа стены рассыпались. Вся история Иисуса Навина пронизана главной мыслью – Господь всегда помогает верующим в него и просящим его о помощи. Особенно важен этот пример, как четкое свидетельство Божией помощи в военном деле, если оно богоугодно. А как мы знаем из Писания, любая оборонительная война, заключающаяся в отражении интервенции неприятеля, есть дело богоугодное и нет большей награды для человека, чем умереть за своих друзей и близких. 

Иисус Навин был очень мужественным и твердым полководцем, он поддерживал боевой дух в себе и вверенном ему народе, он хранил чистоту и силу веры и старался передать ее людям. Иисус Навин являет пример полководца, достойного подражания. И нет ничего удивительного, что основанная на синтезе веры и патриотизма армия Суворова являет пример блистательной системы воинского воспитания. 

Однажды Суворов писал все тому же Веймарну: «Надлежит начинать солидным, а кончать блистательным». Перефразируя на современный лад, «плох тот солдат, кто не мечтает быть генералом». Действуя на религиозное сознание своих людей, Суворов также считал необходимым внушать им и благородные побуждения, преимущественно честолюбие. Веймарну он говорит: «Без честолюбия, послушания и благонравия нет исправного солдата». О правоте Суворова и эффективности его воспитательной системы можно судить по многочисленным, иной раз совершенно невозможным, но от этого не менее блистательным победам. 

Отдельно стоит отметить заботу Суворова о мирных жителях поселений, оказавшихся на территории боевых действий, заставляя всех своих офицеров наизусть выучивать и ежедневно напоминать солдатам следующую нехитрую истину: 

«Обывателя не обижай! – он нас поит и кормит, солдат не разбойник». 

И даже в этом небольшом напоминании своим солдатам проявляется огромная забота А. В. Суворова о всеобщем благосостоянии. Александр Васильевич в первую очередь стремился сохранить мир, спокойствие, уважительное отношение друг к другу в людях, он стремился к религиозным идеалам и прививал их своей армии. Такая инициатива воспитывала уникальные особенности боевого духа русских солдат, фактически Суворов являет собой пример идеала российской армии в деле духовно-нравственного ее воспитания. И, как можно судить о победах русских войск, воспитание боевого духа реально влияет на боеспособность армии. 

Образ российской армии на протяжении веков сочетал в себе два основополагающих принципа – это любовь к родине и любовь к Богу. Патриотизм и вера были присущи как простому солдату, так и главнокомандующему. Российская армия была очень мощной структурой и была достойна великого государства, которое она защищала. Важнейшими основами службы были личный пример командира, взаимовыручка и уважение, общая идея Божиего благословения воинам, с честью и достоинством совершающим свое служение. 

Современной российской армии придется много потрудиться, чтобы хотя бы приблизится к идеалу русского христолюбивого воинства. Отрадной тенденцией следует считать привлечение в армию офицеров-воспитателей и дарование проблемам воинского воспитания статуса приоритетной задачи развития и реформирования российской армии. Остается надеяться, что проводя политику формирования нового нравственного образа вооруженных сил России наши военачальники не забудут обратиться к опыту предыдущих поколений и в полной мере осознают важность сотрудничества российской армии и Русской Православной Церкви в деле воспитания боевого духа в современной армии.

Протоиерей Александр Федосеев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"