На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Дух воинский  

Версия для печати

Воспитание армии и идеи графа Л.Н.Толстого

Предоставлено “Военным сборником”

Опыт всех войн, как тех эпох, когда военная техника только зарождалась, и потому была весьма слабой, так и тех времен, когда эта техника сильно развилась и усовершенствовалась и потому стала могущественной, свидетельствует, что духовные начала, нравственный элемент имеют первенствующее значение перед всеми материальными средствами. Поэтому естественно, что руководители армии всегда и всеми мерами должны стремиться к тому, чтобы при боевой подготовке ее развитию духовных начал, нравственному элементу уделялось бы возможно более внимания.

При этом нужно помнить, что в этом отношении имеют значение не только прямые средства, способствующие твердому установлению в войсках тех положительных моральных оснований, на которых зиждется нравственный элемент, но не меньшее значение имеет также и все то, что непосредственно противодействует укоренению обратных влияний, способных заглушить добрый в этом отношении посев и вырастить зловредные плевелы.

На мерах положительных и противодействующих в этой области основывается моральная подготовка армии, ее воспитание.

Двадцатипятилетие со времени начала войны 1904-1905 г.г. дает основание вспомнить, как обстоял этот вопрос перед указанной войной, и из таких воспоминаний извлечь необходимый урок для будущего.

Моральная подготовка русской армии, ее воспитание, как это было и раньше, перед войной с Японией, велась на основании формулы: “За Веру, Царя и Отечество”. Другими словами, основами воспитания русской армии явились: религия, воплощенная в православии; преданность существующему государственному строю и порядку, в частности преданность Верховной власти в лице Монарха и патриотизм, т.е. сознательная любовь к Родине с ее физическими свойствами, государственным устройством, достижениями материальной и духовной культуры и бытовым укладом.

Эти основы наиболее отвечали исторически развившейся идеологии русского народа, были понятны ему, сделались ему дороги и вполне удовлетворяли его сознание и его духовные запросы, вытекающие из строя его души.

Вследствие этого воспитание, моральная подготовка армии давали хорошие результаты, и наша армия всегда, вообще говоря, могла считаться обладающей нравственным элементом, стоящим на должной высоте.

Но наряду с этим армия с некоторых пор испытывала и другие воспитательные влияния, которые перед войной с Японией стали весьма настойчивыми и сильными.

Влияния эти явились следствием деятельности различных революционных группировок и прогрессивно-либеральной интеллигенции.

Преследуя свои антигосударственные и антиправительственные цели, эти элементы прежде всего старались подорвать правительственную власть и ее законный источник, дискредитировать их и уничтожить их авторитет.

Для этого нужно было расшатать те нравственные устои, на которых покоилась вся государственная и бытовая идеология русского народа, а значит и армии. Религия, исповедуемая большинством народа, правительство, как исполнительный орган Монарха - Царя, и патриотизм, как выражение идеи Родины, Отечества, - вот против чего были направлены все усилия революционеров разных толков и либеральной интеллигенции, идейным вдохновителем, нравственной опорой и духовным вождем которой явился граф Лев Николаевич Толстой.

В своей статье “Письмо к фельдфебелю”, напечатанной в 1902 году, граф Толстой писал: “Вопрос в том, как могут здравомыслящие люди верить, как верили и верят теперь все служащие на военной службе, таковому очевидному обману, т.е., что убивать нельзя людей вообще, но можно по приказанию начальства?”

Ответ на этот вопрос, - дальше говорит граф Толстой, - в том, что обманываются люди не одним этим обманом, а с детства подготовляются к этому целым рядом обманов, целой системой обманов, которая называется православной верой и которая есть ничто иное, как самое грубое идолопоклонство.

В дальнейшем изложении этого письма граф Толстой православную веру иначе не называет, как “ложной верой”, “ложным учением”, а все изложенное в книгах Нового и Ветхого Заветов считает ничем иным, “как грубым смешением суеверий еврейского народа с обманами духовенства”.

Эти мысли графа Толстого, напечатанные и распространяемые, при его признаваемом передовыми людьми авторитете естественно могли служить источником противорелигиозного яда, развращающе действующего на основу духовного естества человека, на религиозные чувства и религиозную настроенность людей, расшатывая их нравственные устои, заставляя их не признать велений совести и долга, приучая их не считаться с какими-либо моральными требованиями и позволяя им с легкостью перескакивать через всякие “нельзя”.

Такая проповедь графа Толстого могла быть тем более вредной, что она была направлена непосредственно к лицам низшего командного состава и несомненно подрывала авторитет высших начальствующих лиц и веру в них и, таким образом, разлагала дисциплину и вообще те основы, на которых зиждется сила армии.

В своих брошюрах: “Патриотизм и Правительство”, изданной в 1900 г., “Рабство нашего времени”, напечатанной в 1898 г., и “Единое на потребу”, вышедшей в 1905 г., граф Лев Николаевич Толстой чрезвычайно отрицательно и даже поносительно относится к правительству вообще, безотносительно какого государства и к какому патриотизму какого бы то ни было народа.

Так, относительно правительства, как власти, управляющей государством и охраняющей в нем тот или иной правопорядок, граф Толстой в разных местах названных брошюр пишет:

“Власть над другим человеком есть ничто иное, как признанное право не только предавать других людей мучениям и убийствам, но и заставлять людей мучить самих себя...”

“Если правительства были нужны прежде для того, чтобы защитить свои народы от нападения, то теперь правительства искусственно нарушают мир, существующий между народами, и вызывают между ними вражду.”

“Правительства заставляют свои народы разрушать то единое, которое существует между ними и ничем бы не нарушалось, если бы не было правительств”...

“Всякое правительство поэтому, а тем более правительство, которому предоставлена военная власть, есть ужасное, самое опасное в мире учреждение. Оно умственно и нравственно развращает свои народы.”...

“Француз, русский, поляк, англичанин, ирландец, немец, чех - поймите, что спастись от всех наших бедствий вы можете только тогда, когда освободитесь от отжившей идеи патриотизма и основанной на ней покорности правительствам...”

Этих выдержек, казалось бы, достаточно, чтобы обрисовать то направление, в котором граф Лев Николаевич Толстой вел свою пропаганду против правительств, а значит, против всякой власти. Эта пропаганда имела особенно отрицательное значение для России, где источником всякой власти является Самодержавный Монарх.

В связи с государственно-идеологическим сознанием громадного большинства русских такая пропаганда вела не только к подрыву авторитета всякой власти и к стремлению освободиться от внешних принудительных ее влияний, но она способна была в полной мере дезорганизовать людей внутренне, давая волю их анархическим началам, которые присущи каждому человеку и которые, не сдерживаемые внутренним чувством необходимости подчинения для общего блага государства той или иной власти, происходящей из законного источника, приводят к уничтожению солидарности, несогласованности, к разъединению усилий всех. К разброду, развалу, к исчезновению всякого порядка, к установлению общего анархического беспорядка.

При таких условиях, особенно в случае войны, армия не может выполнять своего назначения, она не может даже существовать, как армия.

Вот такая-то пропаганда и велась революционерами разных толков и либеральной интеллигенцией, вдохновляемой и воодушевляемой великим писателем земли Русской среди разных слоев населения, от которых передавалась в армию, стремясь заложить и разрушить все, составляющее духовный ее элемент.

Так подтачивалось перед войной 1904-1905 г.г. все то, что выражалось вторым членом формулы, заключающей в себе три основных начала, на которых воспитывалась армия.

Не был оставлен в покое радетелями народного счастья по своему образцу также и третий член этой формулы, включающий в себя понятия Родины, Отечества и выявляющий себя в чувстве патриотизма.

И революционеры, и передовая интеллигенция с полным безразличием и даже с враждебностью относились к Родине, Отечеству и презрительно трактовали понятие патриотизма, которое питало чувство любви и привязанности к Родине, желание ее отстаивать от всех, кто на нее так или иначе покушается, кто затрагивает ее материальные и моральные интересы.

И в этом походе на патриотизм, связующий в одно целое отдельные личности народа и дающий ему силы защищать все дорогое, все святое для него, тон задавал граф Лев Николаевич Толстой. Его повторяли, ему следовали в этом, в его писаниях находили обоснования для соответствующих утверждений, на его авторитет опирались, ведя определенную пропаганду.

А граф Лев Николаевич Толстой в своей уже названной брошюре “Патриотизм и Правительство” относительно патриотизма развивал следующие мысли:

“Патриотизм в наше время есть чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами...”

“Все народы так называемого христианского мира доведены патриотизмом до полного озверения...”

Вряд ли к этому нужно что-нибудь прибавить для того, чтобы признать весь вред для армии такой пропаганды графа Толстого и его последователей относительно патриотизма, пропаганды, отвергающей один из самых могущественных стимулов для высокого служения армии, для выполнения ею ее священных обязанностей, для следования ею суровому и тяжелому долгу, требующему величайшей жертвы от воина - его жизни - в интересах своих соотечественников и того, что составляет для него самое дорогое, самое святое - его Родины.

Таково в общем учение графа Толстого, которое можно формулировать в противоположность учению “За Веру, Царя и Отечество” - “Против Веры, Царя и Отечества” и которое граф и его просвещенные, полупросвещенные и совершенно непросвещенные последователи и поклонники распространяли в народе и в армии, - он, веря в истинность своих идей, или быть может из оригинальничания или озорства, а другие - пользуясь ими, как одним из средств для ниспровержения существующего государственного строя ради своих личных интересов.

Но на этом не останавливались гр. Толстой и его единомышленники. В своих стремлениях они ополчались против войны вообще и против исполнения их служебного долга офицерами и солдатами.

Так, в своих брошюрах: “Против войны”, изданной в 1898 году, “Рабство нашего времени” (1898 г.) и “Одумай-тесь”, написанной в 1904 г. по поводу Русско-японской войны, гр. Л.Н. Толстой войну иначе не называет, как “простым убийством, сопровождаемым разорением, грабежом и притом таким убийством, которое предпринимается, вопреки желанию большинства народа, очень незначительным его меньшинством ради своих личных удобств и комфорта, ради возможности этому меньшинству жить в роскоши и праздности.”

Здесь же гр. Л.Н. Толстой убеждает всех не участвовать в этих убийствах, разорении и грабежах и отказываться от военной службы.

Причем утверждает, что такой отказ и наказание за него - тюрьма или изгнание - есть только выгодное страхование себя от тех опасностей, которые несет с собой военная служба и, как результат ее, вероятное участие в войне.

Но, кроме расчета, выгоды отказа от военной службы гр. Толстой видит в последнем еще исполнение нравственного долга, т.е. таким отказом каждый служит великую службу Богу и людям и потому удовлетворяет требованиям своего нравственного долга и велениям своей совести.

И поэтому гр. Толстой восхваляет всех тех, кто отказался от военной службы и участия в войне.

В своих статьях: Офицерская памятка” и “Солдатская памятка”, напечатанных в 1901 г., гр. Толстой по поводу военной службы и войны обращается непосредственно к офицерам и солдатам и прежде всего говорит им, что та солдатская памятка, которая, будучи составлена знаменитым генералом М.И. Драгомировым, в общедоступной и образной форме содержит все основные обязанности каждого солдата и которая была вывешена во всех казармах, что “она лишь доказывает ту ужасную степень невежества, рабской покорности и озверения, до которых дошли в наше время русские люди”; и ввиду этого граф Толстой написал обращение к солдатам и офицерам, в котором, как он сам говорит, “старается напомнить им о том, что они, как люди и христиане, имеют совсем другие обязанности перед Богом, чем те, которые выставляются в этой памятке.”

В общем, службу офицера граф Толстой называет “бесче-стной” и потому рекомендует бросить ее и даже советует, как это сделать, - он говорит: “собрав часть, которой вы командуете, выйдите перед нею и попросите у солдат прощения за все то зло, которое вы им сделали, обманывая их, - и перестаньте быть военным”.

Такая проповедь Толстого и иже с ним, идущая вразрез с тем воспитанием офицера и солдата, которое является единственно соответствующим их высокому назначению и отвечающим свойствам, запросам и исторически сложившемуся сознанию правильно мыслящего, здраво рассуждающего и нормально чувствующего человека, принадлежащего к определенной национальности, имеющего свою Родину и свое Отечество, - такая проповедь графа Толстого способна была только действовать развращающе и разлагающе заменить сознание тех, к которым она относилась, извратить их чувства и в результате крайне вредно отразиться на нравственном элементе армии, подорвать его и сделать армию менее способной успешно вести войну.

Как же в действительности пропаганда изложенных выше идей гр. Толстого отразилась на армии перед войной с Японией в 1904 г.?

В своей брошюре “Одумайтесь”, изданной по поводу Русско-японской войны, граф Толстой в связи с неодобрительным заявлением одного крестьянина относительно этой войны писал: “Да, совсем иное отношение людей к войне теперь, чем то, которое было прежде, даже недавно, в 77 году. Никогда не было того, что свершается теперь”.

Таким образом, сам граф Толстой устанавливает большой успех своей пропаганды против войны, против военной службы.

Мы должны, однако, сказать, что проповедь графа-анархиста к 1904 г. еще не дала тех результатов, которых он ожидал и которых желал. Но все же, несомненно, она произвела свое действие.

Она возбудила сомнение и недоверие, она влила яд отрицания, она подготовила почву и создала благоприятные условия для восприятия разрушительных учений, она поколебала твердые устои нравственного элемента в армии и, если еще не развалила окончательно, то расшатала настолько, что малейшая благоприятная обстановка, легко создаваемая в войне невзгодами физическими и моральными и тяжелыми переживаниями, могла заставить восторжествовать эти учения и уничтожить, или хотя бы в значительной степени парализовать все то, что давалось солдатам воспитанием и чем, главным образом, и сильна была солдатская масса. В общем, она подрывала в основе моральную подготовку армии, чем в громадной мере уменьшала ее нравственную силу и ее физическую мощь.

Небывалое в прежних войнах проявление некоторыми войсковыми частями в японскую войну недостаточной нравственной упругости, сказавшейся в малом проценте потерь, при которых они теряли способность вести бой; случавшиеся иногда массовые сдачи в плен, а также беспорядки и волнения после заключения мира в войсках, как находившихся в Маньчжурии, так и пребывающих внутри России, служат ярким подтверждением этого и являются чрезвычайно поучительными для дела будущего строительства армии.

А. Баиов. Новое Время, (Белград). 1929. - NN 2552, 2553.


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"