На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Дух воинский  

Версия для печати

Вызовы времени и наша армия

Статья Председателя Комитета Государственной Думы по обороне

Еще будучи первым заместителем начальника Генштаба, я письменно докладывал начальнику Генштаба Михаилу Колесникову, министру обороны Павлу Грачеву и Президенту страны Борису Ельцину, что система Вооруженных сил (ВС) не может реформироваться изнутри, исключительно трудами самого военного ведомства, реформирование должно быть организовано извне. Этого взгляда я придерживаюсь и поныне.

Мне представляется, что сама постановка вопроса о проведении военной реформы была абсолютно правильной - в начале 1990-хгодов. Так как после насильственного разрушения государства, Вооруженных сил нам достался изуродованный обрубок армии, и этот изувеченный организм надо было излечить и привести в соответствие с потребностями нового государства - суверенной России.

В 1992 году решение данной проблемы нам следовало увязать с изменением геополитического и геостратегического положения новой России. С пониманием того, что Россия - не Советский Союз, с уменьшением прежних великодержавных амбиций проанализировать угрозы сегодня и в перспективе, и при этом надо было четко заявить о своих новых долговременных жизненно важных интересах в области национальной безопасности, и с учетом всего этого строить ВС. Тогда сейчас мы имели бы нормальные сбалансированные Вооруженные силы, готовые выполнить поставленные политическим руководством страны задачи. Но таких Вооруженных сил у России сейчас нет. В первую очередь потому, что военная реформа с самого начала не имела верного политического направления. С сожалением приходится делать вывод, что она пока в России не состоялась, неоднократно начиналась и также неоднократно проваливалась. К сожалению, далеко не все даже искренние сторонники позитивных преобразований обороны уяснили зависимость военной реформы от преобразований других, не менее важных сфер жизни общества, таких, как экономика, политика, культура, здравоохранение и образование, социальное самочувствие граждан.

ВИХРЬ-К

Разумеется, нынешнее состояние Вооруженных сил, призванных обеспечить безопасность государства, не осталось без внимания Президента Владимира Путина и Государственной Думы. В качестве примера достаточно напомнить напряженную работу и даже борьбу вокруг статьи бюджета на оборону и законов социального блока.

Особого подхода к обороне России требуют уникальность ее геополитического положения, радикальные изменения военно-политической обстановки в мире, новые вызовы нашей безопасности на глобальном и региональном уровнях. Особенность геополитического положения России состоит не только в том, что она занимает огромную территорию, имеет протяженность границ 61 тыс. км, обладает огромными запасами природных богатств. Выполняя функцию евразийского моста, она фактически приближена ко многим конфликтным зонам и очагам напряженности. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться в том, что события на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке не могут оставить в стороне Россию. О влиянии ситуации в Европе на нашу страну говорить не приходится. Это оригинальное и разнообразное соприкосновение с внешней средой требует особой обороны, не имеющей аналога в мире.

Радикальные изменения в структуре международных отношений не оставили иллюзий на установление вечного мира на планете. Более того, разрушение биполярного мира и нарушение стабильно стистимулировали старый военно-силовой способ решения спорных проблем. Сохранились старые подходы времен "холодной войны". К границам России приближаются несовместные предприятия, не туристические фирмы, а организация, способная вести широкомасштабную войну. К этой войне НАТО готовится на протяжении всей своей истории, и признаков трансформации в сторону мира пока не наблюдается. Следовательно, существование и расширение военного блока, способного вести широкомасштабную войну, требуют внесения существенных коррективов в военную реформу России.

Не может не отразиться на военной реформе нашего государства абсолютизация США роли военной силы в решении чрезвычайно сложных проблем и конфликтов, что особенно ярко проявилось после 11 сентября2001 года. Однако совершенно очевидно, что с каждым энергичным ударом военного кулака по абстрактному противнику и преступнику, вина которого не доказана, будет расти число невинно пострадавших и обиженных. Они будут искать способ отомстить и найдут его.

В то же время наращивание и рассредоточение вблизи границ России ВС США потребуют соответствующих изменений в нашем военном строительстве. Создание гигантской подковы военных баз на территориях бывших "братьев" по Советскому Союзу, активное использование территории Афганистана, Ирака и других стран в качестве военного полигона - все это создает условия для быстрого возникновения военной опасности.

Россия сегодня не имеет территориальных претензий к окружающим государствам и не собирается ни с кем воевать. Но в то же время уже мало кто думает, что будущее страны безоблачно. Тем более что немало соседей выдвигают территориальные и другие претензии практически по всему периметру границ РФ. А еще есть державы, находящиеся в тысячах километров от наших рубежей, которые заявили об имеющихся у них национальных интересах не только на территории республик бывшего Советского Союза, но даже на территории России, поэтому, если наше общество думает, что сегодняшний контур границ закреплен отныне и на века, оно глубоко заблуждается. Давайте вспомним 1975 год, Заключительный акт Хельсинки, где говорилось, что существующие границы в Европе незыблемы, окончательны, нерушимы. И где теперь эти границы?

Россия должна задуматься о том, что только наличие мощной военной силы, крепкого экономического потенциала, высокого духовного патриотического подъема сможет обеспечить национальную безопасность страны.

Кто скажет, готов ли духовно российский народ сегодня встать, как один человек, на защиту своей Родины? Готов ли он жертвовать жизнью, чтобы отстоять свое Отечество со всеми его природными богатствами, территориальную целостность государства и его независимость. Или все думают, что нас будут защищать те договоры, которые мы подписали за последние годы? В силу договоров можно верить только тогда, когда они подкреплены реальной силой государства: военной и экономической мощью, моральным духом населения, здоровьем нации, современной наукой, дающей стране передовые технологии, промышленностью, снабжающей армию и флот новейшим оружием, которое необходимо не только сейчас, но и в будущем. Великая Отечественная война не повторится, до Москвы и Сталинграда нам отступить не дадут. Кто будет отвечать за последствия?

Сегодня бессмысленно сравнивать силы противников по количеству дивизий, танков, артиллерии и т. п. Война будет другой. Почему американцы так легко идут на договоры с нами о сокращении ядерных вооружений? Да потому, что опережают нас в создании нового поколения вооружений. Ведь если у нас не будет ядерного оружия, мы, к величайшему сожалению, не сможем на равных воевать с современными армиями. Нынешнее наше отставание от США в создании высокоточного оружия и оснащении им Вооруженных сил составляет от 7 до12 лет. Хотя наша промышленность может выпускать современное вооружение, образцы его разработаны, но, к сожалению, в войска оно не поступает.

У обороны есть своя внутренняя логика развития, которая на определенном этапе выдвигает перед государством ряд принципиально новых теоретических и практических задач, требующих не простых преобразований, а настоящей военной реформы. К сожалению, эта чрезвычайно важная государственная проблема стала предметом модных политических дискуссий и не более. Вот конкретный пример. Сегодня много говорится об альтернативной службе, о гражданском контроле над Вооруженными силами, о профессиональной армии, подразумевая службу по контракту. Спору нет. Эти проблемы сами по себе важны, но каким образом их решение повлияет на качество обороны страны и обеспечение военной безопасности России, никто не говорит.

Облегченный подход к военной реформе особенно ярко проявился в практических инициативах по сокращению Вооруженных сил и разного рода структурных преобразованиях. Некоторые наши политики предлагают сократить численность ВС России с нынешних 1 млн 200 тыс. человек до 600-800тыс., для того чтобы денег, выделяемых нынешним скромным военным бюджетом, хватило на более или менее приличное денежное содержание и современное вооружение армии и флота. Определенная логика в такой постановке вопроса есть. Но тогда уж лучше сократить ВС сразу в 10 раз, до 100 тыс. человек, чтобы денежное содержание наших офицеров и солдат было как в США, Германии и Франции. Только Россия - это не Бельгия, не Англия и не Франция, и такой потешной армией Россию не защитить ни от каких внутренних, а уж тем более внешних военных угроз.

Полагаю, что единственно разумный шаг -научно проанализировать, какие угрозы существуют для России и какие нужны Вооруженные силы для отражения этих угроз. Мне, например, известно: если еще сократить наш ВМФ, он не сможет проводить морские операции. Потому что флот - это не только корабли, но и около 20 видов боевого и оперативного обеспечения, имеющие соответствующие части и спецвооружение. Кроме того, если исчезнут некоторые виды ВС РФ, будут окончательно добиты и высокотехнологичные предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые производят конкурентоспособную на мировых рынках продукцию. Вот каков будет результат таких сокращений. Надо, наконец, научиться извлекать опыт из наших собственных ошибок1992-1999 годов. ВС РФ сократили в два с лишним раза, а свободных денег для нужд обороны от этого не появилось.

Опасность ситуации для России заключается в том, что скорость негативного развития военно-политической обстановки может значительно превышать темпы современного военного строительства России. Это обстоятельство потребует от государства разработки специального форсированного режима военной реформы, который потребует максимального напряжения моральных и физических сил всей страны.

Таким образом, успех военной реформы государства, занимающего уникальное геополитическое положение, возможен при условии точного учета всех внутренних и внешних особенностей существования и развития России. По-другому быть не должно, так как особой стране необходима и особая оборона.

Генерал армии Андрей Николаев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"